Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАНАКАРИИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ
Т. 30, С. 153-156 опубликовано: 31 мая 2017г.


КАНАКАРИИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ

[греч. Παναγία τῆς Κανακαρίας], расположена близ дер. Литрангоми на п-ове Карпасия (Кипр).

История

Построенная в кон. V в. К. ц. могла принадлежать раннехрист. поселению, располагавшемуся севернее на горном склоне. Она уцелела во время первых араб. нашествий VII в. и в эпоху иконоборчества. После возвращения Кипра под власть Византийской империи (965) церковь была перестроена. Вероятно, это произошло в XII в., в период расцвета Кипра при династии Комнинов. Однако первые письменные свидетельства о К. ц. появляются значительно позже установления на острове лат. владычества (1191).

Церковь Пресв. Богородицы Канакарии. Кон. V в.
Церковь Пресв. Богородицы Канакарии. Кон. V в.

Церковь Пресв. Богородицы Канакарии. Кон. V в.
К XV в. местность уже имела наст. название. Дер. Канакария упоминается в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.) и в заметке о тур. набеге 1451 г. в рукописи Paris. gr. 1626. Деревни Канакария и Литрангоми были частью королевского домена Лузиньянов, о чем свидетельствует «Описание Кипрского королевства» (Relatione del Regno di Cipro), составленное вскоре после перехода острова под власть Венецианской республики (1489). Источники эпохи Лузиньянов ничего не говорят о статусе храма. Согласно местному преданию, одно время он использовался совместно православными и католиками, что не было на Кипре редкостью. Совр. облик церковь приобрела, вероятно, в кон. XV - нач. XVI в., в период активного восстановления и обновления греч. храмов. В это время в люнете над юж. входом была создана фреска Божией Матери с Младенцем с надписью: «Богоматерь Канакария».

Есть основания полагать, что незадолго до тур. завоевания 1570-1571 гг. храм перешел в юрисдикцию Фамагустской епископии и был превращен в мон-рь. Когда в нач. XVII в. вместо этой епархии была учреждена Киринийская, монастырь был подчинен архиепископу. Он продолжал существовать до кон. XVIII в., что подтверждается неск. свидетельствами. В надписи 1779 г. над зап. порталом упоминается игум. Хрисанф, отремонтировавший храм. Из имущественных документов архиепископии известно, что в 1780 г. были отпущены средства на ремонт церкви и келий. В «Хронологической истории острова Кипр», изданной архим. Киприаном в 1788 г., Канакария значилась как мон-рь. Этот статус сохранялся за ней вплоть до XX в., хотя с сер. XIX в. монастырские земли стали сдаваться в аренду сначала монахам, потом мирянам. Когда в 1895 г. К. ц. посетил рус. ученый Я. И. Смирнов, впервые обследовавший этот памятник, насельники в мон-ре отсутствовали. Дер. Канакария перестала существовать, а жители Литрангоми, несмотря на то что там была церковь, стали использовать К. ц. как приходский храм.

Название «Канакария», вероятнее всего, происходит от греческого слова κανάκι (ласка). В существующей форме оно могло бы быть эпитетом Богородичного образа «Ласкающая», т. е. синонимом более распространенного эпитета γλυκοφιλούσα. В 1895 г. Смирнов записал предание, согласно к-рому название обители происходит от тур. слов kan (кровь) и akar (текущая). По одной из версий предания, кровь источал мозаичный образ Богоматери, пронзенный арабом. Подобное чудо с неким кипрским образом известно по средневек. источникам, однако его связь с К. ц. не может быть доказана и скорее всего является предположением собеседника Смирнова. Тур. этимология названия церкви также не выдерживает критики, поскольку название закрепилось за храмом задолго до османского завоевания.

Архитектурный ансамбль и фрески

Перед храмом имеется двор, в который с запада ведут ворота. С юж. стороны двор замыкает 2-этажное здание в традиц. кипрском стиле (его зап. часть в наст. время находится в руинированном состоянии). Ниже расположены каменные стойла и складские помещения, выходящие в крытый портик с аркадой из низких стрельчатых арок, над ними - кельи, к к-рым ведет внешняя лестница. С сев. стороны двора находятся развалины одноэтажных зданий. Остатки более ранних построек видны также в др. местах двора. Юж. корпус, вероятно, построен на основании более древнего, а с зап. стороны, возможно, был еще ряд келий. С вост. стороны двора стоит церковь, вокруг к-рой есть неск. захоронений. Вход в комплекс, очевидно, долгое время был с юж. стороны церкви, поскольку там сооружен притвор и с этой же стороны есть проем в ограде, выходящий на дорогу.

