Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ
Т. 2, С. 291-292 опубликовано: 16 сентября 2008г.


АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ

(ангел Божий) [евр. ( )   ,   ( ), греч. ἄγγελος κυρίου (θεοῦ)], в Свящ. Писании словосочетание, обозначающее либо особый вид богоявления, либо ангела, к-рый выступает как посланник Господа. Существует также ряд примеров, когда слово «ангел» в этом словосочетании прямо (Агг 1. 13: «вестник Господень») или косвенно (1 Цар 29. 9; 2 Цар 14. 17-20; 19. 27: «царь, как Ангел Божий») относится к человеку.

Места в Свящ. Писании в зависимости от отношения А. Г. к Богу можно разделить на 3 группы. К первой из них относятся те библейские эпизоды, в к-рых А. Г. никак не соотносится с Богом (3 Цар 19. 5-7; 4 Цар 1. 3-15; 19. 35) и явно отличается от Него (Быт 24. 7; 2 Цар 24. 16; Зах 1. 9-17; Пс 33. 8; 34. 5-6). Вторую группу составляют повествования, связанные с исходом израильтян из Египта и их странствием по пустыне, в к-рых словосочетание «А. Г.» («Ангел Божий», «Ангел Мой») обозначает ангела, почти отождествляемого с Богом (ср.: Исх 23. 21, где Сам Бог говорит об этом ангеле: «Имя Мое в нем»; Исх 14. 19-31; 32. 34; 33. 2; Числ 20. 16; особ. Суд 2. 1-4). В эпизодах, относящихся к третьей группе, провести четкое различие между А. Г. и Богом уже практически невозможно. Два раза А. Г. является Агари и обещает произвести от ее сына Измаила великий народ; при этом из текста следует, что говорил с ней Сам Господь (Быт 16. 7-13; 21. 17-18). К Аврааму, готовому принести в жертву своего сына Исаака, А. Г. обращает следующие слова: «Не пожалел ты сына твоего, единственного твоего для Меня» (Быт 22. 11-18). Моисею в горящем кусте является А. Г., но говорит с ним Бог (Исх 3. 2-6). Подобное происходит и с Гедеоном (Суд 6. 12-18). Отец Самсона Маной говорит своей жене после явления им А. Г.: «Верно, мы умрем, ибо видели мы Бога» (Суд 13. 3-22). Особенно выделяется явление А. Г. во сне Иакову - здесь он прямо называет себя Богом (Быт 31. 11-13).

Эта последняя группа библейских повествований ставит перед исследователями серьезную экзегетическую проблему, к-рая решалась по-разному. Филон Александрийский отождествлял А. Г. с Логосом и видел в нем тварно-личного посредника между Богом и миром. Вост. отцы Церкви и Тертуллиан видели в А. Г. Вторую Ипостась Св. Троицы и явления его рассматривали как прообразы воплощения Сына Божия (Iust. Martyr. Dial. 57-60; Iren. Adv. haer. IV 7; Tertull. Adv. Marcion. 2. 27; Cyr. H. Catech. X 6; Basil. Magn. Adv. Eunom. II 18). По мысли же зап. церковных писателей, А. Г.- это тварное существо, возвещающее слова Божии (Ambros. Mediol. De Abraham. 1. 4-6; August. De trin. III 23-27; Thom. Aquin. Sum. Th. I Quest. 43, 7).

В зап. богословии 1-й пол. XX в. присутствуют как эта традиц. для лат. экзегезы т. зр. (J. Rybinsky, F. Stier, R. Clifford - R. Murphy), так и мнение, согласно к-рому А. Г. в этой группе повествований тождествен с Самим Богом, и речь здесь идет о подлинной теофании (при этом троичный аспект проблемы не рассматривается - J. Touzard, B. Stein, C. Simpson). Крупнейшие библеисты 1-й пол. и сер. XX в. католик М. Ж. Лагранж и протестант Г. фон Рад предполагали, что встречающиеся в тексте выражения «А. Г.» или «Ангел Божий» являются позднейшей интерполяцией, а первоначально речь шла о Самом Боге. Целью такого рода вставок, по Лагранжу и фон Раду, было избежать антропоморфизмов и утвердить идею трансцендентности Бога. Но эта гипотеза, во-первых, не подтверждается текстологическими данными, а во-вторых, затруднительно объяснить избирательный характер подобного рода интерполяций (напр., Исх 4. 24; 24. 9-11; Суд 6. 14-16 и др.).

