Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЙЕМЕН
Т. 28, С. 688-695 опубликовано: 3 декабря 2016г.


ЙЕМЕН

[Йеменская Республика; араб.    ], гос-во в Юго-Зап. Азии, занимающее юго-зап. и юж. оконечности Аравийского п-ова. Образовано 22 мая 1990 г. в результате объединения Йеменской Арабской Республики (ЙАР, или Северный Йемен) и Народной Демократической Республики Йемен (НДРЙ, или Южный Йемен). Омывается Красным и Аравийским морями. Территория - ок. 532 тыс. кв. км. Й. граничит на севере с Саудовской Аравией, на востоке - с Оманом. Столица - г. Сана (3 273 тыс. жителей). Крупные города (тыс. чел.): Аден (650), Таиз (523), Ходейда (448), Эль-Мукалла (199). Й.- член ООН (в качестве единого гос-ва с 1990), Лиги арабских гос-в (с 1945), Исламской конференции (с 1969), МВФ (с 1969). Офиц. язык - арабский.

География

Значительную часть территории Й. занимают Йеменские горы (Джебель), состоящие из высоких базальтовых плато, расчлененных глубокими долинами. Здесь расположена наиболее высокая точка страны - гора Эн-Наби-Шуайб (3660 м). На юге и западе горные массивы обрываются многоступенчатыми, сильно эродированными уступами, много потухших вулканов. В сев.-вост. части Й. плато полого снижается и переходит в обширную песчаную пустыню Руб-эль-Хали. На западе страны, вдоль побережья Красного м., полосой в 50-60 км простирается пустынная низменность Тихама, к-рая густо заселена и возделана в центральной части и у подножий гор, а в прибрежной части переходит в песчаные и солончаковые пустыни. На юге, вдоль побережья Аденского зал., тянется равнина шириной до 50 км, разделенная местами вулканическими возвышенностями. Берега преимущественно низкие, реже обрывистые, разрез береговой линии выражен слабо. В Красном м., берег которого окаймлен коралловыми рифами, множество островов вулканического или кораллового происхождения. Климат Й. тропический и на большей части страны сухой. Максимум осадков выпадает летом под воздействием юго-западного муссона с Индийского океана, местами их количество превышает 1 тыс. мм. Реки на протяжении большей части года пересыхают, образуя многочисленные вади; лишь для горной части страны характерны незначительные постоянные водотоки.

Население

Согласно официальной переписи, проведенной в июле 2007 г., численность населения страны - 22 230 531 чел. По статистическим данным ООН, в 2010 г. численность населения Й. приблизилась к 24 053 тыс. чел. Естественный прирост населения страны является одним из самых высоких в мире и составляет 3,05%. Средний возраст населения - 17,4 года. Доля детей до 15 лет - 44,3%, лиц трудоспособного возраста (15-64 года) - 52,8, лиц пожилого возраста (65 лет и старше) - 2,9%. Средняя доля городского населения в 2010 г. составляла ок. 26%; причем на юге страны данный показатель чуть выше, чем на севере.

Подавляющее большинство населения составляют арабы-йеменцы - 91,5%, а также арабы из других государств (Оман, Бахрейн, Ливан, Египет, Судан). Для страны характерны сильное племенное дробление (часть племен ведет кочевой или полукочевой образ жизни) и наличие этнических групп, возникших в результате смешения арабского населения с другими народами: турками, выходцами из Африки или Юж. Азии. К числу коренных народностей относятся также йеменские евреи. Процент иностранцев крайне низок, преимущественно это выходцы из Индии, Пакистана и Сомали. От 1,5 до 2 млн йеменцев проживают за пределами страны, в основном в нефтедобывающих странах Персидского зал., а также в Джибути и Индонезии. Йеменские диаспоры существуют в Великобритании, США и Канаде.

Государственное устройство

Англиканская ц. Иисуса Христа в Адене. ХХ в.
Англиканская ц. Иисуса Христа в Адене. ХХ в.

Англиканская ц. Иисуса Христа в Адене. ХХ в.
Согласно Конституции (ст. 1), действующей с 16 мая 1991 г. и подвергшейся существенным изменениям в 1994 и 2001 гг., Й.- унитарная президентская республика, араб. ислам. независимое суверенное гос-во. Глава гос-ва - президент, избираемый на альтернативной основе всеобщим прямым тайным голосованием на 7 лет (с 2001) с правом вторичного переизбрания. Основными функциями президента являются назначение вице-президента, премьер-министра и его заместителя и формирование Национального совета обороны и Консультативного совета. Помимо этого он имеет право распускать парламент и устанавливать дату новых парламентских выборов. Президент объявляет о проведении референдумов, промульгирует законы, принятые Палатой представителей, и обладает правом отлагательного вето. Президент является Верховным главнокомандующим вооруженными силами, он объявляет чрезвычайное положение и всеобщую мобилизацию, назначает на должности и смещает с должностей высших правительственных чиновников, а также высших офицеров вооруженных сил и полиции. В случае роспуска парламента или временной остановки его работы у президента есть конституционное право принимать декреты, имеющие силу закона. После возобновления работы парламент вправе их утвердить или отменить, в последнем случае они утрачивают силу.

Согласно конституционным поправкам от 20 февр. 2001 г., законодательным органом является Национальное собрание, состоящее из 2 палат - Консультативного совета и Палаты представителей. Консультативный совет, верхняя палата парламента, исполняет совещательные функции. В его состав входят 111 специалистов в различных областях, перечень которых формируется и утверждается президентом. Законодательную власть осуществляет Палата представителей (301 депутат). Члены палаты избираются путем свободного, равного, прямого голосования на 6 лет. Палата представителей принимает и издает законы, намечает общую гос. политику и планы социально-экономического развития, утверждает гос. бюджет и отчет о его исполнении, контролирует работу исполнительной власти. Решения Палаты, кроме особых случаев, принимаются абсолютным большинством присутствующих депутатов. Законы, утвержденные парламентом, могут быть возвращены президентом для повторного рассмотрения в течение 30 дней.

