Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИУЛИАНИЯ И ЕВПРАКСИЯ
Т. 28, С. 558-561 опубликовано: 12 мая 2015г.


Содержание

ИУЛИАНИЯ И ЕВПРАКСИЯ

Преподобные Иулиания и Евпраксия в молении Господу Вседержителю. Икона. 2001 г. (ц. Сошествия Св. Духа в московском Зачатьевском мон-ре)
Преподобные Иулиания и Евпраксия в молении Господу Вседержителю. Икона. 2001 г. (ц. Сошествия Св. Духа в московском Зачатьевском мон-ре)

Преподобные Иулиания и Евпраксия в молении Господу Вседержителю. Икона. 2001 г. (ц. Сошествия Св. Духа в московском Зачатьевском мон-ре)

(† 1393, Москва) и ЕВПРАКСИЯ († кон. XIV-XV в.?, Москва), преподобные (пам. 3 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в соборе Московских святых), Московские. И.- игумения московского во имя прп. Алексия, человека Божия, мон-ря, Е.- насельница обители. Некролог И. содержался в Троицкой летописи нач. XV в., он известен по выписке Н. М. Карамзина (как установил В. А. Кучкин, данный фрагмент был написан вскоре после обретения мощей прп. Сергия Радонежского (1422)). Согласно летописи, в 1393 г., «по Велице дни на четвертои недели, в субботу на ночь преставися игуменья алексиевская Ульяна от града Ярославля, дщи некоего богата родителя и славна сама». Святая была «зело благобоязлива, чернечьствовавши лет боле 30, и игуменья бывши 90 черницам, и общему житью женскому начальница сущи, и многим девицам учительница бывши». И. в Москве «за премногую добродетель любима бысть от всех, и почтена всюду, и положена подле церковь» (Присёлков. 2002. С. 442).

Сведения об И. и Е. сохранились также в синодиках, включающих поминание рода митр. Киевского и всея Руси св. Алексия. В синодиках преподобные могут называться сестрами свт. Алексия. Однако Троицкая летопись свидетельствует, что И. происходила из «славного» боярского или купеческого ярославского рода, в то время как свт. Алексий род. в семье выходцев из Чернигова - боярина Федора Бяконта и его жены Марии. Сообщений о родстве святителя с алексиевскими инокинями нет в ранних редакциях Жития митр. Алексия. Возможно, сообщение синодиков свидетельствует о том, что И. и Е. были родственницами московских бояр Бяконтовых и Плещеевых.

Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские. Иконы. 2008 г. (трапезная московского Зачатьевского мон-ря)
Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские. Иконы. 2008 г. (трапезная московского Зачатьевского мон-ря)

Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские. Иконы. 2008 г. (трапезная московского Зачатьевского мон-ря)

И. приняла монашеский постриг в кон. 50-х гг. XIV в., возможно оставшись вдовой во время эпидемии бубонной чумы в 1-й пол. 50-х гг. Во 2-й пол. 70-х гг. XIV в., по всей видимости по благословению митр. Алексия, И. ввела общежительный устав в Алексиевском мон-ре - одной из первых жен. обителей в Москве, возникшей ок. 1358 г. или, возможно, вскоре после основания московского Чудова мон-ря (1365). Эта ответственная миссия И. дает основание видеть в святой духовную дочь и, вероятно, близкую родственницу митр. Алексия. Присутствие в обители при И. 90 насельниц предполагает наличие у Алексеевского мон-ря в эти годы значительных средств и владений, а также покровительство мон-рю со стороны предстоятеля Церкви.

Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские. Иконы. 2008 г. (трапезная московского Зачатьевского мон-ря)
Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские. Иконы. 2008 г. (трапезная московского Зачатьевского мон-ря)

Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские. Иконы. 2008 г. (трапезная московского Зачатьевского мон-ря)

