Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАЛЕСТИНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ОБЩЕСТВО
54, С. 290-299 опубликовано: 21 ноября 2023г.


ПАЛЕСТИНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ОБЩЕСТВО

Знак Императорского Православного Палестинского общества
Знак Императорского Православного Палестинского общества

Знак Императорского Православного Палестинского общества
(В 1889-1917 и с 1992 Императорское Православное Палестинское общество (ИППО), в 1918-1992 Российское Палестинское об-во), одна из старейших в России научных и гуманитарных неправительственных общественных орг-ций. Уставные задачи П. П. о.- содействие паломничеству на Св. землю, научное палестиноведение и гуманитарное сотрудничество с народами стран библейского региона - тесно связаны с традиц. духовными ценностями России и приоритетами российской внешней политики на Востоке. Задуманное еп. Порфирием (Успенским) и архим. Антонином (Капустиным) и созданное 8 мая 1882 г. указом имп. Александра III Александровича, П. П. о. в дореволюционный период пользовалось непосредственным гос. вниманием и поддержкой. Во главе его стояли председатели вел. кн. Сергей Александрович (с момента основания об-ва и до дня своей гибели - 4 февр. 1905), а затем, до 1917 г., вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна. Государственные и имущественные интересы, связанные с наследием П. П. о. на Ближ. Востоке, позволили об-ву выжить в условиях революционного катаклизма, пережить советский период и активизировать свою деятельность в XXI в.

В международных трактатах и конвенциях XVIII-XIX вв. тема св. мест приобрела международно-правовой характер, а церковно-дипломатическая проблематика сделалась неотъемлемой частью внешнеполитического дискурса. Тема ответственности за правосл. народы Османской империи выступала одним из факторов политической и военно-политической деятельности России в XVIII-XIX вв. Водоразделом в этом отношении стала эпоха Крымской войны (1853-1856), причина возникновения к-рой связана с традиционной для России попыткой защиты прав правосл. населения Османской империи. По окончании войны вопреки ее тяжелым для России результатам рус. дипломатии удалось осуществить прорыв именно на иерусалимском направлении - используя полузабытую, но активно возобновлявшуюся «стихию» правосл. паломничества. Так, в первый приезд в Палестину (1829-1830) писатель и общественный деятель А. Н. Муравьёв встретил в Иерусалиме всего лишь ок. 20 российских паломников, к сер. XIX в. Св. землю посещали от 200 до 400 чел. в год (РГБ ОР. Ф. 188. Картон 11. Ед. хр. 5. Л. 36), а к началу первой мировой войны (1914-1918) через учреждения П. П. о. проходило в год до 10 тыс. чел. (Лисовой. 2006. С. 363). Из неуправляемого народного движения паломничество становится инструментом умелой политики. В Париже еще не был подписан мирный договор 1856 г., а о рус. проникновении на Восток уже заговорили в Иерусалиме. Был найден новый внешнеполитический подход, призванный компенсировать проигрыши и уступки Российской империи, и состоял он в формировании сферы «собственных интересов» России на Св. земле и «собственного плацдарма проникновения» (Он же. Рус. присутствие. 2003. № 3. С. 84).

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Комитета почетных членов об-ва С. В. Степашин на праздновании 130-летия со дня образования Императорского Православного Палестинского общества. Фотография. 2012 г.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Комитета почетных членов об-ва С. В. Степашин на праздновании 130-летия со дня образования Императорского Православного Палестинского общества. Фотография. 2012 г.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Комитета почетных членов об-ва С. В. Степашин на праздновании 130-летия со дня образования Императорского Православного Палестинского общества. Фотография. 2012 г.
Первым этапом в устроении П. П. о. стало создание в 1856 г. Русского об-ва пароходства и торговли по инициативе вел. кн. Константина Николаевича, к-рый еще в янв. 1856 г. (т. е. до подписания Парижского договора 18 марта 1856 с 11-й статьей о «нейтрализации Черного моря») доложил имп. Александру II Николаевичу о «полезности» учреждения «на Черном море в самых больших размерах пароходного общества на акциях, к-рое содержало бы постоянно сколь возможное число самых больших пароходов, построенных с таким расчетом, чтобы когда понадобиться» обращать их в «боевые суда». В докладе говорилось о привилегиях нового общества, в т. ч. о разрешении морским офицерам «служить на судах новой колонии», а также предлагалось упростить «паспортный режим для русских паломников к Святым местам» (Степанов Д. А. Учреждение Рус. об-ва пароходства и торговли (1856-1857) // Вестн. Челябинского гос. ун-та. Сер.: История. 2011. Вып. 46. № 22(237). С. 30). Вел. кн. Константин предложил флигель-адъютанту капитану 1-го ранга Н. А. Аркасу (1816-1881) «как человеку, весьма знающему и способному на подобное предприятие» быть учредителем и директором Черноморского об-ва пароходства «с тем, чтобы он составил проект устава общества и приискал других участников». Аркас, получив предложение, избрал себе в компаньоны коллежского советника Н. А. Новосельского (1818-1898), широко известного в коммерческих кругах как организатора пароходства на Волге. Для поощрения и поддержки об-ва правительство обязалось производить ему в течение 20 лет помильную плату (ок. 1,5 млн р. в год), выдавать 64 тыс. р. в год на ремонт судов и приобрести 6670 акций компании на сумму 2 млн р. (половина суммы была внесена немедленно - см. подробнее: Иловайский. 1907. С. 23-24.). Уже к кон. 1857 г. в распоряжении об-ва было 17 пароходов и 10 находилось на верфях. Первые капитаны судов и офицеры об-ва были из рус. военного флота.

В целях централизации управления строительством и эксплуатацией паломнических подворий Палестины 23 марта 1859 г. в С.-Петербурге был создан Палестинский комитет во главе с вел. кн. Константином Николаевичем (Мансуров. 1866). В том же году вел. князь совершил плавание по Средиземному м., а в апр.-мае вместе с женой и старшим сыном Николаем, первым из членов Российского имп. дома, посетил Св. землю, где его сопровождал Иерусалимский патриарх Кирилл II (Критикос). В память об этом визите тур. султан Абдул-Меджид I передал в дар России участок земли к северо-западу от Иерусалима. Тогда же имп. Александр II Николаевич выделил средства для начала строительства здания возобновленной в 1857 г. Русской Духовной миссии в Иерусалиме (РДМ). В России был открыт также ежегодный церковный сбор - т. н. Вербный, или Палестинский. За 5 лет существования Палестинского комитета в его кассу поступило кружечного сбора 295 550 р. 69 к., в среднем - по 59 тыс. р. в год, что, по замечанию А. А. Дмитриевского, «нельзя не признать для эпохи освобождения крестьян от крепостной зависимости весьма благоприятным результатом». По отчетам комитета, к кон. 1864 г. его капитал составил 1 003 259 р. 34 к. (Дмитриевский. 1910. С. 450).

В 1864 г. Иерусалимские подворья приняли первых паломников из России. Главная цель, к-рую преследовали, создавая Палестинский комитет, была достигнута: Русская Палестина стала реальным духовно-политическим центром в жизни христ. Востока. (По неполной статистике, с 1 янв. 1865 до 1 апр. 1901 здания, построенные П. П. о., приняли 86 тыс. паломников (Каминский. 1901. С. 72.)). Но их материальное обеспечение было недостаточным, средств не хватало. Палестинские подворья ветшали, становились тесны для увеличивавшегося потока паломников, а бюрократические отчеты Палестинской комиссии, сменившей одноименный комитет, оставались казенно-благополучными. Так, в нач. 1884 г. на Св. землю был командирован член П. П. о. доктор А. В. Елисеев с краткой инструкцией: «Прожить 2-3 месяца среди поклонников (паломников.- Н. Л.) и представить верный отчет о виденном и слышанном». Опубликованная им по возвращении книга «открыла во всей ужасающей наготе безотрадное положение богомольцев» (Отчет. 1886. С. 4-5). Назревала новая реорганизация «русского дела» на Востоке - с выдвижением на 1-й план (при решающей по-прежнему роли государственных структур и церковного кружечного сбора) более свободной общественной инициативы, воплощением к-рой явилось П. П. о.