Высшим исполнительным и адм. органом гос-ва является Совет министров. Его возглавляет премьер-министр, назначаемый президентом. В состав Совета входят 37 министров, кандидатуры к-рых определяет премьер-министр в результате консультации с президентом. Во всех действиях Совет министров подотчетен парламенту.

Правовая система Й. носит смешанный характер: ее основу составляет мусульманско-правовая традиция, в отдельных отраслях встречаются элементы тур. права, англ. обычного права и местного племенного права. Конституция гарантирует независимость судебной власти, к-рую возглавляет Высший судебный совет.

В административно-территориальном отношении страна разделена на 20 губернаторств (мухафаз), которые в свою очередь включают районы и подрайоны. Столица г. Сана представляет отдельную адм. единицу.

Религия

Подавляющее большинство населения Й. (более 99%) составляют мусульмане: из них ок. 55% - сунниты разных толков, ок. 45% - шииты. Крайне малочисленные христиане сосредоточены преимущественно в городах. В стране также проживают приверженцы индуизма и иудаизма, адепты Бахаи религии. В связи с нестабильной ситуацией в Й. доля немусульм. населения резко сокращается.

Англиканская церковь в Адене (действовала в период брит. протектората). XIX в.
Англиканская церковь в Адене (действовала в период брит. протектората). XIX в.

Англиканская церковь в Адене (действовала в период брит. протектората). XIX в.
Христианство. Нехалкидонские Восточные церкви представлены верующими Эфиопской Церкви, в основном этническими эфиопами-амхарцами, а также находящимися на заработках египтянами-коптами, приверженцами Коптской Церкви. Общее количество верующих составляет ок. 1 тыс.

Римско-католическая Церковь представлена в Й. общинами Апостольского викариатства Юж. Аравии (Vicariate Apostolic of Southern Arabia), созданного в 1888 г. как Апостольское викариатство Адена (Vicariate Apostolic of Aden), а в 1889 г. его юрисдикция распространилась на территорию всего Аравийского п-ова, в связи с чем оно было переименовано в Апостольское викариатство Аравии (Vicariate Apostolic of Arabia). В результате реорганизации 31 мая 2011 г. диоцез получил современное название, в него вошли приходы на территории Й., Омана и ОАЭ.

Протестантские церкви, деноминации и секты. Англиканская Церковь в Й. представлена общиной Епископальной церкви Иерусалима и Ближ. Востока, являющейся членом Англиканского содружества (Сана) и общиной, входящей в состав епископства Кипра и Персидского зал. (Аден). Общее количество верующих не превышает 100 чел. (преимущественно иностранцы). Помимо этого в Й. есть общины таких протестант. орг-ций, как баптисты, Плимутские братья, Церковь Юж. Аравии, Миссионерская команда Красного м., и др. малочисленные группы, включая об-ва приверженцев т. н. изолированных радиоцерквей (Isolated radio churches), объединяющих тайных христиан. Общее количество протестантов не превышает 2 тыс. чел.

Ислам, являющийся государственной религией страны, исповедует подавляющее большинство жителей. Сунниты представлены шафиитским (самым крупным), ханифитским и маликитским мазхабами. Шафииты преобладают в Юж. Йемене и на окраинах Сев. Йемена, в Тихаме, Ходейде, Таизе. Сунниты-маликиты живут на крайнем востоке страны, а небольшие общины суннитов-ханифитов - в прибрежных районах на юге Й.

Среди шиитов большинство составляют шииты-зейдиты, проживающие в горных районах Сев. Йемена. На севере страны также присутствуют общины ортодоксальных шиитов и байадийя, на востоке - шиитов-ибадитов, на юге страны, в прибрежных районах,- исмаилитов и имамитов. Для части кочевых и полукочевых араб. племен Й. характерным является соблюдение всех норм мусульманства при сохранении пережитков доислам. верований.

Иудаизм в Й. имеет глубокие исторические корни. К сер. XX в. в стране существовала крупная евр. диаспора, однако после 1-й арабо-израильской войны началась эмиграция в Израиль. Большинство евр. населения (ок. 49 тыс.) покинуло страну в июне 1949 - сент. 1950 г.

В нач. 2000-х гг. в Й. проживали ок. 300-400 евреев и функционировали 2 синагоги. В наст. время общее количество иудеев составляет, по разным данным, от 150 до 400 чел. В Амране действует единственная синагога.

Индуизм исповедует небольшая диаспора выходцев из Индии, имеющая храм в Адене.

Новые религиозные движения представлены бахаитами, численность к-рых составляет ок. 150 чел.

Религиозное законодательство

В Конституции Й. от 16 мая 1991 г. (изменения в 1994 и 2001) в ст. 2 за исламом закрепляется статус государственной религии. Ст. 3 утверждает шариат источником любой законотворческой деятельности. В ст. 7 говорится о том, что национальная экономика базируется на свободной экономической активности и соблюдении правил исламской социальной справедливости. В главе, посвященной социальным и культурным основам общества, в ст. 26 говорится, что семья, построенная на религиозных основах ислама, долге и любви к родине, является фундаментом общества. Ст. 31, в которой женщин называют сестрами мужчин, наделяет их правами и обязанностями согласно законам шариата. Семейно-брачные отношения регулируются Семейным кодексом, основанным на нормах шариата, в соответствии с которыми мужчина может состоять в браке одновременно не более чем с 4 женщинами при соблюдении их имущественных и социальных прав.

