Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАЗАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 29, С. 292-298 опубликовано: 30 января 2017г.


КАЗАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

находился на территории Казанского кремля. Разрушен в XX в.

Основан, вероятно, в 1555 г. (до сент.). Устроение обители и деятельность 1-го настоятеля свт. Варсонофия описаны в сочинении митр. Казанского сщмч. Ермогена кон. XVI в. «Жития свт. Гурия, первого архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского, Казанских чудотворцев» (Свт. Ермоген. 2005. С. 381-383). Подробное описание мон-ря содержится в первой из сохранившихся писцовых книг Казани и Казанского у. Н. В. Борисова и К. Кикина (Невоструев. 1877. С. 24-32; Писцовое описание Казани и Казанского у. 1565-1568 гг. 2006. С. 86-100). В кон. XIX в. Е. М. Лебедев сделал описание К. м., используя документы, хранившиеся в монастырском архиве. Земельный фонд мон-ря, наличие сел, деревень, починков и пустошей зафиксированы в переписи 60-х гг. XVI в. (Невоструев. 1877. С. 65-78; Писцовое описание Казани и Казанского у. 1565-1568 гг. 2006. C. 458-464). Об экономическом положении К. м. свидетельствуют писцовые книги XVI-XVII вв. (Книга письма, дозора и межевания. 1997. С. 213-214; Писцовые книги Казанского у. 1647-1656 гг. Л. 10 об.- 12, 42-44 об., 108-112; Писцовые книги Казанского у. 1685-1687 гг. 2009. С. 173-185). Жалованные грамоты К. м. сохранились в фонде Коллегии экономии РГАДА (Ф. 281. Оп. 4 (Казань)), нек-рые из них опубликованы в XIX в. по копиям, хранившимся в мон-ре (Никанор (Каменский). 1893. С. 338-368). Документы по истории мон-ря XVIII - нач. XIX в. находятся в НАРТ (Ф. 4: Духовная консистория).

XVI - нач. XX в.

Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.
Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.

Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в.
В 1553 г. при посещении Пешношского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря царь Иоанн IV Васильевич обратил внимание на игум. Варсонофия - опытного настоятеля, знатока татар. языка и обычаев. В февр. 1555 г. в Москве по указанию царя Иоанна IV митр. Московский свт. Макарий возвел игум. Варсонофия в сан архимандрита. Царь повелел архим. Варсонофию создать в Казани новый мон-рь, к-рый должен стать главной обителью в новоучрежденной Казанской и Татарстанской епархии, оплотом Православия на завоеванных землях Казанского ханства (Свт. Ермоген. 2005. С. 383). 31 июля 1555 г. архим. Варсонофий вместе с архиеп. св. Гурием, пешношскими иноками келарем Тихоном, клирошанином Феодоритом, клирошанином Иовом (Долматовым), Андроником, Сильвестром и мон. Симеоном [Cимоном] (Нероновым) из Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-ря прибыли в Казань. К 1568 г. в К. м. были возведены первые храмы - во имя свт. Николая Чудотворца с трапезной и в честь Преображения Господня. Одновременно велись работы по расширению территории Казанского кремля, новая стена строилась на 150 м дальше от прежней. На этой присоединенной земле, по левую сторону от главной кремлевской улицы, и был заложен мон-рь. Рядом находилась главная проездная башня Кремля - Спасская, построенная в 1555-1562 гг., поэтому за мон-рем вскоре закрепилось название «Спасо-Преображенский». В «Повести и честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани и о чудесах, бывших от него» (1594-1595) патриарх Ермоген называет мон-рь «обителью Боголепного Спаса» (Там же. С. 345).

В 1567 г. архим. Варсонофий был хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского, но в 1570 г., удалившись на покой, вернулся в К. м., где скончался и был погребен у алтаря Преображенского собора, рядом с могилой свт. Гурия, архиеп. Казанского. Чин погребения совершил Казанский архиеп. Тихон. 4 окт. 1595 г., при архим. Арсении, мощи обоих святителей были обретены нетленными. Впосл. мощи основателя находились в юж. приделе Преображенского собора.

