Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИУЛИАН
Т. 28, С. 511-512 опубликовано: 9 июня 2012г. 


ИУЛИАН

Мч. Иулиан. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)
Мч. Иулиан. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

Мч. Иулиан. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

(нач. IV в.), мч. (пам. 16 марта, 21 июня; пам. визант. 18 марта, 24 июня). В честь этого мученика свт. Иоанном Златоустом было составлено Похвальное слово (BHG, N 967). Сохранились Мученичество (BHG, N 966) и фрагмент др. Мученичества (BHG, N 965), к-рое исследователи считают древнейшим, и сокращенные Жития (BHG, N 967d, 967e), в т. ч. в Императорском Минологии 1034-1041 гг. (Latyšev. Menol. T. 2. P. 83-87).

И. происходил из Аназарва в Киликии (М. Азия). Его отец, сенатор, был язычником, а мать, которую звали Асклипиодорой,- христианкой. Овдовев, Асклипиодора с сыном переехала в Тарс, поэтому свт. Иоанн Златоуст называет И. «согражданином» ап. Павла. Она воспитала отрока в христ. благочестии. Во время гонений на христиан в правление Диоклетиана (284-305) 18-летний И. был схвачен и приведен в Эги на суд к игемону Маркиану. Видя, что И. не боится казни, правитель решил сломить его долговременными мучениями - в течение года святого водили по разным городам Киликии и подвергали истязаниям, но он оставался непреклонен в исповедании христианской веры. «Мучители употребляли в действие огонь, железо, пытки; употребляли истязания, мучения, бичевания; совершенно истерзали ребра его» (Ioannes Chrysostomus. Ad homiliam in sanctum Julianum martyrem // PG. 50. Col. 670 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Похвала св. мч. Юлиану // Творения. Т. 2. Кн. 2. С. 718). В каноне, составленном прп. Феофаном Начертанным, И. назван великомучеником (Ταμεῖον. Σ. 223. N 683). Перед казнью мать И., следовавшая за сыном из города в город, обратилась к правителю с просьбой позволить ей побыть с ним в темнице, чтобы склонить к принесению языческих жертв. Но вместо этого она укрепляла И. в его намерении достойно выдержать испытания. Спустя 3 дня на суде они исповедали христ. веру. Асклипиодоре после мн. истязаний отрубили ступни, и через нек-рое время она скончалась. И. зашили в мешок, наполненный песком, змеями и скорпионами, и утопили в море. Тело И. было вынесено волнами на берег, где его нашла благочестивая вдова из Александрии и с почестями предала погребению. Согласно Императорскому Минологию, вдова обрела мощи на побережье в месте, называемом Вафей, недалеко от Антиохии. Мощи И. были перенесены в Антиохию, где построили храм во имя этого мученика. Свт. Иоанн Златоуст свидетельствовал, что от мощей происходили исцеления бесноватых.

Севир, патриарх Антиохийский (512-518), написал в честь И. гомилию на сир. языке. Почитание этого мученика получило широкое распространение в Италии (особенно в Аримине, ныне Римини), Сев. Африке, Испании и Галлии, в чем сыграла определенную роль путаница с одноименными местными святыми.

В честь И. установлено 2 даты празднования - 16 марта (Минологий Василия II (PG. 117. Col. 353), Типикон Великой ц. (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 248), Синаксарь К-польской ц. (SynCP. Col. 541-542) и др. греч. календари, Римский Мартиролог) и 21 июня. Под 21 июня в Минологии Василия II вместо Жития И. помещен рассказ об Иулиане из Антинои, основавшем мон-рь и обратившем в христианство Келсия, сына правителя Маркиана (см. в ст. Иулиан, Келсий, Антоний, Анастасий, Василисса, Марионилла и др. мученики Египетские). В Синаксаре К-польской ц. под этой датой приведены оба текста - об Иулиане из Киликии и об Иулиане из Антинои. Видимо, Житие И. послужило одним из источников Жития Иулиана египтянина: оба в 18 лет начали свой христ. подвиг (первый - исповедание Христа, а второй - девственный брак) и оба претерпели муки от правителя Маркиана.

В Иеронимовом Мартирологе память И. отмечена под 14 февр. и 22 июня; в сир. Мартирологе Раббана Слибы - под 1 окт.

В нек-рых визант. рукописях Житие И. помещено под 18 марта или под 24 июня. В пространной редакции древнерус. Пролога, составленной в 3-й четв. XII в., 5 февр. именем И. ошибочно надписано Житие Иулиана, мч. Эмесского.

Ист.: BHG, N 965-967е; ActaSS. Mart. T. 2. P. 415-418, 421-424; Ioannes Chrysostomus. Ad homiliam in sanctum Julianum martyrem // PG. 50. Col. 665-676 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Похвала св. мч. Юлиану // Творения: В 12 т. СПб., 1896. М., 1994р. Т. 2. Кн. 2. С. 713-723); PG. 117. Col. 353, 505; Gheyn I., van den. Un fragment des Actes de S. Julien d'Anazarbe // AnBoll. 1896. T. 15. P. 73-76; SynCP. Col. 541-542, 545, 762; Latyšev. Menol. T. 2. P. 83-87; Les homiliae cathedrales de Sévère d'Antioche: Trad. syriaque de Jacques d'Édesse // PO. 1919. T. 12. Fasc. 1. P. 112-132; MartHieron. Comment. P. 94, 101, 330; MartRom. Comment. P. 99-100; ЖСв. Июнь. С. 478-480; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 5. Σ. 255-256.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 35, 76, 187; Т. 3. С. 228-229; Delehaye. Origines. P. 62, 93, 121, 153, 166, 186, 189, 194, 200, 208, 241, 343; Sauget J.-M. Giuliano di Anazarbo // BiblSS. Vol. 6. Col. 1189-1190; ᾿Ιουλιανός (10) // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 947-948; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 220; Aubert R. Julien (11) // DHGE. T. 28. Col. 498-499.
Э. П. А.
Ключевые слова:
Святые византийские Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Святые Греческих Православных Церквей Иулиан (нач. IV в.), мч. (пам. 16 марта, 21 июня; пам. визант. 18 марта, 24 июня)
См.также:
ВАРЛААМ († 304), мч. Антиохийский (пам. 19 нояб., пам. визант. 16 нояб., пам. арм. 22 нояб.)
ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН († 283-284), мученики Аполлонийские (Аполлониадские) (пам. 6 июля; пам. визант. 7 июля; пам. греч. 17 июня)
ИЯ († ок. 362-364), мц. Персидская (пам. 11 сент.; пам. греч. 11 сент., 5 авг.; пам. визант. 9, 10, 11, 25 сент., 3, 4, 5 авг.; пам. зап. 4 авг.)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АНТИОХ († нач. IV в. ), врач, мч. Севастийский (пам. 16 июля, греч.15 июля)
АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)
АНТОНИНА (нач. IV в.), мц. Никейская (пам. 1 марта, 13 июня, греч. 12 июня)
АНТОНИН, НИКИФОР И ГЕРМАН (Антоний; † нач. IV в.), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 13 нояб., греч. 12 нояб.)
АНФИСА (V в.), мц. Римская (пам. 8 дек.)