Во 2-й части Конституции Й. рассмотрены основные права и обязанности граждан. В ст. 46 регламентируется персональная ответственность за совершение правонарушений. Уголовный кодекс Й. основан на нормах шариатского права. Совершивший преступление человек может быть наказан только в соответствии с шариатом и законами государства. За особо тяжкие преступления (т. н. преступления «хадд») обязательным наказанием является смертная казнь. К таким преступлениям относится и переход (или его попытка) из ислама в др. религию.

Право на образование, согласно ст. 53, является всеобщим и гарантируется гос-вом, к-рое обязуется обеспечивать надлежащие условия для всестороннего развития молодежи, в т. ч. ее религ. и физического воспитания. Гос-во обязано строить начальные школы, их посещение является обязательным, и развивать сеть средних и высших учебных заведений, а также др. культурных и образовательных учреждений. В гос. школах преподают основы ислама (преподавание основ др. религий запрещено), однако граждане мусульм. вероисповедания могут посещать и частные школы, в к-рых изучение ислама не является обязательным. В частных школах обучаются преимущественно немусульмане, в основном дети иностранцев.

В 3-й части Конституции Й., посвященной устройству гос. власти, ст. 63 оговаривает, что кандидат в депутаты Палаты представителей должен исполнять свой религ. долг, не уточняя при этом, о какой религии идет речь. В то же время ст. 106, регламентирующая порядок избрания на пост президента, говорит, что любой уроженец Й. может стать кандидатом в президенты в случае добросовестного исполнения обязанностей мусульманина.

Э. Небольсин

Исторический очерк

Наиболее ранней из известных цивилизаций на территории Й. является гос-во Маин, существовавшее во II тыс. до Р. Х. Впосл. оно вошло в состав государства Саба, где уже в VIII в. до Р. Х. была создана обширная ирригационная система, вода в которую поступала из огромного водохранилища, построенного в его столице Марибе. В I в. по Р. Х. гос-во Саба вошло в состав Химьяритского царства, распространившего свои владения на восток, включая Хадрамаут. В IV в. в Й. вторглись войска Аксумского царства, находившегося на территории совр. Эфиопии. Еще до Р. Х. в Й. стали переселяться евреи, а в период эфиоп. правления здесь появились христиане; при эфиоп. наместнике Абрахе в Сане была построена большая церковь.

Стела с сабейской надписью. Ок. 700 г. до Р. Х. (Лувр, Париж)
Стела с сабейской надписью. Ок. 700 г. до Р. Х. (Лувр, Париж)

Стела с сабейской надписью. Ок. 700 г. до Р. Х. (Лувр, Париж)
В 525 г. аксумские правители были разбиты персами, и уже через 50 лет была разрушена Марибская плотина. В 628 г. последний персид. губернатор Й. принял ислам. В Й. очень рано проявился раскол между суннитской и шиитской ветвями ислама. В горных районах севера, в Иббе, господствующие позиции заняли зейдиты, последователи умеренного направления в шиизме, на юге, в Тихаме, а также в Хадрамауте, господствовали сунниты, гл. обр. последователи шафиитского мазхаба. Принципы зейдитского теократического правления были заложены в IX в. имамом аль-Хади. В течение неск. последующих столетий Й. находился под властью различных мусульм. династий - Аббасидов, Фатимидов, Айюбидов, а также мамлюков и турок-османов. В XVI в. Й. был захвачен Османской империей, но уже в 1597 г. в стране началось восстание под рук. зейдитского имама аль-Касема, к-рый основал сильное теократическое гос-во. В XVIII в. Й. пришел в упадок. В 1839 г. Аден был занят брит. войсками с целью предотвращения его захвата правителем Египта Мухаммадом Али. Этот порт, находившийся в юрисдикции Британской Индии, превратился в важнейший торговый и перевалочный пункт с быстро растущим населением. Его значение особенно возросло после открытия Суэцкого канала. Великобритания заключила соглашения о протекторате с 24 мелкими княжествами, располагавшимися к северу и востоку от Адена. В 1872 г. турки захватили часть страны, включая Сану, и оставались номинальными правителями страны вплоть до 1918 г. К востоку от Адена возникло неск. маленьких независимых эмиратов и султанатов (напр., Лахдж, 1728).

Северный Йемен

В 1918 г., после поражения Османской империи в первой мировой войне, Северный Йемен получил независимость. В 1934 г. имам Й. Яхья подписал соглашения с Великобританией и Саудовской Аравией, однако границы государства не были четко определены. В 1948 г. Яхья был убит группой оппозиционеров, а на престол взошел его сын Ахмед. 31 окт. 1955 г. в Каире состоялось подписание Договора о дружбе (возобновление Договора 1928 г.) между СССР и Йеменским Мутаваккилийским Королевством. 8 марта было подписано соглашение о торговле и платежах, а 23 апр. 1956 г. стороны договорились об открытии дипломатических миссий (в 1956-1958 миссия СССР располагалась в Каире, откуда была перенесена в Таиз).