Материальное положение

Историк обители Е. М. Лебедев относил начало устройства К. м. к 1557 г., когда в крае закончились боевые действия (Лебедев. 1895. С. 12-13). В мае 1557 г. казанский воевода П. И. Шуйский начал массовую раздачу опустевших в ходе войны земель новым владельцам. Обитель получила обширные земельные владения в окрестностях Казани, на к-рых были основаны села и деревни. В грамоте от 22 сент. 1562 г., выданной царем Иоанном IV по челобитной архим. Варсонофия кн. Юрию Ивановичу Темнику Ростовскому, обители отводился «служной двор» и сенные покосы «против Казачьяго острова». Грамотой царя Феодора Иоанновича от 15 июня 1585 г. К. м. передавалась дача Подсека. Мон-рю принадлежали городские слободы Плетени (Борисоглебское) и Поповка (конфискованы после Соборного уложения 1649 г.), села и деревни: Б. и М. Клыки, Девликеево (Введенское), Борисково, Салмачи (ныне в черте Казани), Бима, Каипы, Егорьево (Богоявленское) (ныне в Лаишевском р-не), Богородское, Гильдеево (ныне в Пестречинском р-не). В нач. XVII в. обители были переданы земли на левом берегу р. Волги, ниже устья р. Камы, туда вошла и территория древнего г. Болгара (в 1722 имп. Петр I Алексеевич в сопровождении Казанского архиеп. Тихона посетил древнее городище и вскоре повелел создать здесь самостоятельный Болгарский Успенский мон-рь). В 1-й пол. XVII в. к К. м. был приписан небольшой Прилуцкий монастырь (т. н. Стекольный скит), к концу того же века упраздненный из-за приверженности братии старым обрядам. Место, где находилась эта обитель, почиталось казанскими старообрядцами (к 2012 сохр. 2-этажный корпус бывш. Стекольного скита (ныне в центре г. Казани)). В 1723 г. по ходатайству судьи духовных дел Казанской митрополии настоятеля К. м. архим. Ионы (Сальникова или Сальникеева) обители дозволялось сдавать принадлежащие ей мельницы и рыбные ловли в оброчное пользование монастырским крестьянам (ОДДС. Т. 3. Стб. 245).

С кон. XVI в. мн. частные лица жертвовали К. м. в Казани лавки, погреба в большом, гостином, шапошном, рукавишном, сапожном, соляном, пушном, рыбном, медовом, сыромятном, мучном, мясном, серебряном, ветошном, крашеном рядах города, а также кузницы, амбары (в т. ч. у Тайницких ворот).

Грамотами царя Иоанна IV 1558 и 1579 гг. мон-рю разрешались рыбные и «бобровые» ловли на речках Кишкиль и Ишим, а также давалось «право плавания с судном» в Астрахань: «...и класть в то судно соли или рыбы и плыть до Казани и Нижнего Новгорода, где, продав соль и рыбу, покупать про монастырский обиход ряхлять беспошлинно» (Никанор (Каменский). 1893. С. 15). В 1608 г. царь Василий Иоаннович Шуйский пожаловал К. м. право «ходить одинова в год судном в Астрахань и класть по 20 тысяч пуд соли или рыбы»; царь Михаил Феодорович разрешил мон-рю владеть мостом и перевозом через р. Мёшу близ монастырской дер. Бима, а также дозволил беспошлинно ввозить в Москву 10 возов рыбы. В 1649 г. царь Алексей Михайлович писал нижегородскому таможенному голове: «...не велено с посылаемых из Спасского монастыря к Москве хлебных и всяких запасов пошлин, головщин и полозоваго брать». С 1699 г. указом царей Иоанна и Петра Алексеевичей на имя архим. Алексия К. м. владел перевозом на р. Каме (Там же. С. 16-17).

Со времени основания К. м. монастырскому хозяйству были дарованы особые права и привилегии. В 1555 г. царь Иоанн IV выдал архим. Варсонофию «несудную» грамоту, подтвержденную в 1621 г. царем Михаилом Феодоровичем. Грамотой царя Алексея Михайловича 1649 г. повелевалось, чтобы «Митрополиту Казанскому Симеону Преображенскаго монастыря старцов и слуг за ссорою о вотчинной спорной Салманчинской земле ни в каких делах судом и расправою, кроме духовных дел, не ведать». В 1647 г. монастырские крестьяне получили некоторые льготы «в подворных сборах», в 1649 г. освобождались от привлечения по исковым делам, в 1696 г.- от взноса «стрелецкаго хлеба» (Там же. С. 18-19).

В нач. 1725 г. настоятель К. м. и судья Казанского архиерейского дома архим. Иона (Сальников или Сальникеев) без ведома Синода «сам собою» приписал к К. м. казанский во имя Святой Троицы Феодоровский, казанский Кизический в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и Мусерский мон-ри со всеми угодьями, что стало предметом особого судебного разбирательства. Архим. Иона перевел в К. м. как братию, так и имущество приписных обителей. Но вскоре по инициативе Казанского архиеп. Сильвестра (Холмского) и кизического игум. Иакова самочинно приписанные мон-ри были отобраны у К. м. и приписаны к Казанскому архиерейскому дому (ОДДС. Т. 7. Стб. 16-18). Впосл. архим. Иона по неоднократным обвинениям в лихоимстве и др. проступках был судим и расстрижен. В 1740 г. площадь владений монастыря составляла более 7,2 тыс. дес., в вотчинах мон-ря насчитывалось 1606 «ревизских душ». В 1764 г. К. м. был причислен ко 2-му классу. В 1855-1900 гг. к монастырю был приписан казанский Троице-Феодоровский монастырь, в 1906 г.- Трехсвятительский крещено-татарский скит в Лаишевском у., в 1911 г. преобразованный в мон-рь.

К. м. располагался в адм. центре города - в Кремле, в непосредственной близости к архиерейскому дому и воеводским палатам. По масштабам хозяйственной деятельности и строительному размаху К. м. в епархии уступал только свияжскому в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рю. В 1899 г. К. м. владел 19 дес. 246 кв. саж. сенных покосов близ деревень М. Отары и Победилово Казанского у., 6 дес. 1987 кв. саж.- у дер. Б. Отары Казанского у., 183 дес. 2160 кв. саж. сенных покосов и 45 дес. пахотной земли при с. Ильинская Пустынь Козмодемьянского у., сенными покосами при дер. Кабачище Казанского у., лесным участком (103 дес. 840 кв. саж.) у с. Красная Горка Казанского у., дачей Подсека близ Казани (21 дес. 1360 кв. саж. «удобной» и «неудобной» земли), а также рыбными ловлями «Шалбинские озёра» в Лаишевском и Спасском уездах. В Казани обители принадлежали книжная лавка и квартира при ней. На 1899 г. денежные средства монастыря в различных процентных бумагах составляли 38 115 р. серебром. Ежегодно из казны на содержание обители отпускалось 2106 р. 77 к.

Настоятели и братия

По благословению Московского свт. Макария в К. м. со времени основания была учреждена архимандрития. Настоятелями К. м. были ближайшие помощники архиереев, как правило ведавшие хозяйством архиерейского дома. Во 2-й пол. XVII в. в ответ на ходатайство Казанского митр. Лаврентия и архим. Мисаила патриарх Московский и всея Руси Иоасаф II благословил архимандритам К. м. совершать богослужения с рипидами, орлецами и «осенялными свещами», но впосл. это право было утрачено (ОДДС. Т. 50. Прил. 4. Cтб. 831-832). В 1742 г. настоятель К. м. архим. Иоасаф безуспешно направлял в Синод прошения о возобновлении этой традиции.

Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. 1914 г.
Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. 1914 г.

Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. 1914 г.
Настоятели К. м. часто становились архиереями. В 1567-1576 гг. К. м. возглавлял архим. Иеремия (впосл. архиепископ Казанский и Свияжский), участвовавший в деяниях Собора 1572 г. и в отпевании архиеп. Казанского свт. Германа. В 1588-1589 гг. в обители настоятельствовал архим. св. Ермоген (впосл. 1-й митрополит Казанский и патриарх Московский), в 1590-1593 гг.- архим. Галактион (впосл. архиепископ Суздальский), в 1613-1629 гг.- архим. Макарий (впосл. архиепископ Астраханский; Ɨ 1638), в 1744-1748 гг.- архим. Вениамин (Пуцек-Григорович) (впосл. митрополит Казанский), в 1766-1767 гг.- архим. Иероним (Фармаковский) (впосл. епископ Владимирский), в 1772-1785 гг.- архим. Платон (Любарский) (впосл. архиепископ Екатеринославский), в 1790-1794 гг.- архим. Амвросий (Орлин) (впосл. епископ Рязанский), в 1798-1799 гг.- архим. Ксенофонт (Троепольский) (впосл. архиепископ Подольский), в 1799-1808 гг.- архим. Антоний (Соколов) (впосл. архиепископ Подольский), в 1808-1816 гг.- архим. Епифаний (Канивецкий) (впосл. епископ Воронежский), в 1816-1817 гг.- архим. Афанасий (Протопопов) (впосл. архиепископ Тобольский).

