Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛЕВ
Т. 40, С. 207-214 опубликовано: 22 апреля 2020г.


Содержание

ЛЕВ

Прп. Лев Оптинский. Фрагмент иконы на раке святого. 2000 г. Иконописец игум. Ипатий (Хвостенко) (ц. Владимирской иконы Божией Матери)
Прп. Лев Оптинский. Фрагмент иконы на раке святого. 2000 г. Иконописец игум. Ипатий (Хвостенко) (ц. Владимирской иконы Божией Матери)

Прп. Лев Оптинский. Фрагмент иконы на раке святого. 2000 г. Иконописец игум. Ипатий (Хвостенко) (ц. Владимирской иконы Божией Матери)
(Наголкин Лев Данилович; 1768, г. Карачев Орловской губ., ныне Брянской обл.- 11.10.1841, Оптина в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст.), прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни. Происходил из мещан г. Карачева. Служил приказчиком в г. Болхове у купца Сокольникова, торговавшего пенькой и конопляным маслом. По роду деятельности общался с людьми различных званий и состояний, что помогало развить наблюдательность и обрести житейскую мудрость. Обладал прекрасной памятью и рассудительностью. Оценив способности своего приказчика, купец предложил ему жениться на своей дочери, но Лев Данилович отказался. В 1797 г., при игум. Авраамии († 1817), поступил в Оптину пуст. Отличался богатырской силой и здоровьем, к-рое, однако, успел расстроить в короткий срок из-за непомерных трудов. В 1799 г. перешел в Белобережскую Брянскую пуст., чтобы пользоваться духовными советами прп. Василия (Кишкина). 14 сент. 1801 г. пострижен в монашество с именем Леонид игуменом Чёлнского в честь Преображения Господня мон-ря Кесарием (Плюгиным). 22 дек. 1801 г. еп. Орловским и Севским Досифеем (Ильиным) рукоположен во диакона, 24 дек. того же года - во иерея. По благословению настоятеля нек-рое время пребывал в Чёлнском мон-ре, где проживал ученик прп. Паисия (Величковского) схим. Феодор (Пользиков; 1756-1822), ставший его духовным наставником. Духовно сблизился с настоятелем Свенского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря и ректором Севской ДС игум. Филаретом (Амфитеатровым). Со временем в Белобережской обители собрались ученики и последователи прп. Паисия: иером. Клеопа II (Антонов), схим. Феодор (Пользиков), схим. Афанасий (Охлопов), участвовавший в работе над переводом слав. «Добротолюбия», что способствовало духовному возрастанию иноков.

Благодаря рассудительности и трудолюбию приобрел уважение братии и в 1804 г. был избран настоятелем мон-ря. Из жизнеописания старца известно, что избрание настоятелем он встретил в квасоварне, где варил квас для всей братии. В указе Орловской духовной консистории от 13 сент. 1804 г. отмечено: «Белобережской пустыни строитель иеромонах Василий по просьбе его за слабостью здоровья от строительной должности увольняется. Пребывание иметь ему в оной же пустыни для вспомоществования советами и наставлениями новоопределенному строителю, каковым быть той пустыни иеромонаху Леониду» (ГАБО. Ф. 7. К. 1. Ед. хр. 31. Л. 4). Начальственная должность не изменила прямого и простого характера подвижника. В 1807 г. схим. Феодор после тяжелой болезни, во время к-рой он сподобился посещения Божия, вместе с иеросхим. Клеопой поселился в уединенной келье на расстоянии ок. 2 км от обители. Желая также подвизаться со старцами, Л. по собственному прошению был уволен от должности настоятеля 10 марта 1808 г. с предписанием «иеромонаху Леониду объявить Его преосвященства благоволение за его труды по устроении обители и упокоить его кельею и содержанием» (Там же. Л. 9). Л. поселился вместе со старцами, где келейно принял постриг в схиму с именем Лев. В 1809 г. схим. Феодор покинул келью и переселился сначала в Новоезерский, впосл.- в Корнилиев Палеостровский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. В связи с жалобами настоятеля монастыря и по распоряжению правящего архиерея о. Клеопа II, Л. и его ученик мон. Амфилохий также покинули келью; 10 марта 1811 г. поступили в скит Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря, где в 1812 г. к ним присоединился схим. Феодор. Ок. 6 лет старцы прожили на Валааме, где, по словам некоего юродивого, «торговали хорошо» (Житие. 1994. С. 17), т. е. своими мудрыми наставлениями духовно укрепили братию. Келью подвижников посетил обер-прокурор Синода А. Н. Голицын. Но деятельность старцев вызвала ревность настоятеля монастыря игум. Иннокентия (Моруева), к-рый подал на них жалобу митр. С.-Петербургскому, Эстляндскому и Финляндскому Амвросию (Подобедову). Разбирательство дела было поручено строителю Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря, благочинному мон-рей Илариону (Кириллову). В февр. 1817 г. он вместе с поверенным Голицына А. Н. Никольским прибыл на Валаам, встречался со старцами, предложив им ок. 30 письменных вопросов. В итоговом донесении утверждал о непричастности старцев к ересям, отмечая их добродетели. Хорошо зная Л., перед митрополитом за него ходатайствовали ректор СПбДА архим. св. Филарет (Дроздов) и ректор СПбДС Иннокентий (Смирнов). Незадолго перед выходом из валаамского скита Л. посетил митр. Амвросия.