Панорама старой части г. Сана
Панорама старой части г. Сана

Панорама старой части г. Сана
21 июня - 11 июля 1956 г. наследный принц Йеменского Мутаваккилийского Королевства Мухаммад аль-Бадр посетил СССР с дружественным визитом, в ходе к-рого состоялось подписание соглашения об экономическом и о техническом сотрудничестве. В 1956 г. Ахмед заключил также военные союзы с Египтом, Сирией и Саудовской Аравией, в 1958 г. Й. вошел в состав Объединенной Арабской Республики (вместе с Египтом и Сирией). До 1962 г. Северный Йемен был абсолютной теократической монархией во главе с имамом из шиитской общины зейдитов, одновременно духовным лидером йеменцев-мусульман и светским главой гос-ва. Неск. йеменских реформаторских движений действовало в основном в изгнании, причем в их состав входили не только представители суннитов шафиитского толка, но и привилегированные зейдиты. После смерти имама Ахмеда и вступления на престол его сына Мухаммада аль-Бадра 26 сент. 1962 г. группа офицеров во главе с полковником Абдаллой ас-Саллялем захватила власть в Сане и провозгласила создание ЙАР. Во главе революционного руководства встал ас-Салляль. Лозунги йеменской революции и первые решения, принятые новой властью, во многом были схожи с лозунгами и решениями др. араб. революционных движений того времени: учреждение республики; ликвидация старых правящих классов, т. е. упразднение имамата и шире - права на власть сейидов; ликвидация крупного землевладения, социальная справедливость, араб. национальное единство и борьба с империализмом. 29 сент. 1962 г. ЙАР признал СССР.

Не имея большого влияния в стране, революционеры пошли на альянс с рядом представителей традиционной племенной элиты, оппозиционной имаму. Опасаясь чрезмерного влияния консервативного крыла республиканского руководства, ас-Салляль стремился опереться на поддержку Египта. Новый режим сразу же был признан президентом Насером. В ЙАР были направлены егип. войска. Их присутствие спровоцировало перерастание внутрийеменских противоречий в вооруженную борьбу. Имам аль-Бадр сумел бежать на север и возглавил сопротивление республиканскому режиму ряда зейдитских горных племен. Финансовую поддержку роялистам оказывали Саудовская Аравия и др. араб. монархии. Локальная борьба йеменских консерваторов и модернистов превратилась в международный военный и идеологический конфликт, в к-ром были заинтересованы сильные соседи и поддерживавшие их супердержавы. 60-тысячный егип. экспедиционный корпус, оснащенный тяжелым вооружением, не смог подавить сопротивление зейдитских племен, использовавших преимущества горной местности и тактику партизанской войны.

Территория, остававшаяся под властью республиканцев, редко выходила за пределы треугольника по линии дорог Сана-Таиз-Ходейда. Значительные пространства на севере и востоке страны контролировались роялистами или независимыми племенами. Война привела к возрождению племенного сепаратизма. Шейхи получали субсидии и оружие от республиканцев и роялистов в обмен на лояльность и разрешение содержать местные вспомогательные ополчения.

Главные союзы племен разделились: конфедерация баакиль в целом поддерживала монархистов, хашид - республиканцев. Шафиитское население побережья, традиционно невоинственное и ранее не допускавшееся к власти, теперь стало играть большую роль в управлении. Левые шафиитские лидеры начали соперничать с ас-Саллялем. Внутри революционного режима происходили частые персональные и фракционные перестановки в зависимости от егип. предпочтений и положения на фронтах.

После поражения Египта в Шестидневной войне с Израилем Президент Египта Насер в авг. 1967 г. принял решение о выводе своих войск из ЙАР. В нояб. 1967 г. ас-Салляль был свергнут широкой коалицией умеренных республиканских лидеров и покинул страну. Новое руководство, во главе с Абд ар-Рахманом аль-Ирьяни, взяло курс на реставрацию мн. традиц. ценностей, ранее отвергавшихся революцией, и на компромисс с зейдитской племенной элитой. Эта политика вызвала протест левых шафиитских офицеров, желавших удержать ЙАР в русле революционного араб. национализма. В авг. 1968 г. шафиитские военные части подняли мятеж в Сане, подавленный зейдитскими племенными отрядами после 3 дней кровопролитных боев.

С уходом египтян победа роялистов в войне казалась неизбежной. Однако после долгой осады они так и не сумели взять Сану, и поддерживавшие их племенные ополчения разошлись по домам. В военных действиях наступил перелом, мн. шейхи стали переходить на сторону республики. Гражданская война потеряла международный характер и превратилась во внутрийеменский конфликт. Саудовская Аравия изменила свое отношение к республике, видя, что она не несет опасности экспорта революции, и предпочла иметь в ЙАР слабый республиканский режим, перестав финансировать роялистов.

Весной 1970 г. республиканцы и роялисты стали искать пути к примирению. Во главе обеих группировок стояли умеренные зейдиты, к-рые смогли договориться между собой. Роялистские лидеры согласились пожертвовать династией и имаматом в обмен на включение их в правительство. Имам аль-Бадр (ум. в 1996) и принцы эмигрировали из ЙАР. Саудовская Аравия признала республиканский режим и через предоставление ему финансовой помощи стала оказывать на ЙАР определяющее влияние. По итогам войны у власти в республике оказалась шаткая коалиция разнородных политических сил: зейдитских племенных вождей, офицерского корпуса и левой шафиитской интеллигенции. Заметную роль в гос. аппарате играли т. н. модернисты - 1-е поколение йеменцев, получивших образование за границей и стремившихся освободить страну от пут нищеты и отсталости, интегрировать свой народ в совр. мир. Модернисты не имели собственной социальной базы, но правившие страной шейхи нуждались в их знаниях и квалификации, а также в способности выступить посредниками между ЙАР и остальным миром.

Хотя формально гос-во возглавлял президент Ирьяни, победителями в гражданской войне оказались шейхи зейдитских племен. За неск. лет племенные лидеры оттеснили от власти старых республиканских руководителей, установили контроль над центральными гос. органами и армией, составленной в значительной степени из племенных контингентов, консервативные элементы из племенной верхушки преобладали в парламенте. Политическая активность левых сил подавлялась, их партии находились на нелегальном положении, в юж. районах страны действовали партизанские группировки левого толка. Несмотря на усилия Ирьяни по созданию дееспособных гос. институтов (учреждение Центрального банка, органов статистики и экономического планирования, открытие ун-та в Сане), гос. власть оставалась слабой, политическая обстановка отличалась нестабильностью. До 1973 г. племенные вожди получали финансовую помощь от Саудовской Аравии напрямую, поэтому мало считались с авторитетом правительства.

13 июня 1974 г. группа молодых офицеров произвела бескровный гос. переворот. Во главе нового руководства встал подполковник Ибрахим Мухаммад аль-Хамди, принадлежавший к племени бакиль. Вся полнота власти в стране перешла к сформированному военными Совету командования. За спиной заговорщиков стояли племенные лидеры, видевшие в смене режима Ирьяни возможность закрепить выгодную для них политическую децентрализацию страны. Однако новый президент быстро дал понять, что не собирается быть марионеткой шейхов, и это привело к конфликту с конфедерацией хашид. Племена севера и востока больше не подчинялись власти Саны, а холодная война аль-Хамди и шейха аль-Ахмара временами сменялась вооруженными столкновениями.

В высшем армейском командовании не прекращалась борьба за власть, в результате 11 окт. 1977 г. аль-Хамди был убит заговорщиками. Во главе гос-ва встал начальник штаба Ахмад Хусайн аль-Хашими, однако через 8 месяцев он пал жертвой покушения, организованного южнойеменскими спецслужбами. При каждой смене руководства большинство гражданских управленцев сохраняли свои посты. Так, пост премьер-министра регулярно переходил от Ирьяни к Абд аль-Азизу Абд аль-Гани и обратно. В период правления Хашими было созвано Учредительное народное собрание, имевшее в основном совещательные функции. Большая часть его депутатов была назначена военными.

В июле 1978 г. президентом страны стал зейдит подполковник Али Абдалла Салех. В февр.-марте 1979 г. вспыхнула новая неудачная для ЙАР война - с получившей в 1967 г. независимость от Великобритании НДРЙ и с левыми группировками внутри страны, объединившимися в Национальный демократический фронт (НДФ).

Салех и его сторонники не желали усиления в стране влияния племен и Саудовской Аравии. Сана проводила достаточно гибкую политику, нащупывая пути примирения с НДРЙ, укрепляя связи с альтернативными покровителями в араб. мире (в первую очередь с Ираком) и диверсифицируя источники поставок вооружения. В 1979 г. Салех заключил соглашение о военном сотрудничестве с СССР.

Однако компромисса с левым подпольем достичь не удалось, и с осени 1980 г. возобновились военные действия между регулярной армией и отрядами НДФ в пограничных юго-восточных и в ряде внутренних районов страны. На стороне правительственных войск выступали силы племен и отряды исламских фундаменталистов из орг-ции «Братья-мусульмане». Племенные лидеры и др. консервативные деятели учредили в 1979 г. Исламский фронт - орг-цию, финансируемую Саудовской Аравией. Хотя Президент НДРЙ Али Насер Мухаммад стремился избежать вовлечения своей страны в войну, радикально настроенные руководители силовых структур Южного Йемена, а также Сирия и Ливия активно поддерживали НДФ и подталкивали его к активным действиям. Однако, несмотря на поддержку, к кон. весны 1982 г. НДФ в ЙАР был разгромлен.

Подавив левое подполье и постоянно наращивая мощь армии, Салех сумел установить баланс власти с племенами и выстроить относительно стабильный режим, основанный, впрочем, на неизменном принципе - значительная часть ключевых постов находилась в руках родственников и соплеменников Салеха. В 1982 г. президент инициировал создание Всеобщего народного конгресса - представительного органа, превратившегося со временем в партию власти. Введение всеобщей воинской повинности позволило ослабить роль племен в армии. К 1986 г. в различных силовых структурах гос-ва насчитывалось 42 тыс. чел., в то время как численность племенных ополчений составляла ок. 20 тыс. Но влияние гос. институтов оставалось очень ограниченным, в 1980 г. правительство распоряжалось только 8% ВНП. Экономический подъем кон. 70-х гг. (поступления от йеменских рабочих из-за границы и финансовая помощь др. араб. гос-в) позволил инвестировать средства в строительство дорог и развитие образования. Грамотность выросла с 2,5% в 1962 до 13% в 1985 г. Однако прекращение нефтяного бума в Аравии в 80-х гг. снизило все источники дохода. Собственная нефть была найдена в стране в 1984 г., но запасы ее оказались незначительными. ЙАР оставалась племенным и почти неграмотным гос-вом. В городах проживало немногим более 1/10 девятимиллионного населения страны. Благосостояние страны полностью зависело от внешних источников. В 1982 г. Учредительное народное собрание было преобразовано во Всеобщий народный конгресс, в к-ром 70% депутатов были избраны, а остальные назначены президентом. В 1985 г. были проведены выборы в местные советы, что стало очередным шагом в подготовке общенациональных выборов в 1988 г.

