Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АММОН
Т. 2, С. 172-173 опубликовано: 18 августа 2008г.


АММОН

[Аммонас] (ок. 300 - между 380 и 390), прп. (пам. в субботу сырную), еп. Оксиринхский (?). Свои иноческие подвиги начал скорее всего в 20-х гг. IV в., но где это происходило, остается неизвестным (не исключено, что в Нитрии). Ок. 40-х гг. IV в. А. стал учеником и близким сподвижником прп. Антония Великого. Во время отлучек последнего во «внутреннюю гору» А. настоятельствовал в мон-ре Писпир, основанном «отцом монашества», а после кончины прп. Антония стал полностью руководить этой обителью. Ок. 60-х гг. IV в. А. стал епископом (возможно, в г. Оксиринх).

А. принадлежит значительное количество сочинений, сохранившихся на греч., сир. и араб. языках. Греч. традиция содержит следующие творения: 15 «апофтегм»; 8 посланий; «Наставления», включающие 4 «Поучения», «Увещательные главы», «Слово о желающих безмолствовать» и «О радости души того, кто начал служить Богу»; 2 фрагмента неизвестного происхождения. В сир. переводе сохранились 25 «апофтегм» (частично совпадающих с греч.) и 15 посланий (более полный корпус, чем на греч.). Араб. перевод включает 10 посланий (в числе писем Антония Великого), неск. отличающихся по тексту от их сир. и греч. вариантов. Кроме того, известен древний груз. перевод корпуса из 14 посланий, а также одно послание в арм. и эфиоп. переводе (8-е греч. корпуса). Подлинность нек-рых из этих творений не всегда можно установить с достаточной точностью. Напр., 10-е послание сир. сборника во многом совпадает с 57-й «Духовной Беседой» прп. Макария Египетского, а «Увещательные главы» частично перекликаются с 27-м «Словом» прп. Исаии Газского.

Стяжание Св. Духа и благодати Божией, без к-рых тщетны все подвижнические труды и христ. добродетели,- основные темы аскетического богословия А. Именно с помощью благодати подвижник преодолевает сопротивление темных сил, борется с искушениями и побеждает в духовной брани, она наполняет его сердце «божественной теплотой». Благодать позволяет также обретать понимание воли Божией и исполнять ее, отсекая волю своего греховного «я» и соблазн плотских наслаждений. Благодаря этому человек достигает истинной свободы (т. е. свободы от греха) и стяжает бесстрастие. Непременным условием подобной свободы является память смертная, сокрушение и смирение. В одном из изречений А. советовал одному из иноков, обратившемуся к нему за наставлением, иметь такие же помыслы, какие имеет преступник перед судом, и постоянно думать о том, как предстанешь перед Судией и оправдаешься перед Ним. А. также говорил, что в сердце необходимо держать слова евангельского мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». По учению А., в стяжании смиренномудрия и состоит в первую очередь суть духовного преуспеяния, к-рое увенчивается «исихией» (внутренним безмолвием) и подлинным Боговедением («гносисом»).

Ист.: BHG, N 2022; Достопамятные сказания. С. 15-17, 34-36, 132, 147; Изречения египетских отцов. 80. С. 50.
Соч.: CPG, N 2380-2393; Ammonas, successeur de saint Antoine. Textes grecs et syriaques / Éd. et trad. par F. Nau // PO. 1915. T. 11. Fasc. 4. P. 432-454 [греч. послания 1-7], 455-483 [Поучения], 484 сл. [фрагменты]; Macarii Anecdota / Ed. G. L. Mariott. Camb., 1918. P. 47-49 [греч. послание 8]; Ammonii Eremitae Epistolae / Syriace ed. et praef. est M. Kmosko // PO. 1915. T. 10. Fasc. 6. P. 555-616 [сир.];    (Послания святого Антония. Мон-рь Св. Аввы Макария, 1979) [араб.]; PG. 40. Col. 1019-1066 [лат. пер. араб. посланий]; Վարղ սրբռց (?)արաճց և ղաղաղավարռւթիւճղ ճռցիճ ըստ կրկիճ թարգմաճռւթեաճ ճախեաց (Жития святых отцов и жительства их по двойному переводу древних; Венеция, 1855). Т. 2. С. 597 сл. [арм. послание]; Garitte G. De unius ex Ammonae epistulis versione Iberica // Le Muséon. 1976. T. 89. P. 121-131 [груз. послание 2]; Collectio Monastica / Ed. V. Arras. Lovanii, 1963. (CSCO; 238-239=Aeth 45-46). P. 121-123, 166-168 [эфиоп. послание с лат. пер.]; Αὐγουστῖνος ̓Ιορδανήτης. Τοῦ ὁσίου πατρὸς ἡμῶν ἀββᾶ ̓Αμμωνᾶ ἐπιστολαὶ... καὶ τὰ σῳζόμενα ἀποφθέγματα. ῾Ιεροσόλυμα, 1911; Творения древних отцов-подвижников. Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, прп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блж. Иперехий / Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. М., 1997.
Лит.: Kleina F. Antonius und Ammonas: Eine Untersuchung über Herkunft und Eigenart der ältesten Mönchbriefe // ZKTh. 1938. Bd. 62. S. 309-348; Сидоров А. И. Священное Писание в египетском монашестве IV в.: (На материале греч. версии творений св. Аммона) // Традиции и наследие Христианского Востока. М., 1996. С. 343-358.
А. И. Сидоров
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Святые неразделенной Церкви Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Аммон (ок. 300-между 380 и 390), епископ Оксиринхский, преподобный (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) Собор всех преподобных отцов в подвиге просиявших (суббота сырная)
См.также:
АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших)
АММОН (IV-нач.V), еп. Антинойский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных)
АММОНАФА (IV в.), прп. (пам. 12 дек. и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших)
АМОЙ (IV в.), прп., егип. святой (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших)
АРИС прп. Египетский (пам. в Соборе всех преподобных; пам. греч. 13 дек.)
ЕВМЕНИЙ († ок. 668), еп. (архиеп.) Гортинский, прп. (пам. 18 сент.)
АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную)
АВГУСТИН Аврелий (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
АВЕРКИЙ († ок. 167, или 190, или 195), еп. г. Иераполь, равноап. (пам. 22 окт.)
АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
АВТОНОМ († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.)