22 июня 1817 г. Л. вместе со схим. Феодором переселился в Александров Свирский в честь Св. Троицы мон-рь. В 1820 г. обитель по дороге на Валаам неожиданно посетил имп. Александр I Павлович и был встречен всей братией. Удивленному торжественным приемом императору сообщили, что встреча была подготовлена по совету старцев. После кончины 7 апр. 1822 г. схим. Феодора Л., по его словам, желал вместе с учениками «собраться… всем воедино и выпросить у какого-либо монахолюбивого архимандрита куточек» (Там же. С. 31). В разные годы свирским подвижникам митр. Амвросий (Подобедов) предлагал перейти и в Площанский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь Орловской епархии, и в Иоанна Предтечи св. скит Оптиной пуст. При этом Л. отмечал: «Наши сердца наклонность туда имеют, поелику я там начало полагал и здоровье потерял. И наш прежний любитель и благодетель, преосвященный Филарет, яко монахолюбивая душа, того желает» (Там же. С. 35). В авг. 1823 г. в Оптиной пуст. Калужский и Боровский еп. Филарет (Амфитеатров) предсказал братии, что Л. непременно будет подвизаться в этой обители или вообще во вверенной ему епархии.

Но после смерти старца Феодора Л. еще 5 лет прожил в Свирском монастыре. В обитель под его руководство поступил Д. А. Брянчанинов (впосл. свт. Игнатий), к-рый вместе со своим другом М. В. Чихачёвым (впосл. схим. Михаил) в нач. 20-х гг. сблизился со старцем и с его учениками, насельниками Александро-Невской в честь Св. Троицы лавры Аароном (Морякиным), Иоанникием (Бочаровым; в схиме Леонид) и Харитоном. По благословению Л. Брянчанинов составил «Житие схимонаха Феодора» (Игнатий (Брянчанинов). 2007. Т. 8. C. 631-650).

После выхода из Свирского мон-ря Л. посетил Киев. 6 окт. 1828 г. по пути в Оптину пуст. прибыл в Площанскую пуст., где познакомился с буд. оптинским старцем прп. Макарием (Ивановым), к-рый незадолго до этого потерял своего духовного наставника схим. Афанасия (Захарова; † 1825) и молился о том, чтобы Господь послал мудрого руководителя.

В апр. 1829 г. Л. перешел в скит Оптиной пуст. вместе с 6 учениками: мон. Макарием (Грузиновым), послушником Диомидом Кондратьевым, А. М. Сапожниковым, Г. Васильевым, И. Николаевым и П. П. Тамбовцевым. Преподобному отвели келью на пасеке около скита. 12 авг. 1829 г. он был причислен к братии. Иеросхим. Игнатий, поступивший в июле 1830 г. в скит, свидетельствовал о жизни скитян при Л.: «Скит не был еще окончательно обстроен... Братий было около 20 человек, в числе их было 5 молодых, а прочие все старцы. Утреннее правило начиналось в 2 часа. Читали полунощницу, а перед ней утренние молитвы, затем 12 псалмов, поучение из пролога, 1-й час. Братия расходилась затем по кельям. В 6 часов становились в кельях на правило - читать 3-й и 6-й часы и главу Евангелия и 2 главы Апостола. После сего шли на послушания. В то время были послушания: переплетное, садовое и письменное у о. Льва... Все сохраняли безмолвие. По кельям не ходили. Некоторые только выходили иногда в скит для уединенных прогулок в ночное время. Новоначальных наставляли не столько словами, сколько примером своей жизни. Благой пример старшей братии благодетельно действовал на новоначальных, и они старались подражать ей. За этим строго следил о. игумен Антоний. На общие послушания выходили все обязательно. Исключения составляли: о. Антоний, о. Иов и о. Вассиан. Общие послушания были весной и летом: огородное и садовое и осенью - копание картофеля, рубка капусты, сбор яблок. Дрова для топлива собирали сами в лесу: одежду, обувь, муку, белье скитяне получали из монастыря. За это скит делился с монастырем получаемыми деньгами от благодетелей. В остальном порядок жизни был такой же, что и теперь. Чай пили только по праздникам, собираясь для сего у о. Льва на пасеке... На откровение помыслов вся братия ходила к о. Льву на пасеку после вечерней трапезы, и у него же в келье выслушивали вечерние молитвы. Вечерня вычитывалась до ужина в соборной келье. Народу приходило к о. Льву тогда весьма много. Больше всего поучал о. Лев смирению» (Сказание иеросхим. о. Игнатия о жизни в ските Оптиной Введенской пуст. (1830-1860) // РГБ НИОР. Ф. 213. К. 49. Ед. хр. 10).