В 1774-1836 гг. из-за разрушения архиерейского дома в кремле К. м. служил городской квартирой Казанских архиереев, основная резиденция к-рых находилась в загородном архиерейском доме. В 1744-1854 гг. настоятелями К. м. являлись ректоры КазДС (в 1797-1818 «старой» КазДА), с 1854 г.- епископы Чебоксарские, викарии Казанской епархии, с 1898 г.- епископы Чистопольские, ректоры КазДА, с 1907 г.- епископ Мамадышский, викарий Казанской епархии, а с 1911 г.- наблюдатели (руководители) миссионерских курсов. Всего 12 настоятелей управляли мон-рем в архиерейском сане, в т. ч. в 1907-1911 гг.- еп. Андрей (Ухтомский). С июля 1912 г. К. м. возглавлял сщмч. Иоасаф (Удалов), сначала в сане игумена, а с 1920 г.- уже будучи викарным епископом.

В 1565 г. в К. м. проживало ок. 100 чел., а к нач. XVIII в.- более 200 чел. В XVIII в. число братии сильно сократилось: в 1742 г. проживало всего 26 чел. По штатам 1764 г. мон-рю было положено иметь архимандрита-казначея, 6 иеромонахов, 4 иеродиаконов и 5 послушников. В 1768 г. в обители проживало 11 чел., в 1815 г.- 6 монахов и 4 послушника, ок. 1900 г.- наместник архим. Андрей (Ухтомский), казначей Варсонофий (Лебедев), 3 иеромонаха, 3 иеродиакона, неск. монахов и послушников. В братии мон-ря состояли: прп. Иона и Нектарий, будущие архим. Феофан (Александров) (в 1817-1832), архиеп. Иннокентий (Ястребов) (в 1902-1906), сщмч. Гурий (Степанов) (в 1906-1912), архиеп. Варсонофий (Лузин) (в 1912-1918). В XVIII в. в К. м. отправляли раскольников, провинившихся, больных. Так, в 1758 г. в обитель был сослан пребывавший в «изступлении ума» солдат Иван Сутарихин. Центральное расположение К. м. способствовало тому, что в XVIII - нач. XX в. в мон-ре проживало много мирян: служащие и рабочие архиерейского дома и консистории (истопники, сторожа, квасники, хлебники, гвоздари, повара, конюхи, огородники, кузнецы, столяры, портные, сапожники, солодовники), преподаватели духовных учебных заведений, а после 1898 г.- более 50 слушателей миссионерских курсов.

В 1842-1844 гг. в монастырских постройках располагалась Духовная академия; Среди первых ее выпускников был Н. И. Ильминский. В 1898-1917 гг. К. м. был местом пребывания Казанских миссионерских курсов. В данном учебном заведении лица со светским средним или с педагогическим образованием за 2 года получали право стать священниками, готовились к пастырской службе в чувашских, татарских, монгольских (бурятских и калмыцких) приходах. В 1898-1900 гг. на курсах обучался архиеп. Аполлинарий (Кошевой), в 1900-1902 гг.- сщмч. Дамаскин (Цедрик), в 1904-1906 гг.- митр. Нестор (Анисимов), в 1907-1909 гг.- сщмч. Герман (Коккель), в 1909-1910 гг.- сщмч. Владимир (Четверин). Прмч. Игнатий (Лебедев), в 1903-1908 гг. проживавший в Казани и регулярно посещавший К. м., вспоминал, что у мощей свт. Варсонофия, как он писал, «пережил лучшие часы и минуты моей жизни, которые не знаю, когда повторятся; службы в сей обители, за которыми я постоянно бывал,- это было воспитание моей души, моя трапеза; при одном воспоминании о них я и сейчас еще чувствую как бы некоторую духовную сытость, так они напитали меня».

Главной святыней К. м. являлись мощи его основателя св. Варсонофия, покоившиеся в Преображенском соборе в серебряной раке под резным позолоченным балдахином. В К. м. хранились также деревянный посох и вериги святителя. В Варсонофиевском приделе Преображенского собора находилась «очень древняя» запрестольная двусторонняя Тихвинская икона Божией Матери с изображением святых Гурия и Варсонофия на обороте (Лебедев. 1895. С. 51, 59-60). Икона, обложенная чеканным серебряным окладом с украшениями из бирюзы и жемчуга, не сохранилась. Особо почитался образ святителей Гурия, Варсонофия и Германа Казанских, изготовленный после 1630 г. В Никольской ц. находилась храмовая икона свт. Николая Чудотворца (сер. XVI в.), в ризнице - плащаница XVI в., 3 воздуха XVI в. и епитрахиль, принадлежавшая, по преданию, свт. Варсонофию (Там же. С. 36-37, 51). Судьба этих предметов после 1917 г. неизвестна. В фондах Национального музея Республики Татарстан сохранились происходившие из ризницы 16 серебряных, частью и позолоченных потиров, дискосов и блюд XVII в. с дарственными надписями казанских дворян.

