Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАЛЬПА
Т. 29, С. 714 опубликовано: 29 апреля 2017г.


КАЛЬПА

[санскр.  ; пал.  ; предписание, правило, способ действия, обряд, мировой период], многозначное понятие; в ранних текстах - руководство по обрядовой практике (ср. кальпа-сутры - ритуаловедческие тексты, составляющие 1-ю дисциплину веданг), а затем - безначальные мировые периоды, «эоны». Несмотря на брахманистское происхождение парадигмы К., исчисления безначальных мировых периодов были освоены скорее всего оппонентами брахманизма в шраманский период инд. культуры - в сер. I тыс. до Р. Х. Одно из упоминаний о великом космическом цикле в палийской «Саманнапхала-сутте» позволяет соотнести эти исчисления с натурфилософскими воззрениями лидера адживиков Маккхали Госалы. Он утверждал, что через каждые 8,4 млн великих мировых периодов (пали махакаппа) все, и мудрецы и глупцы, освобождаются от страданий, подобно тому как брошенный моток пряжи должен размотаться до конца (Дигха-никая. I 54). В палийской же «Брахмаджала-сутте» сообщается о том, что современники Госалы - «некоторые шраманы и брахманы» (т. е. мыслители различных религ. ориентаций) - активно обсуждали проблему безначальности мира (наряду с безначальностью Атмана), в итоге решили ее положительно. Их вывод основывался на медитативном опыте, т. к. им казалось, что они могут благодаря аккумуляции аскетической энергии и особой концентрации сознания проследить события своей «биографии» в течение не только сотни тысяч предыдущих рождений, но и 10, 30 и 40 периодов созидания и разрушения мира (Дигха-никая. I 15-16).

У буддистов различаются помимо уже известной «великой» К. также «неисчислимая» (асанкхея-каппа) и «промежуточная» (антара-каппа) К. При этом каждая «великая» К. состоит из 4 «неисчислимых» K. (Ангуттара-никая. II 142 и т. д.); «промежуточных» К., согласно «Махавибхаше» (I-II вв.), насчитывается 20, среди которых «погибает» лишь 1-я, «возрастает» только последняя, а 18 остальных и «погибают» и «возрастают» в разных отношениях. Будда может родиться только в 1-ю из них, правитель мира чакравартин - только в последнюю, а тот, кто достигает «просветления» лишь для себя самого,- в течение остальных (V 3). Однако сарвастивадины «работали» и со значительно большими числами. В том же источнике утверждается, что не только будды, но и последователи ложных учений могут припоминать свои прежние рождения (см. выше в связи с сообщениями «Брахмаджала-сутты»), а есть и такие, кто способны к припоминанию событий, происшедших с ними 20 тыс., 40 тыс. и даже 120 тыс. К. назад (III 3). Самая сильная благая карма может иметь действие в течение 80 тыс. «великих» К., самая сильная дурная - в продолжение 20 «промежуточных» (I 2. 11). В начале каждой K. продолжительность человеческой жизни не поддается исчислению, а в конце сжимается до 10 лет: между этими крайними точками имеют место 4 этапа прогресса и регресса в связи с продолжительностью жизни, количеством населения Земли, материальными условиями жизни и нравственными качествами людей (IV 1). Немаловажное место К. занимают и в исчислениях достижений лучших адептов буддизма: чтобы стать бодхисаттвой, следует потрудиться не менее 3 «неисчислимых» К., для «медленных» требуется от одной до 100 К., а лучший ученик должен набраться терпения для достижения высшего результата в течение 60 К. (V 3; I 1. 3; 3. 2). О значительности этого «инкубационного периода» свидетельствует то, что за худшее из злодеяний - подрыв дхармы в мире - положено находиться, согласно «Абхидхармахридае» Дхармарашми, в страшном аду авичи в течение всего одной К. (IV 62-63). По средним буддийским исчислениям, К. делятся на 3 вида: малые, или «промежуточные»; средние, или К. «великих брахманов»; «великие» К., состоящие из 80 малых или 2 средних и исчисляемые как треть времени, необходимого бодхисаттве для накопления заслуги (пунья), достаточной для помощи всем живым существам. Можно предположить, что длительность предлагаемых сроков достижения конечного результата в традиц. буддизме стала немаловажным стимулом для появления концепций ускорения нирваны в буддизме ваджраяны.

В индуистских Пуранах К. отождествляется с 14 манвантарами (циклы пралюдей Ману), или с сутками Брахмы (24 тыс. божественных лет), к-рые в свою очередь соответствуют 8,640 млрд человеческих лет, разделенных далее на 1 тыс. махаюг. Каждая из махаюг снова делится на 4 юги (первичные мировые периоды мифологической космогонии), в течение к-рых происходит постепенная деградация мира. В наст. время, согласно этим калькуляциям, человечество живет в эпоху кали-юги (от добродели-дхармы осталась лишь 4-я часть); она началась в переводе на совр. летосчисление в 3102 г. до Р. Х. (так датируется начало войны пандавов и кауравов, описанной в «Махабхарате»). Соответственно каждые 4,320 млрд человеческих лет составляют день Брахмы, когда осуществляется «развертывание» Вселенной; за ним следует ночь Брахмы, равная по длительности дню, в течение этой ночи Вселенная вновь «свертывается», после чего начинается новая К. 100 суток Брахмы соответствуют «жизни Брахмы» или «великой» К., равной 311,040 млрд человеческих лет, по их истечении, равнозначному «великому развертыванию», наступает «великое свертывание» (махапралая) мироздания, его гибель, возвращение космоса в состояние хаоса, длящегося столько же, сколько «жизнь Брахмы», после чего рождается новый Брахма, и т. д. Если на начальном этапе инд. философии вопрос о том, имеет ли Вселенная начало или не имеет, составлял один из предметов дискуссий, то представители классических философских систем - даршан ее уже не обсуждают, т. к. альтернатива концепции безначальности мира уже не разрабатывалась.

Буддийское представление о К. было воспринято в культурах Тибета, Китая, Дальн. Востока и Юго-Вост. Азии, в измененном виде вошло в мифологию некоторых центральноазиат. народов.

Лит.: Бэшем А. Чудо, которым была Индия: Пер. с англ. М., 1977; Encyclopedia of Indian Philosophies / Gen. ed. K. H. Potter. Delhi, 2003. Vol. 7: Abhidharma Buddhism to 150 A. D.
В. К. Шохин
Ключевые слова:
Буддизм. Основные понятия Индуизм. Основные понятия Кальпа, многозначное понятие в индуизме и буддизме
См.также:
AВАТАРА наиболее популярная индуистская модель проявления божественной сущности в мире
ВИДЖНЯНА один из базовых терминов инд. психологии и философии сознания
КАРМА одна из основополагающих концепций, определившая космологические, антропологические, сотериологические, социально-этические парадигмы всех религиозно-философских систем Индии
АДВАЙТА-ВЕДАНТА первая религиозно-философская школа, сложившаяся в рамках веданты
АДИ-БУДДА первобудда в буддизме ваджраяны
АНАТМАВАДА одно из основоположений буддийской философии