Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГЛОССОЛАЛИЯ
Т. 11, С. 598-600 опубликовано: 29 марта 2011г.


ГЛОССОЛАЛИЯ

Глоссола́лия [от греч. ϒλῶσσα - язык, λαλέω - говорить], термин, принятый для обозначения одного из даров (χαρίσματα) Св. Духа - «говорения языками» (или «на языках»).

Сошествие Св. Духа. Икона. 80-е гг. XVII в. Круг Гурия Никитина (ЯХМ)
Сошествие Св. Духа. Икона. 80-е гг. XVII в. Круг Гурия Никитина (ЯХМ)

Сошествие Св. Духа. Икона. 80-е гг. XVII в. Круг Гурия Никитина (ЯХМ)

О Г. свидетельствуют прежде всего тексты НЗ. Ап. Павел называет Г. даром «разных языков» (ϒένη ϒλωσσῶν) (1 Кор 12. 10, 28) или способностью «говорить языками» (ϒλώσσαις λαλεῖν) (1 Кор 12. 30; 13. 1; 14. 5, 18, 23). Такое же выражение используется в Деян 2. 4; 10. 46; 19. 6 и Мк 16. 17 (при этом евангелист Лука называет языки «иными» (τέραις), а евангелист Марк - «новыми» (καιναῖς)).

Появление в Церкви дара Г. связано с событиями Пятидесятницы - Сошествием Св. Духа на апостолов. Согласно евангелисту Марку, этот дар был обещан воскресшим Господом Иисусом Христом еще прежде Вознесения в качестве знамения тем, кто уверуют в Него (Мк 16. 17). В Деяниях св. апостолов рассказывается о проявлении этого дара в Иерусалиме (Деян 2. 1-11), в Кесарии Палестинской (Деян 10. 44-48) и в Эфесе (Деян 19. 1-6) в связи с проповедью Евангелия и совершением таинства Крещения (как до погружения в воду, так и после возложения рук апостолов). Ап. Павел говорит о Г. как об одном из элементов богослужения в церкви Коринфа (1 Кор 12-14), но нигде не связывает его получение с совершением таинства Крещения или «крещением Духом». Был ли этот дар распространен повсеместно и когда он стал исчезать из церковной жизни, точно неизвестно. В др. перечнях даров Св. Духа и церковных служений этого периода (Рим 12. 6-8; Еф 4. 11; Iust. Martyr. Dial. 39. 1; 87. 6-88. 1) Г. не упоминается. Последний, кто говорит о существовании Г. в правосл. Церкви,- сщмч. Ириней Лионский (Iren. Adv. haer. 5. 6. 1). Авторы IV в. однозначно относят Г. к давно исчезнувшим явлениям, бытовавшим в Церкви в апостольскую эпоху (Aug. In Ep. 1 Joh. 6. 10; Ioan. Chrysost. In Ep. 1 ad Cor. [12. 1]. 29. 1).

Ап. Павел отмечает, что и в Коринфе дар Г. был не у всех христиан (см., напр.: 1 Кор 12. 13, 30). Сам апостол им обладал, причем в большей мере, чем другие (1 Кор 14. 18). Он призывает не запрещать говорить на языках (1 Кор 14. 39; ср. «Духа не угашайте» в 1 Фес 5. 19) и, более того, хочет, чтобы этот дар имели все (1 Кор 14. 5). Однако он говорит и о временном характере дара (1 Кор 13. 8), к-рый исчезнет, вероятно, после Второго пришествия («когда настанет совершенное»).

Причина, по к-рой ап. Павел уделяет столько внимания Г., до конца неясна. Скорее всего в коринфской церкви имели место злоупотребления или неправильное отношение к этому дару, к-рый воспринимался как знак более высокого духовного состояния, и его проявления служили соблазном для других, производя разделения в церкви или беспорядок.