Л. возродил в Оптиной пуст. старческое руководство и откровение помыслов в духе святоотеческой традиции. Вместе с даром духовного рассуждения он обладал даром прозорливости и часто напоминал приходящим к нему забытые грехи. Ученики вспоминали, что Л. «как бы читал в душе каждого из них сердечные тайны, что от проницательного его взора не могли утаиться сокровенные их помыслы, которые он нередко явно в присутствии других, приходивших к нему, обличал ради их душевной пользы. Особенно же старец имел от Бога дар открывать и напоминать искренно относившимся к нему забытые ими грехи». Л. не боялся затронуть самолюбие духовных детей, умел и пристыдить, и утешить. Несмотря на видимую простоту, его «обращение никого не оскорбляло» (Житие. 1994. С. 65-66, 84).

Близких учеников Л. называл «деточками» и обращался к ним: Мишутка, Саша-Алексаша, Арсеньюшка, Аникий-невеликий. Часто давал шутливые прозвища, к-рые, с одной стороны, подчеркивали главные черты характера и служили для их смирения, а с другой - показывали и острую наблюдательность старца, склонного в шуточной форме обратить внимание человека на те наклонности, к-рые, возможно, нуждались в исправлении. Так, инока Антония (Бочкова; 1803-1872), впосл. настоятеля Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, искреннего любителя лит-ры, к-рый и сам писал стихи, хорошо рисовал, но вслед. нежного воспитания впадал в уныние, Л. называл «последним римлянином»; о. Геронтия (Васильева; 1800-1857), обладавшего вспыльчивым характером, в рясофоре называл Героем, а при постриге в мантию, когда его нарекли Геронтием,- «Горлантий», а иногда «Горлан». В 1837 г. игум. Геронтий стал строителем Тихоновой Калужской в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пуст., после чего Л. ежегодно приезжал туда на несколько недель, заботился о духовном возрастании братии. Постепенно благодаря советам Л. внутренний строй жизни пустыни стал изменяться. По словам братии, ничего важного в мон-ре не предпринималось и не делалось без благословения старца (Там же. С. 88).

Несмотря на окормление монахов и мирян, внутренняя жизнь Л. оставалась сокровенной. Не раз ближайшие ученики видели преподобного настолько погруженным в молитву, что он совсем забывал об окружающем. Обладая твердым и прямым характером, Л. никогда не гневался и не раздражался на иноков, напротив, сохранял спокойствие.

В 1834 г. из Площанской в Оптину пуст. перешел прп. Макарий (Иванов), к-рый стал последователем старца, помогал в окормлении духовных чад и в написании писем. «Будучи главным указным монастырским духовником и скитоначальником, ничего не делал, не вопросив о. Леонида, и по смирению весь успех своих начинаний приписывал тайно и явно молитвам, советам и благословению своего отца и до самой блаженной кончины о. Леонида пребыл одним из усерднейших учеников его. Такое же смирение являл со своей стороны в отношении к о. Макарию и старец о. Леонид» (Там же. С. 116).

Т. о. в Оптиной пуст. закладывалось духовное единодушие и преемство старческого руководства: «В последние пять лет своей жизни старец о. Леонид желавшим пользоваться его руководством большей частью благословлял обращаться вместе с тем и к о. Макарию и открывать ему все, что открывали самому о. Леониду. Со своей стороны и о. Макарий, когда узнавал от своих духовных детей что-нибудь касающееся до них важное, всегда спрашивал, объясняли ли об этом старцу Леониду, и если не объясняли, то отсылал к нему для объяснения. Таким образом, душа каждого из относившихся к ним была равно открыта пред обоими старцами, и оба они одинаково знали все обстоятельства своих духовных детей» (Агапит (Беловидов). 1997. С. 42).

