Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАЛИННИКОВ
29, С. 488-489 опубликовано: 15 марта 2017г.


КАЛИННИКОВ

Виктор Сергеевич (10.02.1870, с. Воин Мценского у. Орловской губ.- 23.02.1927, пос. Салтыковка Московского у. и губ.), рус. композитор. Род. в семье станового пристава, происходившего из духовного звания; предки матери также были священнослужителями в неск. поколениях. К. окончил 1-е Орловское ДУ и Орловскую ДС, затем управлял семинарским хором (вслед за старшим братом Василием Сергеевичем, известным композитором). По окончании семинарии в 1888 г. поступил в московское Музыкально-драматическое уч-ще Филармонического об-ва, где обучался теоретическим дисциплинам, композиции (у проф. А. А. Ильинского) и игре на гобое. По окончании уч-ща с серебряной медалью (1896) был оставлен там в качестве преподавателя теоретических дисциплин; в годы учения служил гобоистом в оркестрах разных оперных трупп, в т. ч. Частной русской оперы С. И. Мамонтова. Нек-рое время работал также в разных уч-щах города, а в 1898 г. был зачислен преподавателем гармонии в Синодальное училище церковного пения, где оставался в штате до закрытия этого учебного заведения, а также в сменившей его Хоровой академии (до 1922). Затем преподавал предметы теоретического цикла в Московской консерватории (вплоть до кончины). Параллельно К. заведовал муз. частью в Московском художественном театре (1899-1901), руководил студенческим оркестром Высшего технического уч-ща, хором Вспомогательного об-ва купеческих приказчиков, преподавал музыку в Сиротском ин-те. К. был также активным сотрудником Музыкально-этнографической комиссии (МЭК) при Московском ун-те, где работал вместе с такими деятелями церковно-певч. искусства, как А. Д. Кастальский и А. Т. Гречанинов, в частности, проводил как дирижер этнографические концерты МЭК, принимал участие в школьных этнографических сборниках, которые выпускала эта организация. После 1917 г. служил в репертуарно-издательской секции муз. отдела Народного комиссариата просвещения (МУЗО Наркомпроса), в муз. комиссии по детскому образованию и воспитанию при театрально-муз. секции Московского Совета рабочих депутатов (1918-1920) и др.; по заказу этих учреждений сделал ряд обработок революционных и рус. народных песен, а также хоровые переложения романсов рус. классиков, исполняемые по наст. время.

В. С. Калинников. Фотография. 80–90-е гг. XIX в.
В. С. Калинников. Фотография. 80–90-е гг. XIX в.

В. С. Калинников. Фотография. 80–90-е гг. XIX в.
Духовно-музыкальное творчество занимает центральное место в композиторской деятельности К. Сравнительно небольшое по объему (24 номера), оно тем не менее обладает высокой художественной ценностью, а в отношении стиля образует связующее звено между старшим поколением Синодальной школы (Кастальский, Гречанинов) и поколением выпускников реформированного Синодального училища (Н. С. Голованов, К. Н. Шведов). К. посвящено 2 духовных хора из ор. 9 Голованова: «Отче наш» и «Ныне силы небесныя».

Духовно-муз. сочинения К. разделяются на 2 группы: песнопения литургии и песнопения всенощного бдения, причем большинство песнопений литургии создано раньше, а песнопения всенощной - позже. Даты сочинения отдельных песнопений могут быть установлены лишь приблизительно - по литографированным сборникам и программам концертов Синодального хора, а также по издательским каталогам фирмы П. И. Юргенсона (см. в ст. Юргенсон, семья нотоиздателей). В концертные программы Синодального хора вошли почти все духовно-муз. сочинения К.; есть свидетельства, что нек-рые из них исполнялись и на клиросе Успенского собора Московского Кремля. Эти исполнения проходили под упр. руководителей Синодального хора В. С. Орлова, Кастальского, Н. М. Данилина, Голованова.