Здание церкви представляет собой 3-нефную 3-апсидную базилику с добавленными позднее нартексом с запада и купольным притвором на колонках со стороны юж. фасада. Над средней частью центрального нефа расположен купол на высоком барабане с 4 окнами. Вима и центральная ячейка нартекса перекрыты низкими куполами без барабанов, зап. и вост. части центрального нефа и боковые нефы - цилиндрическими сводами. Боковые части нартекса имеют поперечные (относительно оси базилики) цилиндрические своды. На вост. стене сохранились остатки фресок. Из нартекса в наос вели 3 двери, северная заложена. Центральный неф отделен от боковых столбами, несущими узкие аркады; некогда к столбам примыкали плоские пилястры, поднимавшиеся до сводов. На столбах, в софитах арок и на стенах над аркадами остались фрагменты росписей. От первоначального убранства храма сохранились мозаики в апсиде.

Полное систематическое изучение памятника стало возможным после реставрационных работ, проведенных по инициативе архиепископии и Департамента древностей Кипра. После землетрясения 1941 г. нек-рые участки кладки в вост. части церкви и в куполе были укреплены бетоном. В 1949 г. то же было сделано в зап. части здания. В 1950 г. реставрационные работы возглавил А. Х. С. Миго. В 1950 г. он раскрыл большую часть мозаик, в 1952 и 1954 гг. расчистил и укрепил их. Работы были завершены в 1970 г. Исследования, проведенные во время реставрации, позволили воссоздать сложную историю строительства К. ц.

Согласно реконструкции Миго, первоначальная церковь была возведена в кон. V в. и представляла собою 3-нефную базилику со стропильным перекрытием, с 1 или 3 апсидами, с колоннадами, разделявшими нефы, и, возможно, с атриумом. В апсиде базилики находились епископский престол и синтрон (их убрали между 1914 и 1920, но их изображения были опубл. Смирновым - Смирнов. 1897. С. 68, 71). Синтрон не был полукруглым: к трону вели 3 широкие прямые ступени. Формы неск. капителей, оставшихся от колонн первоначальной базилики, также соответствуют датировке кон. V в. В начале правления имп. Юстиниана I (возможно, ок. 526-530, после сильного землетрясения, разрушившего мн. здания на Кипре) базилика была отремонтирована (неф отделен от вимы триумфальной аркой) и украшена мозаиками.

Вероятно, после первых араб. набегов (не ранее 700) колоннады были заменены аркадами на столбах с приставными пилястрами; скорее всего в это время был устроен 3-частный алтарь с проходами в диаконник и жертвенник, сделанными в стенах вимы. Возможно, тогда же над вимой было возведено высокое перекрытие, либо стропильное, либо купольное. Аналогичная реставрация базилики св. Епифания в Саламине косвенно подтверждает дату 1-й перестройки К. ц. в нач. VIII в.

В результате 2-й перестройки, которую на основании стилистического анализа можно отнести к XII в., храм получил сводчатые перекрытия над вимой (низкий купол неправильной формы на парусах) и нефами (цилиндрические своды). Над центральной частью главного нефа был возведен купол на парусах (ныне существующий купол относится к одной из следующих перестроек). Тогда же добавлен нартекс. Сохранились некоторые фрески этого периода: вмц. Варвара в одной из арок и арх. Гавриил в юж. нефе. Эти росписи были выполнены в XII в., на завершающей стадии работ по обновлению храма. Именно в этот период на Кипре наибольшее распространение получили купольные церкви.

Юж. неф еще раз перестраивался, вероятно в XIII в. В результате его свод стал значительно выше свода сев. нефа, а юж. стена была полностью переделана. На ней имеется 2 изображения вмч. Георгия Победоносца, одно поверх другого. Нижнее по стилю может быть отнесено к XIII в., верхнее - к кон. XV или нач. XVI в. На верхнем изображении сохранились граффити 1598 г. В сев. части центральной купольной ячейки главного нефа видны фрагменты сцены «Страшный Суд», сделанные до 3-й перестройки, возможно в XIV в.

Третья реставрация (кон. XV - нач. XVI в.), видимо, была связана с переделкой главного купола, барабана и подпружных арок, после чего церковь снова была расписана. Фрески сохранились в виме и в др. местах. К этому же слою относятся «Благовещение» на триумфальной арке, образ Божией Матери «Канакария» в люнете юж. вестибюля и изображение вмч. Георгия с граффити 1598 г. на юж. стене. Вероятно, эта реставрация прошла в первые годы венецианского правления, возможно после сильного землетрясения 1491 г. Датировка кон. XV - нач. XVI в. соответствует стилю фресок.