Для духовного назидания Л. часто использовал пословицы и присказки: «Душу спасти - не лапоть сплести», «Источник молитвы у всякого есть, но отверзается он или постепенным углублением в себя, или мгновенно Божиим сверлом», «Если спрашиваешь меня, то и слушать, а если не слушать, так и не ходить ко мне», «Душа человеческая в душе своей таит много добра. Надобно только его отыскать», «Исповедовать на живую ниточку» (т. е. скоро), «У кого голосок да волосок, у того лишний бесок», «За что купил, за то и продавай», «Старого учить, что мертвого лечить» и др.

У Л., как и у др. оптинских старцев, была обширная б-ка. При его поддержке и по его благословению в Оптиной пуст. было подготовлено несколько книг. В 1839 г. опубликованы жизнеописание схим. Феодора, составленное послушником Петром Григоровым, а также 2 книги иеросхим. Иоанна (Малиновского) с критикой старообрядцев: «Доказательства о древности трехперстного сложения и святительского имянословного благословения от разных достоверных древних и новых писателей для убеждения раскольников» и «Дополнения к доказательствам о древности трехперстного сложения». В 1841 г. опубликована кн. «Дух мудрования некоторых раскольнических толков» иеросхим. Иоанна (Малиновского). В 1838 г. по поручению еп. Николая Л. вел беседы со старообрядцами в 2 деревнях Калужского у.

Возрождение монашеской традиции откровения помыслов, приток паломников к старцу вызвали непонимание у нек-рых современников Л., поэтому на него писали жалобы епархиальному начальству. По указу еп. Калужского и Боровского Николая (Соколова) Л. был перемещен из скита в обитель, 1 нояб. 1835 г. за неимением кельи - обратно в скит, а 2 февр. 1836 г.- вновь в Оптин мон-рь. Вместе с Л. из скита перешли мон. Макарий (Грузинов) и послушник Григорий Лавров. В авг. 1836 г. Л. поселился в келье, построенной А. И. Желябужским. Вскоре ему было запрещено открыто носить схиму и принимать мирских посетителей. 17-18 июня 1837 г. Оптину пуст. вместе с еп. Николаем посетил митр. Филарет (Амфитеатров), вслед. заступничества которого гонения на старца ослабели, ему было разрешено носить схиму. Мн. лишенные старческого окормления обращались и к еп. Николаю, и к настоятелю прп. Моисею (Путилову), и постепенно старец снова стал принимать народ, говоря: «Я к себе никого не зову; а кто ко мне приходит, тех гнать от себя не могу. Особенно в простонародии многие погибают от неразумия и нуждаются в духовной помощи. Как могу презреть их вопиющие душевные нужды?» (Житие. 1994. С. 213).

Л. духовно окормлял монахинь из белёвского Крестовоздвиженского, севского Троицкого мон-рей, Борисовской Тихвинской пуст. и др. В 1839-1841 гг. подверглись гонениям ученицы Л. из Белёвского мон-ря. Сестры пользовались наставлениями преподобного, а на откровение помыслов ходили к его ученице старице Анфии (Кононовой; 1798-1858). В 1841 г., после обвинения в ереси и в том, что мон. Анфия якобы исповедует сестер от имени Л., она вместе с послушницей М. Н. Сомовой (впосл. игумения каширского Никитского мон-ря Макария) была выслана из обители, др. ученицы были оставлены под надзором. Впосл., как и предсказывал Л., изгнанные насельницы были возвращены, а его ученица Павлина (Овсянникова; 1813-1877) стала настоятельницей обители, во всем руководствуясь советами его преемника прп. Макария. Гонения в Белёвском мон-ре отразились и на обстоятельствах жизни самого старца, к-рому вновь запретили принимать мирских посетителей. По свидетельству нек-рых лиц, существовала возможность его перевода в др. мон-рь Калужской епархии или даже в Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь. Возникающие недоразумения Л. принимал благодушно. Однако, уступая настойчивым просьбам учеников, подписал, не читая, письмо прп. Макария настоятелю Сергиевой пуст. архим. Игнатию (Брянчанинову), который обратился с ходатайством о старце к митр. Филарету (Дроздову). Митр. Филарет писал еп. Николаю, что «ересь предполагать в о. Леониде нет причины» (Там же. С. 303).

В сент. 1841 г. у старца побывал инок Парфений (Агеев), оставивший рассказ об этом посещении в своем «Сказании о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле…». Л. был похоронен 13 окт. 1841 г. за алтарем Никольского придела Введенского собора при огромном стечении народа. 20 мая 1842 г. литию на могиле отслужил митр. Филарет (Амфитеатров), в июне 1843 г.- Калужский еп. Николай (Соколов). Чугунный памятник на могиле был установлен 24 дек. 1843 г.