В правосл. богословии XX в. также высказывались различные варианты решения экзегетической проблемы, связанной с выражением «А. Г.». Проф. КДА А. Глаголев, автор обширного труда по ангелологии «Ветхозаветное библейское учение об ангелах» (К., 1900), уже в начале работы писал: «Ангел Господень... не есть один из рода тварных ангелов, но Ангел-Бог, божественный Логос в исторической форме Его ветхозаветного действия. Следовательно, учение о Нем относится собственно к области ветхозаветной христологии, а не ангелологии» (Глаголев. С. 15). В соответствии с этим он подразделяет все библейские места, в к-рых говорится об А. Г., на 2 класса: одни из них говорят о непосредственных явлениях и действиях А. Г., др.- о Его деятельности, посредствуемой тварным ангелом как органом Его воли. Примером др. т. зр. может служить учение прот. С. Булгакова, изложенное им в кн. «Лествица Иаковля». Согласно его воззрениям, А. Г.- это тварное ангельское существо, но через его посредство человеку является Сам Бог. «Посланничество ангелов, их служение в мире получает здесь совершенно исключительное назначение - представлять в мире самого Бога, являться ему вместо Бога» (Булгаков. С. 188). Наиболее характерной чертой учения прот. С. Булгакова является мысль о том, что «теофанические ангелофании Ветхого Завета не могут быть приурочены к одной только ипостаси Логоса, но относятся ко всем трем божественным ипостасям» (Булгаков. С. 194). Кого являет А. Г., нужно, по его мнению, в каждом отдельном случае решать особо.

В НЗ, содержащем откровение о Св. Троице, для отождествления А. Г. с Богом не остается места. В выражении А. Г., к-рое встречается в 14 эпизодах НЗ (Мф 1. 20; 1. 24; 2. 13; 2. 19; 28. 2; Лк 1. 11; 2. 9; Ин 5. 4; Деян 5. 19; 7. 30; 8. 26; 8. 39; 12. 7; 12. 23), речь идет об одном из тварных ангелов, «служебном духе» (Евр 1. 14). При явлении Захарии, отцу Иоанна Предтечи, А. Г. называет свое имя - Гавриил (Лк 1. 11-19, 26). Его явления так или иначе подчинены действию воплотившегося Христа и Св. Духа в Церкви.

Лит.: Глаголев А. Ветхозаветное библейское учение об ангелах. К., 1900; Lagrange M.-J. L'Ange de Jahve // RB. 1903. Vol. 12. P. 212-225; Lods A. L'ange de Jahve et l'âme extérieure // BZAW. 1914. Bd. 27; Булгаков С., прот. Лествица Иаковля. П., 1929; Rybinsky J. Der mal'akh Jahwe. Paderborn, 1930; Stier F. Gott und sein Engel im Alten Testament. Münster, 1934; Stein B. Der Engel des Auszugs // Biblica. 1938. Bd. 19. S. 286-307; Baumgartner W. Zum Problem des «Jahwe-Engels» // Schweiz. theologische Umschau. 1944. Bd. 14; Lobina A. M. Mal'ak Jahwe // RB. 1956. T. 80. P. 79-81; Hirth V. Gottes Boten im Alten Testament. B., 1975. (Theol. Arbeiten; Bd. 32); Roettger H. Mal'ak Jahwe - Bote von Gott: Die Vorstellung von Gottes Boten im hebräischen Alten Testament. Frankfurt, 1978; Clifford R. J., Murphy R. E. Genesis // NJBC. N. Y., 1981. Vol. 1; Rad G. von. Mal'akh // ThWAT. Bd. 1. S. 72; Simpson C. A. Genesis // The Interpreter's Bible. N. Y., 1973. Vol. 1; Touzard J. Ange de Jahveh // Dictionnaire de la Bible. Suppl. Vol. 1. P. 242.
А. С. Небольсин, свящ. Константин Польсков
Ключевые слова:
Библейские реалии, термины и понятия Богословие догматическое Ангелология, учение об ангелах Ангел Господень, словосочетание, обозначающее в Священном Писании особый вид богоявления, либо ангела, который выступает как посланник Господа
См.также:
АНГЕЛОЛОГИЯ учение об ангелах
АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости
АД преисподняя
АНГЕЛ "вестник", название сотворенных Богом личных духовных существ
АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ ангелы, исполняющие в вещественном мире определ. виды служения
АРХАНГЕЛ 8-й, предпоследний, ангельский чин (описанный в "Ареопагитиках")
АРХИСТРАТИГ в слав. Библии А. назван арх. Михаил
БРАК общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи