Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИУЛИАН
Т. 28, С. 527-528 опубликовано: 24 июня 2013г.


ИУЛИАН

Св. Иулиан, еп. Ценоманский. Литография. 1896 г. (ГИМ)
Св. Иулиан, еп. Ценоманский. Литография. 1896 г. (ГИМ)

Св. Иулиан, еп. Ценоманский. Литография. 1896 г. (ГИМ)
[франц. Julien] (I или IV в.?), свт. (пам. 13 июля; пам. зап. 27 янв.), 1-й еп. г. Ценоманы (ныне Ле-Ман, деп. Сарта, Франция). Большинство сведений, относящихся к жизни и деятельности И., носят легендарный характер. Самый ранний источник относится к сер. IX в.- это «Деяния Ценоманских епископов» (Actus pontificum Cenomannis in urbe degentium), история Ле-Манской кафедры в 19 частях, составленные по заказу еп. Альбериха. На его сведениях основывались 2 версии 1-го Жития И. (BHL, N 4545, 4546), содержащие заимствования из Мученичества сщмч. Дионисия, приписываемого Венанцию Фортунату (BHL, N 2171), и Мученичества сщмч. Климента Римского (BHL, N 1848). «Деяния...» и обе версии Жития, по мнению У. Гоффарта, принадлежали авторству т. н. Ле-Манского поддельщика, анонима, который с помощью агиографических источников и местных преданий пытался обосновать претензии Ле-Манского епископа на мон-рь Сен-Кале (Goffart. 1966. P. 55). Первое Житие И. известно в нескольких списках (кодексы из Флёри Vat. Reg. Christin. lat. 318 (кон. IX в.), Paris. lat. 12606 (нач. XIII в.) и утраченная в 1944 рукопись из Шартра), что может объясняться большей популярностью др. Жития (BHL, N 4544), написанного мон. Летальдом из аббатства Сен-Мемен-де-Миси для Ле-Манского еп. Авесгауда де Беллема (кон. X - нач. XI в.). Оно представляет собой переработку более ранней версии Жития, к-рую Летальд ошибочно считал древней (см.: Head T. Hagiography and the Cult of Saints: The Diocese of Orleans, 800-1200. N. Y., 1990. P. 224). Впосл. Жития И. или краткие упоминания о нем включались в различные легендарии и агиографические сборники, в т. ч. в «Золотую легенду» Иакова из Варацце, «Зерцало истории» Винцентия из Бове, «Каталог святых» Петра Наталиса. В XIII-XIV вв. появились варианты Жития И. на старофранц. языке (см., напр.: Lecocq A. Légendaires et sermonnaires du XIVe siècle. Chartres, 1865. P. 16-19) и 2 сборника чудес святого (BHL, N 4549-4550).

Согласно «Деяниям Ценоманских епископов», И. был одним из учеников апостолов, что является анахронизмом. Происходил из знатной рим. семьи. Рукоположенный во епископа сщмч. Климентом I, еп. Римским, он отправился в Галлию в сопровождении пресв. Турибия и диак. Паватция (впосл. также епископы Ценоманские). Прибыв в г. Ценоманы, И. сотворил чудо: по его молитве забил источник, обеспечивший горожан водой, за к-рой они прежде ходили к далекой реке. Чудеса помогли И. обратить в христианство жителей города. В т. ч. он воскресил сына знатного и богатого язычника, по имени Анастасий, который после этого уверовал во Христа. Правитель города (princeps civitatis) Дефенсор также принял крещение вместе со своей семьей и впосл. делал дарения церкви. Спустя 7 лет И. совершил паломничество в Рим и привез оттуда множество реликвий, от которых также были явлены чудеса, что способствовало распространению в Галлии христ. веры. И. открыл 90 приходов, рукоположил 176 пресвитеров и 22 диакона (столько же иподиаконов), назначил 637 служек, причетников и чтецов. Он умер 28 янв., после 47 лет, 3 месяцев и 10 дней епископского служения. Его погребение сопровождалось чудом. Одна женщина, собиравшаяся мыть ребенка, поспешила на похороны святого, забыв младенца в тазу, нагревавшемся на жаровне. Возвратившись, она обнаружила сына невредимым, мирно играющим в кипящей воде.

Во всех списках Ле-Манских епископов И. упоминается как 1-й епископ, основатель этой кафедры и апостол Галлии. По свидетельству еп. Бертранда, в 616 г. в предместье Ле-Мана существовала церковь, посвященная И. Под ц. Нотр-Дам-дю-Пре были обнаружены остатки крипты, датируемой кон. IV - нач. V в., что позволяет условно отнести епископское служение И. к IV в. Тем не менее, несмотря на существование церкви, освященной во имя святого, в VI-VIII вв. почитание И. более нигде не фиксируется, о нем не упоминают Григорий Турский и Ле-Манские епископы того времени. Почитание И. получает развитие в IX в., когда мощи святого при еп. Альдрике (832-857) из-за угрозы норманнских набегов были перенесены в кафедральный собор Ле-Мана, и распространяется в XI-XII вв. В этот период ле-манский собор, вначале посвященный Пресв. Богородице, затем - мученикам Гервасию и Протасию, был переименован в собор св. Иулиана (Сен-Жюльен-дю-Ман) (Mussat A. La Cathédrale du Mans. P., 1981. P. 20-22). При еп. Мейнарде (940-960) мощи И. были помещены в новый реликварий. С XI в. И. почитается как покровитель Ле-Манского странноприимного дома (госпиталя). Нормандское завоевание Англии в XI в. способствовало распространению там почитания И. В Германии почитание святого связано с переносом части его мощей в Падерборн в 1143 г. В 1201 г. мощи И. перенесли из Ле-Мана в Шартр. В XIII в. И. начинают ошибочно считать одним лицом со св. Иулианом Странноприимцем. В средневек. традиции (в частности, в «Золотой легенде» Иакова из Варацце) И. отождествлялся с Симоном Прокаженным, исцеленным Спасителем. Почитание И. могло смешиваться и с почитанием мч. Иулиана Бриватского (пам. зап. 28 авг.) (см., напр.: Plongeron B. Le Diocèse de Paris. P., 1987. T. 1: Dès origines à la Révolution. P. 35). И. почитался как покровитель странноприимцев и музыкантов («жонглеров»). В 1326 г. братство парижских «жонглеров» построило часовню, освященную во имя И. В 1392 г. Людовик II, герц. Бурбонский, в знак особого почитания объявил себя вассалом И. Почитание И. также получило распространение в Оверни (Полак) и Бретани (Плюсюльен). Наиболее ранний вариант текста службы на день памяти И. сохранился на листе рукописи IX в., вставленном в Ле-Манский Сакраментарий X в.

Сказание об И. из «Acta Sanctorum» было переведено свт. Димитрием Ростовским и внесено в составленные им Минеи-Четьи под 13 июля. Под этой датой память И., еп. «Кеноманийского», указана в совр. календаре РПЦ.

Ист.: BHL, N 4544-4546; Jacobus de Voragine. Legenda aurea. Cologne, 1480; ActaSS. Ian. T. 3. P. 376-382; Catalogus codicum hagiographicorum Bibliothecae civitatis Carnotensis // AnBoll. 1889. Vol. 8. P. 92-95; Letaldus Miciacensis. Vita S. Juliani Cenomanensis // PL. 137. Col. 781-796; Catalogus codicum hagiographicorum latinorum bibliothecae publicae Cenomanensis // AnBoll. 1893. Vol. 12. P. 63-73; Actus pontificum Cenomannis in urbe degentium / Ed. G. Busson, A. Ledru. Le Mans, 1901; MartRom. Comment. P. 37; ЖСв. Июль. С. 339-349.
Лит.: Lepelletier de la Sarthe A. Histoire complète de la province du Maine. P., 1861. T. 1. P. 97-101; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 212; Ledru A. Les premiers temps de l'Église du Mans. Le Mans, 1913. P. 55-238; Platelle H. Giuliano, vescovo di Le Mans // BiblSS. T. 6. Col. 1199-1201; Goffart W. A. The Le Mans forgeries: A Chapter from the History of Church Property in the 9th Cent. Camb. (Mass.), 1966. P. 50-55; Aubert R. Julien (47) // DHGE. T. 28. Col. 526; Baudoin J. Grand livre de saints: Culte et iconographie en Occident. Nonette, 2006. P. 296-297.
Ф. М. Панфилов
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Святые Римско-католической Церкви Святители Римско-католической Церкви Святители Русской Православной Церкви Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Иулиан (I или IV в.?), 1-й епископ г. Ценоманы, святитель (пам. 13 июля; пам. зап. 27 янв.)
См.также:
ВАРСИС († 378), еп. Эдесский, свт. (пам. 25 авг., сир. 12 янв., греч. 15 окт., зап. 30 янв.)
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)
ВОНИФАТИЙ МИЛОСТИВЫЙ свт. (пам. 19 дек., пам. зап. 14 мая)
ГРИГОРИЙ (VI-VII вв.), еп. Акрагантский (Акрагантийский, Агригентский), свт. (пам. 23 нояб.)
ГРИГОРИЙ (331/5 - ок. 394), еп. Нисский, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 10 янв.)
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)
ГУБЕРТ (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ
ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.)
ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви
ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.)
АВГУСТИН Аврелий (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)