Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АЛПАТОВ
Т. 2, С. 41-42 опубликовано: 18 ноября 2008г.


АЛПАТОВ

Михаил Владимирович (27.11.1902, Москва - 9.05.1986, там же), историк искусств, специалист по искусству рус. и западноевроп. средневековья и Нового времени, художественный критик, педагог, проф., общественный деятель. Учился на отд-нии теории и истории искусства историко-филологического фак-та МГУ (1919-1921); в числе его педагогов - Б. Р. Виппер, А. Г. Габричевский, А. И. Некрасов и др. В 1921-1923 гг. А. заведовал отделом репродукций в Музее изобразительных искусств; в 1921-1932 гг. научный сотрудник Ин-та археологии и искусствоведения РАНИОН. В 1925 г. защитил канд. диссертацию по истории древнерус. живописи; докт. диссертацией (1940) стала монография «Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто» (1939).

М. В. Алпатов
М. В. Алпатов

М. В. Алпатов
Начиная с 1925 г. и до конца жизни преподавал в различных учебных заведениях (ВХУТЕИН, МИФЛИ, МГУ, ГИТИС, Архитектурный ин-т, Строгановское уч-ще и др.). В МГХИ им. В. И. Сурикова возглавлял кафедру истории искусств (1943-1986) и стал инициатором создания искусствоведческого фак-та. Действительный член АХ СССР (1954); заслуженный деятель искусств РСФСР (с 1958); лауреат Гос. премии СССР (1974); с 1978 г. чл.-кор. Австрийской АН. А. неоднократно был организатором художественных выставок, научных конференций в России и за рубежом (в Италии, Франции, Германии и проч.).

Научную деятельность А. начал как историк визант. и древнерус. искусства; с кон. 20-х гг. обратился к исследованию западноевроп. искусства, в особенности итал. периода Возрождения, результатом стали работы 1939 г. «Этюды по истории западноевропейского искусства» и «Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто», а также «Всеобщая история искусств», законченная в 1941 г.; с нач. 40-х гг. центральной фигурой исследований А. становится прп. Андрей Рублёв, монография «Андрей Рублёв» (1972) явилась итогом многолетнего изучения творчества иконописца. Работы А. послевоенных лет характеризует тематический универсализм и обращение к проблемам теории, методологии и историографии искусствознания. Фундаментальным монографиям - «А. А. Иванов: Жизнь и творчество» (1956), «Этюды по истории западноевропейского искусства» (1963), «Этюды по истории русского искусства» (1967), «Художественные проблемы итальянского Возрождения» (1976), «Художественные проблемы искусства Древней Греции» (1987) - присущ анализ внутренней структуры произведения искусства с позиций его эстетической и стилистической ценности, однако вне иконографического и духовного аспекта.

Соч.: Russisch-byzantinische Malerei // Belvedere. 1925. Bd. 8; «La Trinité» dans l'art byzantin et l'icône de Roublev // EO. 1927. N 146; Geschichte der altrussischer Kunst (совм. с N. Brunov). Augsburg, 1932. 2 Bde; Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М.; Л., 1939; Всеобщая история искусств. М.; Л., 1948-1955. 3 т.; Образ Георгия воина в искусстве Византии и Древней Руси // ТОДРЛ. 1956. Т. 12. С. 292-310; Deux grands peintres: Roublev et Theophane // Courrier de l'Unesco. 1957. N 12; Икона «Сретения» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры // ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 557-564; Altrussische Ikonenmalerei. Dresden, 1958; Andrey Rublev. Mil., 1962; Этюды по истории западноевропейского искусства. М.; Л., 1963; Памятник древнерусской живописи конца XV в. икона «Апокалипсис» из Успенского собора Московского Кремля. М., 1964; Trésors de l'art russe. P., 1966; Этюды по истории русского искусства. М., 1967. 2 т.; Вопросы изучения и истолкования древнерусского искусства // Искусство. 1967. № 1. С. 64-70; Андрей Рублёв и русская культура // Андрей Рублёв и его эпоха: Сб. ст. М., 1971; Андрей Рублёв: (моногр.). М., 1972; Краски древнерусской живописи. М., 1974; Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976; Фрески церкви Успения на Волотовом поле. М., 1977; Феофан Грек. М., 1979; Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987; Воспоминания. М., 1994.
Лит.: Данилова И. О М. В. Алпатове // Сов. искусствознание. М., 1988. Вып. 24. С. 261-277; она же. Феномен Алпатова // Вопр. искусствознания. 1994. № 4. С. 473-480; Дудочкин Б. Н. Вехи творческой судьбы // Там же. С. 481-488; он же. О творческом наследии М. В. Алпатова // Ферапонтовский сб. М.; Ферапонтово, 1999. Т. 5. С. 91-102.
Э. К. Гусева
Ключевые слова:
Алпатов Михаил Владимирович (1902–1986), историк искусств, специалист по искусству русского и западноевропейского средневековья и Нового времени, художественный критик, педагог, профессор, общественный деятель Историки искусства отечественные
См.также:
АЙНАЛОВ Дмитрий Васильевич (1862-1939), рус. исследователь раннехрист. и визант. искусства
АНДРЕЕВ Николай Ефремович (1908-1982), историк религ. искусства, филолог
АНИСИМОВ Александр Иванович (1877-1937), исследователь визант. и древнерус. живописи, историк искусства
БАРЩЕВСКИЙ [Борщевский] Иван Федорович; 1851-1948, худож.-фотограф, историк древнерус. искусства и культуры