К 1750 г. купол был разрушен и возведен заново, очевидно в 1779 г. игум. Хрисанфом. Тогда же, вероятно, были заштукатурены части стен и отремонтирована зап. стена с главным порталом, над к-рым находится надпись с упоминанием игум. Хрисанфа. В 1888 г. достроена отдельно стоящая колокольня.

Последний ремонт храма в 1920 г. был связан с появлением трещины в конхе апсиды. Возможно, тогда убрали синтрон и епископский престол и заложили ниши, оставшиеся от боковых окон апсиды.

Мозаики

В апсиде церкви до недавнего времени сохранялось мозаичное убранство VI в., занимавшее всю внутреннюю поверхность конхи. Мозаика представляла собой единое поле, ограниченное бордюром и разделенное орнаментальной лентой на 2 части. В софитах апсидной арки шла полоса с погрудными образами апостолов в медальонах. Очевидно, мозаики были также на триумфальной арке над апсидой, но сейчас эти участки стен закрыты позднейшими конструкциями, видны только фрагменты еще одной орнаментальной ленты.

Иисус Христос. Фрагмент композиции «Богоматерь с Младенцем на троне». Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в.
Иисус Христос. Фрагмент композиции «Богоматерь с Младенцем на троне». Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в.

Иисус Христос. Фрагмент композиции «Богоматерь с Младенцем на троне». Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в.
Центральную часть конхи занимало изображение Богоматери с Младенцем на троне, в мандорле славы, с 2 архангелами по сторонам, на фоне райского пейзажа. Изображение правого архангела почти полностью утрачено, левая часть фигуры Богородицы и голова тоже не сохранились. Трон имеет спинку в виде лиры. Младенец с крещатым нимбом, одетый в синий хитон и кремовый гиматий, восседает на коленях Богоматери строго фронтально и держит в руках свиток.

Архангел. Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в.
Архангел. Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в.

Архангел. Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в.
Изображение Богоматери с Младенцем как символ Боговоплощения было излюбленной темой визант. храмовой декорации в доиконоборческое время и часто помещалось в конхе апсиды. Оно фигурирует во всех 3 кипрских мозаичных ансамблях этого периода - в Ангелоктисты Панагии церкви, в ц. Панагии Киры в сел. Ливади и в К. ц. Иконография Богоматери с Младенцем на троне и с архангелами, вероятно, имела к-польское происхождение и к VI в. получила повсеместное распространение (напр., энкаустическая икона из Екатерины великомученицы монастыря на Синае, мозаика ц. Сант-Аполлинаре-Нуово (см. Аполлинария священномученика базилики в Равенне), мозаика базилики Евфрасия в Порече и др.).

Евангелист Матфей. Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в.
Евангелист Матфей. Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в.

Евангелист Матфей. Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в.
Особенностью мозаики К. ц. является мандорла, окружающая не только Младенца, но и Богородицу. Мандорла является знаком Божественной сущности Христа. Как полагает М. Сакопуло, появление в мозаике К. ц. мандорлы, включающей фигуру Богоматери, является отражением борьбы с монофизитством, распространенным на близких к Кипру территориях Сирии и Египта. Еще один элемент композиции, обычно сопровождавший изображения Христа во славе в апсидах раннехрист. церквей,- райский пейзаж (фигуры архангелов фланкируют деревья, напоминающие пальмы).

Медальоны с образами апостолов соединены лентой растительного орнамента в виде побегов аканфа. С сев. стороны арки сверху вниз располагались изображения апостолов Павла (поврежденное), Андрея, Матфея, Фаддея, Марка, Фомы, с юж. стороны в 2 верхних несохранившихся медальонах - вероятно, Петра и Иоанна и затем Филиппа (образ сохр. наполовину), Луки (плохой сохранности), Иакова и Варфоломея. В зените арки должен был быть 13-й медальон, в к-ром могла размещаться хризма. Каждое изображение сопровождает разделенная на 2 столбца надпись с именем. Все апостолы представлены на синем фоне, облачены в разноцветные хитоны и гиматии; евангелисты держат в руках Евангелия.

