Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАЗАНСКИЙ
Т. 29, С. 266-268 опубликовано: 18 января 2017г.


КАЗАНСКИЙ

Петр Иванович (2.02.1838, Владимирская губ.- 6.01. 1913, посад Сергиевский Дмитровского у. Московской губ., ныне г. Сергиев Посад Московской обл.), богослов, библеист, заслуженный профессор МДА. Сын священника из Владимирской губ. В 1854 г. окончил Муромское ДУ, в 1860 г.- Владимирскую ДС по 1-му разряду, в 1864 г.- МДА с ученой степенью магистра богословия (4-м по разрядному списку; магист. дис. «Об историческом значении книг малых пророков»). В том же году был назначен в Ярославскую ДС преподавателем нравственного богословия и связанных с ним предметов, также евр. языка. В 1866 г. перешел в Вифанскую ДС, где преподавал всеобщую гражданскую историю, греч. язык и рус. гражданскую историю. В 1867 г. был приглашен в МДА бакалавром на новоучрежденную кафедру педагогики. С 1869 г., после введения нового Устава ДА, К. должен был преподавать в академии не только педагогику, но и нравственное богословие. В 1873 г. был избран на должность экстраординарного профессора. В 1892 г., уже при действии нового Устава ДА (1884), К. перешел на кафедру истории философии, был избран на должность и. о. ординарного профессора; несмотря на отсутствие требуемой для ординатуры докторской степени, утвержден указом Синода от 14 марта того же года и удостоен звания заслуженного профессора. Эту кафедру он занимал до конца службы в академии. К. вышел в отставку в нояб. 1897 г., продолжал читать лекции по истории философии до кон. 1897/98 уч. г.

П. И. Казанский. Фотография. 1895–1897 гг.
П. И. Казанский. Фотография. 1895–1897 гг.

П. И. Казанский. Фотография. 1895–1897 гг.
Кроме преподавательской деятельности К. состоял секретарем редакционного комитета по изданию «Творений святых отцов в русском переводе» (с 1871), а также периодического органа МДА «Прибавления к Творениям святых отцов», вошел в состав редакции «Богословского вестника» (1892) и стал главным сотрудником 1-го разд., в к-ром публиковались переводы святоотеческих творений. К. печатал статьи в журналах «Душеполезное чтение» и «Радость христианина». Был членом Совета МДА, Строительного комитета по постройке академических зданий, Правления академии (с 1893 и до выхода в отставку), почетным членом МДА (после отставки).

К. также активно работал в общественном управлении Сергиевским посадом, гласным Городской думы, устроителем и бессменным председателем Сергиевопосадского об-ва взаимного страхования, неоднократно участвовал в качестве представителя от города в педагогических или попечительских советах местных гимназий и городских уч-щ. К. был женат на дочери прот. А. Беляева Агнии, имел большую семью. Скончался после тяжелой и продолжительной болезни в Сергиевском посаде. Панихиды по усопшему служились духовенством МДА в академическим храме ректором Вифанской ДС архим. Германом (Ряшенцевым) в сослужении семинарского духовенства - учеников покойного по академии; в домовых церквах муж. и жен. гимназий Сергиевского посада, членом педагогического и попечительского совета к-рых был К. Отпевание К. было совершено 9 янв. в Покровском храме МДА ректором академии еп. Волоколамским Феодором (Поздеевским) в сослужении академического и городского духовенства. Похоронен К. был на Всехсвятском Кокуевском кладбище Сергиевского посада.

Наиболее значимым сочинением К. считается его магист. дис. «Об историческом значении книг малых пророков». В основе этого труда лежит изложение ветхозаветной истории после разделения царств на основании пророчеств из книг малых пророков, поскольку именно эти тексты, по мнению К., являются «самым верным зеркалом» (Об историческом значении книг малых пророков. 1872. Кн. 1. С. 105), в к-ром отчетливо отразилась жизнь Израильского народа. Книги малых пророков обладают особой ценностью, т. к. почти все пророки жили во время «мрачных периодов» упадка Израильского и Иудейского царств; свидетельства пророков дополняют краткое описание этого периода в исторических книгах ВЗ. Опираясь преимущественно на текст Свящ. Писания, К. дополняет свой труд отдельными отсылками на труды зап. библеистов XIX в. Сочинение состоит из вступления, в к-ром К. ставит задачу определить время деятельности тех малых пророков, в чьих писаниях нет ясных указаний на эпоху: Иоиля, Ионы, Авдия, Наума и Аввакума. Основная часть работы делится на 5 частей в соответствии с установленным временем служения пророков: 1) внутреннее состояние Израильского царства со времени Иеровоама II до падения царства (по Книгам пророков Амоса и Осии); 2) состояние иудейского общества от Иорама до середины царствования Езекии (по Книгам пророков Авдия, Иоиля, Михея и Наума); 3) состояние иудейского общества в царствования Манассии, Амона и в первые годы царствования Иосии (по Книгам пророков Аввакума и Софонии); 4) состояние Ассирийского царства (по Книгам пророков Ионы и Наума и отдельным замечаниям др. пророков); 5) состояние иудейского общества после Вавилонского плена (по Книгам пророков Аггея, Захарии и Малахии). Уточняя на основании пророческих писаний исторические факты, характерные черты общественного строя и внутренней жизни избранного народа, К. обращает особое внимание на пророчества о грядущем Мессии, подчеркивая, что они стали тем «животворным семенем, из которого возродилась опять угасшая было жизнь народа иудейского» (Там же. Кн. 4. С. 635-636).