Согласно древнейшей описи б-ки, содержавшейся в писцовой книге 1567 г., в мон-ре имелись кроме богослужебных книг рукописи сочинений преподобных Исаака Сирина, Ефрема Сирина, свт. Григория Богослова, сщмч. Дионисия Ареопагита, сборники «Златоструй», «Лествица» и др. (Невоструев. 1877. С. 31-32). Неск. раз б-ка горела во время пожаров, к нач. XX в. в ней насчитывалось ок. 400 книг. К нач. XX в. в ризнице хранился Устав обители, написанный рукой свт. Варсонофия (не сохр.). К 2012 г. в Отделе рукописей и редких книг научной б-ки им. Н. И. Лобачевского Казанского ун-та находились рукописный Синодик мон-ря (кон. XVII в.), в к-ром переписан древнейший Синодик, и ок. 15 монастырских богослужебных печатных книг XVII в. (Ед. хр. 212).

Некрополь

Корпус Преображенского мон-ря. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ГПИБ)
Корпус Преображенского мон-ря. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ГПИБ)

Корпус Преображенского мон-ря. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ГПИБ)
Уже в первые годы существования обители перед алтарем Преображенского собора были похоронены Казанские святители Гурий (Ɨ 1563) и Варсонофий (Ɨ 1576). 4 окт. 1595 г., при строительстве нового собора, могилы святителей были вскрыты, их мощи обретены нетленными. В июне 1630 г. по инициативе Казанского митр. Матфея мощи свт. Гурия были перенесены в кафедральный Благовещенский собор, а мощи свт. Варсонофия оставались в юж. приделе Преображенского собора обители вплоть до ее закрытия в XX в. В XVI в. на средства боярина И. Е. Застолбенского у алтаря Преображенского собора была сооружена каменная часовня - «пещерка» («пещёрка»). Изнутри «пещерка» имела каменный свод, дневной свет проникал внутрь через 5 узких продолговатых оконцев, забранных железными решетками. Вход в «пещерку» был углублен в землю на 4 ступени. В «пещерке» были погребены: сподвижники архиеп. Гурия преподобные Иона и Нектарий Казанские, архиеп. Иерусалимский Епифаний (Ɨ 1606), митр. Казанский и Свияжский свт. Ефрем (Ɨ 1613), настоятели мон-ря архимандриты Сергий (XVII в.) и Еремей (XVII в.), проживавший в Макариевской пуст. близ Свияжска греч. митр. Арсений (Ɨ 1706), а также Застолбенский (в иночестве Иона) и его сын инок Нектарий. В 2005 г. у алтаря собора было обнаружено надгробие казанского дворянина Гордея Афанасьевича Пальчикова (Ɨ 1624). Отряд под его командованием в 1614 г. сумел задержать Марину Мнишек, И. М. Заруцкого и «воренка Ивашку» (Елдашев. 2008. С. 89-91). В монастырском храме во имя сщмч. Киприана и мц. Иустины погребены настоятель К. м. еп. Мелитопольский Кирилл (Наумов).

В 1863 г. в юж. части мон-ря открылось новое небольшое кладбище, захоронения на к-ром производились только по разрешению архиерея. Здесь похоронены настоятели К. м. архимандриты Климент (Можаров; Ɨ 1863), Варсонофий (Ɨ 1912), казначей иером. Ермоген (Ɨ 1896), мн. генералы, попечители Казанского учебного округа, др. крупные чиновники, купцы, а также профессора, в т. ч. физиолог К. В. Ворошилов (Ɨ 1899), историк П. В. Знаменский (Ɨ 1917) и его жена, этнограф Н. Ф. Катанов (Ɨ 1922) и др. В К. м. скончался архиеп. Казанский Иона (Павинский). Отпевание архиерея в Преображенском соборе обители совершил в сослужении духовенства Казани еп. Вятский Кирилл (Богословский-Платонов), но погребен архиеп. Иона в казанском Благовещенском соборе.

1918-2012 гг.

