Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АММОНИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Т. 2, С. 174 опубликовано: 18 августа 2008г.


АММОНИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

(V или VI в.), автор комментария на Евангелия от Матфея и от Иоанна, фрагментарно сохранившегося в виде катен. Й. Ройс сделал попытку восстановить большую часть комментария А. А. на основании фрагментов, опубликованных в «Патрологии» Ж. П. Миня, критически проанализировав известный ему рукописный материал и добавив еще более 150 фрагментов (Reuss. Johannes-Kommentare).

Для датировки времени жизни А. А. и идентификации его личности важно то, что он цитирует нек-рые догматические термины Всел. IV Собора, в своем толковании использует комментарии к Евангелию от Иоанна Феодора Ираклийского, Аполлинария Лаодикийского, Дидима, свт. Иоанна Златоуста, Феодора Мопсуестийского и свт. Кирилла Александрийского, а нек-рые части трудов этих авторов он почти дословно переписывает (Op. cit. S. XXX). До наст. времени не установлено, можно ли идентифицировать его с к.-л. др. Аммонием, напр. с александрийским пресвитером, к-рый подписал в 458 г. послание егип. епископов к имп. Льву I в защиту Халкид. Собора и также был известен как экзегет (см. PG. 85. Col. 1361-1362).

В толковании Евангелия от Иоанна А. А. защищает от нападок еретиков правосл. учение о Св. Троице, догмат о Богочеловеке (Воплощение, две природы Христа и их соединение в терминах халкид. Собора), определяет отношение Богочеловека Иисуса Христа к Богу Отцу, подчеркивает свободную волю человека, добровольный характер страданий Христа. Свои догматические позиции А. А. формулирует, полемизируя с арианами, Павлом Самосатским, Маркионом, манихеями, мессалианами, савеллианами.

А. А. в своей экзегезе опирается на основные принципы антиохийской школы, при этом, однако, у него встречается и аллегорическое толкование нек-рых мест («дом торговли» - Ин 2. 16; запах благовония - Ин 12. 3; осел в сцене Входа Господня в Иерусалим - Ин 12. 14-15; 5 хлебов и 2 рыбы - Ин 6. 13; личности Марии и Марфы - Ин 12. 1-4).

Изд.: PG. 85. Col. 1392-1524; Reuss J. Johannes-Kommentare aus der griechischen Kirche aus Katenenhandschriften. B., 1966. S. 196-358.
Лит.: Janin R. Ammonius (11) // DHGE. T. 3. Col. 1318; Reuss J. Der Exeget Ammonius und die Fragmente seines Matthäus- und Johannes-Kommentars // Biblica. 1941. Bd. 22. S. 13-20; idem. Der Presbyter Ammonius von Alexandrien und sein Kommentar zum Johannes-Evangelium // Biblica. 1963. Bd. 44. S. 159-170.
Э. П. Г.
Ключевые слова:
Церковные писатели (V - VII вв.) Библеисты раннехристианские Аммоний Александрийский (V в. или VI в.), христианский писатель, автор комментария на Евангелия от Матфея и Иоанна
См.также:
АММОНИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (III в.), христианский писатель
АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ (ок. VII в.), архиеп. Кесарии Капппадокийской, толкователь Апокалипсиса
АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.)
АПРИНГИЙ (сер. VI в.), еп. г. Пакс-Юлия, церковный писатель
АРНОБИЙ МЛАДШИЙ церковный писатель ( V в.)
ВАСИЛИЙ († после 468), архиеп. Селевкии Исаврийской, церковный писатель