Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИУДИКАЭЛЬ
28, С. 485-488 опубликовано: 16 сентября 2016г.


ИУДИКАЭЛЬ

[Юдикаэль; бретон. Judikael, Jezekael; франц. Judicaël] (VII в.), св. (пам. зап. 16/17 дек.), бретон. правитель и монах. В бретон. традиции И. представлен как благочестивый правитель обл. Думнония (в сев.-вост. части Бретани), покровитель духовенства. Самые ранние упоминания о нем содержатся во франк. источниках - в Хронике Фредегария (ок. 660) и в Житии св. Элигия (BHL, N 2474-2475; вероятно, каролингская переработка первоначального жития, составленного другом Элигия Ротомагским (Руанским) еп. Авдуином). Согласно Хронике, в кон. VI в. ухудшились отношения между франк. королями Нейстрии и бретон. правителями, начались пограничные конфликты. В 636 или 637 г. кор. Нейстрии Дагоберт I (629-638/9) направил в Арморику послов с требованием заключить мирный договор, угрожая нападением. И., к-рый назван «королем бриттов» (Iudicaile rex Brittanorum), лично прибыл к Дагоберту в резиденцию Клиппиак (ныне Клиши), преподнес богатые дары, обещал возместить убытки и признал главенство короля франков. Однако И. отказался разделить трапезу с королем, т. к. тот вел свободный образ жизни, и предпочел обедать с референдарием Дадоном (впосл. св. Авдуин Ротомагский), к-рый был известен строгим благочестием (Fredegarii Scholastici Chronicae. IV 78 // MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 160). Этот рассказ лег в основу повествования в «Деяниях Дагоберта» (составлено в мон-ре Сен-Дени ок. 835) (Gesta Dagoberti. 38 // Ibid. P. 415-416). В Житии сообщается, что равноправный мирный договор был заключен благодаря усилиям св. Элигия, в то время королевского казначея, который выкупил пленных, захваченных бретонцами. Согласно Житию, встреча И. и кор. Дагоберта, сопровождавшаяся обменом подарками, состоялась в Криоиле (ныне Крей). И., имя к-рого в Житии не упоминается, назван правителем бретонцев (Brittanorum princeps) (Vita Eligii episcopi Noviomagensis. I 13 // MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 680).

Св. Иудикаэль с донатором. Скульптура. 1-я четв. XVI в. (приходская церковь в Пемпоне)
Св. Иудикаэль с донатором. Скульптура. 1-я четв. XVI в. (приходская церковь в Пемпоне)

Св. Иудикаэль с донатором. Скульптура. 1-я четв. XVI в. (приходская церковь в Пемпоне)
Почитание И. сформировалось в VIII-IX вв. в мон-ре св. Мевенна (Сен-Меэн; на территории совр. Сен-Меэн-ле-Гран, деп. Иль и Вилен), к-рый находился в обл. Думнония. Самые ранние упоминания о почитании И. содержатся в 2 грамотах кон. VIII - нач. IX в., выданных франк. правителями из династии Каролингов. Однако сведения об этих грамотах относятся лишь к XII-XIII вв., их подлинность не очевидна. Согласно «Бретонской хронике» (Chronicon Britannicum; XIV в.), в 799 г. кор. Карл Великий подарил «Богу и св. Иудикаэлю церковь в Гуаделе со всеми людьми». Получателем дарения был Алетский еп. Хелокар (Элогар), выступавший в качестве настоятеля мон-ря св. Мевенна (Carolus Magnus concessit Deo et sancto Iudichaelo ecclesiam de Guadel cum tota plebe per manum Helocari episcopi Aletensis - Morice. 1742. Col. 4). В грамоте Роберта, еп. Сен-Мало, датированной 1294 г., приведен текст диплома имп. Людовика Благочестивого (814-840) «Хелогару, епископу Алетскому и аббату св. Мевенна» с подтверждением пожалования Карла Великого: «...господин и родитель наш Карл, доброй памяти светлейший август, по прошению сей церкви... дал грамоту, в которой упоминается, что во время мятежа обитель церкви св. Мевенна и св. Иудикаэля в месте, называемом Вадель, а также в ином месте, на острове, называемом [островом св.] Махута, обезлюдели из-за нападений и были сожжены огнем...» (Ibid. Col. 225-227). В 1136 г. аббат «обители Девы Марии и святых исповедников Мевенна и Иудикаэля» представил епископам церковной пров. Тур, собравшимся в Редоне, «весьма древнюю привилегию этой церкви» (т. е. мон-ря Сен-Меэн). Согласно этому документу, основателем монастыря был «христианнейший король бретонцев Иудикаэль, который, как подобает королю, основал это аббатство и освободил его и совершенно оградил от господства мирян»; в состав привилегии входили также тексты дипломов Карла Великого и Людовика Благочестивого (Ibid. Col. 570). Неоспоримым свидетельством почитания И. является включение его имени вместе с именем св. Мевенна в литанию, сохранившуюся в англосакс. Псалтири X в. из Солсбери (Warren F.-E. Un monument inédit de la liturgie celtique // Revue Celtique. 1888. T. 9. P. 91; Loth J. Les anciennes litanies des saints de Bretagne // Ibid. 1890. T. 11. P. 137, 145; Anglo-Saxon Litanies of the Saints / Ed. M. Lapidge. L., 1991. N 38.113; N 44.191). Память И. (depositio Iudichaili confessoris) под 17 дек. внесена в сокращенную версию Иеронимова Мартиролога, переписанную ок. 1080 г. валл. писцом Ригивархом (Delehaye H. Martyrologium Hieronymianum Cambrense // AnBoll. 1913. T. 32. P. 407; The Psalter and Martyrology of Ricemarch / Ed. H. J. Lawlor. L., 1914. Vol. 1. P. 28, 110).

Об И. упоминается в агиографических произведениях IX-X вв.: в Житии св. Махута, составленном диак. Били ок. 870 г. (BHL, N 5116), и в Житии св. Иудока (ок. 920 - BHL, N 4504). Сравнение сведений из этих житий с эпизодами из 1-го Жития св. Самсона Дольского (BHL, N 7478-7479) и др. произведений показывает, что в основе агиографических сюжетов лежал цикл преданий о правителях Думнонии. Перечень правителей возглавлял Ривал, к-рый на рубеже V и VI вв. переселился из Британии в Арморику. Иона, 3-й правитель Думнонии после Ривала, был убит узурпатором Кономором (Куномором), к-рый действовал при поддержке франк. кор. Хильдеберта I (511-558). Кономор схватил сына Ионы Ютаэля (Юдуаля) и намеревался казнить его, однако св. Самсон предотвратил злодеяние. С помощью св. Самсона Ютаэлю удалось собрать войско и свергнуть узурпатора (см.: Chédeville, Guillotel. 1984. P. 75-77). Преемником Ютаэля стал его сын И., к-рый отличался благочестием и даже принял тонзуру, но через некоторое время вернулся к мирской жизни. Впосл. он раскаялся в этом поступке и по совету подвижника Карота решил удалиться в мон-рь, передав власть брату Иудоку (Юдоку). Однако тот бежал из Думнонии и отправился в паломничество в Рим. О дальнейшей судьбе И. в житиях святых Махута и Иудока не сообщается. В агиографии И.- могущественный властитель («правитель Бретани и многих других областей»), к-рый оказывал покровительство Церкви. Диак. Били также повествует о правителе Ретвале, который в одних главах представлен как нечестивый сын И., гонитель св. Махута, а в других как узурпатор, убивший Хаилока, законного наследника Ютаэля, и 7 его братьев (Vita S. Machutis. I 37, 43, 48, 50; II 7 // Lot F. Mélanges d'histoire bretonne (VIe-XIe siècle). P., 1907. P. 377, 379-380, 382-384, 416). Ввиду противоречий в повествовании и хронологических несоответствий сложно установить место этого сюжета в предании о правителях Думнонии, в более поздней традиции Ретвал считался узурпатором, временно отстранившим от власти И.

Реликварий с мощами св. Иудикаэля. 2-я пол. XV в. (приходская церковь в Пемпоне)
Реликварий с мощами св. Иудикаэля. 2-я пол. XV в. (приходская церковь в Пемпоне)

Реликварий с мощами св. Иудикаэля. 2-я пол. XV в. (приходская церковь в Пемпоне)
С нач. X в. до сражения при Тране (939) Бретань подвергалась разрушительным нападениям норманнов и страдала от междоусобиц правителей. Прелаты и монашествующие переселялись во внутренние области Франции, увозили мощи святых и др. реликвии. В этот период монастырь св. Мевенна, как и мн. др. обители, фактически прекратил существование. Реликвии святых Мевенна и И. были вывезены во Францию, однако сведения источников противоречивы. Согласно «Бретонской хронике», где это событие датировано 919 г., мощи св. Мевенна были помещены в мон-ре св. Флорентия (Сен-Флоран-ле-Вьей), а мощи И.- в монастыре св. Иовина (Сен-Жуэн-де-Марн) в обл. Пуату. Возвращение мощей св. Мевенна в хронике датировано 1074 г. В XVII в. Альбер Ле Гран утверждал, что реликвии святых были вывезены в 878 г. в мон-рь Сен-Жуэн-де-Марн. Согласно «Истории св. Флорентия Сомюрского» (XIII в.), мощи Мевенна и И. были первоначально вывезены в обл. Пуату, а при аббате Роберте († 1011) их поместили в монастыре Сен-Флоран в Сомюре (Chroniques des églises d'Anjou / Éd. P. Marchegay, É. Mabille. P., 1869. P. 261). О мощах Мевенна и И., хранившихся в кон. XI в. в Сомюре, упоминается в картулярии мон-ря Сен-Флоран (см.: Jankulak. 2000. P. 158). Тем не менее в 1130 г. в аббатстве Сен-Жуэн-де-Марн были обретены мощи святых, перенесенные во время нашествий норманнов, среди них - мощи И. (Lerosey A.-L. Ension ou Saint-Jouin-de-Marnes. Poitiers, 1906. P. 55, 71). В «Хронике Сен-Бриё» (кон. XIV в.) утверждается, что мощи И. хранились во Фландрии (Chronicon Briocense: Chronique de Saint-Brieuc / Éd. G. Le Duc, C. Sterckx. Rennes, 1972. Vol. 1. P. 124-125).

Широкое распространение почитания И. в Бретани и окончательное формирование агиографической традиции святого связаны с возрождением аббатства Сен-Меэн (1-я четв. XI в.). Согласно акту утверждения земельных владений мон-ря (1024), восстановление обители началось в 1008 г. по инициативе герц. Бретани Алана III и членов его семьи. Герцог пригласил в мон-рь общину бенедиктинцев во главе с Хинветеном, аббатом мон-ря Сен-Жакю-де-ла-Мер. Построенная герцогом церковь аббатства Сен-Меэн была освящена во имя Девы Марии, св. Мевенна и И. (Recueil d'actes inédits des ducs et princes de Bretagne (XIe, XIIe, XIIIe siècles) / Éd. A. de La Borderie. Rennes, 1888. P. 3-6).

Предположительно в XI в. в монастыре Сен-Меэн были составлены Жития святых Мевенна (BHL, N 5944) и И. (BHL, N 4503). Точная датировка и изучение обоих произведений затруднены тем, что Житие Мевенна содержится в единственной рукописи (обитуарий аббатства Сен-Меэн, ркп. Paris. lat. 9889. Fol. 122r - 141v, ок. 1525), тогда как в составе обитуария мон-ря Сен-Меэн и в «Хронике Сен-Бриё» сохранились лишь разрозненные фрагменты Жития И. (полностью не опубл.). П. ле Бо в соч. «История Бретани» (окончено в 1505) сообщал, что Житие было составлено неким Ингомаром и посвящено аббату Хинветену (Le Baud P. Histoire de Bretagne. P., 1638. T. 1. P. 63, 80). В грамоте Ренского еп. Гварина (1-я пол. XI в.) среди свидетелей упомянут грамматик Ингомар, вероятно служивший при епископском дворе в Рене (Recueil d'actes. P. 16-17).

По мнению Ф. Дюина, все фрагменты и сведения, приведенные ле Бо, относились к Житию И., составленному Ингомаром вскоре после восстановления мон-ря Сен-Меэн. Ингомар был также автором Жития св. Мевенна (Duine. 1918. P. 93). Р. Фавтье определил, что сохранившиеся фрагменты неоднородны и представляют собой смесь выдержек из разных произведений. В той части «Хроники Сен-Бриё», где повествуется об И., исследователь выделил 8 фрагментов, нек-рые из них заимствованы из Житий св. Махута и св. Мевенна. Фрагмент, в котором рассказывается о войне между И. и кор. Дагобертом из-за разницы в стоимости франк. и бретон. монеты, заимствован из некой рукописи, обнаруженной в 1367 г. в аббатстве Мармутье. По мнению Фавтье, к Житию И. могли относиться лишь 3 фрагмента, в которых описываются встреча родителей И., Ютаэля и Прителлы, пророческий сон Ютаэля и его объяснение поэтом Талиесином, а также добродетели святого. В обитуарии мон-ря Сен-Меэн содержатся 2 более пространных фрагмента, 1-й озаглавлен «История св. короля Иудикаэля» (De sancto Iudicaelo rege hystoria). Здесь более подробно, нежели в «Хронике Сен-Бриё», говорится о чудесном сне Ютаэля: ему явился железный столп на горе, достигавший неба и украшенный с одной стороны церковными предметами, с другой - предметами вооружения. По просьбе Ютаэля поэт Талиесин объясняет, что сыну Ютаэля суждено стать одновременно могучим воином и великим подвижником. Далее сообщается о предках И. и о рождении святого. По мнению Фавтье, 2-й фрагмент, озаглавленный «Начинается его житие» (Incipit vita eiusdem), труден для понимания и не представляет ценности. Сопоставив эти тексты, исследователь пришел к выводу, что фрагменты, сохранившиеся в составе обитуария, являются выдержками из Жития И., тогда как фрагменты из «Хроники Сен-Бриё» заимствованы из более поздней переработки этого произведения. Фавтье указал на ряд признаков (напр., заимствования из поэмы «Жизнь Мерлина» Гальфрида Монмутского, упоминание о мощах И. и др.), которые не позволяют датировать составление Жития XI в. По мнению исследователя, оно было написано не ранее сер. XII в.

Согласно А. И. Бурже, повествование об И. в «Хронике Сен-Бриё» состоит из 6 фрагментов, в основном восходящих к Житию И.; 2-й фрагмент из обитуария, оставленный Фавтье без внимания, состоит из 3 чтений для ноктурн оффиция на день памяти И. Оффиций предназначался для бенедиктинского монастыря, его автор, вероятно, был знаком с трудами Гуго Сен-Викторского († 1141). В чтениях прослеживаются параллели с Житием св. Тененана (BHL, N 7999) (XIII в.?). Кроме того, Бурже указал на близость Жития И. к Житиям св. Мевенна и св. Лавра (Лери) (BHL, N 4797-4799), их датировка остается спорной. По мнению исследователя, нек-рые из сохранившихся фрагментов принадлежат Житию И., составленному в 1-й четв. XI в. Ингомаром, но бóльшая их часть относится к переработанной версии Жития, созданной не ранее XII в. Составитель этой версии, отождествленной Бурже с «Историей св. короля Иудикаэля», привел в т. ч. описания чудесных событий, связанных с рождением святого. Скорее всего эти сведения были взяты из устной традиции. Повествование о сне Ютаэля и его истолковании Талиесином находит параллели в лит-ре др. кельт. народов (Koch. 2006). По мнению Л. Флёрио, в одном из фрагментов в составе «Хроники Сен-Бриё» содержится прозаический лат. перевод стихотворного панегирика И. объемом в 50-80 строк. Панегирик, в котором восхваляется могущество и воинская доблесть правителя, имеет ряд параллелей с бриттской героической поэмой «Гододдин» (Fleuriot. 1971).

Немногочисленные сведения об И. содержатся в Житии св. Мевенна, в отличие от Жития И., сохранившемся целиком. В нем сообщается, что И. оказывал покровительство мон-рю, основанному Мевенном, по совету святого восстановил пришедшие в упадок обители и учредил новые. Брат И. Хаэлон (Хаилок), отличавшийся дурным нравом, оскорбил Мевенна, но был вразумлен свыше и покаялся. В Житии упоминается также о том, что И. отрекся от власти и стал монахом под началом Мевенна, но более подробное повествование об этом, по утверждению агиографа, содержалось в Житии И. (Vita S. Mevenni. 11-13 // AnBoll. 1884. T. 3. P. 149-151).

Несмотря на отсутствие у исследователей единого мнения о датировке Жития И. и лит. истории произведения, можно считать, что Житие было составлено в XI-XII вв. по инициативе бенедиктинцев из мон-ря Сен-Меэн, заинтересованных в распространении почитания И. Память святого под 17 дек. значится в сакраментарии XI в., к-рый предположительно использовался в мон-ре Сен-Меэн (Paris. lat. 11589; Duine. 1922. P. 23-33). В 1130 г. из аббатства Сен-Жуэн-де-Марн были перенесены мощи И., к-рые поместили в каменной гробнице в монастырской церкви. Согласно календарю, включенному в обитуарий аббатства Сен-Меэн (XVI в.), в мон-ре праздновались память И. (17 дек.) и перенесение мощей святого (12 авг.), а также память св. Уриеллы (1 окт.) и св. Иудока (13 дек.), к-рые считались сестрой и братом И. (Ibid. P. 198-201). В 1640 г. гробница И. была открыта, мощи святого поместили в раку. К 1646 г. в ризнице мон-ря хранились серебряные реликварии с головой и рукой И. Реликварий для руки И. был подарком Франциска II, герц. Бретани (1458-1488), и его жены Маргариты де Фуа. В 1790 г. аббатство Сен-Меэн было закрыто, мощи И. (кроме руки) утрачены.