№ 1-12 Литургии К. (Херувимская № 1, «Тебе поем» № 1, «Достойно есть» знаменного распева (№ 1), «Во Царствии Твоем» № 2, «Отче наш», «Достойно есть» № 2, «Слава, и ныне: Единородный», «Приидите, поклонимся», «Верую») были изданы в фирме Юргенсона и исполнены между 1904 и 1912 гг. («Херувимская № 1 была впервые исполнена Синодальным хором 16 марта 1903 г., еще до ее представления в Наблюдательный совет). Юргенсон также издал переложения для однородного хора ряда номеров Литургии К., выполненные П. Г. Чесноковым («Господи, спаси» и «Святый Боже», «Милость мира», «Тебе поем» № 2, «Достойно есть» знаменного распева, «Отче наш»). № 13 и 14 («Благослови душе моя Господа» и «Камо пойду от Духа Твоего») были опубликованы в 1914 г.; новый вариант Херувимской песни (№ 21) - в 1917 г. Песнопения Всенощной К. (№ 15-20) относятся к 1914-1918 гг. Т. о., литургия представлена в творчестве К. с достаточной полнотой, всенощная - в сильно сокращенном виде. В регентской среде бытовала рукопись Литургии в стиле Нового направления, к-рую относили к послереволюционному периоду творчества К., но ни автографа, ни к.-л. иных неоспоримых свидетельств о существовании такого цикла у К. не сохранилось. В анкете Об-ва по охране авторских прав (Драмсоюз), заполненной К. 10 нояб. 1924 г., он указывает в качестве своих духовно-муз. произведений только изданные Юргенсоном 24 номера (РГАЛИ. Ф. 675. Оп. 3. № 268).

Имя К. обычно называлось в «первой пятерке» Нового направления (вместе с Кастальским, Гречаниновым, Чесноковым, А. В. Никольским). В отличие от большинства представителей этого направления и подобно Гречанинову К. отдавал предпочтение не переложениям традиц. распевов, а свободному сочетанию их элементов и сочинению «под распев». Однако в отличие от Гречанинова, тяготевшего к развернутым формам, К. всегда предпочитал миниатюру. Определенный, хотя и нерезкий стилистический сдвиг произошел, по-видимому, в его творчестве на рубеже 1900-х и 10-х гг. XX в. Всенощная и единственный в творчестве К. духовный концерт «Камо пойду» (1914) представляют собой яркие образцы того, что можно условно назвать зрелым стилем Нового направления. К этому стилю принадлежат, напр., сочинения Кастальского этого периода («Чертог Твой» и «Разбойника благоразумнаго»), Страстная седмица, ор. 58, и Всенощная, ор. 59, Гречанинова, песнопения Вечерни Н. Н. Черепнина и оба хоровых цикла С. В. Рахманинова.

К. великолепно знал возможности хора: он постоянно находился в общении с разными хоровыми коллективами - высокопрофессиональными, любительскими, детскими. Работая в Синодальном уч-ще, он также отлично знал церковно-певч. репертуар и все новое, что в изобилии появлялось в нем в то время. Композитор ориентировался в своих хоровых партитурах на певч. стиль Синодального хора вообще и на храмовое пение хора в частности. Подобно Кастальскому, К. писал не богослужебные циклы, а отдельные хоры, как бы примериваясь к звучанию каждого из них в контексте службы в Успенском соборе Московского Кремля. Примечательно, что он начинал с центральных, важных в муз. отношении частей службы, а потом дополнял остальное, попутно создавая варианты не удовлетворивших его муз. решений отдельных песнопений. Именно так была написана почти полная Литургия; Всенощную К., видимо, не успел дописать. Изучение сохранившихся литографированных сборников Синодального хора показывает, что композитор обычно сначала «пробовал» свои сочинения в хоре, а уже потом издавал их, внося коррективы, соответствующие исполнительской трактовке.

Место К. в панораме духовно-муз. творчества можно сравнить с местом А. К. Лядова в истории русской муз. школы: сочинений мало, все они «миниатюрны» и отличаются исключительным изяществом и тонкостью отделки. Таково, напр., песнопение его Всенощной «Богородице Дево» (1915), по изысканности стиля и элегичности настроения напоминающее лирические полотна М. В. Нестерова, таков его духовный концерт «Камо пойду»: 57 тактов, ок. 3 минут звучания, и при этом - серьезное, «анти-декоративное», проникновенное раскрытие текста 138-го псалма. Утонченность духовной музыки К., содержательность ее языка, не порывающего со стихией распевности, но находящегося в плане техники «на переднем крае» русского искусства, по-видимому, имели большое влияние на младших «синодалов» (тем более что в уч-ще К. был их педагогом по теоретическим дисциплинам).

