Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АНАФОНИМА
Т. 2, С. 179 опубликовано: 15 сентября 2008г.


АНАФОНИМА

[греч. ἀναφώνημα, букв.- возглашениe], прием визант. калофонического пения, применявшийся при антифонном исполнении мелизматических обработок псалмовых стихов, гл. обр. праздничного полиелея и непорочных (Пс 118), и заключавшийся во вставке одним хором (или певчим) кратимы или ихимы, рефрена (ἐφύμνιον) или заключения стиха, непосредственно перед этим исполненного др. хором (или певчим). Применение А. подчеркивало торжественный и радостный характер службы. При пении псалмового стиха др. хором или певчим мог происходить переход к иному напеву или гласу (см. Аллагма). Примером А. может служить полиелей-осмогласник Николая Кукумы с А. и аллагмами (Athen. Bibl. Nat. gr. 2406. Fol. 143-144v, 1453 г.).

Лит.: Στάθης. ̓Αναγραμματισμοὶ καὶ μαθήματα. Σ. 93.
Г. Статис
Ключевые слова:
Церковная музыка. История: поствизантийская традиция Анафонима, прием византийского калифонического пения
См.также:
АРСЕНИЙ (XVII-XVIII в.), еп. Кидонийский, греческий мелург
ВИОЛАКИС Георгий (ок. 1820 - 1911), главный протопсалт К-польского Патриархата
ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ жанрово-стилевая система, принятая в восточнослав. церковном пении с ХVI в. и имевшая большое значение для его развития