Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АМАСИЯ
Т. 2, С. 100-101 опубликовано: 6 августа 2008г.


Содержание

АМАСИЯ

[греч. ̓Αμάσεια] (совр. Амасья, Турция), город в Каппадокии (М. Азия), древняя митрополия в составе К-польского Патриархата. Об истории возникновения А. достоверных сведений нет; легенды приписывают ее основание богу Гермесу или Амасию, дяде Александра Македонского. С VI в. до Р. Х. город входил в состав державы Ахеменидов, в 306 или 302-183 гг. до Р. Х. был столицей Понтийского царства. С 70 г. до Р. Х. А. переходит во владение римлян и становится важным адм. ц. пров. Понт. Описание А. рим. эпохи оставил Страбон (ум. ок. 26 по Р. Х.), родившийся в этом городе (Геогр. XII 3. 39). При имп. Диоклетиане (284-305) Понт был разделен на 3 более мелкие провинции, и А. стала митрополией одной из них, Диоспонта, переименованного Константином Великим в честь его матери в Еленопонт. В 1-й пол. VI в. имп. Юстиниан I присоединил к Еленопонту часть соседней пров. Понт Полемониакский. В VI-VII вв. эти области подвергались опустошительным нашествиям персов, в 712 г. овладеть А. удалось на короткое время арабам. Отвоеванный византийцами, город стал одной из важнейших крепостей фемы Армениак. В 1064 г. А. была передана в вотчину бывш. царю Карса Гагику Багратуни; в 1074/75 г. захвачена турками-сельджуками; в 1246 г.- монголами. С 1386 г. А.- один из городов Турции, в наст. время центр одноименного вилайета.

Христ. община существовала в А., по-видимому, с апостольских времен, и первым проповедником христианства, по преданию, был «апостол Понта» св. Андрей Первозванный. В Похвальном слове свт. Василию Амасийскому говорится, что ап. Петр, «пробыв много дней в Амасии, первым научил и освятил ее»; это отчасти подтверждает и 1-е соборное Послание ап. Петра, направленное «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии». Первым епископом предание называет Никития, поставленного самим ап. Петром (Vita sancti Basilei // ActaSS. Apr. T. 3. P. XLVII). В источниках упоминания о епископах А. встречаются с III в. В IV в. в городе уже насчитывалось множество храмов (Евсевий. Церк. ист. X 8. 15; Жизнь Константина. II 2. 1). О суровых гонениях при имп. Диоклетиане напоминает надпись на стене амасийского храма вмч. Георгия: «Христов подвижник и небесный гражданин Феодор, града сего хранитель, Анастасия убеждает благочестивого победителя создати престол таинств священноименитый. Его же улучив Мамант, чистейший таинник, боготочныя песни источает...» Эта надпись повествует о пострадавшем в 306 г. в А. вмч. Феодоре Тироне (пам. 17 февр.), в честь к-рого имп. Анастасий I в кон. V в. построил храм. При Лицинии мученический венец принял епископ этого города св. Василий (пам. 26 апр.).

В ряду митрополий К-польского Патриархата А. занимала высокое 12-е место; в ее подчинении находились 6 епископий: Амис(ос), Синоп(а), Ивора (Пимолисса), Андрапа, Леонтополь (Залихи), Зела. В XV в. А. перемещается на 13-е, а позже - на 11-е место, причем подчиненные кафедры уже не упоминаются. В период тур. господства, когда население А. значительно сократилось, резиденция епископа была перенесена в приморский г. Амис.

Епископы и митрополиты А.: Никитий (I в.?); Федим (ок. 240); Афинодор, брат свт. Григория Чудотворца (ок. 270); Мелетий (упом. в 297); сщмч. Василий († ок. 322); Евтихиан (упом. в 325); Евлалий (упом. в 343/44); свт. Астерий (380...410); Палладий (упом. в 431); Мелетий; его преемник св. Селевк (упом. в 458); Мамант (491...518); Стефан (упом. в 553); Иоанн (упом. в 680 и 692); Даниил (упом. в 787); Феофилакт (в 792 перенес в А. мощи св. Исихия); Никифор (упом. в 868); Малакен (ок. 900); Стефан (с 925 Патриарх К-польский); Лев (упом. в 1166 и 1170); Михаил, его преемник; Стефан (упом. в 1197); Каллист Лимнийский (с 1315); Михаил (упом. в 1370); Иосиф Лимнийский (упом. в 1384); Иоасаф (упом. в 1439); Даниил (ок. 1450); Савватий (1546-1547); Геннадий (1563); Иоасаф (1572-1578); Григорий (1617-1623, позже Патриарх К-польский); Мелетий (1623-1626); Захария (1626-1633); Мелетий (2-й раз в 1633-1635); Езекииль (1635-1641); Митрофан (1641-1644); Арсений (1644-1652); Косма (1652-1656); Герасим (1656-1665); Косма (1665-1668); Герасим (1668-1672); Иоасаф, Иоанникий и Дионисий (до 1724); Агапит (ок. 1725); Каллиник (1732); Вениамин (1756); Гавриил (до 1766); Дионисий (1771-1780); Паисий (1780-1809); Неофит (1809-1826); Дионисий (1826-1827); Неофит (2-й раз до 1828); Мелетий Панкалос (1828-1831); Дионисий (2-й раз 1831-1835); Каллиник (1835-1847, позже Патриарх К-польский); Кирилл (1847-1855, избран Патриархом К-польским); Софроний (1855-1863, позже Патриарх К-польский и Александрийский); др. Софроний (1864-1887); Анфимий Алексудис (1887-1909); Герман Каравангелис (1909). Позже кафедра не замещалась.

Искусство

Сохранились стены античной крепости и скальные гробницы понтийских царей. Христ. постройки неизвестны, в этом отношении территория археологически недостаточно изучена.

Лит.: Le Quien. OC. T. 1. Col. 520-532; Anderson, Cumont F., Grégoire H. Studia Pontica. Brux., 1906. N 2. Р. 146-184; 1910. N 2. Р. 108-148; Vailhé S. // DHGE. T. 2. Col. 964-970; Darrouzès. Notitia. Passim; Симонян Г. Г. Ушаматеан Понтакан Амасио [Памятная книга Понтийской Амасии]. Венеция, 1966 (на арм. яз.); Kappert P. Die osmanischen Prinzen und ihre Residenz Amasya im 15. und 16. Jh. Istanbul, 1976; Uluс L. H. Amasya // The Dictionary of Art / Ed. J. Turner. 1996. Vol. 1. P. 756-757.
М. В. Грацианский, А. Ю. Казарян
Ключевые слова:
Епархии Константинопольской Православной Церкви Амасия, город в Каппадокии (совр. Турция)
См.также:
АБАЗГИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ Константинопольской Православной Церкви
АВСТРАЛИЙСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ Константинопольского Патриархата (с 1 сент. 1959)
АВСТРИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ епархия Константинопольского Патриархата
АГАТОНИЙСКАЯ ЕПИСКОПИЯ - см. Агафоникийская епископия К-польского Патриархата