22 сент. 1918 г. командующий Восточным фронтом И. И. Вацетис объявил кремль закрытым военным городком, и все церковные и гражданские учреждения, в т. ч. К. м., были выселены или ликвидированы в течение одного дня. К 22 сент. 1918 г. остававшиеся в К. м. архим. Иоасаф (Удалов), о. Варсонофий (Лузин) и мон. Венедикт вместе с сестрами казанского Богородицкого мон-ря смогли перенести в собор Богородицкой обители мощи свт. Варсонофия, икону вмц. Варвары с частицей мощей и др. наиболее чтимые святыни. Все остальное было разграблено. До нач. 90-х гг. XX в. на территории мон-ря располагалась воинская часть. Почти все постройки и кладбище были снесены, большая часть территории заасфальтирована. Сохранились только ц. свт. Николая Чудотворца (Ратного) в полуразрушенном состоянии и братский казначейский корпус. С 1993 г. храм реставрируется по проекту архит. Г. М. Гаязовой.

31 янв. 1994 г. постановлением Кабинета министров Республики Татарстан территория мон-ря была передана музею-заповеднику «Казанский Кремль». Осенью 1995 г. в ходе археологических раскопок, проведенных музеем-заповедником, на месте монастырской «пещерки» были обнаружены мощи преподобных Ионы и Нектария, митр. Казанского Ефрема, архиеп. Иерусалимского Епифания. Они были перенесены в казанский кафедральный Петропавловский собор.

Е. В. Липаков, Э. П. Р.

Монастырские постройки в XVI в.

В К. м. ко времени составления писцовых книг Казани 1565/66-1567/68 гг. существовало 2 храма: соборная ц. в честь Преображения Господня, «деревяна… на каменное дело на подклетех, а под церковью службы для монастырскаго обиходу» (Невоструев. 1877. С. 24) и каменная ц. свт. Николая Чудотворца, сменившая построенную в 50-х гг. XVI в., возможно сразу после взятия Казани, деревянную (Николы Ратного). Кресты с глав деревянной церкви были отнесены в палату рядом с Благовещенским собором, где хранились вместе с пищалями: «...да два Креста железных, что были у Николы у Ратного у старой церкви» (Там же. С. 9). Новая каменная Никольская ц. была трапезной, а соответственно теплой - «церковь Николы чюдотворца с трапезою каменна, а под церковью просворня, да мукосея, да под трапезою хлебня» (Там же. С. 24). Также существовала келарская палата, деревянная, под подклетом, с сенями. Трапезную с ц. Преображения Господня связывали деревянные переходы. Церкви были обустроены на средства Государевой казны и архимандрита с братией. В мон-ре были св. ворота, колокольня, архимандричья келья и 15 братских келий, а также хозяйственные постройки - поварня, погреба и ледники, сушило, житницы и седельная (Там же. С. 32). Текст сообщает о том, что территория мон-ря по царской грамоте была расширена. Вероятно, это прибавление площади предшествовало строительству деревянного соборного храма и каменного трапезного, площадь к-рого составила к сер. 60-х гг. XVI в. «в длину сорок одну сажень, а поперег дватцать шесть сажен» (Там же. С. 33).

В 1589 г. 1-м митрополитом Казанским и Астраханским стал архим. Ермоген (впосл. патриарх Московский и всея Руси). Он благословил и строительство нового каменного соборного храма в мон-ре. Деревянная соборная Преображенская ц. просуществовала до осени 1595 г., когда был заложен каменный собор. История его возведения подробно изложена свт. Ермогеном: «Божиим изволением повелевает благочестивый государь... Феодор Иоаннович... в монастыре воздвигнута церковь каменну... И егда начаша рвы копати, тогда гробницы каменный, иже беша над гробы святых... повелеша сняти, заложена бо бе новая церковь болши первая; и егда доидоша до целбоносных гробов... октоврия в 4 день, тогда поведаша мне смиренному» (Платон (Любарский). 1868. С. 29. См. также: «Лета 7104-го октября в 4 день повеле государь... в Преображенском монастыре каменную церковь заложити... и нача ров копати и обретоша честныя мощи...» - ПСРЛ. Т. 31. С. 146). Т. о., к нач. окт. храм уже был заложен. Мощи святых при этом не остались под спудом: «Благочестивый же самодержец и святый патриарх повелеша хранити... мощи на верху земли и у болшия церкви, со южныя страны олтаря, повелеша церковь создати и ту поставити мощи святых... Гуриа и Варсонофиа; еже и бысть» (Платон (Любарский). 1868. С. 31-32).