Чтобы исправить ситуацию, ап. Павел напоминает коринфянам, что все дары равны и исходят от Бога. Однако в Церкви как в теле Христовом у каждого свое служение. Имеющий любой дар должен руководствоваться прежде всего законом любви (1 Кор 13. 1-14. 1), к-рая выше всего и никогда не прекратится. Хотя имеющий дар говорения языками общается с Богом и получает для себя духовную пользу, главным назначением любого дара должно быть назидание Церкви (1 Кор 14. 2-5, 12-19). По этой причине ап. Павел настоятельно рекомендует иметь в общине толкователя языков (1 Кор 12. 10; 14. 5, 13, 27), причем о даре истолкования может молиться и тот, кто имеет дар Г. Одновременно на языках могут говорить 2 или 3 чел. (1 Кор 14. 27), но, если нет толкователя, пусть они лучше молчат (1 Кор 14. 28).

Относительно сути дара Г. мнения исследователей расходятся. Судя по тому, что моменты говорения языками могли видеть некрещеные, иудеи и язычники, Г. не относилась к эзотерическим практикам. При этом внешние проявления дара могли восприниматься окружающими как беснование (1 Кор 14. 23) или опьянение (Деян 2. 13, 15). Все новозаветные авторы пишут о Г. как о видимом действии Св. Духа, к-рое является знамением прежде всего для неверующих (напр., 1 Кор 14. 22). Евангелист Лука объясняет события Пятидесятницы как исполнение пророчества Иоиля (2. 28-32). Ап. Павел связывает говорение языками с пророчеством Исаии (Ис 28. 11; ср.: 1 Кор 14. 21), к-рое означает приближение Страшного Суда.

Предмет спора ученых заключается в том, являлась ли Г. речью на одном из известных языков (т. е. лингвистическим феноменом) или нечленораздельным произнесением звуков (возможно, экстатического характера). В пользу 1-го мнения говорит мн. ч. в названии дара («языки») и описание событий Пятидесятницы, в пользу 2-го - данные 1 Кор (в частности, когда ап. Павел говорит об истолковании языков, используя греч. глагол διερμηνεύω, он имеет в виду не перевод с одного языка на другой, а облечение в слова или объяснение - Thiselton. 2000).

Вероятно, название дара - ϒένη ϒλωσσῶν (букв.- разные виды языков) - может указывать на разнообразные формы проявления Г. Тем не менее в научной лит-ре существует 5 основных гипотез, объясняющих феномен Г. апостольского периода.

Г.- чудесная способность говорить на иностранных языках, не изучая их предварительно (такая т. зр. встречается у раннехрист. писателей и св. отцов, но обычно при толковании Деян 2, а не 1 Кор 12-14 - Сyr. Hieros. Catech. 17. 16; Greg. Nazianz. Or. 41. 15-16; из совр. авторов - Davies. 1952; Gundry. 1966). Собравшиеся в Иерусалиме на праздник Пятидесятницы иудеи и прозелиты из разных стран слышали, как апостолы, на к-рых сошел Св. Дух, говорят на разных наречиях (Деян 2. 6, 8) (т. н. явление ксенолалии или ксеноглоссии). Само это событие типологически противопоставлено рассказу о Вавилонской башне и смешении языков (Быт 11. 1-9). Нек-рые св. отцы полагали, что способность говорить на иностранных языках была дарована апостолам специально для проповеди Евангелия в разных странах и исчезла после распространения христианства по миру (Theodoret. In Ep. 1 ad Cor. [12. 1]. 240; Ioan. Chrysost. In Ep. 1 ad Cor. [13. 8]. 34. 1; [14. 1]. 35. 1). Однако ап. Павел указывает, что говорение языками являлось обращением к Богу (1 Кор 14. 2, 14-16, 28) и не использовалось для благовестия язычникам, поскольку они могли ошибочно истолковать этот феномен. Судя по его словам, Г. больше похожа на звучание муз. инструментов (1 Кор 14. 8). Что же касается события Пятидесятницы, то здесь можно видеть двойное чудо - Г. и слышание разных наречий (языков). В др. новозаветных описаниях феномена свидетельств об узнавании в Г. иностранных языков нет. Блж. Иероним отмечает случаи, когда на иностранных языках говорили одержимые демонами (Hieron. Vita Hilar. 22).

Сошествие Св. Духа на апостолов. Мозаика ц. Осиос Лукас в Фокиде. 1-я пол. Х в.
Сошествие Св. Духа на апостолов. Мозаика ц. Осиос Лукас в Фокиде. 1-я пол. Х в.

Сошествие Св. Духа на апостолов. Мозаика ц. Осиос Лукас в Фокиде. 1-я пол. Х в.

Г.- ангельский язык (Dautzenberg. 1981). На это в первую очередь указывают слова ап. Павла: «...я говорю языками человеческими и ангельскими» (ταῖς ϒλώσσαις τῶν ἀνθρώπων λαλῶ και τῶν ἀϒϒέλων - 1 Кор 13. 1). Свидетельства о том, что у ангелов есть свой язык, способность понимать к-рый дается нек-рым людям, встречаются в лит-ре межзаветного периода (Юб. 25. 14; 1 Енох 40; 71. 11). Представления об особом языке богов существовали и в греко-рим. мире (Dion. Chrysost. Or. 10. 23; 11. 22; Clem. Alex. Strom. I 143. 1; CHerm I 26a). Тертуллиан, не упоминая прямо Г., сообщает об одной сестре из его общины, к-рая во время богослужения пребывала в экстатическом состоянии и общалась с ангелами (Tertull. De anima. 9. 4). Однако Г.- дар «разных языков», а не одного. Вряд ли ап. Павел имел в виду ангельский язык, когда говорил об исчезновении Г. в будущем.

Г.- архаичные или семит. слова (авва, аллилуия, аминь, маранафа и т. п.), используемые в богослужении и во время экстатического выражения радости и прославления Бога (напр., Рим 8. 15). На это косвенно указывают Деян 10. 46, где говорение языками сопровождается величанием Бога, а также наставления «воспевать в сердцах» Бога, к-рые даются после перечисления традиц. форм молитвы (псалмы, славословия, песни духовные) (Кол 3. 16; Еф 5. 18-19). Возможно, ап. Павел приводит пример такой Г. в 1 Кор 12. 3 (по действию Св. Духа говорят: Κύριος Ιησοῦς, по действию нечистого духа: Ανάθημα Ιησοῦς). Однако вряд ли эти слова нуждались в регулярном истолковании. Ап. Павел, наоборот, указывает, что они доступны всем в отличие от Г. (1 Кор 14. 16). Теория была выдвинута в XIX в. (Bleek. 1829; Heinrici. 1880. S. 376-394), ее, в частности, придерживался известный литургист М. Н. Скабалланович (Скабалланович. Типикон. Т. 1. С. 37-39).

Г.- экстатическая нечленораздельная речь (λαλέω букв.- лепетать), свойственная нек-рым пророкам прежде всего в греко-рим. мире (Johnson. 1992). Действительно, говорение языками и пророчествование иногда почти не различаются (см., напр.: Деян 19. 6). Поэтому нек-рые исследователи считают, что Г. может подразумеваться авторами кон. I-II в., когда они говорят о христ. пророках (см., напр.: Didache. 11. 7). К такому толкованию дара Г. склонялись Тертуллиан (Tertull. Adv. Marcion. 5. 8. 8-12; он даже написал трактат «Об экстазе», к-рый не сохр.) и античный критик христианства Цельс (ок. 180) (Orig. Contr. Cels. 7. 8-10). В этом случае Г. могла быть проявлением как наития Св. Духа, так и одержимости демоном (ср.: Clem. Alex. Strom. I 143. 1). Внешнее сходство Г. с подобными феноменами из греко-рим. мира (оракул Аполлона Птойского - Herod. Hist. 8. 135; Дельфийский оракул - Plat. Ion. 534A-D; Phaedr. 244A; Tim. 71E-72B; Plut. De defectu oracul. 417c; ср.: 412a; расхожие представления - Lucian. Alexander. 13, 52; теоретическое объяснение см.: Iambl. De myster. 3. 8; 7. 4-5; бессмысленные слова или наборы букв часто встречаются в магических папирусах и считаются записью произносимых непонятных звуков), вероятно, могло вызвать особую тревогу ап. Павла и побудить его к объяснению христ. Г. Но он явно противопоставляет Г. пророческому дару (1 Кор 14. 1-5, 18-19). Из описаний Г. не видно, чтобы говорение языками происходило в состоянии транса: имеющий дар Г. мог им управлять, говорить только во время собрания, синхронно с другими, или молчать по своей воле (1 Кор 14. 27-28).

