Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАМИЗАРЫ
Т. 30, С. 64-65 опубликовано: 11 мая 2017г.


КАМИЗАРЫ

[франц. camisards], франц. кальвинисты, проживавшие в районе горного массива Севенны (Лангедок, Юж. Франция) и поднявшие вооруженный мятеж против королевской власти в 1702-1705 гг. Считается, что впервые название «камизары» было употреблено в янв. 1703 г. кальвинист. проповедником Авраамом Мазелем, одним из идейных вдохновителей восстания. Слово «камизары» связано, вероятно, с провансальским camisa - рубашка, поскольку отличительным признаком восставших стали белые рубахи, к-рые носили К. По одной из версий, участники восстания якобы оставляли эти рубахи в деревнях для стирки (Энгельгардт Р. Ю. Социально-экономическое положение Франции в кон. XVII - нач. XVIII в. Кишинёв, 1976. С. 91). Согласно др. гипотезе, термин «камизары» восходит к camisade - неожиданная ночная атака, во время к-рой участники узнавали друг друга по надетым поверх одежды или доспеха рубахам. В 1703-1704 гг. восстание распространилось на области Виваре, Веле, Руэрг и Оранж. Для его подавления королевской власти пришлось направить в Лангедок значительные воинские подразделения. Во франц. исторической лит-ре восстание К. часто называют Севеннской войной.

Жан Кавалье во главе отряда камизаров. 1864 г. Худож. П. А. Лабушер (Музей Пустыни в Ле Ма Суйберан. Франция)
Жан Кавалье во главе отряда камизаров. 1864 г. Худож. П. А. Лабушер (Музей Пустыни в Ле Ма Суйберан. Франция)

Жан Кавалье во главе отряда камизаров. 1864 г. Худож. П. А. Лабушер (Музей Пустыни в Ле Ма Суйберан. Франция)
В нач. XVIII в. Севеннами помимо собственно горного массива считались области Жеводан, Виваре и Веле, разделенные на 6 католич. еп-ств. Определенным адм. единством регион обладал лишь в глазах кальвинистов: в 1612 г. кальвинист. синодальная пров. Севенны была отделена от Н. Лангедока и насчитывала ок. 80 тыс. гугенотов. Примерно с 1660 г. католич. давление на Севенны возросло. Наряду с мерами, касавшимися всего королевства (в окт. 1685 было отменено действие Нантского эдикта, реформатская вера объявлялась нетерпимой во Франции), власть уделяла немало внимания и непосредственно Севеннам: туда направлялись католич. миссионеры, для более плодотворной работы с перешедшими в католицизм гугенотами. В 1694 г. буллой папы Римского Иннокентия XII из еп-ства Ним было выделено небольшое еп-ство Алес (у подножия Севенн, к северу от г. Ним). Число обращений в католическую веру росло, однако, несмотря на эти меры и преследование гугенотов, население региона оставалось в значительной степени протестантским.

Недовольство гугенотов королевской политикой оформилось в движение «маленьких пророков» (с 1698): дети, юноши и девушки (нередко визионеры и конвульсионеры) проповедовали необходимость оказывать сопротивление насильственным мерам со стороны администрации и католич. духовенства, призывали к покаянию и утверждали, что Господь обрушит гнев на отрекшихся от протестант. веры. Правительство арестовывало и казнило тех, кто активно противостояли адм. мерам, ввело «драгонады» (принудительный постой войск в домах гугенотов с целью заставить протестантов переходить в католичество). В 1702 г. Ф. де Ланглад, аббат дю Шайла, инспектор католич. миссий в В. Севеннах, начал новое наступление на местных протестантов, сопровождавшееся арестами. Чтобы освободить заключенных, 24 июля 1702 г. в дер. Ле-Пон-де-Монвер толпа из 6 десятков гугенотов под предводительством проповедника А. Мазеля напала на дом Ланглада и убила его.

Летом 1702 г. в Севеннах вспыхнул вооруженный мятеж К., подготовленный движением «маленьких пророков». Восставшие призывали противостоять давлению королевской администрации и католич. духовенства, защитить протестант. религию. В настоящее время вызывает серьезные сомнения характерная для нек-рых историков XX в. трактовка восстания К. как преимущественно антифеодального, вызванного тяжелой жизнью крестьян и увеличением налоговых тягот. Совр. исследования показывают, что положение крестьян в Лангедоке мало отличалось от положения крестьян в др. франц. провинциях, хотя, несомненно, война за «испанское наследство» (1701-1714) ухудшила их положение, став причиной роста налогов. Восстание началось и проходило преимущественно под религ. лозунгами. Среди мятежников были в основном молодые (20-25 лет) гугеноты: крестьяне, пастухи, стригальщики овец, чесальщики шерсти. Во главе восставших был вернувшийся из эмиграции кальвинист, сын крестьянина Жан Кавалье (1681-1740), военный талант к-рого признавали даже его противники. Др. лидером К. стал «пророк» Пьер Лапорт, по прозвищу Ролан (1680-1704), сменивший своего дядю, Г. Лапорта, одного из руководителей мятежников, погибшего осенью 1702 г.

Королевская армия увеличила свое присутствие в регионе, численность войск в разное время доходила до 25 тыс. чел. (включая католич. милицию). Командующий королевскими войсками в Лангедоке ген.-лейтенант гр. В. М. де Брольи (1646-1727; впосл. маршал Франции) не смог подавить начавшееся восстание. В нач. 1703 г. во главе королевской армии, выступившей против К., франц. кор. Людовик XIV поставил маршала Франции Н. О. де Ла Бома, маркиза де Монревеля (1645-1716). Неск. сот деревень было уничтожено правительственными войсками. Помимо попыток подавить восстание маршал сделал все, чтобы разжечь вражду между католич. и кальвинист. общинами в регионе. Католиков восстание пугало: К. сжигали католич. церкви, дома духовенства, убивали священников, занимали замки, отнимали у откупщиков и сборщиков собранные ими налоги и церковную десятину. Монревель ввел ответственность общин за жизнь католич. священнослужителей и за сохранность их жилищ, реквизировал продукты, что ограничивало помощь восставшим со стороны местного населения, к-рое нередко голодало. В Севеннах распространялась булла папы Римского Климента XI от 1 мая 1703 г., отпускавшая грехи тем, кто примут участие в истреблении еретиков (это позволяет нек-рым историкам говорить об объявлении крестового похода против К.).

Европ. гос-ва внимательно следили за событиями в Севеннах. Протестанты в др. странах расценивали действия К. как сопротивление тирану. Правительства тех стран, которые вели военные действия против Франции, рассматривали мятеж К. как гражданскую войну, сопротивление внутренней политике Людовика XIV, стремившегося собрать все ресурсы, чтобы завладеть «испанским наследством». Существуют свидетельства того, что задолго до мятежа К. в среде протестант. эмигрантов в Англии и Испании вынашивались планы подтолкнуть правительства этих стран к высадке десанта на Средиземноморском побережье Франции, к-рой пришлось бы тогда сражаться в Лангедоке против иноземных войск и против кальвинистов в Севеннах. В июне 1703 г. Англия, Голландия и Савойя официально обсуждали перспективы военных действий во Франции.

Несмотря на уничтожение местных жителей, разорение домов и пашен, победить К. в открытом бою оказалось невозможно. Стараясь удержать регион под контролем, маршал Монревель рассредоточил силы. После неск. поражений правительственных войск кор. Людовик XIV заменил Монревеля отозванным с полей сражений маршалом Франции маркизом К. Л. Э. де Вилларом. В апр. 1704 г. Виллар объявил об амнистии тех мятежников, к-рые сложат оружие. В мае он вел переговоры с Кавалье и тот передал правительству основные требования восставших: свобода богослужения, освобождение заключенных, облегчение налогового бремени, разрешение восставшим покинуть территорию Франции. Добившись от Виллара санкционированного королем обещания выполнить эти требования, Кавалье сложил оружие (письменно эти договоренности зафиксированы не были). Ролан, отказавшись последовать за Кавалье, через неск. месяцев попал в засаду и был убит (14 авг. 1704), а его ближайшие соратники казнены. Лишившись главных руководителей, большая часть повстанцев приняла новую амнистию, объявленную Вилларом в сент. 1704 г. Неск. месяцев спустя Эспри Флешье, еп. Нима, писал королю: «Вы правы, сударь, что поздравляете нас сейчас со спокойствием, которым мы наслаждаемся. Больше не убивают, не поджигают, дороги почти полностью свободны. Большинство вооруженных фанатиков сдается с оружием» (цит. по: Блюш Ф. Людовик XIV. М., 1998. С. 494). Тем не менее в нач. 1705 г. оставшиеся лидеры К. попытались составить заговор со своими сторонниками в Англии и Голландии с целью овладеть Нимом и Монпелье, план предусматривал высадку в Сете иностранного десанта. Заговор был разоблачен, последовали репрессии. К весне того же года восстание К. сошло на нет, хотя отдельные выступления продолжались до 1715 г. (особенно в 1709 в Севеннах и Виваре).

Ист.: Cavalier J. Mémoires sur la guerre des Cévennes / Éd. F. Puaux. P., 1918; Mazel A., Marion É., Bonbonnoux J. Mémoires sur la guerre des camisards. Montpellier, 1983; Vidal G., prieur de Mialet. Lettres et rapports sur la guerre des camisards (1702-1704). Montpellier, 1988.
Лит.: Court A. Histoire des troubles des Cévennes ou de la guerre des camisards sous le règne de Louis le Grand. Villefranche, 1760. 3 vol. Nîmes, 2009r; Louvreleuil J.-B. Le fanatisme renouvellé, ou Histoire des sacrilèges, des incendies, des meurtres et des autres attentats que les calvinistes revoltéz ont commis dans les Sevenes, et des châtiments qu'on en a faits. Avignon, 1868 3. Montpellier, 2001n; Коробочко А. И. Восстание камизаров (1702-1705) // СВ. 1951. Вып. 3. С. 13-28; Варшавский А. С. Преследование протестантов и народное восстание 1702-1704 гг. во Франции: Канд. дис. М., 1952; Энгельгардт Р. Ю. Новые источники по истории восстания камизаров // УЗ Кишинёвского ун-та. Кишинёв, 1963. Т. 64. С. 143-145; Chaleil M. Le Sang des Justes: Vie et mort de Rolland, chef camisard. P., 1985. Montpellier, 1998 2. P., 2011 3; Joutard P. La légende des Camisards. P., 1985; Bosc H. La Guerre des Cévennes. Montpellier, 1985-1993. 6 vol.; Poujol R. Bourreau ou martyr?: L'abbé du Chaila (1648-1702): Du Siam aux Cévennes. Montpellier; P., 1986; Rolland P. Dictionnaire des camisards. Montpellier, 1995; Les camisards et leur mémoire: 1702-2002: Colloque du Pont-de-Montvert des 25 et 26 juillet 2002 / Sous la dir. de P. Cabanel, Ph. Joutard. Montpellier, 2002; Carbonnier-Burkard M. Comprendre la révolte des camisards. Rennes, 2008; eadem. La révolte des camisards. Rennes, 2012; Mouysset H. Les premiers Camisards: Juillet 1702. Sète, 2010 2.
Д. Ю. Бовыкин
Ключевые слова:
Кальвинизм. Евангелическо-реформатская Церковь Камизары, французские кальвинисты, поднявшие вооруженный мятеж против королевской власти в 1702-1705 гг.
См.также:
АЛТУЗИЙ Иоганн (1557-1638), нем. юрист и политический мыслитель, создатель учения о гос-ве, об-ве и народном суверенитете кальвинист. толка
АРМИНИАНСКИЙ СПОР богословская полемика кальвинистов и арминиан, XVII в.
БЕЛЬГИЙСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ 1561 г., одно из исповеданий кальвинизма
ВСЕМИРНЫЙ АЛЬЯНС РЕФОРМАТСКИХ ЦЕРКВЕЙ международное объединение церквей реформатской традиции, созданное в 1970 г.