Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АМПУЛА
2, С. 188-189 опубликовано: 6 марта 2009г.


АМПУЛА

[лат. ampulla, уменьшительное от греч. ἀμφορεύς - амфора], в Др. Риме - небольшой сосуд из глины, стекла или металла с широким туловом и узким горлом (часто с 2 ручками), к-рый предназначался для хранения жидкостей; в правосл. и католич. Церквах - небольшой сосуд для хранения мира, св. воды и др. священных жидкостей.

Икона вмч. Димитрия с вмонтированной ампулой. XIV в. (Музей Сассоферрато. Италия)
Икона вмч. Димитрия с вмонтированной ампулой. XIV в. (Музей Сассоферрато. Италия)

Икона вмч. Димитрия с вмонтированной ампулой. XIV в. (Музей Сассоферрато. Италия)
Особенно широко А. были распространены в раннехрист. эпоху, часто являясь евлогиями (благословениями), к-рые паломники увозили из святых мест. А. хранятся во многих церковных сокровищницах и музеях мира.

К самой известной группе относятся ок. 40 А. из серебра, бронзы, свинца (16 - в сокровищнице собора в Монце, Италия; 20 - в сокровищнице собора Боббио, Италия; фрагменты одной - в музее Дамбартон-Окс в Вашингтоне; неск. А.- в ин-те Дёльгера в Бонне и в Музее земли Вюртемберг в Штутгарте, Германия). Все они датируются VI-VII вв.; происходят из Палестины. Имеют округлую плоскую форму в виде фляги с горлышком; на обеих сторонах - греч. надписи и изображения, выполненные в технике гравировки и чеканки по серебру, аналогичных технике чеканки монет и имп. медальонов. На большинстве А. с каждой стороны представлено по одной композиции, как правило на евангельские сюжеты; наиболее часто - Распятие и Вознесение. Впосл. отдельные изображения складывались в циклы, один из к-рых, состоящий из 7 сюжетов, сохранился на А. из Монцы: Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Рождество Христово, Крещение, Распятие, Вознесение, Жены-мироносицы у Гроба Господня; подобные циклы характерны для монументальной живописи и иллюстраций рукописей. Я. И. Смирнов, Д. В. Айналов и А. И. Грабар отмечали родственность иконографии А. программам росписей доиконоборческих церквей Палестины, Трансиордании и Египта. Состав цикла, очевидно, повторял календарную последовательность основных христ. праздников. Иконография этих евлогий отражала реальную топографию, структуру, элементы интерьеров и убранства раннехрист. церквей Палестины, к-рые известны по сообщениям паломников. Так, в композиции «Жены-мироносицы у Гроба Господня» на А. из Дамбартон-Окс изображен круглый барабан купола ротонды Воскресения Христова в Иерусалиме (306-337), опирающийся на 4 колонны. Под куполом ротонды - часовня Ангела, где, по сообщению паломницы Эгерии (IV в.), стоял епископ во время чтения Евангелия о Воскресении Христа (Egeriae peregrinatio. 24, 9). Кроме евангельских сюжетов на нек-рых А. изображаются крест, Богоматерь на престоле. Уникальным является изображение на А. из собора Боббио (№ 20): в композиции «Вознесение» среди предстоящих - Богоматерь Оранта, над ней Вифлеемская звезда, а вместо 12 апостолов - прор. Захария и св. Иоанн Предтеча. Палестинские А. наглядно демонстрируют тесную связь святыни и изображения на ней.

Ампула св. Мины. V-VII в. (Египетский музей. Каир)
Ампула св. Мины. V-VII в. (Египетский музей. Каир)

Ампула св. Мины. V-VII в. (Египетский музей. Каир)

Большая группа глиняных А., преимущественно V-VII вв., происходит из святилища Абу-Мина близ Александрии. Обычно на обеих сторонах А. изображен в рост св. Мина с воздетыми в молении руками (в позе оранта) между 2 верблюдами. Иконография этих А. включала и др. элементы: убранство святилища, светильники, кадила, головы негров, кораблики (как отражение близости александрийского порта).

Не менее известна группа глиняных А. из центров М. Азии - Эфеса, Синопа, Лампсака, Смирны и Пергама. Один из типов их иконографии связан с раннехрист. погребальным культом и идеей победы Христа над смертью: на обеих сторонах изображается эдикула, внутри к-рой помещен крест на постаменте (на одной стороне) и фигура, стоящая в проеме открытой двери (на др. стороне),- традиц. метафора перехода из земной жизни в загробный мир. Такая иконография известна на погребальных стелах и в гробницах Египта, Сирии и Палестины. По-видимому, эти А. были связаны с определенным святилищем в Эфесе. На эфесских А. изображались также Иисус Христос; ап. Иоанн Богослов, диктующий Писание св. Прохору; апокалиптические всадники; эпизоды житий местных святых (сщмч. Антипы Пергамского, Поликарпа, еп. Смирнского, мч. Андрея Лампсакского , прп. Герасима Иорданского). На малоазийских А. изображались и др. местные сюжеты: ап. Иоанн Богослов на фоне своей липсанотеки, еп. Эфесский Тимофей, Фока Синопский в ладье. С Эфесом связана особая группа микроампул с крестами и розетками, предназначавшихся для сбора частиц священного праха, появлявшегося на гробнице ап. Иоанна Богослова в день его поминовения.