Эти слова «Сказания о обретении мощей» вызвали разные толкования. Архиеп. Григорий Казанский считал, что Феодор Иоаннович повелел для мощей преподобных «пристроить на южной стороне начатой в Спасо-Преображенском монастыре большой каменной церкви каменный же придел во имя святителей...» (Григорий (Постников), архиеп. Житие св. святителей и чудотворцев Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского. СПб., 1853. С. 150). Е. М. Лебедев считал, что с юж. стороны была построена временная деревянная церковь (Лебедев. 1895. С. 23). Но в «Сказании...» содержится указание на конкретное место помещения мощей в каменной церкви, к-рая должна быть построена. Слова «повелеша церковь создати» относятся к созданию престола в диаконнике, т. к. после окончания строительства мощи должны были поставить в приделе святителей Гурия и Варсонофия (архиеп. Григорий указывает на устройство придела Гурия и Варсонофия, т. е. праздника обретения мощей, в который память их совершается вместе (Григорий (Постников), архиеп. Житие. С. 158). Впосл. придел был посвящен свт. Варсонофию (возможно, после перенесения мощей свт. Гурия в казанский Благовещенский собор в 1630), устроенный в диаконнике, т. е. с юж. стороны.

О том, когда было окончено строительство Преображенского собора, «Сказание...» не сообщает. В лит-ре обычно указывается осень 1595 г., причем дата закладки собора приводится в качестве сооружения, но в XIX в., за исключением архиеп. Григория (Там же. С. 150), исследователи стали датировать собор не 1595 г., а 1596-м, что явилось следствием ошибки в переводе летосчисления от сотворения мира в летосчисление от Рождества Христова, т. к. 4 окт. 7104 г.- это 1595 г., а не 1596 г. (Заринский П. Е. Очерки древней Казани. Каз., 1877. С. 120; Лебедев. 1895. С. 38; Дульский П. М. Памятники Казанской старины. Каз., 1914. С. 49).

Вслед за осторожным замечанием Лебедева о том, что собор был окончен ок. 1601 г., уже в кон. XIX в. появились датировки храма 1601 г.без ссылки на источник (Спутник по Казани: Иллюстр. указ. достопримечательностей г. Казани. Каз., 1895. С. 60; Зверинский. Т. 2. № 1167. С. 329; Дульский П. М. Памятники. С. 49; Топуридзе К. Т. Казань. Каз., 1945. С. 14). На самом деле время окончания Преображенского собора определяется временем написания митр. Ермогеном «Сказания...», где он сообщает о храме как об уже созданном: «Болшая же церковь боголепнаго Спасова преображения... и прекрасна лепотою устройся о пяти главах, величеством же и красотою малым чим недостаточествует церкви пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго ея одигитрия, иже в девичи монастыре в Новом, близ царствующего града Москвы» (Платон (Любарский). 1868. С. 32). Текст датируется 1596-1597 гг. (Дробленкова Н. Ф. Гермоген // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 159), и поэтому время строительства храма можно определить в границах сент.-окт. 1595-1597 гг. Мнение Лебедева, что оно велось на «казенное иждивение» (Лебедев. 1895. С. 38), правомерно вслед. ружного содержания обители. Очевидно, что строительство собора не было обременительно для мон-ря, т. к. в это время была дана царская грамота на сооружение Богорадного мон-ря за счет Спасского (Там же. С. 212).

Соборная церковь - единственная постройка XVI в., облик к-рой известен, и единственный 6-столпный храм кон. XVI в. По типологической структуре и композиции фасада собор мон-ря может быть отнесен к сооружениям, созданным по образцу Успенского собора Московского Кремля. Однако следует подчеркнуть, что связь с кремлевским прототипом опосредованная, поскольку особенности его архитектуры, выделяющие памятник из построек кон. XVI в., определены воздействием местного образца - кафедрального храма Казанской епархии - Благовещенского собора.

Как справедливо указывали некоторые исследователи, Благовещенский собор был построен псковичами по образцу Успенского собора Московского Кремля: 6-столпный план, пятиглавие, круглые столбы и крестовые своды. На изображениях собора, сделанных до пристройки к нему трапезной и галерей, заметен пояс, делящий стены собора на 2 яруса, как в Успенском соборе и его репликах, возникших одновременно с казанским Благовещенским собором (соборы Новодевичьего, Троице-Сергиева мон-рей). Благовещенский собор в Казани обладает нек-рыми особенностями по сравнению с др. «копиями» Успенского собора, созданными во 2-й пол. столетия по заказу царя Иоанна IV. Его создатели не сохранили равенства диаметров боковых барабанов образца и сделали западные (в соответствии с шириной пролета) более широкими, чем восточные.