Южный Йемен

Революция в Египте в 1952 г. способствовала развитию национального движения в протекторате Аден. Стремясь реформировать систему управления, Великобритания заключила договор с 6 своими протекторатами об образовании Федерации Арабских Эмиратов Юга, переименованной в 1964 г. в Федерацию Юж. Аравии. В следующем году к Федерации присоединилась колония Аден, и к 1964 г. в ее состав входило уже 17 племенных гос-в. Великобритания обещала предоставить новому гос-ву независимость к 1968 г. при условии сохранения своей военной базы в Адене. С т. зр. лидеров Национального фронта освобождения оккупированного юга Й. (НФ) и позже Фронта освобождения оккупированного юга Й. (ФЛОСИ), поддерживавшегося Египтом и базировавшегося в ЙАР, это лишь укрепляло существовавшую в стране систему. Обе группировки начали вооруженную борьбу, но в сер. 60-х гг. повернули оружие друг против друга. В 1967 г. Египет вывел свои войска из Южного Йемена, и вскоре НФ установил полный контроль над бывшим протекторатом Аден. В то же время ФЛОСИ продолжал проводить отдельные операции с территории ЙАР. 30 нояб. 1967 г. Великобритания передала власть в стране в руки НФ, и брит. войска покинули территорию вновь провозглашенной Народной Республики Южный Йемен. Президентом страны стал представитель НФ Кахтан Мухаммад аш-Шааби. 3 дек. 1967 г. между СССР и Народной Республикой Южный Йемен были установлены дипломатические отношения.

Обретение независимости поставило Южный Йемен перед серьезными экономическими проблемами. Страна не имела собственных ресурсов. Аденский порт потерял свое значение после закрытия Суэцкого канала в 1967 г. Уход брит. гарнизона и эмиграция богатых предпринимателей подорвали основные источники заработка местного населения. Даже открытие канала в 1975 г. не привело к экономическому оживлению, т. к. торговцы, напуганные социалистическими реформами правительства, не торопились возвращаться в Аден. Продолжительная засуха нанесла ущерб сельскому хозяйству. Промышленность не развивалась. Единственные возможности развития были связаны с внешней (в первую очередь советской) помощью и с финансовыми поступлениями от йеменцев, работавших в странах Персидского зал. Эти источники давали в 1984 г. половину ВНП.

Население страны выросло с 1,5 (1967) до 2,4 (1986) млн чел. Сохранялся резкий контраст между совр. Аденом и отсталой, бедной, племенной, отчасти кочевой глубинкой. За счет населения Адена (350 тыс.) уровень урбанизации в Южном Йемене был выше, чем в Северном Йемене. 38% населения страны составляли горожане, 10% - кочевники, 52% - крестьяне-земледельцы. Урбанизация способствовала более высокому уровню грамотности: 20% - в 1967 г., 40% - в 1975 г. Гос-во играло большую роль, контролируя 25% ВНП в 1973 г. и 56% - в 1980 г.

Сразу же после ухода англичан началась борьба за власть умеренных и ультралевых групп революционеров. В итоге в июне 1969 г. радикалы отстранили от власти президента Кахтана аш-Шааби и связанную с ним генерацию лидеров, овладели ключевыми позициями в НФ и гос. структурах. Новое руководство развернуло широкую программу социалистических реформ.

Подверглись репрессиям бывш. султаны и лидеры конкурировавших с НФ повстанческих организаций. Земельная реформа упраздняла крупное землевладение, земли султанов и шейхов передавались крестьянам, к-рые были объединены в сельскохозяйственные кооперативы. Гос-во подрывало традиц. племенные институты и заменяло собой власть племенной верхушки. Проводилась национализация собственности прежних правящих классов и иностранных кампаний. Старый социальный строй был в значительной мере уже разрушен в ходе потрясений, сопровождавших обретение независимости в 1967 г., и государство во мн. случаях просто юридически закрепляло сложившееся положение вещей.

В 1975 г. члены НФ вместе с левыми баасистами и «марксистами» вошли в Объединенную политическую орг-цию Национальный фронт (ОПОНФ). Уникальным явлением для Аравии была созданная в НДРЙ политическая орг-ция нового типа, следовавшая образцам классической компартии. Она была сформирована в неск. этапов на базе НФ и в 1978 г. получила название Йеменская социалистическая партия (ЙСП). Она объединяла в своих рядах относительно небольшую группу проверенных активистов (26 тыс. членов). ЙСП руководила также дочерними общественными организациями - профсоюзными, женскими, молодежными.

Во главе НДРЙ встал совет в составе президента, премьер-министра и генерального секретаря ЙСП. Были созданы высокоцентрализованная система власти, разветвленный бюрократический аппарат и несколько конкурирующих силовых структур. Введение воинской повинности позволило резко увеличить армию (27,5 тыс. чел. в 1986). В противовес ей была учреждена милиция на базе бывш. боевиков НФ (15 тыс. чел.). Внутренний порядок поддерживали полиция (30 тыс. чел.) и революционные силы безопасности. Проводились реформы в сфере законодательства, вытеснявшие племенное и шариатское право.

Во внешней политике НДРЙ однозначно ориентировалась на социалистические страны, получала военную и экономическую помощь от СССР и Китая. Взамен Советский Союз имел возможность держать свои военно-морские базы в Адене и на Сокотре. Лидеры всех сменявшихся у власти фракций часто посещали Москву. В 1979 г. был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве с СССР. В региональной политике НДРЙ также стояла на леворадикальных позициях, поддерживала революционные движения в Аравии, особенно в соседнем Омане, вступила в союз с Ливией и Эфиопией. Отношения с Саудовской Аравией были крайне враждебными.

Внутренняя политика Южного Йемена характеризовалась непрекращающимися конфликтами в правящих кругах (к моменту обретения независимости возраст лидеров НФ в среднем не превышал 30 лет, чем отчасти объясняется столь бурное политическое развитие страны). В отличие от политики ЙАР, где тон задавали племена, политика Южного Йемена определялась идеологическими, партийными и личностными факторами. В целом племенные организации Юга были слабее, чем у зейдитов Севера, и целенаправленно подавлялись гос-вом.

Ведущую роль в южнойеменском руководстве играли Салим Рубайи Али, президент с 1970 по 1978 г., премьер-министр Али Насер Мухаммад, генсек ЙСП Абд аль-Фаттах Исмаил и главнокомандующий Али Ахмад Насер Антар. В 70-х гг. главными соперниками во власти были Салим Рубайи Али, которого связывают с сельскими радикальными кругами НФ, и Абд аль-Фаттах Исмаил, выходец из Сев. Йемена, опиравшийся на аденских рабочих и структуры ЙСП. Салим Рубайи Али был отстранен от власти в результате переворота 1978 г. и казнен. Президентом стал Исмаил. Следующий раунд соперничества развернулся между ним и премьером Али Насером Мухаммадом, поддержанным армией и племенами обл. Датина, откуда происходил Мухаммад. В отличие от радикала Исмаила Али Насер Мухаммад считался прагматично настроенным политиком, стремившимся, в частности, к нек-рой либерализации экономики и нормализации отношений с соседними странами.

В 1981 г. ему удалось отстранить от командования армией Али Антара. Однако соперничество в южнойеменском руководстве продолжалось, в силовых структурах и партии осталось немало сторонников Исмаила. В 1984 г. Мухаммад был вынужден уступить своим оппонентам партийное руководство, позже - пост премьера, к-рый занял Хайдар Али Бакр аль-Аттас. В 1985 г. при посредничестве СССР произошло примирение Мухаммада и Исмаила и последний получил возможность вернуться в НДРЙ. Однако уже в янв. 1986 г. между южнойеменскими лидерами вспыхнул новый конфликт, принявший форму скоротечной и кровопролитной гражданской войны. В ходе этого конфликта, подробности к-рого во многом неясны, было убито неск. высших руководителей страны, включая Исмаила и Антара. В итоге Мухаммад потерпел поражение и бежал в Эфиопию. До 20 тыс. его вооруженных сторонников укрылись в Северном Йемене. В НДРЙ прошла чистка партии и администрации от приверженцев прежнего руководства. Новое руководство, во главе с Хайдаром аль-Аттасом, ставшим президентом, и генеральным секретарем ЙСП Али Салемом аль-Бейдом, проводило прагматичную политику, но отвергло предложения Мухаммада о примирении.

Объединение Й. (1990-1994)

С 70-х гг. периоды сближения и переговоров об объединении Северного и Южного Йемена чередовались с периодами острой враждебности и пограничных столкновений. Хотя в сознании йеменцев доминировало представление о культурно-исторической общности Севера и Юга, различие политических систем 2 стран выступало сильнейшим препятствием для их интеграции.

К кон. 1989 г. СССР прекратил поддержку своих союзников в странах третьего мира. НДРЙ оказалась перед лицом экономического коллапса, а также угрозы со стороны Саудовской Аравии и США, которые внесли Южный Йемен в список стран, поддерживающих терроризм.

Переговоры об объединении начались в кон. 1989 г. и закончились 22 мая 1990 г. провозглашением единой Йеменской Республики (ЙР). Юг предлагал конфедерацию, в крайнем случае федерацию, но Салех настоял на полном слиянии 2 стран, обещая южанам паритет в политической системе и экономические дотации. Посты в ЙР были поделены поровну, временный парламент образован механическим слиянием парламентов 2 стран. Салех стал председателем Президентского совета, аль-Бейд - его заместителем. Сана была объявлена политической столицей гос-ва, Аден - экономической.

Принятая на референдуме конституция предусматривала прямые и равные парламентские выборы, члены парламента формировали президентский совет. Учитывая 4-кратный демографический перевес Севера, Юг оказывался в заведомо проигрышной позиции. Северяне взяли курс на выдавливание южан из руководящих сфер. Племенная верхушка и исламисты воспринимали «марксистов»-южан особенно враждебно.

На Юге после объединения произошло резкое понижение уровня жизни, были отменены социальные гарантии, началось восстановление позиций служителей культа и племенных шейхов. Значительные массы населения стали испытывать ностальгию по НДРЙ. После того как в 1990 г., во время кризиса в Персидском зал., Й. поддержал Саддама Хусейна, на Сану были наложены экономические санкции. Свыше 850 тыс. йеменских гастарбайтеров выслали из стран Персидского зал. на родину. Это привело к тяжелому экономическому кризису, массовой безработице, нехватке средств на социальные и экономические программы.

После парламентских выборов весной 1993 г. значение ЙСП снизилось в политической системе Й. Помимо партии Салеха - Всеобщего национального конгресса (ВНК) - быстро набирало вес созданное в 1990 г. Йеменское единение за реформу (Йеменская партия Ислах) - партия умеренных исламистов и феодально-племенных лидеров просаудовской ориентации во главе с шейхом аль-Ахмаром, вождем конфедерации племен хашид. Партия Ислах вела борьбу с ЙСП под лозунгом отстаивания йеменской идентичности против «западного» секуляризма социалистов. Президент в борьбе за лидерство выбрал исламизм как главное орудие мобилизации общества против социалистов Юга. Аль-Бейд и его сторонники обвиняли Салеха в стремлении узурпировать власть и невыполнении взятых на себя обязательств. Летом 1993 г. аль-Бейд со своим окружением демонстративно переехал в Аден. Нарастающий конфликт усугубляло то, что вооруженные силы ЙАР и НДРЙ в отличие от др. гос. институтов не были слиты. Воинские части остались «северными» или «южными» по составу, но были перераспределены по стране.

В кон. апр. 1994 г. начались широкомасштабные вооруженные столкновения армейских частей и племенных ополчений, ориентировавшихся на Салеха и аль-Бейда. При этом исламисты Юга поддерживали Север, а племена бакиль выступили на стороне Адена. Стороны обменивались ракетными ударами, бомбили и обстреливали города.

21 мая аль-Бейд объявил об отделении Юга и провозгласил Демократическую Республику Йемен. Саудовская Аравия, заинтересованная в развале единого гос-ва, в ограниченных масштабах поддерживала южан. Тем не менее 7 июля Аден был взят северянами, а аль-Бейд бежал из страны. В военных действиях погибло ок. 7 тыс. чел.

Современный Й. (с 1994)

Победители отвергли все прежние договоренности и построили свою версию йеменского единства, теперь уже под управлением Севера. ЙСП была исключена из правительства, власть разделили ВНК и партия Ислах. В течение 10 лет сохранялся стратегический союз этих 2 сил, возглавлявшихся президентом Салехом и председателем парламента шейхом Абдаллахом аль-Ахмаром (ум. в 2007).

Экономическое положение страны оставалось крайне тяжелым. Ущерб от войны составил 11 млрд долларов. Расходы на силовые структуры достигали 40% бюджета. Численность населения, прираставшая на 2,7% в год, к кон. 2000-х гг. приблизилась к 23 млн. Население городов увеличивалось на 5% в год, что усугубило проблемы с водоснабжением, особенно в Сане. Сохранились противоречия Севера и Юга, как и разрыв в уровне жизни, к-рый на Юге вдвое ниже, чем на Севере. ВВП на душу населения в 1994 г. составлял 335 долларов. 63% населения занято в сельском хозяйстве. В 2000-х гг. экспорт нефти обеспечивал 25% ВНП, однако нефтяные ресурсы быстро иссякают. Промышленность остается в зачаточном состоянии. Слабая сеть путей сообщения, нехватка квалифицированных кадров во всех отраслях и недостаточная емкость потребительского рынка не способствуют развитию крупного промышленного производства. Страна остается одной из самых слаборазвитых в мире.

В 90-х гг. Й. стал одним из очагов ислам. радикализма. Рост влияния исламистов как следствие разочарования в светской модели модернизации является общемусульм. тенденцией; в Й. этот процесс стимулировался как саудовской финансовой поддержкой, так и терпимым отношением к исламистам властей, рассматривавших мусульм. фундаменталистов как союзников против левых сил.

Наряду с умеренными исламистами, интегрированными во власть через структуры лояльной к президенту партии Ислах, в Й. действуют и радикальные орг-ции ваххабитского толка. До 40 тыс. йеменских моджахедов принимали участие в войне в Афганистане в 80-х гг. В стране образовалось большое количество исламистских группировок, связанных с «Аль-Каидой». Среди организованных ими терактов наиболее известен взрыв катера с террористом-смертником у борта амер. эсминца в Аденском порту в 2000 г.

После терактов 11 сент. 2001 г. йеменские власти стали сотрудничать с США в противостоянии радикальному исламизму, однако при этом продолжалось широкое проникновение исламистов во властные институты. Утвердившись в госструктурах, воинствующий ваххабизм привел к обострению отношений между государством и религ. деятелями традиц. йеменских общин, зейдитской и шафиитской.

Начиная с эпохи революционных потрясений 60-х гг. зейдитская община переживает идейный кризис, обостряющийся из-за гос. политики подавления зейдитского культа и образования. Массовое разочарование в традиц. ценностях способствовало обращению части зейдитов к ваххабизму. В то же время ваххабитская экспансия вызвала подъем шиитского фундаментализма, выступающего за сохранение йеменской идентичности. В 2004 г. в сев. пров. Саада вспыхнул мятеж зейдитских фундаменталистов (т. н. хусистов, по имени основателя движения сейида Хусейна аль-Хуси) против правящего режима. Военные действия унесли тысячи жертв, ок. 250 тыс. чел. бежали на саудовскую территорию. В февр. 2011 г. в Й. синхронно с революциями в др. араб. странах вспыхнули выступления протеста против режима Салеха, имеющего тенденцию к перерастанию в наследственную «республиканскую монархию». Среди сложного конгломерата сил, противостоявших президенту, особенно активными были радикальные исламисты и сторонники отделения Юж. Йемена. Политическое противостояние фактически переросло в гражданскую войну с многочисленными жертвами. 3 июня 2011 г. Салех был тяжело ранен во время обстрела мечети. Для лечения его вывезли в Саудовскую Аравию, где 23 нояб. 2011 г. он подписал соглашение с представителями оппозиции о передаче власти. Соглашение было разработано по инициативе Совета сотрудничества араб. гос-в Персидского зал. и гарантировало Салеху и членам его семьи иммунитет от уголовного преследования в обмен на передачу власти вице-президенту Й. Абд Раббу Мансуру Хади. 21 февр. 2012 г. в стране состоялись досрочные президентские выборы. Временным главой гос-ва стал Хади (на 2 года), к-рый должен создать условия для принятия новой конституции и проведения свободных выборов.

Лит.: Zabarah M. A. Yemen: Traditionalism vs. Modernity. N. Y., 1982; Ismael T., Ismael J. The People's Democratic Republic of Yemen: Politics, Economics, and Society. L., 1986; Burrowes R. D. The Yemen Arab Republic: The Politics of Development, 1962-1986. Boulder (Colorado); L., 1987; Гаврилов В. Йемен: Война кланов или взглядов? // Азия и Африка сегодня. М., 1994. № 8/9. С. 86-87; Yapp M. E. The Near East since the First World War: A History to 1995. L.; N. Y., 1996 2; Political Encyclopedia of the Middle East. N. Y., 1999. P. 681-686, 802-808; Юрченко В. П. Армия и власть в Йемене // Ближний Восток и современность. М., 2002. Вып. 16. С. 258-274.
К. А. Панченко