Е. упоминается только в позднейших редакциях синодика рода свт. Алексия. Ни И., ни Е. не названы в ранней редакции помянника рода «чюдотворца Алексия митрополита» (отразилась в синодике иером. Троице-Сергиева монастыря Мартиниана (ОР РГБ. Ф. 178. № 9255. Л. 19, 1645-1649 гг.) и в синодике московского Новинского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря (ОР РГБ. Ф. 173/IV. № 96. Л. 40, список 1716 г. с рукописи 1646 г.). В поздней пространной редакции помянника, представленной, в частности, в синодике Авраамиева ростовского в честь Богоявления мон-ря, появляются поминания «иноки-схимницы игумении Оульянеи, иноки Оулеи, иноки Еоупраксеи» (ГМЗРК. Р-221. Л. 55 об., сер. XVII в.). В синодиках переяславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря 2-й пол. XVII в., нижегородского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря кон. XVII в., коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления мон-ря 1708 г. и др. имя И. опущено, приведены поминания «игумении Улеи» и «иноки Евпраксии» (ГИМ. Увар. № 880. Л. 105; РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. № 1710. Л. 7-2 об.; Макарий (Миролюбов). 1999. С. 407; Макарий (Веретенников). 1998. С. 81 и др.). Возможно, имя И. было исключено из-за мнимого повтора имен: Иулиания, Иулия. В нек-рых списках поздней редакции помянника рода митр. Алексия, напр. в синодике Возмицкого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря 1660 г., упоминается только инокиня и схимонахиня «Иулия» или «Улия» (ГИМ. Щук. № 716. Л. 30; Макарий (Веретенников). 1998. С. 80).

В Троицкой летописи сообщается, что И. была погребена «подле церковь», по всей видимости, в Алексиевском мон-ре. Л. А. Беляев считает, что Алексиевский мон-рь был создан на месте, где в наст. время находится московский Зачатия Анной праведной Пресв. Богородицы жен. мон-рь (близ Остоженки), основанный в 1-й пол. 80-х гг. XVI в. (Беляев Л. А. Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы жен. мон-рь: [Разделы] Древнейшая история места; История мон-ря // ПЭ. Т. 19. С. 715-718).

Преподобные Иулиания и Евпраксия, в житии. Икона. 2007 г. (собор Рождества Пресв. Богородицы в московском Зачатьевском мон-ре)
Преподобные Иулиания и Евпраксия, в житии. Икона. 2007 г. (собор Рождества Пресв. Богородицы в московском Зачатьевском мон-ре)

Преподобные Иулиания и Евпраксия, в житии. Икона. 2007 г. (собор Рождества Пресв. Богородицы в московском Зачатьевском мон-ре)

Со времени основания Зачатьевского мон-ря (80-е гг. XVI в.) в нем чтилась память И. и Е. В нач. 90-х гг. XVI в., вероятно в 1592 г., над местом погребения преподобных в юго-зап. части обители возвели каменную поминальную палатку (ее фундамент был обнаружен в ходе археологических работ в 2002). Древняя каменная палатка над погребениями И. и Е. упоминается в офицерской описи Зачатьевского мон-ря 1763 г. (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 191). В 1766-1768 гг. вместо палатки на средства А. М. Аничковой была построена ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» с трапезной. 22 июля 1765 г. Аничкова писала в прошении, что над погребениями И. и Е. «ни демественного пения, ни поминовения не бывает; она желает палатку разобрать и построить церковь «Неопалимой Купины» для поминовения, каменную…» (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 751. Ед. хр. 2346. Л. 9). В надписи на надгробии преподобных в храме, зафиксированной в 1781 г., сообщалось: «…в 7100-м [1592] году на сем месте погребено тело бывшей первой игумении Улеянеи, сестра родная старица Евпраксия, а по роду сестра родная чудотворцу Алексию…» (копия 1798 г. со списка 1781 г.- Там же. Л. 8). На надгробных плитах лежали изображения И. и Е. «на полотне» (ЦГИАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 54. Л. 135-145). В 1887 г. храм в честь иконы «Неопалимая Купина» разобрали, престол перенесли в придел новопостроенной ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, надгробия И. и Е. оказались внутри нового храма. В 1864-1909 гг. в Зачатьевском монастыре велась запись чудес по молитвам к И. и Е. (зафиксировано 70 случаев), была составлена молитва к преподобным.

В 1925 г. Зачатьевский монастырь был закрыт, большая часть насельниц осталась в Москве, некоторые были арестованы в 1926 г., аресты продолжились в 1930-1931 гг. Монастырское предание рассказывает о том, что мон. Маргарите в начале гонений на Церковь явилась И. и велела оставаться в обители. В 1995 г. Зачатьевский мон-рь был возвращен Церкви. 16 мая 2001 г. в нем прошли торжества, посвященные прославлению И. и Е. как местночтимых святых Московской епархии. 24 июня 2008 г. Архиерейский Собор РПЦ принял решение «прославить в лике общецерковных святых и включить в месяцеслов Русской Православной Церкви» И. и Е., установив днем их памяти 3(16) мая. На заседании Свящ. Синода 31 мая 2010 г. была утверждена служба И. и Е.

Арх.: ГИМ. Увар. № 880. Л. 105; ГИМ. Щук. № 716. Л. 30; ГМЗ РК. Р-221. Л. 55 об.; РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. № 1710. Л. 72 об.; Ф. 280. Оп. 3. Д. 191; РГБ ОР. Ф. 173/IV. № 96. Л. 40; Ф. 178. № 9255. Л. 19.
Ист.: Карамзин. ИГР. 1993. Т. 5. С. 317. Примеч. 254; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). СПб., 2002. С. 442; Макарий (Веретенников), архим. Поминальные синодики // Вышенский паломник. Рязань, 1998. № 1. С. 80, 81; Прославление основательниц Зачатьевского мон-ря игум. Иулиании и мон. Евпраксии // ЖМП. 2001. № 7. С. 44-47; ПСРЛ. Т. 13. С. 18; Т. 20. С. 198; Минея дополнительная. 2005. Вып. 1. С. 279-281.
Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 225; Леонид (Кавелин). Св. Русь. № 542-543. С. 138-139; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 557; Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей: История Нижегородской епархии. Памятники церк. древностей. Н. Новг., 1999. С. 407. Примеч. 1; Кучкин В. А. О времени написания сгоревшей в 1812 г. Троицкой летописи // Ad fontem = У источника: Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. М., 2005. С. 237-242; Ёлкина И. И. Храм кон. XVI в. в Алексеевском Зачатьевском мон-ре: Результаты исслед. 2003-2005 гг. // Московская Русь: Проблемы археологии и истории архитектуры. М., 2008. С. 394-404.
А. В. Кузьмин

Иконография

Изображения И. и Е. существовали до церковного прославления святых. В XIX в. их надгробные плиты покрывали 2 рамы, где «на полотне» были написаны изображения предполагаемых основательниц (Метрика для имп. АХ. 1887 г.- ЦГИАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 54. Л. 135-145; ПЭ. Т. 19. С. 721). В нач. XX в. в соборе Рождества Пресв. Богородицы Зачатьевского мон-ря в приделе Казанской иконы Божией Матери на гробнице И. и Е. находились их ростовые образы без нимбов (известны по фотографии нач. XX в., см.: Первый на Москве. 2010. С. 29; в наст. время репродукция с фотографии помещена над ракой с мощами святых).

Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси, благословляет Зачатьевский мон-рь. Икона. 2010 г. (собор Рождества Пресв. Богородицы в московском Зачатьевском мон-ре)
Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси, благословляет Зачатьевский мон-рь. Икона. 2010 г. (собор Рождества Пресв. Богородицы в московском Зачатьевском мон-ре)

Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси, благословляет Зачатьевский мон-рь. Икона. 2010 г. (собор Рождества Пресв. Богородицы в московском Зачатьевском мон-ре)

Уникальным свидетельством местного почитания И. и Е. в кон. XIX - нач. XX в. является маленькая икона этого времени, выполненная в технике масляной живописи, вероятно, в Зачатьевском монастыре. На ней благословляющий свт. Алексий, митр. Московский, предстоит гробнице преподобных в повороте вправо, левая рука покрыта омофором. И. и Е. изображены на гробнице в черных монашеских одеждах, со скрещенными на груди руками, без нимбов; ноги святых закрывает серо-коричневый покров. Мелкие надписи над их головами, сделанные белилами, прочитываются с трудом. В правом верхнем углу в облаках изображен Спаситель. Эта икона, по свидетельству насельниц, была сохранена во время разорения обители большевиками и ныне находится в Зачатьевском мон-ре (Там же. С. 33).

К канонизации святых в 2001 г. был написан образ (иконописец М. В. Цех), на к-ром И. и Е. представлены в молении Иисусу Христу в небесном сегменте, благословляющему обеими руками. Преподобные изображены в охристых рясах, темно-синих схимах и куколях, мантия И. темно-зеленая, мантия Е. коричневая. И. правой рукой опирается на игуменский посох. Святые стоят на разных берегах реки Москвы, между ними на золотом фоне - Зачатьевский мон-рь в виде каменного храма, окруженного деревянными стенами и постройками. 16 мая 2001 г. в день прославления И. и Е. Патриарх Алексий II этой иконой благословлял молящихся; ныне она находится на сев. стене притвора монастырской ц. Сошествия Св. Духа.

