Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АМФИТЕАТРОВ
Т. 2, С. 204-205 опубликовано: 11 марта 2009г.


АМФИТЕАТРОВ

Прот. Валентин Амфитеатров
Прот. Валентин Амфитеатров

Прот. Валентин Амфитеатров

Валентин Николаевич (1.09.1836, с. Высокое Кромского у. Орловской губ.- 20.08. 1908, Москва), прот. Отец А. прот. Николай был племянником митр. Киевского Филарета (Амфитеатрова) и братом архиеп. Казанского Антония (Амфитеатрова). Мать Анна отличалась высоким благочестием. В 1847 г. А. поступил в Орловскую ДС, в 1853 г., согласно собственному прошению, был переведен в Киевскую ДС, к-рую окончил в 1854 г. В 1854-1858 гг. учился в МДА, по окончании со степенью канд. богословия был определен инспектором и преподавателем в Калужское ДУ. С апр. 1859 г. преподаватель всеобщей и рус. истории, а также греч. языка в Калужской ДС.

17 июля 1860 г. А. женился на дочери прот. Иоанна Чупрова Елисавете († 1880). У супругов родились сын Александр (буд. писатель А. В. Амфитеатров) и 3 дочери: Александра, Любовь и Вера. 15 сент. 1860 г. еп. Тульским и Белёвским Алексием (Ржаницыным) А. был рукоположен во священника к Благовещенской ц. Калуги, ок. года являлся членом Калужской консистории, за что получил благодарность от Святейшего Синода и был награжден набедренником. С авг. 1864 г. А. служил в лихвинском Троицком соборе, одновременно являясь благочинным и цензором проповедей, с сент.- законоучителем Лихвинского уездного уч-ща. 16 апр. 1866 г. награжден бархатной скуфьей, в июне того же года еп. Калужским и Боровским Григорием (Миткевичем) возведен в сан протоиерея. Из письма прот. Н. Амфитеатрова к сыну известно, что А., скорее всего после судебной реформы 1864 г., избирался на должность судьи (ЦГИАМ. Ф. 2244. Оп. 1. Ед. хр. 4048. 1-2 об.).

В 1871 г. А. переехал в Москву и был назначен законоучителем в Московскую учительскую семинарию. В 1873-1881 гг. законоучитель в Московском казенном реальном уч-ще. В апр. 1875 г. награжден камилавкой, в апр. 1879 г.- наперсным крестом. Результатом преподавательской деятельности А. явились книги по священной истории: «Библейская история Ветхого и Нового Завета» и «Очерки из библейской истории Ветхого Завета».

В 1874 г. по ходатайству свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского, А. был назначен в ц. во имя святых Константина и Елены в Кремле, называвшуюся в народе «Нечаянная Радость» по находившемуся в ней чудотворному образу Божией Матери. Подвижническое служение А. преобразило жизнь храма, долгое время фактически не имевшего прихожан, и постепенно там образовалась одна из самых известных и многочисленных общин в Москве, в праздники маленькая церковь не могла вместить всех желающих. Ежедневно без диакона А. служил Божественную литургию, и его служение было необыкновенным по силе молитвенной сосредоточенности. После литургии А. совершал молебны и панихиды, а по завершении треб беседовал с паствой, утешал и наставлял людей, стекавшихся к нему со всей Москвы. А. опирался на традиции правосл. старчества, ставя в центр отношений духовника и его чад обязательное послушание. А. был вдохновенным проповедником, обладал даром дерзновенной молитвы, прозрения и чудотворения, по его молитвам происходили исцеления от болезней. Был он и неутомимым благотворителем, оказывая помощь огромному числу нуждающихся из личных средств или через своих духовных чад, среди к-рых были состоятельные люди, в числе постоянных помощников А. была кнж. Н. Б. Шаховская, основательница общины «Утоли моя печали».

В сент. 1892 г. А. был назначен настоятелем и благочинным кремлевского Архангельского собора. Вместе с А. в Архангельский собор перешли его многочисленные прихожане, но расставание с храмом святых Константина и Елены, где он прослужил 18 лет, причинило А. сильные душевные страдания. Вскоре стараниями А. собор прославился строгостью церковных служб. А. по-прежнему отдавал все силы пастырскому служению, но здоровье его постепенно ухудшалось. После поездки в дек. 1901 г. в С.-Петербург на юбилей протопр. Иоанна Янышева А. решил просить о переводе из собора в к.-л. маленький храм. В марте 1902 г. А. потерял зрение и, не имея более возможности совершать богослужения, до самой смерти продолжал окормлять своих духовных чад на дому. Среди посещавших его был Н. Беляев, буд. Оптинский старец Никон, к-рого А. благословил на монашество. Дочери перевезли А. в загородный дом в Очаково, но здоровье его продолжало ухудшаться. 18 июля 1908 г. А. в последний раз принимал у себя прихожан, прощаясь с ними перед кончиной.