Периодизация деятельности П. П. о.

Первый этап его деятельности открывается офиц. созданием 8 мая 1882 г. и заканчивается преобразованием и слиянием с Палестинской комиссией 24 марта 1889 г. Второй этап совпадает с событиями революции 1905-1907 гг. и завершается рядом трагических утрат: в 1903 г. умер основатель П. П. о. и его главный идеолог В. Н. Хитрово, в февр. 1905 г. убит 1-й председатель об-ва вел. кн. Сергей Александрович, в авг. 1906 г. скончался А. П. Беляев, секретарь об-ва. Третий период (1905-1917) связан с руководством П. П. о. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны в качестве председателя и проф. Дмитриевского в качестве секретаря. Завершается он началом первой мировой войны, когда прекратилась работа российских учреждений на Ближ. Востоке, затем - революционными событиями и отставкой вел. кнг. Елисаветы Феодоровны.

Внутри т. н. советского периода выделяются определенные хронологические градации. 1917-1925 гг.- это период «борьбы за выживание» об-ва. Только в окт. 1925 г. Российское Палестинское общество при АН СССР было официально зарегистрировано НКВД. После нескольких лет, в течение которых ушли из науки и скончались большинство дореволюционных деятелей об-ва, в т. ч. академики Ф. И. Успенский (председатель в 1921-1928) и Н. Я. Марр (председатель в 1929-1934), формально не закрытое П. П. о. фактически прекратило деятельность. В 1950 г. об-во было восстановлено в связи с изменением ситуации на Ближ. Востоке - возникновением гос-ва Израиль. После распада СССР в 1991 г. П. П. о., лишенное к.-л. поддержки, было вынуждено искать новый статус и новые, независимые источники финансирования. Воспользовавшись ситуацией, об-во смогло восстановить свое историческое именование: Императорское Православное Палестинское об-во (постановление Верховного Совета РФ от 25 мая 1992).

Создание П. П. о.

Строительство подворья в Иерусалиме, названного Сергиевским в память вел. кн. Сергея Александровича. Фотография. 1889 г.
Строительство подворья в Иерусалиме, названного Сергиевским в память вел. кн. Сергея Александровича. Фотография. 1889 г.

Строительство подворья в Иерусалиме, названного Сергиевским в память вел. кн. Сергея Александровича. Фотография. 1889 г.
было осуществлено по инициативе российского палестиноведа, чиновника Мин-ва финансов В. Н. Хитрово. Летом 1871 г. состоялась его 1-я поездка в Палестину. Увиденное во время путешествия беспомощное положение рус. паломников, безотрадное состояние Иерусалимской Православной Церкви, особенно ее арабской паствы, произвели на благополучного петербургского чиновника сильное впечатление (Хитрово В. Н. Неделя в Палестине. СПб., 1876. С. 15). По возвращении он решил пробудить религ. и политический интерес к Иерусалиму в русском общественном сознании, чему на рубеже 70 и 80-х гг. XIX в. способствовал ряд обстоятельств как объективного, так и субъективного характера, прежде всего подъем православно-патриотического сознания, связанный с освободительной русско-тур. войной (1877-1878). Вост. вопрос и рус. дело на Востоке приобрели новый, «победоносно-наступательный ракурс». Решающее значение в истории основания П. П. о. имело паломничество на Св. землю 21-31 мая 1881 г. братьев имп. Александра III вел. князей Сергея и Павла Александровичей с их двоюродным братом вел. кн. Константином Константиновичем. Непосредственным поводом к поездке стали трагические утраты в царской семье: убийство имп. Александра II (1 марта 1881) и кончина имп. Марии Александровны (22 мая 1880), к-рая, хотя и не смогла по состоянию здоровья осуществить свою мечту о паломничестве в Иерусалим, но всегда оставалась покровительницей и благодетельницей русских учреждений в Палестине. Тесный контакт с начальником РДМ в Иерусалиме архим. Антонином (Капустиным) способствовал личному заинтересованному отношению Сергея Александровича к проблемам Русской Палестины (см. сообщение вел. князя о своем путешествии и знакомстве с архим. Антонином - К. П. Победоносцев и его корреспонденты. М., 1923. Т. 1. С. 79-80). Вскоре по возвращении вел. князей в С.-Петербург Хитрово с помощью их воспитателя адмирала Д. С. Арсеньева (1832-1915) и дипломата адмирала Е. В. Путятина (1803-1883) добился аудиенции у вел. кн. Сергея и убедил его стать во главе проектируемого об-ва. 8 мая 1882 г. устав П. П. о. был Высочайше утвержден, а 21 мая во дворце вел. кн. Николая Николаевича (совершившего паломничество на Св. землю в 1872) в присутствии членов императорскойц фамилии, русского и греческого духовенства, ученых и дипломатов, после молебна в домовой церкви состоялось его торжественное открытие.

Состав, источники финансирования, структура управления

Среди 43 членов-учредителей П. П. о. были люди разных интересов и занятий, к-рые, как правило, бывали на Св. земле. «Проект требовал динамизма, и члены-учредители были полны решимости стоящие задачи выполнить» (Stavrou. 1963. Р. 69-70). Руководители должны были избежать ошибок предшественников РДМ и Палестинской комиссии. Показательно, что ни вел. кн. Константин Николаевич, ни опытный дипломат гр. Н. П. Игнатьев не вошли в список учредителей. Не было в нем и никого из деятелей РДМ - ни еп. Порфирия (Успенского), ни архим. Леонида (Кавелина), ни архим. Антонина (Капустина), не было обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева. Единственным из ветеранов Палестинского комитета и Палестинской комиссии, допущенным в состав членов-учредителей П. П. о., был Б. П. Мансуров. Отсутствие вышеперечисленных лиц среди учредителей (они стали почетными членами П. П. о.) свидетельствовало о том, что новое об-во намерено планировать и строить свою работу с минимальной оглядкой на МИД и Синод.

В основной состав членов-учредителей входили представители 3 групп: аристократии, военной и гражданской высшей бюрократии и ученые. Из вел. князей помимо Сергея Александровича в списке был только его двоюродный брат вел. кн. Михаил Михайлович, к-рый, впрочем, в дальнейшем не участвовал в деятельности об-ва. Участниками были известный поэт и драматург кн. А. А. Голенищев-Кутузов (1848-1913) и гр. С. Д. Шереметев (1844-1918), член Гос. совета и почетный член АН, много писавший и публиковавший исследования по истории св. мест. Благотворительной деятельностью в пользу Церкви и Православия за рубежом известны адмирал Путятин и его дочь гр. О. Е. Путятина. К той же группе относился полковник М. П. Степанов (1853-1917), сопровождавший вел. кн. Сергея в паломничестве на Св. землю в мае 1881 г. и избранный вскоре первым секретарем П. П. о. Типичным представителем чиновной элиты был товарищ гос. контролера Т. И. Филиппов (1826-1899), один из образованнейших российских бюрократов, писатель-славянофил, историк русско-греч. церковных отношений, ставший 1-м вице-председателем П. П. о. Гос. деятелем с репутацией писателя-историка был Д. Ф. Кобеко (1837-1918), директор канцелярии Мин-ва финансов, впоследствии директор Публичной б-ки (см.: Сб. статей в честь Д. Ф. Кобеко. СПб., 1913. С.1-11). Членом-учредителем П. П. о. был также министр гос. имуществ М. Н. Островский (1827-1901), младший брат драматурга. Третью группу составляли профессиональные ученые: византинист В. Г. Васильевский, археолог и историк М. А. Веневитинов (1844-1901), исследователь и лучший издатель «Хождения игумена Даниила», проф. А. А. Олесницкий, автор единственной в рус. научной лит-ре археологической монографии «Святая земля», литературовед и библиограф С. И. Пономарёв (1828-1913), создатель 1-го библиографического указателя «Иерусалим и Палестина в русской литературе, науке, живописи и переводах» (СПб., 1877).

Членство в П. П. о. было возможно для всех интересовавшихся Св. землей и сочувствовавших задачам и целям об-ва; были учреждены 3 категории: почетные, действительные и члены-сотрудники. Число почетных членов было первоначально ограничено 50 участниками. Ими могли быть люди, известные научными трудами о Св. земле, или те, кто внесли на счет пожертвование не менее 5 тыс. р. Это делало почетное членство доступным только для крупных ученых, светских и церковных, и для людей состоятельных. Состав действительных членов был ограничен до 2 тыс. чел.

Одним из главных источников финансирования П. П. о. оставался Вербный сбор. Хитрово привел следующую структуру доходов: «В каждом рубле прихода: членских взносов - 13 коп., пожертвований (в том числе Вербный сбор) - 70 коп., проценты с ценных бумаг - 4 коп., от продажи изданий - 1 коп., от паломников - 12 коп.» (Общее собрание ИППО 8 апр. 1901 г. // СИППО. 1901. Т. 12. № 1. С. 11). Структура расходов выглядела так в пересчете на рубль: «На поддержание Православия (т. е. на содержание рус. школ в Сирии и Палестине.- Н. Л.) - 32 коп., на пособия паломникам (на содержание русских подворий в Иерусалиме, Иерихоне и др.- Н. Л.) - 35 коп., на ученые издания и исследования - 8 коп., на сбор пожертвований - 9 коп., на общие расходы - 16 коп.». Основные расходы об-ва сводились «к 1 паломнику и 1 ученику: каждый паломник обошелся в 1899/1900 году в 16 р. 18 коп., за исключением полученных с каждого 3 р. 80 коп.- 12 р. 38 коп. Каждый ученик русских арабских школ - в 23 р. 21 коп.» (Там же. С. 12). Смета П. П. о. на 1901/02 г. в 400 тыс. р. (не считая единовременных расходов на строительство) была Высочайше утверждена (Там же. С. 13).

Активизировать сбор пожертвований были призваны епархиальные отделы П. П. о., к-рые начали возникать в 1893 г. Первым из них стал самый отдаленный, Якутский отдел, созданный 21 марта того же года. В нем было 18 членов, в кассе отдела было 3084 р. (из них 1800 р.- единовременных взносов, 375 р.- ежегодных членских взносов и 904 р.- пожертвований). 19 дек. того же года открылся Одесский отдел П. П. о. С янв. 1894 до апр. 1895 г. было создано еще 16 отделов. Цель создания отделов была двоякой: нахождение новых средств финансирования деятельности П. П. о. на Св. земле и развертывание научно-популярной и пропагандистской работы среди широких слоев населения по ознакомлению с историей Св. земли и значением рус. присутствия на Востоке.

В целом за первые 2 года существования отделов (1893-1895) сумма доходов от 18 отделов составила 63 842 р., в 1895/96 г.- 49 630 р., в 1897/98 г.- 51 976 р. В 1898/99 г. (по 35 отделам) было собрано 51 467 р., в 1900/01 г. (по 41 отделу) - 70 933 р. (АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 161. Л. 46, 54, 88, 95). В среднем каждый отдел приносил об-ву 1500-1700 р. в год. Это была существенная добавка к др. статьям дохода П. П. о. (ежегодный Вербный сбор давал от 50 до 70 тыс. р.). (Динамику денежных поступлений от епархиальных отделов с тенденцией к снижению в нач. XX в. см.: Россия в Св. Земле. 2000. С. 371-374; Лисовой. 2006. С. 181-184).

Вертикаль управления П. П. о. определялась следующей схемой: председатель-вице-председатель-помощник председателя-секретарь общества-уполномоченный в Палестине. Ключевым звеном иерархии был секретарь, на к-рого возлагалось управление канцелярией общества, ведение переписки и своевременный доклад о ней совету, составление журналов совета и годовых отчетов. Секретарь хранил печать об-ва, заведовал архивом и б-кой, подбирал и назначал кадры служащих для канцелярии и др. подразделений П. П. о. В течение 35 лет дореволюционного периода работу общества возглавляли 4 секретаря: М. П. Степанов (1882-1889), адъютант, верный спутник и соратник вел. кн. Сергея Александровича и вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, Хитрово (1889-1903), А. Беляев (1903-1906), Дмитриевский (1906-1918). Последовательно сменяя друг друга на основном для об-ва посту, они не только обнаруживали непревзойденную верность и преемственность раз и навсегда выработанной линии, единство церковных и политических воззрений, но и воплощали «ансамблевую» цельность, едва ли достижимую на большом интервале времени даже для самых сплоченных коллективов (Лисовой. 2005).

Школы П. П. о. в Палестине, Сирии и Ливане

В дореволюционный период одним из главных направлений деятельности общества, а в плане внешней политики даже и важнейшим из всех был многоаспектный комплекс мероприятий, объединенных понятием «поддержка Православия в Св. земле». В это понятие входили и прямая финансовая помощь Иерусалимскому и Антиохийскому патриархам, и строительство храмов в местах компактного проживания православных с последующим их обеспечением всем необходимым, и дипломатическая помощь в противостоянии как тур. властям, так и инославному внедрению. Но наиболее эффективной сферой вложения средств считалась учебно-просветительная работа среди араб. правосл. населения - практически единственный реальный инструмент конкуренции России на Востоке с католическими и протестантскими державами Запада.

К 1889 г., в канун присвоения об-ву титула «Императорское», при нем действовали 7 школ (1-я была создана в 1882, в год возникновения об-ва). К сер. 90-х гг. XIX в. было открыто еще 9 школ (Аничков. 1910).

С 1895 г. основным плацдармом для строительства школ П. П. о. становятся территория Антиохийского Патриархата - Ливан и Сирия: к 1909 г. в 24 рус. учебных заведениях Палестины обучались 1576 чел., в 77 школах Сирии и Ливана - 9974 чел. Такое соотношение с незначительными годичными изменениями сохранялось до 1914 г. (СИППО. 1913. Т. 24. № 2. С. 208).

Когда школ стало много, для руководства ими было образовано 3 инспекторских округа: Северно-Сирийский (в него входили школы Триполийской, Хомской и Аккарской епархий), Южно-Сирийский (школы Юж. Сирии, от Дамаска до Бейрута в Селевкийской (Захлейской), Тиро-Сидонской и Бейрутской митрополиях) и Галилейский (Назарет, Хайфа и окрестности). Отдельно, вне инспекторских округов, действовали 2 педагогических «анклава»: школы в Иудее и школы в Бейруте, подчиненные М. А. Черкасовой.

Учебные заведения П. П. о. подразделялись на 3 категории. Это были, во-первых, учительские семинарии с пансионом в Назарете и Бейт-Джале, во-вторых, начальные школы, но с преподаванием рус. языка, размещавшиеся в основном в городах и крупных селениях, и, в-третьих, деревенские школы с араб. учителем.