На основании составленного к прославлению святых Жития и Сказания о чудесах, записывавшихся еще в XIX в., была создана икона И. и Е. с 16 клеймами (2007). Она помещена в Рождественском соборе обители справа от главного входа и почитается как чудотворная, о чем свидетельствуют пожертвованные дары-привесы. В среднике И. и Е. представлены держащими в руках архитектурную модель обители. Вверху в центре в небесном сегменте - образ Божией Матери «Воплощение». Вокруг клейма: 1. Рождество И. 2. Свт. Алексий благословляет И. и Е. на монашеский постриг. 3. Пострижение И. и Е. в монашество. 4. Свт. Алексий благословляет И. и Е. на основание мон-ря. 5. Поставление И. в игуменьи. 6. Труды И. и Е. (раздача одежды и пищи). 7. Преставление и погребение И. и Е. 8. Моление страждущих у гробницы И. и Е. 9. Исцеление болящих у гробницы И. и Е. 10. Явление И. и Е. насельницам обители. 11. Дар на построение нового храма по молитвам свт. Алексия, И. и Е. (дар купчихи А. А. Смирновой). 12. Чудо тушения пожара в храме. 13. Закрытие мон-ря и явление И. регенту обители (мон. Маргарите). 14. Возобновление почитания И. и Е. на месте их погребения. 15. Прославление И. и Е. в лике святых. 16. Исцеление болящей жены. В 15-м клейме, иллюстрирующем местную канонизацию святых в 2001 г., Патриарх изображен с иконой И. и Е. в руках, к-рая воспроизводит образ, написанный к прославлению. В 16-м клейме показано чудо, совершенное по молитвам И. и Е. после их канонизации (икона и нек-рые житийные композиции опубл.: Там же. С. 4, 8-9, 11-12, 27, 42, 52).

Духовное родство И. и Е. со свт. Алексием и его особое покровительство обители подчеркивается в иконах, где 3 святых представлены вместе. Большой образ «Свт. Алексий благословляет стародевичий Зачатьевский монастырь», написанный в 2010 г. для местного ряда иконостаса восстановленного Рождественского собора, находится по правую сторону царских врат (иконописцы Н. А. Денисюк, Л. М. Фёдорова). Свт. Алексий с Евангелием в левой руке благословляет стоящих напротив преподобных жен. У И. в левой руке игуменский посох, правая поднята к груди, мантия оливкового цвета. Е. в правой руке держит четки, ее мантия коричневого цвета. Вверху в центре - Киккский образ Божией Матери (что связано с совр. почитанием в мон-ре этой кипрской святыни), по сторонам в небесных сегментах св. покровители обители - праведные Иоаким и Анна. В центре иконы с точностью воспроизведен архитектурный облик Московского Кремля, ниже представлен совр. вид Зачатьевского мон-ря с 5-главым собором, одноглавой ц. Сошествия Св. Духа, надвратным храмом и монастырскими стенами красного цвета.

Единоличные ростовые парные образы святых располагаются по сторонам входа на фасаде храма Покрова Пресв. Богородицы в Барвихе (подворье Зачатьевского мон-ря в Одинцовском р-не Московской обл.). И. изображена слева в оливковой рясе и красно-коричневой мантии, с посохом игуменьи в левой руке, в правой - развернутый вверх свиток. Е. представлена справа в светлой охристой рясе и темно-коричневой мантии, ее правая рука поднята к груди, в опущенной левой - свиток с текстом. Ростовые парные иконы подобной иконографии (2008) находятся в трапезной Зачатьевского мон-ря; на свитках преподобных жен тексты: «         » (у И.), «         » (у Е.). На храмовой иконе (2011, иконописец Л. Н. Шеховцова) в иконостасе придела, освященного во имя И. и. Е. в Рождественском соборе, преподобные изображены в монашеских одеяниях, держат в руках модель обители (совр. вид).

Лит.: Первый на Москве: Зачатьевский жен. мон-рь. М., 2010.
С. Н. Липатова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Игумении Русской Православной Церкви Иулиания и Евпраксия Московские, преподобные (пам. 3 мая, в воскресенье перед 26 авг.- вСоборе Московских святых) Московский женский монастырь во имя Алексия, человека Божия
См.также:
ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)
ЕЛЕНА (Девочкина † 1547), прп. Московская (пам. в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную)
АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)
АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)
АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
АВРААМИЙ «игумен Спасский, иже в Ярославле», прп. (пам. 23 сент.)
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)