Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАЗИМИР
Т. 29, С. 364-365 опубликовано: 1 февраля 2017г.


КАЗИМИР

[лат. Casimirus; польск. Kazimierz; литов. Kazimieras] (3.10.1458, Краков - 4.03.1484, Гродно), св. католич. Церкви (пам. 4 марта), литов. княжич и польск. королевич, почитается как св. покровитель Литвы. Второй сын польск. кор. и вел. кн. Литовского Казимира IV Ягеллончика и его жены Елизаветы (Эльжбеты) из рода Габсбургов. До 9 лет воспитывался матерью, среди учителей К. были польск. историк Ян Длугош и итал. гуманист Филиппо Буонакорси (Каллимах). В 1471 г. кор. Казимир IV пытался возвести сына на венг. трон, но потерпел неудачу. В последующие годы К. сопровождал отца в путешествиях по его владениям. В 1474 г. участвовал в переговорах в Люблине о создании антитур. лиги. В 1481-1483 гг. был наместником отца в Польском королевстве. В 1481 г., ссылаясь на обет целомудрия, отказался от брака с дочерью имп. Фридриха III. Последние годы жизни, уже больной (вероятно, туберкулезом), К. провел в Вильно (ныне Вильнюс, Литва), помогая отцу в управлении гос-вом. В кон. 1483 г. вместе с отцом направился на съезд польск. шляхты в Люблин, но из-за плохого самочувствия был вынужден остановиться в Гродно, где скончался. Прах был перевезен в Вильно и захоронен в одной из капелл кафедрального собора св. Станислава.

Католич. св. Казимир. XIX в. Неизвестный художник (Литовский художественный музей, Вильнюс)
Католич. св. Казимир. XIX в. Неизвестный художник (Литовский художественный музей, Вильнюс)

Католич. св. Казимир. XIX в. Неизвестный художник (Литовский художественный музей, Вильнюс)
По свидетельствам современников, К. отличался скромностью, благочестием и заботой о бедных, к-рых оделял щедрой милостыней. Часто ранним утром он приходил к храму и молился перед еще закрытыми дверями. Особо почитал Пресв. Деву Марию. С нач. XVI в. появились упоминания о посмертных чудесах К. («et post mortem prodigiis miraculorum splendescere ferebatur» - Matthias Mechovius [de Mechow]. Chronica polonorum. Cracoviae, 1521. P. 345). По преданию, в 1518 г. он явился перед литов. войском, к-рое направлялось к осажденному рус. войсками Полоцку, и указал брод через Зап. Двину (Chronica Bernardi Vapovii, pars posterior 1480-1535 // Scriptores rerum polonicarum. Cracoviae, 1874. T. 2. P. 156). Сведения о чудесах стали поводом для начала канонизационного процесса. Посетивший Вильно в 1520 г. польск. нунций Захария Феррери провел опрос свидетелей, на основе собранных сведений им было составлено Житие К. (опубл. в 1521), а также литургические тексты на день его памяти. По неизвестным причинам собранные материалы не были отправлены в Рим, а остались в Вильно. Папа Римский Лев X в 1521 г. издал буллу о канонизации К. и вручил ее Эразму Цёлеку, еп. Плоцкому, но тот вскоре умер (1522), а булла была утрачена вместе с его архивом. По инициативе польск. кор. Сигизмунда III Вазы папа Климент VIII, основываясь на сохранившейся копии буллы 1521 г., подтвердил канонизацию К. (7 нояб. 1602). В связи с канонизацией было вскрыто захоронение К., его останки, по свидетельству очевидцев, оказались не тронуты тлением. Церемония канонизации состоялась в 1604 г. в виленском кафедральном соборе св. Станислава. В том же году была заложена ц. во имя К. при коллегии иезуитов в Вильно (в 1840-1915 правосл. кафедральный собор свт. Николая Мирликийского). В 1636 г. мощи К. перенесли в специально построенную капеллу собора св. Станислава. В 1613 г. К. был провозглашен св. покровителем Литвы, в 1636 г.- Литвы и Польши. В 1948 г. папа Римский Пий XII объявил К. покровителем литов. молодежи и литов. эмигрантов в Сев. Америке.

В 1953 г. останки К. были перенесены из кафедрального собора Вильнюса в ц. святых Петра и Павла в городском предместье. В марте 1989 г. мощи К. были возвращены в кафедральный собор св. Станислава.

По традиции в день памяти К. (в ближайшие к нему выходные дни) в Вильнюсе (первоначально на Кафедральной пл., с 1901 на Лукишской пл., позднее в неск. местах города) ежегодно проходили ярмарки в основном ремесленных изделий («Казюк»), которые сопровождались карнавальными шествиями.

Ист.: ActaSS. Mart. T. 1. P. 347-351; Ferrerius Z. Vita beati Casimiri confessoris ex serenissimus Poloniae regibus et magnis Lituaniae ducibus. Cracoviae, 1521.
Лит.: Lipnicki A. Życie, cuda i cześć św. Kazimierza królewicza polskiego, Wielkiego Księcia litewskiego. Wilno, 1858, 1907 2; Ivinskis Z. Šv. Kazimieras, 1458-1484. N. Y., 1955; Rabikauskas P. Lietuvos globejas šv. Kazimieras. Vilnius; Kaunas, 1993; Samsonowicz H. Kaplica św. Kazimierza w Wilnie i uroczyste przeniesienie relikwii świętego w 1636 roku // Sztuka ziem wschodnich Rzeczypospolitej XVI-XVIII w. / Red. J. Lileyko. Lublin, 2000. S. 335-437; Kiryk F. Królewicza Kazimierza Jagiellończyka działalność publiczna // Studia Historyczne. Kraków, 2005. Zesz. 1. S. 3-14.
Б. Н. Флоря
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Казимир (1458-1484), святой католической Церкви (пам. 4 марта), литовский княжич и польский королевич, почитается как святой покровитель Литвы
См.также:
ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)