Учительские семинарии, мужская в Назарете и женская в Бейт-Джале, отчасти решали проблему с подготовкой местных педагогических кадров. Назаретскую семинарию (открыта 3 сент. 1886), находившуюся в специально арендуемом помещении, в доме одного из городских нобилей (здание сохр.), возглавлял Александр Гаврилович (Искандер Джебраил) Кезма (1860-1935), уроженец Дамаска, учившийся в МДА, но отозванный в 1883 г. с 3-го курса для службы в Галилее. Годовой бюджет семинарии составлял 13 355 франков (ок. 5 тыс. р.), со временем финансирование улучшалось, к 1912 г. бюджет составлял более 29 тыс. р. За первые 20 лет существования (1886-1906) в Назаретскую семинарию были приняты 170 учеников, 120 ее окончили; 58 из них были назначены учителями в школы П. П. о. в Палестине и Сирии; 9 лучших выпускников были направлены в Россию для продолжения образования. Бейт-Джальская учительская семинария, открытая 1 окт. 1890 г., имела преимущество перед Назаретской: в ее распоряжении был собственный, специально построенный учебный центр, включавший помимо учебных классов общежитие, домовую церковь, хозяйственные службы. Курс обучения - 8 лет (4 двухгодичных курса), языком преподавания был арабский. Бюджет семинарии на 1892 г. составлял 16 850 франков.

П. П. о., даже имея бoльшие средства, не смогло бы противостоять французскому, английскому и американскому культурному проникновению в Палестину, Сирию и Ливан. По подсчетам Хитрово, для того чтобы охватить всех православных детей в Сирии и Палестине, обществу потребовалось бы 300 школ со штатом в 1 тыс. учителей и объемом финансирования как минимум 430 тыс. р. (СИППО. 1901. Т. 12. № 1. С. 17). П. П. о. имело возможность расходовать 133 тыс. р. на содержание 101 школы, т. е. менее трети необходимого финансирования. Но даже при относительно скромном по сравнению с иностранными числе школ расходы на них становились неподъемными для об-ва, притом что с годами увеличивалась доля прямых правительственных дотаций. 5 июля 1912 г. имп. св. Николай II Александрович утвердил одобренный Гос. думой закон о бюджетном финансировании учебных заведений П. П. о. в Сирии (имелась в виду общая территория современных Сирии и Ливана). В 1-й ст. закона говорилось: «Отпустить из средств государственного казначейства в пособие Императорскому Православному Палестинскому Обществу на содержание русских учебных заведений в Сирии в 1912 году сто двадцать шесть тысяч семьсот девяносто девять рублей, в 1913 году - сто сорок восемь тысяч четыреста шестьдесят пять рублей и в 1914 году - сто пятьдесят три тысячи четыреста шестьдесят пять рублей, а начиная с 1915 года отпускать на ту же надобность по сто пятьдесят восемь тысяч четыреста шестьдесят пять рублей в год» (3 ПСЗ. 1915. Т. 32. С. 1117). Аналогичная мера планировалась для школ Палестины.

28 сент. 1914 г., вскоре после вступления Турции в первую мировую войну на стороне Германии и Австро-Венгрии, рус. школы в Сирии и Ливане были закрыты тур. властями, а педагогический персонал или выслан из страны, или интернирован. Формально в годы первой мировой войны П. П. о. продолжало считать свои школы на Ближ. Востоке лишь временно не функционирующими. 27 дек. 1917 г. совет П. П. о. постановил закрыть «сирийские школы», а «учащий персонал» с 1 янв. 1918 г. «считать свободным от принятых на себя обязательств» (АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 436. Л. 3).

1917-1925 гг.

Состояние П. П. о. в канун первой мировой войны характеризовалось 2 противоречивыми тенденциями. С одной стороны, в об-ве, достигшем пика активности и благосостояния, числились ок. 3 тыс. членов, его отделы действовали в 51 епархии РПЦ. Подворья и странноприимные дома, принадлежавшие об-ву в Палестине, вмещали единовременно до 6-7 тыс. паломников, а в целом за год - до 9-10 тыс. Так, в 1910/11 отчетном году на подворьях в Иерусалиме проживало 8994 паломника, из них 5003 единовременно приехавших на праздник Пасхи (СИППО. 1912. Т. 23. № 2. С. 196). На 1 марта 1909 г., после подведения баланса прихода и расхода, в кассе общества оставалось (наличными, в процентных бумагах и оборотном капитале) 273 354 р. 74 к., на 1 марта 1910 г.- соответственно 303 695 р. 13 к., на 1 марта 1911 г.- 361 796 р. 37 к. (Там же. С. 204-205). В условиях революционных кризисов и общего спада общественного интереса к церковно-политическим инициативам снижались цифры ежегодного Вербного сбора, что вело к нарастающей экономической зависимости об-ва от бюджетного финансирования и единовременных казначейских вливаний. Последние крупные строительные проекты в Палестине (подворье прп. Сергия Радонежского в Назарете освящено в 1904; подворье свт. Николая Чудотворца в Иерусалиме освящено 6 дек. 1905) оказались возможны лишь благодаря гос. беспроцентной ссуде в полмиллиона рублей. Со временем гос. казначейство стало финансировать и школьное дело П. П. о. (Россия в Св. земле. 2000. Т. 1. С. 381-382). 14 июня 1913 г. обер-прокурор Синода В. К. Саблер представил в Гос. думу доклад об отпуске из казны пособия об-ву 100 тыс. р. ежегодно «с внесением означенной суммы с будущего 1914 г. в подлежащее подразделение финансовой сметы Св. Синода» (Там же. С. 403).

Согласно тур. законодательству (отсутствие права земельной собственности у юридических лиц - учреждений и об-в), П. П. о. не могло иметь на Востоке собственной юридически оформленной недвижимости. Поэтому, хотя по российским законам об-ву принадлежало 28 земельных участков (26 в Палестине и по одному в Ливане и Сирии) общей площадью более 23 га, тур. власти могли признать эту собственность по субъекту владения только либо российской государственной, либо частной.

Треть участков (10 из 26) была закреплена за рус. правительством, остальные - юридически, т. е. заведомо фиктивно - представляли собой частную собственность, в т. ч. 8 участков было переведено на имя вел. кн. Сергея, 4 значились как собственность директора Назаретской учительской семинарии Кезмы, еще 3 числились за бывш. инспектором галилейских школ об-ва А. И. Якубовичем, один - за бывш. инспектором П. П. Николаевским (Лисовой, Платонова, Савушкин. 2000).

Восемь участков, записанных на вел. кн. Сергея Александровича, были обеспечены «правильными и бесспорными» кушанами (купчими). Перевод этой собственности на имя правительства или П. П. о. оказался чрезвычайно сложным делом, гл. обр. потому, что погибший вел. князь не оставил относительно этих имуществ никаких завещательных распоряжений, тем более оформленных в тур. нотариальном порядке. К 2019 г. вопрос о законопреемстве российского владения на эту собственность не решен и представляет собой один из важнейших спорных пунктов в совр. российско-израильских переговорах (Бовин А. Е. Записки ненастоящего посла. М., 2000. С. 240-245, 622-628).