Сивнцовая ампула с изображением "Поклонения волхвов". Иерусалим, ок. 600 г. (ампула № 1. Сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в г. Монца. Италия)
Сивнцовая ампула с изображением "Поклонения волхвов". Иерусалим, ок. 600 г. (ампула № 1. Сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в г. Монца. Италия)

Сивнцовая ампула с изображением "Поклонения волхвов". Иерусалим, ок. 600 г. (ампула № 1. Сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в г. Монца. Италия)

Ряд паломнических свидетельств XII в. (coens. P. 262; Mercati. Р. 140-141) сообщает о хранившейся в алтаре собора Св. Софии К-польской ампуле с кровью и млеком, истекшими из тела вмч. Пантелеимона. В похвальном слове вмч. Пантелеимону, составленном в 1-й четв. XII в. Рупертом Дойцским, эта святыня названа «ampula perlucida» (лат.- блестящая ампула), в тексте упоминается также ее золотая оправа.

А. могли помещаться в поля или ковчеги икон в качестве святынь, напр., в верхнее поле мозаичной иконы вмч. Димитрия Солунского (XIV в. Музей Сассоферрато в Италии) врезана свинцовая А. с агиасмой от мощей вмч. Димитрия.

В ср. века производство металлических А.- евлогий с изображением евангельских сцен и храма Гроба Господня в Иерусалиме получило широкое развитие на Св. земле в эпоху крестовых походов, особенно в XII в.

Особую группу составляют т. н. кровавые А., найденные в захоронениях рим. катакомб (ampullae sanguinolentiae, phiolae cruentiae rubricatae). Содержимое А., составляющее красный осадок, долгое время рассматривали только как кровь раннехрист. мучеников. Однако большинство локул с подобными А. создано после эпохи гонений; среди них есть и нехрист., в нек-рых погребены новорожденные младенцы.

В средневек. Европе для А. делали ларцы (хризматории) из позолоченной меди или серебра с отделениями по числу хранимых в них сосудов. Представления об А. со священным маслом играли важную роль в католич. традиции коронования правителей (особенно во Франции) (см. Монархия, св. Ремигий Реймский).

Ист.: Egeriae peregrinatio. 24, 9 // Éthérie: Journal de voyage. P., 1948. (SC; 21).
Лит.: Leblant E. La Question du vase de sang. P., 1858; Фрикен А. фон. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. М., 1872. Т. 1. С. 99-102; Лопарев Х. М. Книга паломник: Сказание св. мест во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского, в 1200 г. // ППС. 1899. Т. 17. Вып. 3 (51). С. 2, 42, 72; Kaufmann K. M. Die Menasstadt. Lpz., 1910. Bd. 1; Mercati S. G. Sanctuarii e reliquie сostantinopolitane secondo il Сodice Ottoboniano Latino 169 prima della conquista latina (1204) // Rendiconti della Pontificia Accademia Romana di Archeologia. 1936. T. 12; Coens M. Un sermon inconnu de Rupert abbé de Deutz, sur S. Pantaléon // AnBoll. 1937. T. 55; Grabar A. Les ampoules de Terre Sainte: Monza. Bobbio. P., 1958; RBK. Bd. 1. S. 137-142; Wilkinson J. Egeria's Travel. L., 1971; Engemann J. Palästinische Pilgerampullen im F. J. Dölger-Inst. in Bonn // JAC. 1973. Bd. 16. S. 5 ff.; Weitzmann K. Loca sancta and the Representational Arts at Palestine // DOP. 1974. Vol. 28. P. 33ff.; Metzger C. Les ampoules à eulogie du Musée du Louvre // Notes et documents des Musées de France. P., 1981. Vol. 3; Vikan G. Byzantine Pilgrimage Art. Wash., 1982; Kütsche-Breitenbruch L. Pilgerandenken aus dem Heiligen Land // Vivarium: Festschrift Th. Klauser zum 90. Geburtstag. Münster, 1984 (JAC; Erg.-Bd. 11). S. 229-246; Залесская В. Н. Ампулы-евлогии из Малой Азии (IV-VII вв.) // ВВ. 1986. Т. 47. С. 182-190; она же. Прикладное искусство Византии IV-XII вв. СПб., 1997. С. 19.
О . Е . Этингоф, Л . А . Беляев
Ключевые слова:
Декоративно-прикладное искусство, раздел изобразительного искусства Предметы церковного обихода Ампула, в Древнем Риме - сосуд из глины, стекла или металла для хранения жидкостей; в православной и католической Церквах - небольшой сосуд для хранения мира, святой воды и др. священных жидкостей
См.также:
ВЕНЕЦ венок; украшение из листьев, цветов, позднее драгоценных материалов, в виде кольца, вручаемое в знак к.-л. отличия, достоинства
АВОРИЙ термин, принятый для обозначения разнообразных предметов из резной слоновой кости
АЛФЕРЬЕВ ЯРОСЛАВЕЦ ( XVI в.), серебряных дел мастер
АЛЬБА длинная белая льняная туника с узкими рукавами, к-рую носят клирики католич. и англикан. Церквей в качестве нижнего из церковных облачений
АЛЬБАНЫ САРКОФАГ один из первых (ок. 270 г.) христ. саркофагов в Европе
АМВРОСИЙ (XV в.), инок Троице-Сергиева монастыря, резчик, золотых дел мастер