Иконография образов апостолов в К. ц. соответствует сложившейся к VI в. традиции (ср. мозаики ц. Сан-Витале в Равенне, базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае и др.). Сочетание изображений апостолов с центральной композицией, вероятно, восходит к переработанной раннехристианской иконографии «Вознесения» - «Второго пришествия». О том, что такие алтарные композиции были, свидетельствуют ампулы Монцы 1, 10, 11 и Боббио 13 (согласно нумерации А. Грабара - Grabar A. Les ampoules de Terre Sainte: Monza, Bobbio. P., 1958), римские мозаики (ц. Сан-Венанцио, VII в.), фрески Бауита (VI в.), коптская ткань из Музея искусств в Кливленде (VI в.). Последняя особенно близка по смыслу к мозаике К. ц.: верхнее поле занимают фигуры ангелов, возносящих мандорлу с Христом, ниже помещен образ Богородицы с Младенцем на троне и с архангелами, на нижнем и на боковых полях представлены апостолы (Megaw, Hawkins. 1977. Р. 73, 76). Если эта ткань действительно воспроизводит некую алтарную композицию, то понятно, почему на ее верхнем поле нет медальонов с апостолами. Верхняя часть композиции (с возносящимся Христом) очень подходит для оформления триумфальной арки над апсидой, и, вероятно, именно такой сюжет украшал триумфальную арку в К. ц. Т. о., апостолы на мозаике К. ц. присутствуют и как свидетели Боговоплощения, и, возможно, как свидетели Вознесения и пророчества о Втором пришествии.

Притом что характер центральной композиции торжественный и иератичный, в движении архангелов, в трактовке драпировок и особенно ликов много живости и натуральности. Все образы выполнены в одной технике и единой цветовой гамме. При сравнительно небольшом масштабе изображений они набраны довольно крупными тессерами, что ведет к нек-рой живописной небрежности и «импрессионистической» неровности поверхности. Черты лиц некрупные и простые по формам, в них отсутствуют характерные для зрелого VI в. симметрия, жесткость линейной проработки, преувеличенный размер глаз. Все это сближает мозаики К. ц. с мозаиками церкви монастыря Осиос Давид (посл. четв. V в.), нек-рыми мозаиками Димитрия Солунского великомученика бализики в Фессалонике (2-я пол. V в.) и отличает их от мозаик 1-й пол. VI в. в Равенне, Риме, Порече. Из памятников VI в. в качестве аналогии может быть предложен фрагмент мозаики из ц. Санта-Мария-Формоза в Пуле. В ранневизантийский период классическое направление продолжало существовать параллельно с более строгим, условным стилем, поэтому отмеченные различия могли быть связаны не столько с хронологической дистанцией, сколько со спецификой местной традиции, тяготевшей к классическим, эллинистическим в своей основе началам. Производство мозаики на Кипре было хорошо развито еще в античности. Как свидетельствуют сохранившиеся памятники и археологические находки, в ранневизант. период здесь создавались десятки мозаичных ансамблей. Нет оснований предполагать, что в К. ц. работали приезжие, и наиболее вероятным представляется авторство местных мастеров, а временем создания мозаик - начало правления имп. Юстиниана I.

В 1979 г., после тур. оккупации Сев. Кипра (1974), К. ц. была разграблена, мозаики частично разрушены, частично сняты со стены и вывезены.

В 1985 г. были обнаружены и возвращены на Кипр медальоны с изображениями апостолов Луки и Варфоломея, в 1989-1991 гг.- фрагменты образа Богоматери с Младенцем, изображения головы арх. Михаила, апостолов Матфея и Иакова, в 1997 г.- апостолов Фаддея, Фомы, правой руки арх. Гавриила и левой руки Богородицы. В наст. время они хранятся в Византийском музее архиеп. Макария III в Никосии.

Лит.: Смирнов Я. И. Христианские мозаики Кипра // ВВ. 1897. Т. 4. С. 1-93; Sacopoulo M. A. Mosaïque de Kanakaria (Chypre): Essai d'exégèse de la «Mandorla» // Actas del VIII Congreso intern. de arqueología Cristiana. Barcelona, 1972. P. 445-446; eadem. La Theotokos à la mandorle de Lythrankomi. P., 1975; Megaw A. H. S., Hawkins E. J. W. The Church of the Panagia Kanakariá at Lythrankomi in Cyprus: Its Mosaics and Frescoes. Wash., 1977. (DOS; 14); Megaw A. H. S. Mosaici parietali paleobizantini di Cipro // XXXII corso di cultura sull'arte ravennate e bizantina: Seminario intern. di studi su «Cipro ed Mediterraneo orientale». Ravenna, 1985. P. 173-198; Stylianou A., Stylianou J. The Painted Churches of Cyprus: Treasures of Byzantine Art. L., 1985. P. 43-48; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 48, 207. Примеч. 42; Kyrres K. P. The Kanakaria Documents, 1666-1850: Sale and Donation Deeds. Nicosia, 1987; Chatzidakis N. Greek Art: Byzantine Mosaics. Athens, 1994. P. 231. Figs. 19-20; Sophokleous S. Icons of Cyprus: 7th-20th Cent. Nicosia, 1994. P. 12-14.
А. В. Захарова