Г.- разновидность восхищенной молитвы (Dunn. 1975. P. 245-246). Ап. Павел прямо говорит о молитве на языке (προσεύχωμαι ϒλώσσῃ) (1 Кор 14. 14). Весьма близким к этому является его замечание о «воздыханиях неизреченных» в Рим 8. 26, к-рые, так же как и Г., были действием Св. Духа и носили характер ходатайственной молитвы (ср.: Мк 7. 34; 8. 12). О молитве во Св. Духе говорится в Послании ап. Иуды (Иуд 20). Вероятно, такого рода молитва описывается в «Мученичестве Поликарпа» (Ign. Martyr. Polyc. 7. 3).

Видимое исчезновение дара Г. в правосл. Церкви сопровождалось появлением подобных практик в среде еретиков и сектантов - маркосиан (Iren. Adv. haer. I 13. 3), монтанистов (Euseb. Hist. Eccl. V 16. 7-10; Epiph. Adv. haer. 48. 4. 1). Бессмысленные слова, напоминающие Г., встречаются в гностических трактатах (Pistis Sophia. 4. 142; Zostrian. 127).

Подражание Г. в сектантской среде в Новое время

Начиная с XVIII в. стали появляться свидетельства о феномене, сходном с Г., в среде нек-рых протестант. деноминаций (квакеров, шейкеров, ирвингиан, мормонов и др.) и у рус. сектантов (хлыстов, малеванцев и др.). В наст. время такая Г. связывается прежде всего с движением пятидесятников, к-рые считают говорение языками общеобязательным условием для спасения и неотъемлемым признаком «крещения Духом». В большинстве случаев речь идет об искусственно вызываемых (с помощью особых методик) состояниях экстаза, часто сопровождающегося конвульсиями, кружением, нервным смехом или плачем и нечленораздельной речью (речь на иностранных языках встречается крайне редко). Совр. исследователи считают внешне напоминающие Г. сектантские практики вполне объяснимыми с т. зр. психологии (Maloney, Lovekin. 1985).

Лит.: Bleek F. Über die Gabe des ϒλώσσαις λαλεῖν in der ersten christlichen Kirche // Theologische Studien und Kritiken. Hamburg, 1829. S. 3-79; Heinrici C. F. G. Das erste Sendschreiben des Apostel Paulus an die Korinther. B., 1880; Муретов М. Д. Пророчество и языкоговорение (глоссолалия) как знамение для верующих и неверов // БВ. 1904. № 12. С. 559-612; Фивейский М. П., свящ. Духовные дарования в первоначальной христ. Церкви. М., 1907; Davies J. G. Pentecost and Glossolalia // JThSt. 1952. N. S. Vol. 3. P. 228-231; Gundry R. H. Ecstatic Utterance (NEB) // JThSt. 1966. Vol. 17. P. 299-307; Dunn J. D. G. Jesus and the Spirit. Phil., 1975; Speaking in Tongues: A Guide to Research in Glossolalia / Ed. W. E. Mills. Grand Rapids (Mich.), 1980; Dautzenberg G. Glossolalie // RAC. 1981. Bd. 11. Sp. 221-246; Maloney H. N., Lovekin A. A. Glossolalia: Behavioral Science Perspectives on Speaking in Tongues. Oxf., 1985; Johnson L. T. Tongues, Gift of // ABD. 1992. Vol. 6. P. 596-600; Martin D. B. The Corinthian Body. New Haven; L., 1995; Thiselton A. C. The First Epistle to the Corinthians: A Comment. on the Greek Text. Grand Rapids; Camb., 2000. (NIGTC).
А. А. Ткаченко
Ключевые слова:
Глоссолалия, термин, принятый для обозначения одного из даров Святого Духа - «говорения языками» Пневматология (Учение о Святом Духе) Дары святые, одно из наименований евхаристических Хлеба и Вина
См.также:
ГОСТИЯ распространенное в зап. традиции название евхаристических Даров
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)
ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА см. Святой Дух
ДАРЫ СВЯТЫЕ одно из наименований евхаристических Хлеба и Вина
ДИДИМ СЛЕПЕЦ Дидим Слепец (313 - ок. 398), христ. писатель, богослов, экзегет
ДУХ Дух, 1) Дух Божий; 2) дух человеческий; 3) дух, духи, бесплотные силы невидимого мира