Отпевание А. было совершено 23 июля в церкви свт. Николая в Щепах соборно еп. Трифоном (Туркестановым) и еп. Анастасием (Грибановским) в сослужении многих священников при огромном стечении народа. А. был похоронен на Ваганьковском кладбище, рядом с супругой. Множество людей посещало его могилу, где всегда горела лампада, часто служились панихиды. В 30-х гг. могила А. была разорена, но крест с нее был сохранен его духовной дочерью Н. В. Ширяевой. После Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на месте могил А. и его родственников были похоронены погибшие воины. Одна из братских могил была определена верующими как наиболее вероятное место погребения А. Согласно др. мнению, на месте могилы А. пролегла дорожка между рядами братских надгробий. Это подтвердилось после проведенного по инициативе Московского подворья Валаамского мон-ря исследования, в мае 1998 г. на месте могилы А. было установлено надгробие с крестом, прежняя условная могила была также оставлена. Число богомольцев, приходящих к могиле А., увеличивается, служатся панихиды, с могилы берется песок для исцеления от болезней, существуют свидетельства очевидцев о чудотворениях А. В марте 1998 г. синодальная Комиссия по канонизации святых приняла решение о прославлении А. в лике местночтимых святых.

Ист.: Послужной список // ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 763. Ед. хр. 9; Письма к А. его родных // ЦГИАМ. Ф. 2244. Оп. 1-2.
Соч.: О браках в духовном звании // Калужские ЕВ. 1863. № 8; Библейская история Ветхого и Нового Завета. М., 1875. Ч. 1; Очерки из библейской истории Ветхого Завета. М., 1895. Ч. 1; Юрьев, 1910. Ч. 2; Духовные беседы, произнесенные в Архангельском соборе в 1896-1902 годах. М., 1910; Воскресные Евангелия. М., 1910, 1998р; Великий пост. М., 1910, 1995р; Духовные поучения: Проповеди, записанные одной из его духовных дочерей [А. И. Зерцаловой]. М., 1916 (репр. под загол. «Проповеди»: М., 1995); Письма к Екатерине Михайловне и к архим. Серапиону Машкиным // БВ. 1914. № 7-8.
Лит.: [Зерцалова А. И.] Истинный пастырь Христов. М., 1910; она же. Краткое описание выдающейся пастырской деятельности... прот. В. Н. Амфитеатрова. М., 1910; она же. Светильник Православия. М., 1912; она же. Подвижник веры и благочестия. М., 1914, [1995р]; Бочарова Е. Московский утешитель: Прот. Валентин Амфитеатров. М., 1995, 19973; Благодатный пастырь: Прот. Валентин Амфитеатров. М., 1998.
Свящ. Афанасий Гумеров
Ключевые слова:
Протоиереи Русской Православной Церкви Местночтимые святые Амфитеатров Александр Валентинович (1862-1938), писатель, литературный критик, драматург, публицист революционно-демократического направления Амфитеатров Валентин Николаевич (1836-1908), протоиерей
См.также:
АБРЮЦКИЙ Дмитрий Степанович (1796 - 1860), протоиерей
АВВАКУМ (Старов Димитрий, Досифей в монашестве; 1877-1964), схиархим.
АВРААМИЙ игум. мон-ря во имя Всемилостивого Спаса, прп.
АВРААМИЙ БЕЛОКОПЫТОВСКИЙ (Щёголев Андрей Семенович; 1829 - 1902), прот.
АВРААМИЙ ПИНЕЖСКИЙ прп. (пам. 21 июня)
АВРААМИЙ УГЛИЧСКИЙ († 1611 ?) игум. Угличского Богоявленского муж. мон-ря в нач. XVII в.
АГАФИЯ ВСЕВОЛОДОВНА († 1238), св. блгв. кнг. местночтимая (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
АГГЕЕВ Константин Маркович (1896-1921), прот.