Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АНГЕЛОМ
Т. 2, С. 306-307 опубликовано: 16 сентября 2008г.


АНГЕЛОМ

[лат. Angelomus] (Ɨ ок. 855), диак. в мон-ре Люксёй, автор компилятивных комментариев на книги ВЗ. Среди авторов, служивших А. в качестве источников Комментария на кн. Бытия (Commentarius in Genesin; 845-855),- Ориген, блж. Августин, блж. Иероним, свт. Григорий Великий, Исидор Севильский, Беда Достопочтенный, Рабан Мавр, Алкуин. Часто цитируются греч. переводы ВЗ Феодотиона, Симмаха, Акилы с целью показать их отличие от Септуагинты. А. интересует прежде всего букв. смысл книги, однако иногда затрагиваются нравственный и аллегорический аспекты ВЗ. Во вступлении упомянуты Комментарии на 4 Евангелия (PL. 115. Col. 108), текст к-рых не сохранился.

Толкования на 4 Книги Царств (Enarrationes in quattor libros regum; 851) были написаны по просьбе монахов и при поддержке Дрогона, еп. Меца, и содержат практически дословное повторение комментариев Беды Достопочтенного и Рабана Мавра, а также выдержки из трудов блж. Иеронима, неизвестного евр. автора и, видимо, Меллина, учителя А. В первую очередь А. хотел показать, что Книги Царств не просто описывают события земной истории, но содержат предсказания о Христе и Его Церкви. В предисловии А. пишет о том, что существует 7 смыслов библейского текста, но его изложение ограничивается только букв., аллегорическим и нравственным. Это сочинение А. высоко оценил Иоганн Тритемий.

Толкования на Песнь Песней (Enarrationes in Сantica Сanticorum) в основном составлены из сочинений Апония, св. Григория Великого, Алкуина и Юста Ургельского. А. принадлежит посвящение франк. имп. Лотарю I и пересказ нек-рых мест из цитируемых авторов. В предисловии указывается на то, что Песнь Песней следует толковать только аллегорически: в образах Жениха и Невесты выражена идея брака Христа и Церкви.

Соч.: Commentarius in Genesin // PL. 115. Col. 107-244; Enarrationes in libros Regum // Ibid. Col. 243-552; Enarrationes in Cantica canticorum // Ibid. Col. 551-628.
Лит.: Angelome de Luxeuil // Histoire littéraire de la France. P., 1740. T. 5. P. 133-140; Ceillier R. Histoire générale des auteurs sacrés . P., 1862. T. 12. Р. 442-444; Smalley B. The Study of the Bible in the Middle Ages. Oxf., 19522. P. 41-42, 201; Laistner M. L. W. Some Early Medieval Commentaries on the Old Testament // HarvTR. 1953. Vol. 46. Р. 27-46; Cantelli S. Angelomo e la scuola esegetica di Luxeuil. Spoleto, 1990. T. 1-2.
В. В. Писляков
Ключевые слова:
Священное Писание. Толкование Монашество Римско-Католической Церкви Ангелом († ок. 855), диакон в монастыре Люксёй, автор компилятивных комментариев на книги Ветхого Завета Экзегеты католические
См.также:
АББАТ в католической Церкви титул настоятеля монастыря
АББАТИСА в католической Церкви название настоятельницы женской монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис)
АБЕЛЯР Петр (1079 - 1142), схоластический богослов, философ, логик
АД преисподняя
АДАМ СЕН-ВИКТОРСКИЙ († 1177 или 1192), средневек. лат. поэт, монах мон-ря августинцев-каноников Сен-Виктор под Парижем
АДЕЛИНДА († ок. 926), прп. (пам. зап. 28 авг.), настоятельница мон-ря Бухау
АДЕЛЬГУНДА (630-684, 695 или 700), прп. (пам. зап. 30 янв.)
АДЕЛЬТРУДА († 696), прп. (пам. зап. 25 февр.), настоятельница в мон-ре Мобёж