Арх.: РГАЛИ. Ф. 675 (Драмсоюз); Ф. 952 [изд-во Юргенсона; наборные экземпляры 12 духовных произв.]; ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 47, 58 [арх. Мемориального музея-квартиры Н. С. Голованова; письма к разным лицам].
Муз. соч.: «Блажен муж» // Песнопения всенощной: Хоровые произв. рус. композиторов / Сост.: Б. Тевлин; Всерос. муз. об-во. М., 1991. № 9; Херувимская песнь № 1, «Тебе поем» № 1, «Достойно есть» знаменного распева (№ 1), «Во Царствии Твоем», «Господи, спаси» и «Святый Боже», «Милость мира», «Тебе поем» № 2, «Отче наш», «Достойно есть» № 2, «Слава, и ныне: Единородный Сыне», «Приидите поклонимся», «Верую», «Благослови, душе моя, Господа» (на литургии), «Камо пойду от Духа Твоего» (вместо запричастного стиха), «Хвалите имя Господне», «Свете тихий», «Богородице Дево», «От юности моея», «Воскресение Христово видевше», «Ныне отпущаеши», Херувимская песнь № 2, «Блажен муж», «Величит душа моя Господа», «Благослови, душе моя, Господа» (на всенощной) // Полное собр. духовно-муз. произведений / Изд-во «Musica russica»; ред.: В. П. Морозан, предисл.: М. П. Рахманова. Madison (Connecticut, USA), 2001. (Памятники рус. духовной музыки = Monuments of Russian Sacred Music; Сер. 8).
Ист.: Василий Калинников: Письма, док-ты, мат-лы: В 2 т. М., 1959. Т. 1 [письма Викт. С. Калиникова, по указ.].
Лит.: [Рец. на:] Вик. Калинников. «Отче наш», «Достойно есть» № 2 // ХРД. 1909. № 5. С. 144; [Рец. на:] Калинников Вик. «Свете тихий», «Богородице Дево» // ХРД. 1915. № 10. С. 188-189; Асафьев Б. В. Виктор Калинников: Духовно-музыкальные соч. для смешанного хора № 13 «Благослови душе моя, Господа», № 14 «Камо пойду от Духа Твоего», № 15 «Хвалите имя Господне», № 16 «Свете Тихий», № 17 «Богородице Дево» // Музыка. 1915. № 226. 3 окт. С. 391; [Рец. на:] Калинников Вик. «От юности моея», «Воскресение Христово видевше», «Ныне отпущаеши» // ХРД. 1916. № 3. С. 80; Оссовский А. В. Калинников Вик.: 13. «Благослови, душе моя, Господа» (на литургии), 14. «Камо пойду от Духа Твоего», 15. «Хвалите имя Господне» // ХРД. 1915. № 7/8. С. 156; Евсеев С. В. Калинников В. С.: Некролог // Муз. образование. 1927. № 3/4; Дмитревская К. Н. Виктор Калинников: К 100-летию со дня рождения // Хоровое искусство. Л., 1971. Вып. 2. С. 53-67; Антипова Т. В. Виктор Калинников как представитель Новой московской школы церковной музыки // Гимнология. 2000. Кн. 2. С. 610-624; Плотникова Н. Ю. Истовый работник // Она же. Русская духовная музыка XIX - нач. XX в.: Страницы истории. М., 2007. С. 212-216.
М. П. Рахманова
Ключевые слова:
Композиторы русские Калинников Виктор Сергеевич (1870-1927), русский композитор
См.также:
АГРЕНЕВЫ-СЛАВЯНСКИЕ деятели русской музыкальной культуры
АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич (1884– 1946), рус. хор. дирижер, композитор, педагог
АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (1787-1851), рус. композитор
АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог