Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛЕВИЦКИЕ
Т. 40, С. 333-336 опубликовано: 4 мая 2020г.


ЛЕВИЦКИЕ

Григорий Кириллович и Дмитрий Григорьевич, отец и сын, художники.

Григорий Кириллович

(Нос) (1697 (?), с. Маячка близ сотенного мест. Кобеляки Полтавского полка (ныне Новосанжарского р-на Полтавской обл., Украина) - 8(19).05.1769, там же), свящ., гравер. Выдающийся мастер гравюры стиля барокко. Работал преимущественно в технике резцовой гравюры на меди, выполнял как книжные, так и станковые гравюры.

Род Г. К. происходил из Правобережной Украины. Его пращур Василий Нос, переселившись на Полтавщину, в 1680 г. получил приход Михайловской ц. в с. Маячка. Приход перешел по наследству Василию Носу - младшему, его сыну Степану (священствовал между 1691 и 1704), поочередно 3 его сыновьям, в т. ч. Кириллу Степановичу Носу - отцу Г. К.

Документальные сведения о Г. К. скудны. Известна жалоба Пелагеи Мироновны, вдовы его дяди Алексея Носа, к-рая сообщала, что племянник, занявший освободившееся после смерти ее мужа место и отказывавший ей и сыну Николаю в пропитании, причитающемся им от приходского дохода, оставил родное село вскоре после Полтавской битвы (после 1709) «в малых летах» и вернулся «из немецких земель» спустя 20 лет, т. е. в кон. 30-х гг. XVIII в. На этом основании дата рождения Г. К. была отнесена на кон. 90-х гг. XVII в. (скорее всего 1697). Однако запись в исповедной книге Михайловской ц. с. Маячка от 1724 г. указывает, что 16-летний Г. К. в этом году находился в Маячке среди др. членов семьи отца; т. о., он мог родиться ок. 1708 г.

Г. К., вероятно, сначала обучался в Киево-Могилянской академии (документальные свидетельства не сохр.), после чего уехал в Силезию, где учился искусству гравирования во Вроцлаве. Наиболее ранние из сохранившихся работ Г. К. кон. 20-х гг. XVIII в. относятся к вроцлавскому периоду (в Национальном музее во Вроцлаве и в библиотечных собраниях Польши). Воспроизведения художественных и исторических памятников Вроцлава (тимпана собора Девы Марии на Песчаном о-ве (Выспа-Пясек), надгробий силезских князей), портрет Адама Квазиуса, гравюры «Св. Доминик» и «Осуждение Христа на смерть» и др. имеют подпись: «Grzegorz Lewicki». Как было установлено польск. исследователями, это одно лицо с Г. К. Листы Гжегожа Левицки стилистически близки к работам круга мастеров известной вроцлавской мастерской гравера Бартоломея Стаховского. Последними гравюрами вроцлавского периода, выполненными в 1732 г., являются экспрессивные книжные иллюстрации «Распятие с предстоящими» и «Души в чистилище». Творчество Г. К. вроцлавского периода заняло видное место в истории польск. искусства XVIII в.

Ок. 1735 г. Г. К. вернулся в Киев. Самой ранней киевской работой является гравированная рамка 1735 г. для вставки объявлений о театрализованных академических диспутах. Пышную рамку в стилистике барокко можно считать одним из первых образцов афиши на восточнослав. землях. С Киево-Могилянской академией связаны выполненные Г. К. 2 рамки для вписывания заголовков к рукописным академическим курсам.

Ок. 1741 г. Г. К. был рукоположен во священника и получил в наследство приход в с. Маячка. Согласно записям Киевской духовной консистории, Г. К. вплоть до 60-х гг. XVIII в. отдавал право служения в с. Маячка др. священнику при условии выплаты определенной суммы на содержание его семьи, а сам в это время проживал в собственном доме в Киеве на Подоле.

В 1745 г. во Львове была издана книга префекта Киево-Могилянской академии М. Козачинского, содержавшая панегирик в честь братьев Разумовских и генеалогию их рода (Козачинский М. И. Философия Аристотелева по умствованию перипатетиков изданная. Львов, 1745). Г. К. выполнил для нее гравюры с родословным древом Разумовских, их гербом, варианты вензелей гр. А. Г. Разумовского (Л. 3 об., 4, 10, 32) и заставки.

Ап. Иоанн Богослов. Гравюра Г. К. Левицкого из Апостола. 1738 г.
Ап. Иоанн Богослов. Гравюра Г. К. Левицкого из Апостола. 1738 г.

Ап. Иоанн Богослов. Гравюра Г. К. Левицкого из Апостола. 1738 г.

Мастерство Г. К. наиболее ярко проявилось в создании подносных гравюр-панегириков для торжественных диспутов в Киево-Могилянской академии. Работы Г. К. с их усложненной композицией представляют наиболее развитый тип панегирической гравюры. В них присутствуют христ. и античные символы и аллегории, реалистичные портретные изображения, архитектурные и пейзажные мотивы. Крупноформатные барочные гравюры-тезисы были посвящены архимандритам Киево-Печерской лавры Роману (Копе) (ок. 1730, оттиск в НБУВ) и Илариону (Негребецкому) (подпись: «Gregorius Lewicki», 1738; не сохр., ранее в Церковно-археологическом музее при КДА), Киевскому митр. Рафаилу (Заборовскому) (подпись: «Grеgoriws Lewicki Sculp: Kijow: Podol», 1739; медная гравировальная доска и оттиск - в НБУВ).

Миниатюрный графический портрет свт. Димитрия Ростовского в полный рост, вероятно, был создан Г. К. специально для вклейки в рукописные сочинения святителя (после 1757). Портрет с подписью Г. К. находится на титульном листе рукописи «Келейный Летописец Димитрия Ростовского» нач. XVIII в. (НБУВ ИР). Традиц. композиция графического портрета в зеркальном отражении повторяет живописные изображения свт. Димитрия.

Г. К. участвовал в работе типографии Киево-Печерской лавры. Рафинированным исполнением отличаются гравированные подписные иллюстрации для миниатюрных (карманного формата) изданий Апостола и Евангелия, вышедших в лаврской типографии в 1737 г. Г. К. выполнил для издания Апостола титульный лист, изображение Успенского собора на обороте титула (медная доска с авторской подписью хранится в НБУВ), фронтисписные гравюры «Ап. Петр», «Ап. Павел», «Ап. Иуда», «Ап. Иоанн», «Ап. Лука», «Иисус Христос указывает Иоанну Богослову 7 звезд». В Евангелии 1737 г. имеются подписные гравюры работы Г. К.: титульный лист, на обороте его - «Распятие»; 4 образа св. евангелистов.

Значительным достижением Г. К. стала серия апостольских образов для издания Апостола 1738 г., повторенная в следующем лаврском издании в 1752 г. (совм. с др. граверами). Величественные фигуры апостолов в полный рост на фоне пейзажа c низкой линией горизонта отличаются скульптурной моделировкой и монументальной трактовкой образа. Фронтисписные иллюстрации на всю страницу выполнены в стилистике западноевроп. барочного искусства. Художественным ориентиром для Г. К. служили гравюры с изображением апостолов из Библии Пискатора. Гравюры из Апостола 1738 г. распространялись также отдельными листами. Популярны были гравированные листы Г. К. с образом Божией Матери с Младенцем Христом, «Иисус Христос и Иоанн Креститель детьми», оттиск портрета свт. Димитрия Ростовского. Среди подобных «народных картинок» работы Г. К. отличались высоким профессионализмом. Станковая гравюра «Распятие с предстоящими» 1757 г. является последней известной датированной работой Г. К.

Сведения о том, что Г. К. работал как иконописец, не нашли подтверждения. Кроме граверных работ он осуществлял в соответствии с распоряжениями Синода надзор за художественным уровнем церковных росписей и иконописи. Он был назначен инспектором церковной живописи с правом отбирать и уничтожать «неискусной резьбы иконы» в церквах Полтавской протопопии (в местечках Нефороща (Нехвороща), Царичанка и др.).

Легендарная версия об участии Г. К. вместе с сыном Дмитрием в росписи Андреевской ц. в Киеве представляется сомнительной. Строительная документация собора не упоминает их имен, а художественная практика 1-й пол. XVIII в. не дает примеров совмещения профессий гравера и мастера настенных росписей, т. к. специфика этих специальностей существенно различна. Отдельные детали художественной декорации Андреевской ц. и близкое знакомство Г. К. с руководителем работ А. П. Антроповым могут свидетельствовать о том, что гравер имел некоторое влияние на характер внутреннего оформления церкви (Фоменко В. М. 1976. С. 102).

Творчество Г. К. стало вершиной развития укр. гравюры стиля барокко. «Мастера гравюры XVIII в.- современники Григория Левицкого и те, что работали после его смерти, не превзошли уже им достигнутого, как в художественном мастерстве, так и в содержании» (Там же. С. 106).

Е. В. Лопухина, Ю. В. Иванова

Дмитрий Григорьевич

(Между 13 и 17.05.1735, Киев (?) - 4.04.1822, С.-Петербург), живописец, сын Г. К. Основам профессии учился у отца. Ок. 1752-1755 гг. познакомился с художником А. П. Антроповым, к-рый в эти годы работал над оформлением Андреевской ц. в Киеве. По окончании работ Антропов взял юношу в С.-Петербург и продолжил его образование в своей мастерской. Д. Г. прожил в его доме с др. учениками с 1758 по 1764 г. Возможно, когда Д. Г. перестал зависеть от учителя, он смог частным образом посещать академические классы специалиста в перспективной живописи Дж. Валериани и исторического живописца Л. Ж. Ф. Лагрене, копировал полотна А. Рослина. До 1762 г. Д. Г. помогал Антропову в росписи плафонов Зимнего дворца и в создании икон для кладбищенских церквей С.-Петербурга. В 1762 г. он прибыл в Москву, где в качестве помощника Антропова участвовал в оформлении Триумфальных ворот (Никольских в Кремле и Тверских в Земляном городе), возведенных по случаю торжеств в честь коронации имп. Екатерины II. В декор входили картины на аллегорические сюжеты и 8 портретов императрицы. В 1766 г. Д. Г. реставрировал Триумфальные ворота уже как независимый специалист.

В 1767 г. совместно с иконописцем В. И. Василевским создал 73 иконы (не сохр.) для иконостасов московских ц. святых Кира и Иоанна на ул. Солянка и ц. вмц. Екатерины на ул. Б. Ордынка.

К 1769 г. Д. Г. переехал в С.-Петербург, иконописные работы этого периода неизвестны. Он стал работать преимущественно в портретном жанре. 30 июля 1770 г. за портрет ректора АХ архит. А. Ф. Кокоринова (1769, ГРМ) ему было присуждено звание академика. С 10 марта 1771 по 1787 г. Д. Г. руководил портретным классом, для к-рого создал собственную программу обучения, включавшую обязательное копирование. Среди его учеников - С. С. Щукин, П. С. Дрождин, Л. С. Миропольский, Е. Д. Камеженков. 17 окт. 1776 г. Д. Г. был произведен в советники академии, в 1780 г. определен членом академического совета. Живопись Д. Г. близка к западноевропейской портретной традиции непринужденностью поз изображенных лиц, изысканным колоритом, убедительностью световоздушной среды и достоверностью в передаче материалов. Не исчерпываясь ни одним из стилистических направлений его времени, художественный метод Д. Г. представлял собой «движение к реализму» (Валицкая. 1985). Всеобщее признание получила серия из 7 портретов воспитанниц Смольного ин-та благородных девиц (1772/73-1776, ГРМ), вероятно исполненная для имп. Екатерины II. Три портрета этой серии могут быть трактованы как аллегории науки и искусств (Е. И. Молчанова - наука, Н. С. Борщова - театр, Г. И. Алымова - музыка) и представляют иллюстрацию эстетической и педагогической системы XVIII в. Другая серия - портреты опекунов Московского воспитательного дома для сирот, в которой Д. Г. показал себя как мастер парадного портрета с продуманной иконографической программой, способный находить индивидуальную позу и жест для каждого персонажа,- таковы портреты Н. А. Сезёмова (1770, ГТГ), П. А. Демидова (1773, ГТГ).

Особое место в творчестве Д. Г. занимают многочисленные портреты имп. Екатерины II и членов царской семьи. «Портрет Екатерины II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия» (эскиз - рубеж 70-х и 80-х гг. XVIII в., ГТГ, портрет - 1783, ГРМ, вариант - 1793, ГТГ) стал программным произведением для Д. Г. и литераторов его окружения, Г. Р. Державина вдохновил на создание оды «Видение Мурзы». Композиция была предложена Н. А. Львовым, Д. Г. взял за основу портрет, исполненный Р. Бромптоном. На фоне пышного занавеса и пейзажа с бегущим по морю парусником под развевающимся флагом показана императрица в рост, в свободном движении обращающаяся к зрителю, словно завершая монолог, смысл к-рого отражает надпись на жертвеннике: «Для общего блага». Соотнесенность с античным театром усилена статуей Фемиды. Д. Г. лично описал картину как «внутренность храма богини Правосудия, перед которой в виде Законодательницы ее императорское величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя...».

Среди парадных портретов Д. Г. 1782 г., отличающихся виртуозным письмом и эффектной подачей модели, выделяются «Портрет гр. Урсулы Мнишек» (ГТГ), «Портрет певицы А. Д. Бернуцци» (ГТГ), «Портрет А. Д. Ланского» (ГРМ). Теплота и поэтичность характеризуют интимные изображения, подобные «Портрету М. А. Дьяковой» (1778, ГТГ) или глубоко психологическому «Портрету отца художника» (1779, ГТГ). Д. Г. создал галерею образов деятелей русской культуры: дважды писал своего близкого друга архитектора, поэта и музыканта Львова (кон. 70-х гг. XVIII в. (?), ГЛМ, и 1785, ГРМ), литератора А. В. Храповицкого (1781, ГРМ), поэта и писателя И. М. Долгорукова (1782, Музей русского искусства, Киев), поэта, баснописца и сатирика И. И. Дмитриева (90-е гг. XVIII в., ГТГ), издателя Н. И. Новикова (авторское повторение (?) 2-й пол. 90-х гг. XVIII в. находится в ГТГ).

В авг. 1787 г. Д. Г. подал в совет академии прошение об отставке «по болезни». Был уволен на следующий день с минимальной пенсией. В 1807 г. по настоянию конференц-секретаря АХ А. Ф. Лабзина Д. Г. был введен в члены совета академии. В нач. 90-х гг. XVIII в. исполнены парадные, виртуозного письма «Портрет вел. кн. Елены Павловны» (Музей русского искусства, Киев), «Портрет вел. кн. Александры Павловны на фоне Камероновой галереи», «Портрет вел. кн. Екатерины Павловны», «Портрет вел. кн. Марии Павловны» (все - Павловский дворец, Павловск). Слава Д. Г. как живописца начала угасать после Отечественной войны 1812 г.; в академических документах имя его не упоминается. Его смерть в художественной среде прошла незамеченной; могила на Смоленском кладбище в С.-Петербурге утеряна. Творчество Д. Г. оказало влияние на становление П. И. Соколова, В. Л. Боровиковского, Г. И. Угрюмова.

Ю. В. Иванова

Лит.: Ровинский Д. А. Мат-лы для рус. иконографии. СПб., 1884. Т. 1; он же. Словарь граверов; Горленко В. П. Д. Г. Левицкий // РА. 1892. Кн. 3. С. 204-222; РБС. Т. 13. С. 148; Русская живопись в XVIII в. СПб., 1902. Т. 1: Д. Г. Левицкий, 1735-1822 / Сост.: С. П. Дягилев; Попов П. М. Матерiали до словника укр. граверiв. К., 1926. С. 68-79; он же. То же: Додаток 1. К., 1927. С. 22; Wiecek A. Polscy artysci Wrocławia w wieku XVIII. Warsz., 1955. C. 39-40; idem. Sztycharz Grzegorz Lewicki i jego nieznane prace slaskie // Kwartalnik Opolski. Opole, 1959. N 20(4). S. 124-133; Гершензон-Чегодаева Н. М. Д. Г. Левицкий: Жизнь и творчество: Дис. М., 1962; она же. Д. Г. Левицкий. М., 1964; Грабарь И. Э. История рус. искусства. М., 1968. Т. 10. Кн. 1; Фоменко В. М. Григорiй Левицький i укр. гравюра. К., 1976; Молева Н. М. Левицкий. М., 1980; Валицкая А. П. Д. Г. Левицкий, 1735-1822. Л., 1985; Д. Г. Левицкий, 1735-1822: Кат. выст. / ГРМ. Л., 1987; ГТГ: Кат. собр. Сер.: Живопись XVIII-XX вв. М., 1998. Т. 2: Живопись XVIII в.; Фоменко Д. Мiднi гравiрувальнi дошки укр. друкарень XVII-XIX ст. у фондах НБУВ: Кат. К., 2014. С. 183-186. Кат. 165, 166.
Ключевые слова:
Художники русские Левицкие Григорий Кириллович и Дмитрий Григорьевич, отец и сын, художники
См.также:
БАРЩЕВСКИЙ [Борщевский] Иван Федорович; 1851-1948, худож.-фотограф, историк древнерус. искусства и культуры
БЕНУА семья рус. художников и архитекторов
БЛИНОВ Иван Гаврилович (1872-1944), старообряд. художник книги и книгописец
БОНДАРЕНКО Илья Евграфович (1870 - 1947), архитектор, художник, историк архитектуры