Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АСТРАХАНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 3, С. 647-649 опубликовано: 26 февраля 2009г.


АСТРАХАНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

находился на территории кремля в Астрахани. Основан в 1567/68 г. игум. прп. Кириллом, к-рый был послан из Москвы царем Иоанном IV Васильевичем Грозным для создания при первой астраханской деревянной ц. во имя свт. Николая (построена в 1558-1560) общежительного мон-ря. К 1573 г. из дерева, привезенного из Казани, были построены храм во имя Св. Троицы, трапезная, келарская, 12 келий, неск. хозяйственных построек, ограда, возводились церкви в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца. В мон-ре жили 25 чел. братии и более 20 слуг. На содержание обители Иоанном Грозным была установлена денежная и хлебная руга, определены рыбные ловли на Волге, Бузане, на о-ве Чурка с протоками, пожалован Колмановской учуг, а также дано право беспошлинной торговли. Последние упоминания об игум. Кирилле относятся к 1576 г., его преемниками были игумены Ферапонт († 25 авг. 1584), Иосиф (1584, 1588-1589), при к-ром А. м. было дано право беспошлинной добычи соли, затем, возможно, Пимен, известный по вкладной надписи на напрестольном кресте 1592/93 г. В 1600 г. игуменом А. м. был св. Феодосий, в 1602 г. ставший первым Астраханским архиереем.

Троицкий собор астраханского во имя Cв. Троицы мон-ря. 1697–1700 гг.
Троицкий собор астраханского во имя Cв. Троицы мон-ря. 1697–1700 гг.

Троицкий собор астраханского во имя Cв. Троицы мон-ря. 1697–1700 гг.

Каменное строительство в А. м. началось в 1592/93 г. с возведения Троицкого собора (освящен 13 сент. 1602, в соборе существовал придел во имя святых Бориса и Глеба), при сооружении к-рого использовали кирпич разобранной для этого Зеленой мечети на Ахтубе. Строительство в А. м. было прервано событиями Смутного времени, когда мон-рь был разграблен. Работы возобновились в кон. 10-х гг. XVII в. при игум. Рафаиле: ок. 1620 г. были сооружены каменные Святые врата с ц. в честь Входа Господня в Иерусалим, к 1623 г.- каменная ц.-колокольня во имя свт. Николая Чудотворца. Деревянная трапезная двухпрестольная ц. в честь Введения во храм Богородицы и Происхождения Честных Древ Креста Господня сгорела во время пожара 1623 г., уничтожившего также все хозяйственные постройки мон-ря и братские кельи, от огня пострадали собор и колокольня с ц. Николая Чудотворца.

Исследователи полагают, что в период восстановления мон-ря после пожара был перестроен Троицкий собор и сооружена кирпичная трапезная с двухпрестольной ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и Сретения Господня. Вытянутый по поперечной оси четверик храма, увенчанный пятиглавием, только извне представляется единым сооружением, внутри наос разделен аркой на 2 самостоятельных компартимента, перекрытых крестовыми сводами. Прямоугольная апсида также разделена на 2 алтаря с выделенными помещениями для жертвенников. С запада к храму примыкает одностолпная палата трапезной, к к-рой с севера пристроена такая же палата, но меньшего объема. Пластика фасадов храма и палат, декорированных профилированными филенками, позволяет сопоставить их с рядом московских построек времени Михаила Феодоровича, в к-рых интерпретируются итальянизирующие мотивы предшествующей эпохи.

После пожара 1623 г. игум. Рафаил намеревался устроить в мон-ре больницу для пострадавших, однако из-за близости построек к пороховой казне и их плотной застройки, ограниченной территорией кремля, было разрешено организовать больничный мон-рь с ц. в честь Сретения Господня на монастырской огородной земле за городом. За время настоятельства игум. (позже архим.) Рафаила (1619-1633) укрепилось экономическое положение мон-ря, с кон. XVI в. возобновился переход А. м. от руги к самостоятельному хозяйству, в к-ром основным источником дохода был рыбный промысел, в обители была введена должность учужного атамана, заведовавшего ловлей рыбы; значительно увеличилось число братии. Установившееся в Астраханском крае относительное спокойствие позволило обители освоить под огороды и сады территории, прилегавшие к городу. Активная хозяйственная деятельность А. м. привлекала торговцев и ремесленников, селившихся рядом с мон-рем. К сер. XVII в. А. м. стал крупнейшим центром правосл. просвещения в крае, на богомолье в обитель приезжали казаки и христиане из Закавказья.

В кон. XVII в. в А. м. возобновилось каменное строительство. На Бурнатаевском бугре в 1693 г. была сооружена ц. во имя вмч. Георгия Победоносца (разобрана в 1769). В 1696 г. по благословению Астраханского митр. Савватия обветшавший Троицкий собор и колокольня были разобраны, возведение нового храма на месте прежнего началось в 1697 г. уже при Астраханском митр. Сампсоне, работы велись на средства скончавшегося митр. Савватия и др. жертвователей, в 1700 г. собор был освящен. В результате перестроек появилась уникальная композиция, объединяющая соборный храм и более раннюю Введенскую ц. с трапезной в единый комплекс, связанный общим подклетом. Как и воздвигнутый немногим позже него астраханский Успенский собор, Троицкий храм принадлежит к постройкам, имеющим своим прообразом Успенский собор Московского Кремля. Организация внутреннего пространства Троицкого собора повторяет композицию наоса кремлевского образца, имитируя его шестистолпную структуру. 4 восьмигранных столпа делят пространство для молящихся на 9 равных частей: в центральной - световой барабан, др. перекрыты крестовыми сводами. Вост. стена четверика служит алтарной стеной, в к-рой сделаны проемы, ведущие в алтарь. Композиция фасадов, как и в др. подобных храмах XVII в., не соответствует внутренней структуре и не повторяет мотивы московского Успенского собора. Собор окружало гульбище, к-рое на западе отделяло его от трапезной церкви.

С основания до 20-х гг. XVII в. А. м. управляли игумены, после возведения ок. 1625 г. игум. Рафаила в сан архимандрита - архимандриты, с 1699 г., когда А. м. был приписан к подмосковному Троице-Сергиеву мон-рю,- строители. Из настоятелей А. м. на Астраханскую кафедру были хиротонисаны игум. Феодосий, архим. сщмч. Иосиф (1663), кроме того, исследователи отождествляют первого архим. мон-ря Рафаила с архиеп. Астраханским Рафаилом (1638-1640). В Астрахани со 2-й пол. XVII в. существовало местное почитание первого игум. А. м. Кирилла. С юго-зап. стороны от собора была устроена Кирилловская часовня, внутри к-рой у сев. стены находится погребение преподобного; судя по классицистическим архитектурным формам, последняя перестройка этой часовни относится к 1-й трети XIX в. В А. м. почиталась также память сщмч. Иосифа, митр. Астраханского, принявшего мученическую кончину 11 мая 1671 г., после захвата Астрахани восставшими казаками под предводительством С. Т. Разина (кроме митр. Иосифа в А. м. похоронены более 400 чел., зарубленных бунтовщиками, в т. ч. наместник города кн. И. С. Прозоровский). На Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. сщмч. Иосифу было установлено общерус. почитание.

В 1699 г. А. м. был приписан к Троице-Сергиеву мон-рю, к к-рому отошли все строения, угодья, учуги, рыбные ловли и соляные промыслы обители. В 1748 г. был освящен пристроенный с юга к Троицкому собору А. м. придел во имя прп. Сергия Радонежского. Несмотря на то что указом Петра I настоятелям Троице-Сергиева мон-ря вменялось А. м. «держать в прилежном осмотрении, чтоб церковников, и прочих монашескаго чина, и всего братства людей перед прежним умаления и в пище и в зажилом оскудения им не было», астраханская обитель постепенно приходила в запустение. В 1764 г. А. м. был упразднен, его здания переданы в ведение губернатора для устройства гарнизонной школы, к-рая находилась в монастырских корпусах до 1785 г. После закрытия школы помещения мон-ря перешли в ведение Приказа общественного призрения. В связи с учреждением в Астрахани в 1788 г. народного уч-ща значительная часть монастырских зданий была разобрана, кирпич использовали для строительства уч-ща. В 1800 г. в монастырском доме был устроен острог. В 1806 г. губернатор обратился в Мин-во внутренних дел с прошением дозволить окончательно разобрать здания мон-ря, но благодаря вмешательству Астраханского архиеп. Анастасия (Братановского-Романенко) был разобран лишь обветшавший придел прп. Сергия (сохранился его подклет). В 1815 г. на средства частного жертвователя был отремонтирован Троицкий собор, в 1828 г., при архиеп. Павле (Саббатовском), началось восстановление трапезной церкви, престолы к-рой были освящены в честь Богоявления Господня (бывш. Введенский), во имя прп. Павла Фивейского (бывш. Сретенский), в 1842 г. придел был переосвящен во имя свт. Митрофана Воронежского. В 20-х гг. XIX в. помещения мон-ря были возвращены епархии, Троицкий собор приписан к кафедральному Успенскому собору в качестве зимнего храма и в 1886 г. стараниями архиеп. Евгения (Шерешилова) капитально отреставрирован. Каменный пол был заменен деревянным, круглые колонны - восьмигранными, у входа на паперть была пристроена каменная лестница, на запад и восток от нее протянулась деревянная резная ограда. В 1894/95 г. по распоряжению еп. Митрофана (Невского) в соборе вновь были проведены реставрационные работы.

В 1930 г. Троицкий собор был закрыт, в нем разместился окружной архив. В результате проведенных в 70-х гг. XX в. реставрационных работ в соборе вместо шлемоподобных куполов были сооружены купола луковичной формы, покрытые листовой медью, установлены позолоченные кресты, воссоздана галерея-гульбище, расчищены белокаменные детали по карнизу. С 1973 г. монастырские постройки входят в состав историко-архитектурного ансамбля «Астраханский кремль».

Арх.: Летопись Троицкого мон-ря // ОРК Астраханского ист.-архит. музея-заповедника. КП. 41422/3 [Синодик А. м.]; Опись Троицкого мон-ря 1768 г. // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2447; Список с царских жалованных грамот астраханскому Троицкому мон-рю. XVII в. // ГА Астраханской обл. Ф. 1011. Оп. 2. Д. 1; Указ о передаче астраханского Троицкого мон-ря в ведение Троице-Сергиева мон-ря. 1699 г. // ГА Астраханской обл. Ф. 1010. Оп. 1. Д. 36.
Ист.: АИ. Т. 1. № 184, 193, 223; Т. 2. № 33, 64; Т. 3. № 111; ДАИ. Т. 6. № 65; Рукопись Никифора Туркина // Астраханский сб. Астрахань, 1896. Вып. 1; Васильев К. Ключарёвская летопись. Астрахань, 1899.
Лит.: Каменский Н. Т. Астраханский Троицкий собор, Кирилловская часовня и Никольская церковь на Кремлевских воротах. Астрахань, 1880; Возобновление Астраханского Троицкого собора // Астраханские ЕВ. 1886. № 1, 9, 16-18; Саввинский И. Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования (с 1602 по 1902). Астрахань, 1903; Марков А. С. Троицкий собор // Памятники истории и культуры Астрахани и Астраханской области. М., 1990. С. 19-24.
А. Л. Баталов, А. В. Дубаков
Ключевые слова:
Астраханская и Енотаевская епархия Русской Православной Церкви (15 июля 1959 - 12 марта 2013) Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Астраханский во имя Святой Троицы мужской монастырь
См.также:
АСТРАХАНСКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Астраханской и Енотаевской епархии, действующий
АСТРАХАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
АСТРАХАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.