9 апр. 1917 г., вскоре после Февральской революции 1917 г., когда П. П. о. перестало именоваться Императорским, председателем был избран прежний вице-председатель, кн. А. А. Ширинский-Шихматов. В последний раз под его председательством совет собирался в Петрограде 1 дек. 1917 г., затем князь переехал в Москву. В письме князя патриарху Московскому и всея России свт. Тихону (Беллавину) от 7(20) февр 1918 г. говорится, что общество «сыновне поручает себя» патриаршему попечению. Глава П. П. о. указывал, что взятие Иерусалима англичанами в создавшихся условиях давало возможность для возобновления благотворительной и просветительской деятельности общества на Св. земле. Князь просил патриарха напомнить духовенству о традиционных сборах на содержание П. П. о., проводившихся в Вербное воскресенье по храмам и монастырям (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 85. Л. 36-37). Вопрос о кружечном сборе и др. формах церковного финансирования деятельности поднимался также в переписке Петроградской канцелярии П. П. о. с т. н. Ликвидационной комиссией по делам центральных учреждений Синода. На запрос П. П. о. был получен ответ, что «выполнение» кружечного сбора «представляется невозможным, ввиду последовавшей после отделения Церкви от государства реквизиции церковного достояния и капиталов» (Россия в Св. Земле. 2000. Т. 1. С. 404).

Осенью 1918 г. Ширинский-Шихматов эмигрировал в Германию, где, никем на то не уполномоченный, возглавил параллельный «Совет Православного Палестинского Общества» - своеобразный «Совет в изгнании», объединив нек-рых из прежних членов П. П. о., оказавшихся в эмиграции (см. письмо от 6 дек. 1922 г. Н. Н. Глубоковского Дмитриевскому в кн.: Сосуд избранный: История российских духовных школ в ранее не публиковавшихся трудах, письмах деятелей РПЦ, а также в секретных док-тах руководителей Сов. гос-ва, 1888-1932 гг. СПб., 1994. [Т. 1.] С. 320).

Совет, оставшийся на родине, 18 окт. 1918 г. «ввиду продолжающегося доселе отсутствия из Петрограда председателя общества Ширинского-Шихматова и невозможности в настоящее время установить с ним более или менее правильные сношения» просил вступить во временное исполнение обязанностей председателя старейшего члена Совета П. П. о. акад. В. В. Латышева, к-рый и занимал этот пост до своей кончины 2 мая 1921 г.

С 1918 г. об-во было вынуждено отказаться от именования «Православное» и стало называться Российским Палестинским. 25 сент. 1918 г. в Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Рождественского р-на Петрограда были направлены новая редакция устава об-ва и документы, необходимые для его регистрации. Латышеву было поручено также представить новый устав и общему собранию АН.

24 окт. 1918 г. на имя секретаря РАН акад. С. Ф. Ольденбурга поступило предписание наркома просвещения А. В. Луначарского, который просил АН «немедленно принять меры к ограждению научного имущества Палестинского общества». Затем следовала немаловажная приписка: «Революционные власти благоволят оказывать содействие Академии наук при исполнении этого поручения» (АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/6. Д. 10. Л. 9). Секретарь выдал охранную грамоту, удостоверявшую, что дом № 10 по Мытнинской ул., принадлежавший П. П. о., «а равно библиотека и все имущество этого общества» находятся в ведении Российской АН, к-рой предписано «принять все меры к ограждению этого имущества». 19 окт. 1919 г. управлявший делами об-ва В. Д. Юшманов доложил совету, что, согласно определению подотдела гражданских дел Отдела Управления Петроградского Совета от 29 авг., об-во внесено в «Реестр обществ и союзов» под названием «Российское Палестинское Общество». 8 мая 1920 г. Объединенный совет научных учреждений и высших учебных заведений признал П. П. о. «научным учреждением». Представителем об-ва в Объединенном совете был назначен Юшманов (о нем: Грушевой. 1995). Отд-ние исторических наук и филологии АН постановило считать акад. Б. А. Тураева своим постоянным представителем в совете об-ва. 22 мая 1921 г. председателем П. П. о. был избран акад. Ф. И. Успенский, до 1914 г. возглавлявший Русский Археологический ин-т в К-поле.

Связи России с Палестиной надолго были прерваны, РДМ со многочисленными участками, храмами и мон-рями, а также школы, больницы и подворья на Св. земле оказались без к.-л. дипломатической защиты, экономической поддержки. К тому времени П. П. о. и РДМ в Иерусалиме принадлежало более 70 земельных участвов в Палестине (Баталден. 1992; Лисовой, Платонова, Савушкин).

25 апр. 1920 г. на конференции в Сан-Ремо Верховный совет Антанты передал мандат на Палестину Великобритании. 24 июля 1922 г. условия мандата были одобрены Советом Лиги Наций. 29 сент. 1923 г. мандат на Палестину официально вступил в силу (Полный текст мандата см.: Stoyanovsky J. The Mandate for Palestine. N-Y., 1928. P. 355-362). Согласно 13-й ст. мандата, «вся ответственность, связанная со святыми местами, религиозными зданиями и участками» на Св. земле также передавалась британским властям. Возникла опасность отчуждения российских владений. Глава Архиерейского Синода РПЦЗ митр. Антоний (Храповицкий) писал 24 авг. 1923 г.: «В Иерусалим командирован епископ Белгородский Аполлинарий для урегулирования миссионерского хозяйства, так как Миссии угрожает продажа с молотка» (История РПЦ в XX в.: (1917-1933 гг.): Мат-лы конф., г. Сэнтендре (Венгрия) 13-16 нояб. 2001 г. Мюнхен, 2002. С. 559).

18 мая 1923 г., после признания советского гос-ва европ. странами, представитель РСФСР в Лондоне Л. Б. Красин направил министру иностранных дел Великобритании маркизу Д. Н. Керзону ноту: «Российское правительство заявляет, что все земли, гостиницы, больницы, школы и другие здания, как и вообще все другое движимое или недвижимое имущество Палестинского Общества в Иерусалиме, Назарете, Кайфе, Бейруте и в других местах Палестины и Сирии или вообще где бы оно ни находилось (имелось в виду также Свято-Николаевское подворье ИППО в Бари в Италии.- Н. Л.), составляет собственность Российского государства». В ноте подчеркивалось, что советское правительство отвергает к.-л. права и притязания со стороны «организации, которая находится в Берлине и которая присвоила себе наименование Совета Русского Палестинского общества» (Лисовой. 2006. С. 426.).

Чтобы придать зарубежному совету П. П. о. легитимный статус, в эмигрантских кругах использовалась документально неподтвержденная легенда, что якобы патриарх Тихон в одном из писем 1924 г. поручил управление имуществом П. П. о. Ширинскому-Шихматову. О поручении, данном будто бы патриархом князю, знали и в ОГПУ. В письме от 8 дек. на имя председателя Комиссии по проведению отделения церкви от государства (Антирелигиозной комиссии) при ЦК ВКП(б) Е. М. Ярославского комиссар иностранных дел Г. В. Чичерин докладывал, что, по его информации, «председатель Палестинского общества в Берлине Ширинский-Шихматов получил от Тихона полномочия на деятельность эмигрантской организации в качестве подлинного Палестинского общества со всеми принадлежащими ему правами» (Следственное дело Патр. Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. С. 723). В протоколе заседания Антирелигиозной комиссии от 5 дек. 1924 г. «Об имуществе Палестинского общества» говорится: «а. Поручить тов. Тучкову провести через Тихона аннулирование доверенности, данной Ширинскому-Шихматову на заведование русским имуществом, находящимся в Палестине. Если же таковой доверенности Ширинскому выдано не было, то опровергнуть через Тихона об этом слухи. б. Поручить тов. Тучкову получить от Тихона и отдельно от Синода обращение в иностранную прессу о том, что находящееся в Палестине имущество принадлежит Совправительству. в). Означенное поручение выполнить в месячный срок» (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 112. Д. 775. Л. 20). Однако ни начальник антицерковного 6-го отдела Секретного отделения ОГПУ Е. А. Тучков, ни Чичерин никакого документа не видели, а отреагировали на дезинформацию берлинских эмигрантских кругов. Патриарх Тихон хорошо знал каноническое различие между подведомственной ему церковной собственностью (в т. ч. в Палестине) и собственностью частной (в т. ч. П. П. о.) и не мог передать к.-л. права или полномочия на имущество общества кому-либо (в т. ч. его бывш. эмигрировавшему председателю). Тем более не мог патриарх передать организации, ему не подведомственной, «полномочий на деятельность в качестве подлинного Палестинского общества со всеми принадлежащими ему правами».

Указанные обстоятельства заставили советские инстанции поторопиться с признанием и регистрацией П. П. о. на территории СССР. 27 июня 1925 г. Антирелигиозная комиссия постановила поручить главе Секретариата по делам культов ВЦИК П. Г. Смидовичу «срочно провести регистрацию Палестинского общества, потребовав все материалы по этому вопросу из НКВД», а также «рассмотреть вопрос» «организационного оформления» об-ва и вопрос «о правах его преемственности» (Там же. Л. 38). 29 окт. 1925 г. устав об-ва был зарегистрирован НКВД, и об-во возобновило свою деятельность (Лисовой. 2006. С. 428.). Глава об-ва Успенский заявил, что П. П. о. «считает все имущества, находящиеся как за границей, так и в СССР, значащиеся за Палестинским Обществом, национальной собственностью».

Сложнее было решить вопрос юридических прав зарубежных (эмигрантских) церковных орг-ций. В сент. 1923 г. митр. Евлогий (Георгиевский), назначенный патриархом Тихоном экзархом Зап. Европы, обратился к архиепископу Кентерберийскому с просьбой ходатайствовать перед брит. властями о том, чтобы владения, принадлежащие Русской миссии и об-ву на Св. земле, «не отдавались, хотя бы и на время, в посторонние руки, а были оставлены, как и прежде, во владении Русской Православной Церкви в лице ее законного представителя (т. е. самого Евлогия)». Очевидно, митр. Евлогий оспаривал это право у Архиерейского Синода РПЦЗ, в чем его упрекал митр. Антоний (Храповицкий) в письме от 17 авг. 1926 г.: «Прося у Свят. Патриарха Тихона… о перечислении из ведения Архиерейского Синода в Ваше ведение Российской Духовной Миссии в Иерусалиме… Вы не испрашивали на это согласие Архиерейского Собора и Архиерейского Синода, хотя по приведенному Вами священному канону Вы должны были иметь таковое согласие» (Антоний (Храповицкий), митр. Жизнеописание. Письма к разным лицам 1919-1936 гг. СПб., 2006. С. 172).

Весной 1924 г., вскоре после того как митр. Евлогий предъявил свои права на управление Русской Палестиной, митр. Антоний (Храповицкий), первоиерарх РПЦЗ, лично отправился в Иерусалим. В одном из писем из Иерусалима он достаточно четко обрисовал ситуацию: «Почти все огромные и многочисленные корпуса подворья (имеются в виду русские постройки.- Н. Л.), равно и помещения его бывшего начальника, заняты английскими правительственными учреждениями, а арендная плата за них составляет единственную доходную статью Русской Миссии, состоящей ныне из 10-12 человек в священном и монашеском сане» (Никон (Рклицкий), архиеп. Жизнеописание блаженнейшего Антония. Н.-Й., 1959. Т. 7. С. 43).

В аренду было сдано более 20 объектов (зданий и участков), принадлежавших Духовной миссии и об-ву. Суммарная годовая плата составила в 1924 г. более 4800 фунтов стерлингов. Функционально аренда могла быть разной. Напр., в здании Миссии разместился Верховный суд британского мандата, здание Русской больницы использовалось для медицинских целей, в здании русского консульства разместился испан. консул, к-рый курировал жизнь рус. учреждений. Позже на Мариинском подворье находилась тюрьма для евр. сионистских террористов. Сергиевское подворье в Назарете было занято англ. жандармерией.

П. П. о. и Русская Палестина после второй мировой войны

5 марта 1945 г. посол СССР в Лондоне вручил брит. правительству ноту с напоминанием о большом количестве недвижимости в Палестине, принадлежавшей Российской империи, и требованием дать указание брит. Верховному комиссару Палестины «о передаче в возможно короткий срок всего имущества, равно как и доходов, полученных от его эксплуатации, в ведение Советской Дипломатической Миссии в Египте» (АВП РФ. Оп. 36. П. 117. Д. 10. Л. 1-5). К ноте был приложен «Список русского имущества в Палестине», включавший 35 объектов собственности - как консульской, государственной, так и принадлежавшей Миссии и П. П. о. Одновременно в Наркомате иностранных дел обсуждался вопрос о необходимости открытия советского консульства в Палестине (Там же. Ф. 0118. Оп. 8. П. 4. Д. 2. Л. 9-10; Советско-израильские отношения: Сб. док-тов. М., 2000. Т. 1: 1941-1953 гг. С. 112-113).

Создание 14 мая 1948 г. гос-ва Израиль внесло свои коррективы. 20 мая 1948 г. был назначен «уполномоченный по делам русского имущества на территории Израиля» И. Л. Рабинович, к-рый с самого начала «делал все возможное для передачи его Советскому Союзу» (Советско-израильские отношения. М., 2000. Т. 1. С. 367-368). Сразу после обмена посланниками советской стороной были приняты меры к возрождению деятельности РДМ в Иерусалиме. В письме заместителя министра иностранных дел СССР В. А. Зорина на имя председателя Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР Г. Г. Карпова от 10 сент. 1948 г. указано, что «учитывая сложившуюся в Иерусалиме обстановку, посланник т. Ершов внес следующее предложение: 1. Назначить и в ближайшее время прислать начальника Русской Духовной Миссии от Московской Патриархии, а также представителя Русского Палестинского Общества, выдав им соответствующие правовые полномочия и доверенности для принятия и управления имуществом… 2. В целях сохранения оставшихся архивов Духовной Миссии и Палестинского Общества от возможного уничтожения или расхищения передать все документы на хранение в Англо-Палестинский банк или вывезти их под охраной еврейских властей в Тель-Авив на хранение в нашей миссии. МИД СССР с предложениями т. Ершова согласен. Прошу вас принять необходимые меры» (Там же. С. 361).

30 нояб. 1948 г. в Иерусалим прибыл 1-й состав РДМ (Московского Патриархата). 25 сент. 1950 г. было издано распоряжение Совета Министров СССР о возобновлении деятельности П. П. о. и утверждении штатов его представительства в Израиле. АН СССР приняла экстренные меры к возрождению об-ва, работа которого, казалось совсем, угасла со смертью в 1934 г. его председателя акад. Н. Я. Марра. Из дореволюционного состава П. П. о. к сер. XX в., за исключением И. Ю. Крачковского, никого не осталось. Срочные заявления на вступление в об-во подали митр. Крутицкий Николай (Ярушевич), академики С. П. Обнорский, Е. В. Тарле, А. В. Топчиев, В. В. Струве, Н. С. Державин, И. И. Мещанинов, доктор филологических наук С. И. Соболевский, доктора исторических наук Б. Н. Заходер, Н. Н. Воронин, Н. В. Пигулевская, С. П. Толстов, кандидат исторических наук Е. А. Беляев, член-корреспонденты Е. М. Жуков, Н. М. Никольский, А. И. Якубовский, П. В. Ернштедт, профессоры М. К. Каргер, Н. Н. Иконников, а также буд. представитель П. П. о. в Израиле М. П. Калугин.

Общее собрание нового состава П. П. о. состоялось 16 янв. 1951 г. Председательствовал главный ученый секретарь АН СССР акад. Топчиев, к-рый во вступительном слове отметил, что «в силу целого ряда обстоятельств деятельность Российского Палестинского Общества фактически прервалась в начале 30-х гг. Учитывая усилившийся в последнее время интерес советских ученых, и прежде всего востоковедов, к странам Ближнего Востока, а также возросшие возможности советской науки, Президиум Академии наук СССР признал необходимым активизировать деятельность Общества как организации, помогающей советским ученым заниматься изучением этих стран. С этой целью Президиум Академии провел ряд мероприятий по пополнению состава Общества и подготовке настоящего собрания» (Юзбашян. № 3/4(7/8). 2000. С. 144).

Предполагалось, что председателем П. П. о. будет избран Крачковский, но из-за плохого состояния его здоровья (скончался 24 янв. 1951) на должность председателя был избран историк, исследователь Ср. Азии Толстов. В состав совета вошли Струве, Топчиев, Пигулевская, Р. П. Дадыкин (ученый секретарь). Тогда же представителем в Израиле был утвержден Калугин (Там же. С. 145).

Собрание приняло устав П. П. о., отразивший по сравнению с уставом 1922 г. новые реалии и терминологию. Так, 1-й параграф устава гласил: «Российское Палестинское Общество при Академии наук СССР имеет целью: а) изучение Палестины, Сирии, Ливана, Египта, Ирака и сопредельных с ними стран Ближнего Востока в историческом, археологическом, филологическом и культурно-бытовом отношениях; б) участие в международных мероприятиях по изучению и охранению в этих странах памятников искусства и старины; в) организацию научных экспедиций и образовательных экскурсий граждан СССР для знакомства с достопримечательностями и историческими памятниками этих стран» (Там же).

Опекуном имуществ П. П. о. и РДМ в Палестине была англ. администрация, назначавшая с 1925 г. специального администратора, призванного, как надеялось руководство об-ва, стать «промежуточным звеном между Советом общества, находящимся в Берлине, и Управлением подворьями, имеющим постоянное пребывание в Иерусалиме». После Шестидневной войны 1967 г., когда Израиль оккупировал иорданские территории, на к-рых сохранилась собственность, контролируемая П. П. о., последнее решило обезопасить себя, перейдя под покровительство США. 19 июня 1969 г. Синод РПЦЗ «временно, до восстановления в России Императорского Правительства» принял под свое покровительство П. П. о. с предоставлением ему автономии в составе РПЦЗ и сохранением за ним всех имущественных прав. Вскоре было решено образовать отдельную ветвь П. П. о. на Св. земле, признав Совет в Париже высшим административным органом. 26 сент. Совет в Париже одобрил этот проект, хотя, как гласит протокол совета от 6 нояб. 1969 г., «образование новой ветви ППО представлялось ему импровизацией, вряд ли имеющей солидное юридическое обоснование». В нач. 1970 г. был принят новый устав П. П. о., предполагавший существование 3 независимых друг от друга «Советов ППО»: в Иерусалиме, Америке и Франции, каждый из которых мог самостоятельно вести финансовые дела, а также приобретать и продавать земельные участки в своей географической зоне.

Председателем иерусалимского Совета П. П. о. с нач. 70-х гг. XX в. был начальник РДМ в Иерусалиме (юрисдикции РПЦЗ) архим. Антоний (Граббе; 1926-2005). Пользуясь постоянной поддержкой своего отца, секретаря Зарубежного Синода Григория (Граббе), он развил активную деятельность, в т. ч. выиграл в 1984 г., после почти 15-летней тяжбы, судебный процесс против гос-ва Израиль, отсудив 7 млн долл. в качестве отступного за недвижимость, возвращенную в 1948-1950 гг. израильтянами правительству СССР, а затем в большей своей части проданную последним Израилю в 1964 г.- т. н. апельсиновая сделка (Лисовой. 2006. С. 408-413). В 1985 г. архим. Антоний, обвиненный в незаконной торговле рус. участками и присвоении крупных денежных сумм, был запрещен в священнослужении, в сент. 1986 г. указом Архиерейского Синода РПЦЗ лишен сана за «безответственную растрату церковных средств, отсутствие отчетности в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, нарушение законов об управлении чужим имуществом и соблазнительный образ жизни в нравственном отношении», но сохранил за собой председательство в иерусалимском «Совете ППО» и, как следствие, продолжал владеть Александровским подворьем в Иерусалиме. В 2004 г., оттеснив престарелого и больного Граббе, председателем «ИППО (Иерусалим и Ближний Восток)» (так теперь называется эта организация) и соответственно администратором Александровского подворья стал Н. А. Воронцов.

СССР после Шестидневной войны (1967 г.) прервал дипломатические отношения с гос-вом Израиль. Советские представители, в т. ч. представитель П. П. о., размещавшиеся с марта 1951 по июнь 1967 г. в иерусалимской штаб-квартире на Сергиевском подворье, покинули страну. После этого П. П. о. было вынуждено на долгие десятилетия лишиться представительства на Сергиевском подворье. Государственно-партийная установка требовала развертывания антисионистской пропаганды. На этой волне в П. П. о. пришли мн. ученые и публицисты, специализировавшиеся на совр. истории Израиля и Ближ. Востока и на развитии концепции идеологической борьбы двух систем. При Московском отд-нии П. П. о. кроме существовавшей секции «Литературные связи Востока и Запада» (руководитель Л. П. Жуковская, с 1988 - Н. Н. Лисовой) была сформирована секция «Современные проблемы Палестины» (руководитель Е. С. Евсеев).

Новый поворот в истории П. П. о. на рубеже 80-х и 90-х гг. XX в. связан с восстановлением дипломатических отношений СССР с гос-вом Израиль и изменением внешнеполитической концепции. В 1989 г. в об-во пришли новый председатель - ректор Дипломатической академии О. Г. Пересыпкин и ученый секретарь В. А. Савушкин. Именно в этот период произошли основные для об-ва события: оно, получив самостоятельность, стало работать по новому, приближенному к первоначальному уставу, восстановило свои основные уставные функции, в т. ч. содействие правосл. паломничеству. Члены П. П. о. активно участвовали в научных конференциях в России и за рубежом. Уже в янв. 1990 г. организован международный научный симпозиум «Россия и Палестина: Культурно-религиозные связи и контакты в прошлом, настоящем и будущем», в к-ром приняли участие ученые из араб. стран, Израиля, Англии, США, ФРГ и Канады. Осенью того же года члены об-ва впервые смогли осуществить паломническую поездку на Св. землю для участия в «Иерусалимском форуме: Представители трех религий за мир на Ближнем Востоке». Впосл. Св. землю посетили многочисленные паломнические группы, организованные П. П. о.

22 мая 1992 г. Президиум Верховного Совета РФ принял постановление восстановить историческое имя - ИППО и рекомендовал правительству принять необходимые меры по практическому восстановлению и возвращению об-ву его имущества и прав. 14 мая 1993 г. председатель Совета Министров правительства В. С. Черномырдин поручил МИД «провести с участием Госкомимущества России переговоры с израильской стороной о восстановлении права собственности Российской Федерации на здание Сергиевского подворья (г. Иерусалим) и соответствующий земельный участок. По достижении договоренности оформить указанные здание и земельный участок как государственную собственность Российской Федерации, передав в соответствии с рекомендацией Президиума Верховного Совета Российской Федерации (постановление от 25 мая 1992 г. № 2835-I) квартиру в здании Сергиевского подворья в бессрочное пользование» П. П. о.

В нач. XXI в. П. П. о. возглавлял опытный дипломат-арабист А. Ф. Чистяков, к-рый добился возвращения России Мамврийского дуба в Хевроне, Иоасафовского участка П. П. о. и Антониновского участка РДМ в Иерихоне. Под рук. Я. Н. Щапова, возглавлявшего об-во с 2003 г., в П. П. о. были восстановлены 3 секции: научно-издательская, международная и паломническая, в рамках к-рых ежегодно проводились международные и российские конференции, круглые столы, выставки и семинары, связанные с историей и совр. деятельностью об-ва, к-рые способствовали развитию перспективного творческого диалога представителей церковной и светской науки. С 2004 г. активизировалась деятельность об-ва, связанная с возвращением России зарубежной собственности П. П. о. В нояб.-дек. 2004 г. офиц. делегация П. П. о., возглавляемая Щаповым, совершила поездку по странам библейского региона, посетив Грецию и Афон, Израиль, Палестину и Египет, проведя с руководителями и представителями гос. и дипломатических ведомств, а также церковных и общественных орг-ций переговоры о сотрудничестве и взаимодействии по восстановлению деятельности П. П. о. в регионе. Тогда же в Иерусалиме начались переговоры с представителями правительства Израиля о возвращении Сергиевского подворья. В 2005 г. на Св. земле учреждены Иерусалимское и Вифлеемское отд-ния П. П. о., а также открыты курсы рус. языка для правосл. араб. детей в Вифлееме. В то же время в России начался процесс создания новых отд-ний об-ва: в Орле, Ростове-на-Дону и Перми.

2007-2019 гг.

14 июня 2007 г. в Москве состоялось торжественное собрание, посвященное 125-летию П. П. о., в к-ром приняли участие патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер), министр иностранных дел РФ С. В. Лавров и др. почетные члены. Председателем П. П. о. был избран С. В. Степашин. Большие усилия были приложены П. П. о. совместно с МИД и Администрацией Президента РФ, чтобы начать процесс возвращения России Сергиевского подворья в Иерусалиме. Офиц. передача подворья России 28 дек. 2008 г., отселение из его корпусов главного арендатора - израильского Министерства сельского хозяйства, позволило начать реконструкцию и реставрацию здания.

21 мая 2008 г. глава Палестинской Национальной Администрации Махмуд Аббас вручил специальному представителю Президента РФ на Ближ. Востоке, заместителю Министра иностранных дел России и заместителю Председателя ИППО А. В. Салтанову документы о передаче в собственность П. П. о. земельного участка в исторической части Вифлеема. Деловой и просветительский центр на этом участке открыт в 2012 г. Было завершено документальное оформление Иоасафовского участка в Иерихоне. Возвращение этого участка имеет огромное значение, т. к. на нем располагается одна из святынь христианства - евангельская смоковница, или дерево Закхея, под к-рым, согласно Евангелию, произошла встреча Иисуса Христа и мытаря Закхея. Раскопки, проведенные по инициативе П. П. о. на Иоасафовском участке Ин-том археологии РАН при участии палестинского Департамента древностей и культурного наследия, представили уникальный мир христ. Иерихона в визант. период. Торжественно открытый в янв. 2011 г. Президентом РФ Музейно-парковый комплекс в Иерихоне стал долговременной научной площадкой для совместной работы российских и палестинских ученых.

В 2016 г. в Москве в Центре П. П. о. начала свою деятельность научная б-ка об-ва, основу к-рой составила личная б-ка Щапова. К 2019 г. готовится воссоздание б-ки на Сергиевском подворье в Иерусалиме.

Важное значение для совр. жизни об-ва имеет воссозданная в 90-х гг. XX в. связь с РПЦ. Комитет почетных членов П. П. о. возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а почетными членами являются митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и др. Среди основных факторов, способствующих расширению русского присутствия на Св. земле - подписание в мае 2007 г. Акта о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ, проложившее путь к единению Церкви и, как следствие, создавшее условия для консолидации П. П. о.

К марту 2019 г. на территории РФ действует 41 региональное отд-ние П. П. о., большая часть к-рых работает во взаимном сотрудничестве с епархиями РПЦ.

Ист.: Мансуров Б. П. Отчет Палестинского комитета, 1858-1864. СПб., 1866; Отчет Правосл. Палестинского об-ва за 1885-1886 гг. СПб., 1886; Россия в Св. Земле: Док-ты и матлы / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент.: Н. Н. Лисовой. М., 2000. 2 т.; Хитрово В. Н. Письма о Св. Земле // Он же. Собр. соч. и писем. СПб., 2011. Т. 2: Статьи о Св. Земле / Ред.: Н. Н. Лисовой. М.; Л., 2011.
Лит.: [Каминский В. К.] Неск. летописных данных из первых дней существования Рус. подворий в Иерусалиме // СИППО. 1901. Т. 12. № 1. С. 64-75; Дмитриевский А. А. Имп. ППО и его деятельность за истекшую четверть века, 1882-1907. СПб., 1907; он же. Памяти Б. П. Мансурова // СИППО. 1910. Т. 21. № 3. С. 446-457; он же. Деятели рус. Палестины / Сост.: Н. Н. Лисовой. СПб., 2010; он же. Палестинское об-во и рус. школы на Востоке: Статьи, очерки, отчеты // Сост.: Н. Н. Лисовой. СПб., 2014; Иловайский С. И. Ист. очерк 50-летия Рус. об-ва пароходства и торговли. Од., 1907; Аничков Н. М. Учебные и врачебные заведения ИППО в Сирии и Палестине. СПб., 1910. Ч. 2: Учеб. заведения Галилеи; Stavrou Th. G. Russian Interests in Palestine, 1882-1914. Thessal., 1963; Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine, 1843-1914. Oxf., 1969; Баталден С. К. Судьба рус. землевладения в Иерусалиме во время Палестинского мандата // ППС. 1992. Вып. 31(94). С. 25-31; Грушевой А. Г. Имп. Правосл. Палестинское об-во: (По петербургским архивам) // Архивы рус. византинистов в С.-Петербурге. СПб., 1995. С. 134-156; Юзбашян К. Н. Палестинское обво: Страницы истории // Ист. вестн. 2000. № 2(6). С. 102-140; № 3/4(7/8). С. 132-154; Лисовой Н. Н., Платонова З. И., Савушкин В. А. Сводный кат. рус. недвижимостей в Св. Земле // Россия в Св. земле. М., 2000. Т. 1. С. 691-719; Лисовой Н. Н. В. Н. Хитрово - основатель ИППО // Хитрово В. Н. К Животворящему Гробу Господню: Рассказ старого паломника. М., 2003. С. 5-59; он же. Рус. присутствие в Св. Земле: Учреждения, люди, наследие // ОИ. 2003. № 2. С. 19-37; № 3. С. 84-103; он же. Из истории руководства ИППО: 4 секретаря (М. П. Степанов - В. Н. Хитрово - А. П. Беляев - А. А. Дмитриевский) // ППС. 2005. Вып. 102. С. 6-35; он же. Рус. духовное и полит. присутствие в Св. Земле и на Ближ. Востоке в XIX - нач. XX в. М., 2006; он же. Св. Земля: История и наследие: Правосл. путев. М.; СПб., 2015.
Н. Н. Лисовой
Ключевые слова:
Русская Православная Церковь. Духовное просвещение Палестинское Православное Общество (в 1889-1917 и с 1992 Императорское Православное Палестинское общество (ИППО), в 1918-1992 Российское Палестинское общество), одна из старейших в России научных и гуманитарных неправительственных общественных организаций
См.также:
АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор "Китайского благовестника"
АГАФАНГЕЛ (Соловьёв Алексей Федорович; 1812-1876), архиеп. Волынский и Житомирский
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский
АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ В РОССИИ учебные заведения закрытого типа, дающие высшее богословское образование