В XII в. центром почитания И. наряду с аббатством Сен-Меэн стал мон-рь Пемпон, основанный, по преданию, святым. Во время вторжения норманнов обитель пришла в упадок; восстановлена в XII в. как приорат аббатства Сен-Меэн. Ок. 1200 г. по инициативе приора Туаля мон-рь получил независимость и приобрел статус аббатства, монахи приняли устав августинских регулярных каноников. В XIII в. сооружена монастырская ц. Богоматери (сохр. готический портал), перестроенная в XV в. по указанию аббата Оливье Гюйо (1407-1452). Тогда же в храме установили статуи Богоматери Пемпонской, святых Мевенна и И. В 1649 г. мон-рь вошел в состав парижской конгрегации св. Геновефы, после чего были построены новые здания обители. В годы Французской революции (1789-1799) мон-рь был закрыт, при церкви образован приход во имя И. (Сен-Жюдикаэль-ан-Броселианд). С нач. XIX в. в церкви хранится серебряный реликварий с костью руки И., происходящий из аббатства Сен-Меэн.

До Французской революции поминовение И. совершалось в мон-рях Сен-Серж в Анже (21 мая, вместе со св. Мевенном), Сен-Флоран в Сомюре, Сен-Жуэн-де-Марн, Сен-Жос-сюр-Мер. С 1893 г. память святого 17 дек. праздновалась в еп-стве Кемпер. В наст. время поминовение И. совершается в архиеп-стве Рен (17 дек.) и еп-стве Кемпер и Леон (16 дек.).

Ист.: BHL, N 4503; Extrait des Actes de saint Judicaël // Morice H. Mémoires pour servir de preuves à l'histoire ecclésiastique et civile de Bretagne. P., 1742. T. 1. Col. 204-206; Excerpta ex vita inedita S. Judicaeli // AnBoll. 1884. T. 3. P. 157-158; Sanctorale Macloviense, seu officia propria Dioecesis Macloviensis. Saint-Malo, 1768. P. 465-472; Albert le Grand. Les vies des Saints de la Bretagne Armorique. Quimper, 1901. P. 711-713; Lobineau G. A. Les vies des saints de Bretagne. Rennes, 1725. P. 143-152.
Лит.: La Borderie A., de. Histoire de Bretagne. P., 1898, 1972. Vol. 1. P. 459-489; Le Lay F. Une résidence de Judicaël, roi de Domnonée // Annales de Bretagne. 1903. T. 19. N 1. P. 21-28; Duine F. Memento des sources hagiographiques de l'histoire de Bretagne. Rennes, 1918. P. 92-96; idem. Inventaire liturgique de l'hagiographie bretonne. P., 1922. P. 10, 27, 36, 45, 47, 200, 207; Fawtier R. Ingomar, historien breton // Mélanges d'histoire du Moyen Âge offerts à M. Ferdinand Lot. P., 1925. P. 181-203; Evenou J. Giudicaele // BiblSS. Vol. 6. Col. 1157-1158; idem. Judicaël // DHGE. T. 28. Col. 422-424; Fleuriot L. Le «gorchan» de Iudicael // Documents de l'histoire de la Bretagne / Éd. J. Delumeau. Toulouse, 1971. P. 156-159; idem. Les origines de la Bretagne. P., 1980. P. 191-192, 280; Chédeville A., Guillotel H. La Bretagne des saints et des rois, Ve-Xe siècle. Rennes, 1984. P. 64-68, 75-77, 82, 122-123, 135-136, 142; Vauchez A. Le duc Charles de Blois († 1364) et le culte des saints rois bretons du Haut Moyen Âge // Haut Moyen Âge: Culture, éducation et société: Études offertes à P. Riché. La Garenne-Colombes, 1990. P. 605-615; Jankulak K. The Medieval Cult of St. Petroc. Woodbridge, 2000. P. 154-158; Bourgès A.-Y. Le dossier littéraire des saints Judicaël, Méen et Léri // Corona monastica: Moines bretons de Landévennec: Mélanges offerts au P. Marc Simon / Éd. L. Lemoine, B. Merdrignac. Rennes, 2004. P. 91-101; Koch J. T. Iudic-hael // Celtic Culture: A Historical Encyclopedia / Ed. J. T. Koch. Santa Barbara, 2006. Vol. 3. P. 1028-1029.
А. А. Королёв
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Иудикаэль (VII в.), бретонский правитель и монах, святой (пам. зап. 16/17 дек.)
См.также:
ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)