В соборе мон-ря, несмотря на пятиглавие и 6-столпную структуру, нек-рые узнаваемые детали московского образца, присутствовавшие в Благовещенском соборе, были утрачены: круглые столбы заменены 4-гранными. Мастера, строившие Спасо-Преображенский собор, уже не имели отношения к псковской традиции. Они отказались от характерных псковских орнаментальных поясов, украшавших в Благовещенском соборе карнизы центрального барабана и центральной апсиды, но вместе с тем воспроизвели особенности расположения глав Благовещенского собора. Если в кон. XVI в. распространение получает симметричное пятиглавие с равными по ширине боковыми барабанами, то в Преображенском соборе К. м., как и в казанском Благовещенском соборе, зап. барабаны намного шире по диаметру восточных. Собор мон-ря унаследовал от образца основные характерные черты композиции фасада, свойственные 6-столпным пятиглавым соборам XVI в., построенным при царе Иоанне Васильевиче (в т. ч. отсутствие антаблемента под закомарами). При этом сложившаяся в них иконография интерпретируется на основе нового художественного языка. Это провинциальное отражение не столько церкви в Вязёмах, сколько собора Вознесенского мон-ря. Двухъярусность подчеркивается различной трактовкой частей лопаток: их нижняя часть гладкая и широкая, а верхняя, над межъярусным поясом, сужена и украшена филенкой с замкнутым контуром (в виде простой ниши).

Присутствие итальянизирующих деталей позволило в свое время Н. И. Брунову связать архитектуру Преображенского собора с архитектурой нек-рых столичных памятников кон. XVI в., воздвигнутых под влиянием московского Архангельского собора. Он также указал на то, что казанский собор «является провинциальным отражением стиля церкви Вязём», а по типологии принадлежит к пятиглавым 6-столпным соборам, генетически связанным с Успенским собором Московского Кремля (Брунов Н. И. О некоторых памятниках допетровского зодчества в Казани // Мат-лы по охране, ремонту и реставрации памятников ТССР. Каз., 1928. Вып. 2. С. 36). Наблюдения Брунова очень точны и позволяют правильно оценить архитектуру памятника, почти полностью разобранного в советский период.

Арх.: РГАДА. Ф. 281. Оп. 4. Д. 8, 9, 11, 12, 15, 16, 19-21, 26-28, 31, 32, 34, 36, 47, 50, 58, 62-66, 72, 75, 77, 81-83, 91-94, 99, 100, 111, 116, 118, 119, 125, 130, 131, 140, 145, 147, 148, 160, 203, 209.
Ист.: Краткое известие о злодейских на Казань действиях вора, изменника, бунтовщика Емельки Пугачева: Письмо архим. Платона (Любарского) А. А. Бантыш-Каменскому // Платон (Любарский), архиеп. Сб. древностей Казанской епархии и др. приснопамятных обстоятельств. Каз., 1868. С. 130-144; Невоструев К. И. Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. Каз., 1877; Никанор (Каменский), еп. Владенные грамоты Казанского Спасо-Преображенского мон-ря // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те. Каз., 1893. Т. 11. Вып. 4. С. 338-368 (отд. отт.: Каз., 1893); Покровский И. М. К истории казанских мон-рей до 1764 г. // Там же. 1902. Т. 18. Вып. 1/3. С. 1-80, I-XVI (отд. отт.: Каз., 1902); Книга письма, дозора и межевания 1599/1600 гг. Никиты Обухова на дворцовые владения Казанского у. // Писцовые мат-лы дворцовых владений 2-й пол. XVI в. М., 1997. C. 213-214; Писцовая книга Казанского у. 1647-1656 гг. М., 2001. Л. 10 об.- 12, 42-44 об., 108-112; Свт. Ермоген, патриарх Московский / Сост.: Е. А. Смирнова. М., 2005; Писцовое описание Казани и Казанского у. 1565-1568 гг.: Публ. текста / Изд. подгот.: Д. А. Мусторина. Каз., 2006. С. 86-100, 458-464; Писцовые книги Казанского у. 1685-1687 гг.: Публ. описаний Зюрейской дороги. М., 2009. С. 173-185.
Лит.: Лебедев Е. М. Спасский мон-рь в Казани: (Ист. описание). Каз., 1895; Воскресенский А. А. Пещерка Спасо-Преображенского Казанского миссионерского мон-ря и ист. сведения о погребенных в ней. Каз., 1899; Богословский Г. К., свящ. Справочная книга для Казанской епархии. Каз., 1900. С. 543-546; Липаков Е. В., Афонина Е. В. История казанских кладбищ. Каз., 2005. С. 22-31; Елдашев А. М. Утраченные монастырские некрополи Казани (XVI - нач. XIX вв.). Каз., 2008. С. 62-91.
А. Л. Баталов
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Казанский в честь Преображения Господня мужской монастырь, находился на территории Казанского кремля
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле