Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИУВЕНТИН И МАКСИМ
Т. 28, С. 374-375 опубликовано: 28 сентября 2012г.


ИУВЕНТИН И МАКСИМ

Мученичество Иувентина и Максима. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 99)
Мученичество Иувентина и Максима. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 99)

Мученичество Иувентина и Максима. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 99)
Мученики Иувентин и Максим. Роспись ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.
Мученики Иувентин и Максим. Роспись ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.

Мученики Иувентин и Максим. Роспись ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.

[Иовентин, Еввентий и Максимин, Максимиан; греч. ᾿Ιουβεντῖνος (᾿Ιοβεντῖνος) κα Μάξιμος (Μαξιμῖνος, Μαξιμιανός)], мученики (пам. 5 сент., 9 окт.), св. воины. Пострадали в Антиохии в правление рим. имп. Юлиана Отступника (361-363), по мнению Р. Обера - в нач. 363 г. Рассказ об их мученичестве содержится в Похвальной беседе свт. Иоанна Златоуста, в «Церковной истории» блж. Феодорита Кирского и в «Хронографии» Иоанна Малалы. Юноши И. и М. были щитоносцами императора. Во время одного из пиршеств они стали сожалеть о прошлых царствованиях, когда у власти находились императоры-христиане, и возмущались по поводу приказа окроплять идоложертвенной водой все продукты на рынках. Один из участников трапезы пересказал эти слова Юлиану. Тот обвинил их в оскорблении величества и приказал конфисковать их имущество. И. и М. отвели обнаженными в темницу. Они радовались утрате богатства. Множество горожан приходило навестить их. И. и М. подвергли «жестоким и ужасным истязаниям» (Theodoret. Hist. eccl. III 15), но они не отреклись от Христа. Юлиан подсылал к ним своих доверенных лиц, чтобы хитростью склонить их к идолопоклонству. Т. к. у И. и М. было много единомышленников, император велел казнить их ночью. Св. воины были обезглавлены и тайно похоронены христианами в одной гробнице. По сведениям Феодорита Кирского, впосл. антиохийцы поместили их мощи в драгоценную раку и ежегодно устраивали в их честь всенародный праздник.

Имя М. утвердилось в визант. агиографических памятниках (в т. ч. в Минологии имп. Василия II и Синаксаре К-польской ц.), тогда как в сочинениях свт. Иоанна Златоуста и Феодорита Кирского святой назван Максимином, а в «Хронографии» Иоанна Малалы - Максимианом. Форма имени И. встречается во всех источниках, кроме «Церковной истории» Феодорита Кирского, где он именуется Иовентином. В слав. агиографических памятниках это имя искажено - «Еувенитин» и «Еувентин» (ВМЧ. Окт. Дни 4-18. Стб. 881, 900).

Как следует из вступления к Похвальной беседе свт. Иоанна Златоуста, память И. и М. совершалась вскоре после памяти сщмч. Вавилы, еп. Антиохийского. По мнению исследователей, речь идет о празднике в честь этого святого, к-рый зафиксирован 24 янв. в древнейших календарях, начиная с Сирийского Мартиролога 411 г. В пользу этого предположения свидетельствует упоминание И. и М. под 29 янв. в сир. календаре VII в. из мон-ря Кеннешре недалеко от Эдессы и в одном из яковитских календарей Х в., а также 25 янв. в Моланском и Римских Мартирологах.

В Синаксаре К-польской ц. краткое Житие И. и М. помещено под 9 окт. Под этой же датой их память указывается в большинстве греч. календарей, но в греч. печатной Минее и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца она перенесена на 12 окт. Свт. Димитрий Ростовский поместил сведения об этих мучениках в составленных им Четьих-Минеях под 5 сент., исходя из того, что память сщмч. Вавилы в более поздних календарях стала отмечаться 4 сент.

Ист.: BHG, N 975; ActaSS. 1643. Ian. T. 2. P. 618-621; 17342. Ian. T. 2. P. 232-235; Ioan. Chrysost. In homiliam in SS. martyres Juventinum et Maximinum // PG. 50. Col. 571-578 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Похвальная беседа о св. мучениках Иувентине и Максимине // Творения. М., 1994р. Т. 2. Кн. 2. С. 619-623); MenolGraec // PG. 117. Col. 97; SynCP. Col. 121-122; Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Ed., trad. F. Nau. P., 1915. P. 12, 37-38. (PO; T. 10. Facs. 1); MartRom. Comment. P. 35; Theodoret. Hist. eccl. III 15; ЖСв. Сент. С. 126; Окт. С. 211; Νικόδημος. Συναξαριστής. 19933. Τ. 1. Σ. 336-337.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 272, 313; Т. 3. С. 359; Franchi de' Cavalieri P. Dei santi Gioventino e Massimino // Note agiografische. R., 1902. T. 1. P. 59-63; 1915. T. 5. P. 46, 51; 1953. T. 9. P. 169-200; Peeters P. La date de la fête des SS Juventin et Maximin // AnBoll. 1924. Vol. 42. P. 77-82; Delehaye. Origines. P. 196; Παπαδοπούλου Σ. Γ. ᾿Ιουβεντῖνος // ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 920-921; Sauget J.-M. Gioventino у Massimino // BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 1070-1073; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 217; Aubert R. Juventinus et Maximinus // DHGE. 2003. T. 28. Col. 700-701.
Э. П. А.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Иувентин и Максим, святые воины, мученики (пам. 5 сент., 9 окт.)
См.также:
АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АВКТ, ТАВРИОН И ФЕССАЛОНИКИЯ мученики Амфипольские (пам. 7 нояб.)
АВРААМИЙ [АВРАМИЙ] БОЛГАРСКИЙ († 1229), мч. (пам. 1 апр., 9 марта, 4 нед. по Пасхе и в Соборе Владимирских святых)
АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)
АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)