В «Чтениях Общества любителей духовного просвещения» были опубликованы статьи К. по библейской истории: «О состоянии Иудейского царства при Езекии, Манассии, Аммоне и Иосии» (1875) и «Иудеи по возвращении из плена Вавилонского» (1876), представляющие собой скорее популярные очерки нравственно-назидательного характера, не содержащие ссылок на источники, кроме библейских книг.

К. был составлен цикл толкований («изъяснений») нравственно-назидательного характера на псалмы: на шестопсалмие (Пс 3, 37, 62, 87, 102, 142 - в 1890-1893), на псалмы 33, 103 и 138 (1901-1905); эти тексты были опубликованы в журналах «Душеполезное чтение» и «Радость христианина», а также вышли отдельными брошюрами.

Статьи К. «О значении впечатлений раннего детства в деле воспитания» (1869-1871) и «Крайности в воспитании» (1878) были посвящены педагогике. Отчасти с педагогической специализацией К. были связаны и его статьи по совр. проблемам. В 1881-1882 гг. К. опубликовал полемическую ст. (в виде рецензии на статью известного писателя и педагога E. Л. Маркова «Религия в народной школе» (Русская речь. 1881. № 1)) «В защиту русского духовенства», к-рая в дальнейшем была издана отдельной кн. «Правда ли, что наше духовенство не хочет и не умеет учить народ?». К. возражал против критических высказываний о педагогической несостоятельности и нравственных пороках духовенства, против желания «вытеснить из школ влияние Церкви» (В защиту русского духовенства. 1881. С. 520, 522). Исходя из личного опыта, он старался защитить и духовное сословие, и духовную школу от обвинений и незаслуженных порицаний; указывал на близость духовного сословия к народу и понимание духовенством нужд последнего, отмечал важность церковного воспитания народа, но при этом не забывал напоминать о нелегкой жизни рус. священника. В 1883 г. на академическом акте в МДА К. произнес речь «Можно ли признать высшим принципом воспитания правило: воспитывай человека сообразно с его природой?», в к-рой критиковал распространившиеся в 60-70-х гг. XIX в. в России взгляды Ж. Ж. Руссо и его последователей на воспитание, состоящие в том, чтобы «не препятствовать свободному развитию природы ребенка» (Можно ли признать. 1883. С. 579). Опираясь на Свящ. Писание и учение Церкви о первородном грехе и поврежденности человеческой природы, К. настаивал на необходимости последовательного семейного и школьного религ. и нравственного воспитания в согласии с «требованиями высшего божественного закона» (Там же. С. 623). К. был предан духовной школе и отстаивал разумность ее традиционного устроения и порядка. В 1905 г. он критиковал ситуацию, сложившуюся в духовной школе, в ст. «По поводу забастовок в наших учебных заведениях». Очерк «О совести» (1913) принадлежит к работам К. о нравственном богословии. Автор рассматривал историю христ. учения о совести и подчеркивал ее значение в жизни человека.

С пребыванием К. на кафедре истории философии связана лишь одна критико-библиографическая статья о книге В. Виндельбанда «История древней философии» (перевод слушательниц Высших женских курсов под редакцией профессора А. И. Введенского). К. писал и статьи, не связанные с его профессиональной деятельностью. Ему принадлежат статьи, посвященные памяти членов корпорации МДА E. В. Амфитеатрова (1888) и А. П. Смирнова (1889), «Обозрение статей богословского и исторического содержания, помещенных в епархиальных ведомостях за 1891 г.» (1892); ряд библиографических и публицистических статьей и мелких заметок.

К. много лет занимался переводом святоотеческих творений с греч. языка. Ему принадлежит значительная часть переводов текстов свт. Григория Нисского, свт. Кирилла Александрийского, в частности более половины толкований на книги пророков Исаии, Осии, Иоиля, Амоса (ТСОРП. Т. 55, 56, 57, 58) и полностью толкования на Книги пророков Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии и Захарии (ТСОРП. Т. 59, 60). В последние годы жизни К. начал перевод на рус. язык нем. апологетической лит-ры, но успел перевести лишь одну брошюру «Христианство и наука».

Ист.: ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1586. Казанский Петр Иванович [личное дело студента]; Там же. Д. 5085. Казанский Петр Иванович [личное дело преподавателя]; Протоколы заседаний Совета МДА за 1892 год. Серг. П., 1893. С. 33-35, 40, 335-336; То же, за 1898 год. Серг. П., 1899. С. 5.
Соч.: Об историческом значении книг малых пророков // ПрТСО. 1872. Ч. 25. Кн. 1, 4 [магист. дис.]; Состояние Иудейского царства при Езекии, Манассии, Аммоне и Иосии // ЧОЛДП. 1875. № 2. С. 144-172; Иудеи по возвращении из плена Вавилонского // Там же. 1876. № 5. C. 307-333; В защиту рус. духовенства: [Рец. на:] Марков Е. Религия в народной школе (Русская речь. 1881. № 1) // ПрТСО. 1881. Ч. 28. Кн. 4. С. 520-564; 1882. Ч. 30. Кн. 2. С. 564-638; Можно ли признать высшим принципом воспитания правило: воспитывай человека сообразно с его природой // Там же. 1883. Ч. 32. Кн. 2. С. 575-623; Памяти Е. В. Амфитеатрова: Некролог; Слово при погребении // Там же. 1888. Ч. 42. С. 191-246; Проф. МДА А. П. Смирнов: Некролог; Речь при гробе // Там же. 1889. Ч. 44. С. 220-234; Изъяснение шестопсалмия. М., 1892 (отт. из: ДЧ. 1890-1893), 1894 2; Обозрение статей богосл. и ист. содержания, помещенных в Епархиальных ведомостях за 1891 г. // БВ. 1892. Т. 2. № 5. С. 360-377; № 6. С. 566-587; [Рец. на:] Виндельбанд. История древней философии (с прил. статей: а) Виндельбанд. Августин и средние века; б) Фуллье. История схоластики) / Пер. под ред. А. И. Введенского. СПб., 1893 // БВ. 1894. Т. 1. № 1. С. 132-147; Изъяснение псалма «Благословлю Господа на всякое время» // Радость христианина. 1901. Кн. 7. С. 11-45; Кн. 8. С. 104-132; «Благослови, душе моя, Господа!» // ДЧ. 1903. Ч. 1. № 4. С. 614-619; Ч. 2. № 5. С. 39-49; № 6. С. 246-252; № 7. С. 456-465; Ч. 3. № 10. С. 303-313; № 11. С. 512-528; № 12. С. 626-634; 1904. Ч. 1. № 1. С. 144-158; Ч. 3. № 9. С. 62-79; Хвала Господу Всеведующему, Вездесущему и Премудрому. М., 1905 (отт. из: ДЧ. 1905. Ч. 1. № 1. С. 45-60; № 2. С. 237-244; Ч. 2. № 5. С. 67-83; № 6. С. 194-202; № 7. С. 335-346); По поводу забастовок в наших учебных заведениях. М., 1905 (отт. из: ДЧ. 1905. № 6. С. 299-302; № 8. С. 639-645; № 9. С. 155-163; № 10. С. 311-319); О совести: Кр. ист. очерк развития учения о совести, об опыте решения вопроса о ее сущности и значении в религиозно-нравственной жизни человека. Серг. П., 1913 (отт. из: ДЧ. 1913. № 2. С. 149-168; № 3. С. 300-327); Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского. Серг. П., 1913.
Лит.: Изюмов М. П. Проф. П. И. Казанский: Некролог // БВ. 1913. Т. 1. № 2. С. 1-22; П. И. Казанский: Некролог // ИВ. 1913. Т. 181. № 2. С. 727-728; П. И. Казанский: Некролог // Моск. вед. 1913. № 7; Профессор П. И. Казанский (МДА): Некролог // ЦВед. 1913. № 12. С. 560; Яворский В. Казанский П. И. // ПБЭ. Т. 7. С. 675-678.
Н. Ю. Сухова
Ключевые слова:
Библеисты русские Богословы русские Преподаватели Московской Духовной Академии Казанский Петр Иванович (1838-1913), богослов, библеист, заслуженный профессор МДА
См.также:
АЙВАЗОВ Иван Георгиевич (1872-1964), богослов, публицист, миссионер
АНДРЕЕВ Феодор Константинович (1887-1929), прот., идеолог "иосифлянства", богослов
АСМУС Валентин Валентинович (род. в 1950), прот., богослов, историк Др. Церкви
БОГОРОДСКИЙ Яков Алексеевич (1841 – 1919), богослов, библеист
БОГОСЛОВСКИЙ Михаил Иванович (1844 – 1915), рус. правосл. богослов
БОРКОВ Иосиф Васильевич (1878 - ?), cвящ., богослов, библеист
БРОДОВИЧ Иосиф Александрович (1871 - 1917?), правосл. богослов, библеист
БУХАРЕВ Александр Матвеевич (в монашестве Феодор; 1822 - 1871), богослов, экзегет и публицист