Отвечая на известие о кончине старца, архим. Игнатий (Брянчанинов) писал: «Душа моя исполнилась печали - и как ни вспомяну о нем,- каждый раз обильная печаль изливается в мое сердце. Точно как вы пишете, он имел обо мне особеннейшее расположение и любовь, следствие коих постоянно в себе ощущаю: отклонясь телесно, я не отклонился в противное мудрование, но многие его изречения остались у меня в памяти и доселе меня руководствуют, особливо произнесенные в Свирском монастыре» (Игнатий (Брянчанинов). 2004. Т. 6. C. 607). И. М. Концевич называл Л. «первым старцем в Оптиной», прот. С. И. Четвериков, сравнивая становление старчества в Оптиной пуст. с временами года, соотнес с весной служение преподобных Авраамия, Моисея, Антония и Л. (Концевич. 2013. С. 471; Четвериков. 1998. С. 398).

26 июля 1996 г. Л. был прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых, на Архиерейском юбилейном Соборе 13-16 авг. 2000 г.- общецерковно. 9 июля 1998 г. обретены его мощи и торжественно перенесены в храм в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Материалы к жизнеописанию Л. стали собирать сразу после его кончины. Пожелание составить жизнеописание старца выразил еп. Калужский Николай (Соколов). Хотя при жизни Л. между ними происходили недоразумения, связанные с ложными наветами недоброжелателей и непониманием сути старческого окормления, преосв. Николай понимал всю важность такого издания. В 1845 г. в ж. «Маяк» был опубликован отрывок рукописи «Жизнь и подвиги Оптиной пуст. старца иером. Леонида», подготовленный о. Порфирием (Григоровым). В статье содержались «Вопросы ученика и ответы старца», вошедшие позднее во все жизнеописания Л.

С просьбой о составлении жизнеописания обратились к прп. Макарию (Иванову), к-рый по своему смирению отказался, о чем писал 24 мая 1845 г.: «...я нахожу себя к этому предприятию слабым и недостойным, не имею источников. Может быть, найдутся люди, кои и соберут историю жизни его на пользу другим; а я довольствуюсь тем, что чту память его, помня его отеческую любовь ко всем и ко мне, убогому; уповая, что он удостоился получить милость Божию и там молит за нас, грешных, Господа. Питаясь сею надеждою, остаюсь мирным; также и прочие знающие его ведят и жизнь его: а когда восхочет Господь, то подаст силу и разум, кому нужно писать жизнь его» (Макарий (Иванов). 1862-1863. Ч. 5. С. 566).

Игум. Антоний (Бочков) пытался составить жизнеописание, но оставил только нек-рые записки: «...хотел во всей полноте описать жизнь старца, как ее видел; но затруднился, так как старец действовал и выражался очень своеобразно, и даже полуюродствовал: видеть и понимать это было можно, а выразить на словах и вполне передать другим неудобно» (Климент (Зедергольм). 1991. С. 1). В «Записках... из истории Валаамского монастыря и с описанием своих путешествий по монастырям России» (РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 6.) игум. Антоний описывал пребывание старцев Л. и о. Феодора на Валааме и в Александровом Свирском мон-ре. Помимо свидетельств др. лиц игум. Антоний оставил свои воспоминания о старце, записал его 14 ответов на предложенные вопросы, касающиеся духовной жизни, и, наконец, посвятил своему наставнику стихотворение «Памяти отца Леонида» (др. название - «Плач на гробе отца»). Материалы (1846) игум. Антония к жизнеописанию старца вошли в рукопись из собрания Оптиной пуст. «Жизнеописание Леонида (Льва) (Наголкина) - материал к изданию» (РГИА. Ф. 213. К. 46. Ед. хр. 3. 22 л.). Воспоминания игум. Антония (Бочкова) опубликованы в книге архим. Леонида (Кавелина) «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пуст. и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи» (1847), а также во всех биографических очерках о старце. В книге о. Леонида опубликована и литография Л., выполненная П. Ф. Борелем. В качестве приложения к жизнеописанию старца архим. Леонид поместил «Вопросы ученика и ответы старца» - вопросы П. П. Тамбовцева к Л., опубликованные ранее в ж. «Маяк» (Маяк. СПб., 1845. Т. 22).

Иером. Леонид (Кавелин) работал над жизнеописанием Л. и над подготовкой к изданию его писем, о чем свидетельствуют рукописные тетради (Письма (в списках) старца иеросхим. Льва (Леонида) (Наголкина) // РГБ. Ф. 214. Ед. хр. 370, 371), относящиеся к 1855-1857 гг. Однако в связи с назначением в Русскую духовную миссию в Иерусалиме эта работа иером. Леонидом не была завершена.

В 1861 г. вышло жизнеописание прп. Макария (Иванова), составленное иером. Леонидом. В «Сказании о жизни и подвигах блаженныя памяти старца Оптиной пуст. иеросхим. Макария» есть гл. «Подвижническая жизнь [о. Макария] под руководством старца отца Леонида» (С. 55-63). В ней составитель поместил не только выдержки из уже опубликованных воспоминаний о. Антония (Бочкова), но и новые материалы, среди к-рых выделяются свидетельства очевидцев о взаимоотношениях 2 старцев, а также написанный прп. Макарием некролог старца Льва.

В 1876 г. было издано жизнеописание Л., подготовленное о. Климентом (Зедергольмом). По словам К. Н. Леонтьева, Л., «смиряясь пред епископом, все-таки, как мы видим, неизменно и бодро отстаивал свое призвание старца» и «при всей своей серьезности позволял себе иногда несколько юродствовать, смешить, представляться чудаком, притворяться гневным для наставления» (Леонтьев. 1997. С. 45-46).

Наиболее полное жизнеописание Л. составлено по решению собора старшей братии мон-ря (Журнал заседаний собора старшей братии Козельской Введенской Оптиной пуст. и мат-лы к ним, 1913-1918 // РГБ. Ф. 213. К. 3. Ед. хр. 26. Л. 35) архим. Агапитом (Беловидовым). В 1917 г. в Шамординской типографии была издана его кн. «Первый великий старец оптинский иеромонах Леонид (в схиме Лев)». В 1994 г. вышло репринтное переиздание - «Житие оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)», подготовленное Оптиной пуст. в сер. «Преподобные оптинские старцы».

Предварительную, собирательскую работу над жизнеописанием старца отражают многочисленные рукописи из архива Оптиной пуст.: Список материалов для составления жизнеописания иеросхим. Леонида (Льва) (Наголкина) [1870-е] // РГБ. Ф. 213. К. 46. Ед. хр. 9; Различные записи о старцах Оптиной пуст. // Там же. К. 50. Ед. хр. 4; Амвросий Гренков (?). Записка о иеросхим. Леониде (Льве) (Наголкине). Отрывок. Доп. мат-л к жизнеописанию старца Леонида [1880-?] // Там же. К. 49. Ед. хр. 1; Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Льва (Леонида Наголкина) и др. [1890-е гг.] // Там же. К. 74. Ед. хр. 24. Полное жизнеописание старца содержится в рукописи «Первый великий старец Оптинский иером. Леонид (в схиме Лев)» - книга, подгот. ко 2-му изд., испр. и значительно доп. [1900-е гг.] // Там же. К. 52. Ед. хр. 2.

Важными источниками, добавляющими новые штрихи к характеристике Л., являются воспоминания его учеников: Записки иером. Антония, дополнения к жизнеописанию иеромонаха Леонида (Льва) (Наголкина). Копия. [1890-е гг.] // Там же. К. 49. Ед. хр. 5; Рассказ об оптинских старцах Леониде (Наголкине), Макарии (Иванове), Амвросии (Гренкове): Из восп. мон. Тихвинской жен. пуст. Курской губ. Антонии Труновой // Там же. К. 51. Ед. хр. 6. Нач. 1900-х гг.; Воспоминания о старце Леониде (Льве). 2-я пол. XIX в. Написаны мон. Троицкого Севского монастыря // Там же. Ф. 214. Ед. хр. 297 (2). Свидетельства прозорливости старца, не вошедшие в жизнеописание, содержатся в «Келейных записках игум. Варсонофия» (Там же. Ед. хр. 319). Еще в XIX в. Л. предсказывал разорение Оптиной пуст.: «…придет время, когда скит наш запустеет, и в нем будут жить одни кошки» (РГБ. Ф. 214. Ед. хр. 319. Л. 354-354 об.).

Эпистолярное наследие Л. полностью не издано. В рукописях хранится ок. 1,5 тыс. писем (в т. ч. совместных писем и списков) старца более чем 80 адресатам. После кончины Л. по просьбе обители мн. адресаты прислали в Оптину пуст. сохранившиеся у них письма: в автографах и копиях. Эпистолярное наследие Л. можно разделить на неск. групп: письма-автографы старца; письма-автографы старца Макария с подписями-автографами старцев Л. и Макария; писарские и писарские с подписью-автографом Л.; списки писем; отредактированные письма, подготовленные к изданию. В 1860 г. иером. Леонид (Кавелин) подготовил отдельное издание - «Советование к сохранению заповедей», составленное по письмам Л. (позже перепечатано в «Калужских епархиальных ведомостях» (1862. № 9. С. 127-132) и «Троицких листках» (1880. № 24. С. 105-108)). «Советование...» было написано в форме послания к некоему адресату о сущности духовной жизни в мон-ре и в миру. В 1862 г. во 2-м издании «Исторического описания скита Оптиной пуст.» было опубликовано 30 писем Л. (С. 143-211), к-рые затем были приведены в жизнеописании старца, составленном схиархим. Агапитом (Беловидовым). В «Историческом описании Белёвского девичьего Крестовоздвиженского третьеклассного монастыря», составленном иером. Леонидом (Кавелиным), в Приложении опубликованы письма Л., адресованные ближайшим ученицам. Иером. Леонид (Кавелин) готовил к печати также «Письма (в списках) старца иеросхим. Льва (Леонида) (Наголкина)» (РГБ. Ф. 214. Ед. хр. 370, 371). В конце каждой рукописной книги предлагалось тематическое оглавление писем. В 1862-1863 гг. было издано 6-томное собрание писем старца Макария, ближайшего ученика Л., куда были включены в т. ч. и совместные письма старцев.

В 70-х гг. XIX в. в обители под рук. старца Амвросия проводилась работа с рукописным эпистолярным наследием Л. Об этом упоминает о. Порфирий (Севрюгин) в письме игум. Леониде (Фризель) от 23 дек. 1875 г.: «...имею я послушание от Старца Батюшки о. Амвросия письменное, веду летопись нашей обители, занимаюсь разборкою писем о. Леонида и другими материалами, приготовляющимися для издания» (РГБ. Ф. 213. К. 99. Ед. хр. 10. Л. 3 об.- 4). В отчете о проделанной работе за 1874-1875 гг. о. Порфирий указывал: «Разборка писем о. Леонида, и составление им оглавлений, и выборка из них материалов для жизнеописания старца. Сличение по двум рукописям и печатному жизнеописанию старца о. Феодора» (Порфирий (Севрюгин), мон. Отчет о занятиях за 1874-1875 гг. // РГБ. Ф. 213. К. 99. Ед. хр. 8. Л. 1-1 об.). О подготовке писем к изданию свидетельствуют и сохранившиеся рукописные тематические указатели к рукописным сборникам писем кон. XIX - нач. XX в.: Указатель к письмам старца иеросхим. Леонида (Льва Наголкина) // Там же. К. 44. Ед. хр. 12, в 3 тетрадях; Указатель к наставлениям старца Леонида (Льва Наголкина) // Там же. К. 74. Ед. хр. 25; Указатель к наставлениям старцев Льва и Макария: 2 ч. // Там же. К. 50. Ед. хр. 6, 9; Указатель к наставлениям старцев: 2 ч., к-рый называется «Азбука монашеская» // Там же. Ед. хр. 7, 10) и др.

В 1917 г. в жизнеописании старца в Приложении были вновь приведены 30 писем Л., повторяющих публикацию иером. Леонида 1862 г. Фактически именно эти письма на протяжении почти столетия стали главным источником для изучения эпистолярного наследия Л. В 1991 г. в «Московском приходском сборнике» были опубликованы те же письма, но источником публикации послужил рукописный сборник 40-х гг. XIX в. из собрания храма свт. Николая Чудотворца в Клённиках. Этот сборник, возможно, являлся списком с издания «Исторические описания скита» о. Леонида (Кавелина). В 2003 г. была издана обширная публикация «Письма великих оптинских старцев», где собраны письма Л., преподобных Макария, Амвросия, Анатолия (Зерцалова). В 2002 г. В. В. Кашириной был подготовлен сб. «Письма Оптинского старца Льва к мон. Иоанникию (Бочарову)», в котором опубликованы письма старца одному из его ближайших учеников и последователей.

Арх.: ГАБО. Ф. 7. К. 1. Ед. хр. 24, 31; РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 6; РГБ. Ф. 213. К. 3. Ед. хр. 26; К. 44. Ед. хр. 12; К. 46. Ед. хр. 3, 9; К. 49. Ед. хр. 1, 5, 10; К. 50. Ед. хр. 4, 6, 7, 9, 10; К. 51. Ед. хр. 6; К. 52. Ед. хр. 2; К. 74. Ед. хр. 24-33; К. 75. Ед. хр. 1-50; К. 99. Ед. хр. 8, 10; Ф. 214. Ед. хр. 297 (1-3), 319, 350-351, 360, 370-385, 618 (1-2).
Соч.: Советование к сохранению заповедей: [Из писем Оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва)] / Изд. подгот.: иером. Леонид (Кавелин). [Б. м., 1860]; «Аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди»: Из писем оптинского старца иером. Леонида, в схиме Льва. М., 1880; Письма оптинского старца иеросхим. Льва (Наголкина) // Московский приходской сб. М., 1991. Вып. 1. С. 109-150; Письма к мон. Иоанникию (Бочарову) / Сост.: В. В. Каширина. [Козельск], 2002; Письма великих оптинских старцев / Сост.: А. Д. Червяков. М., 2003; Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. [Козельск], 2003. 2 т.
Ист.: Парфений (Агеев), инок. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Св. Земле. М., 18562. Ч. 1. С. 275-280; Макарий (Иванов), иеросхим. Собр. писем. [Козельск], 1862-1863. 6 ч.; Климент (Зедергольм), иером. Жизнеописание оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва). М., 1876. Од., 1890 (переизд.: он же. Жизнеописание оптинского старца иером. Леонида. [Козельск], 1991); Первый великий старец оптинский иером. Леонид (в схиме Лев). Шамордино, 19172 (переизд.: Житие оптинского старца иером. Леонида (Льва). [Козельск], 1994); Житие оптинского старца Макария / Сост.: архим. Леонид (Кавелин). [Козельск], 1995р; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997; Великий старец иеросхим. Лев Оптинский // ЖПодв. Окт. С. 379-426; Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собр. творений. М., 2004. Т. 6; 2007. Т. 8.
Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи. СПб., 1847. Ч. 2; он же. Ист. описание скита при Оптиной пуст. СПб., 18622; он же. Ист. описание Белёвского девичьего Крестовоздвиженского третьекл. мон-ря. СПб., 1863; он же. Ист. описание Борисовской Тихвинской девичьей пуст. М., 1872; [Погодин] М. П. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и состоящего при ней скита // Москвитянин. 1848. Ч. 2. № 4. Отд. 2. С. 137; Червяков А. Д. Собр. Оптиной Введенской пуст.: Ф. 214 // Рукописные собр. ГБЛ: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 272-287; Леонтьев К. Н. Отец Климент Зедергольм, иером. Оптиной пуст. М., 1997; Четвериков С., прот. Правда христианства. М., 1998; Котельников В. А. Старец Леонид и возникновение старчества в Оптиной пуст. // ЦиВр. 2002. № 4(21). С. 156-165; Каширина В. В. Лит. наследие Оптиной пуст. М., 2006; она же. Эпистолярное наследие оптинского старца Льва (Наголкина) в РГБ // Отеч. арх. 2006. № 5. С. 48-55; она же. Основатель оптинского старчества и его келейная б-ка // Библиотековедение. 2007. № 1. С. 70-74; она же. Свт. Игнатий (Брянчанинов): Житие схим. Феодора: (Ранняя ред.) // Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собр. творений. М., 2007. Т. 8. С. 633-650; она же. Эпизод о златнице в Житии прп. Льва Оптинского и в романе Ф. М. Достоевского «Бесы» // Духовная традиция в рус. лит-ре: Сб. науч. ст. Ижевск, 2009. С. 128-137; Запальский Г. М. Оптина пуст. и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009; Захарченко С. О. Адресаты оптинского старца Льва: опыт атрибуции писем // Отеч. арх. 2013. № 4. С. 48-52; она же. Библейские метафоры в письмах Льва Оптинского // Евангельский текст в рус. лит-ре XVIII-XX вв.: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. науч. тр. / Сост.: В. Н. Захаров. Петрозаводск; М., 2014. Вып. 9. С. 371-379; Концевич И. М. Оптина пуст. и ее время. Козельск, 2013.
В. В. Каширина

Иконография

Сохранились описания облика Л., содержащие наиболее характерные черты, запечатленные в его изображениях. Так, настоятель Николо-Угрешского мон-ря архим. Пимен (Мясников), живший в Оптиной пуст. в 1833 г. и лично знавший преподобного, вспоминал: «Отец Леонид был ростом выше среднего, довольно полный, лицо имел круглое, взгляд быстрый и проницательный, бороду небольшую, седую и волосы густые, длинные, спускавшиеся на плечи» (Воспоминания архим. Пимена. 1876. С. 54). Прот. Сергий Четвериков, автор-составитель исторического очерка об Оптиной пуст., поместил следующее свидетельство: «Самый наружный вид его был поразителен. Он был высокого роста, довольно полный, но легкий и быстрый, с небольшими проницательными и живыми глазами, с длинными, волнистыми и густыми волосами, напоминающими львиную гриву…» (Четвериков. 1926. С. 37). Из Жития преподобного известно, что еп. Калужский и Боровский Николай (Соколов; † 1851) накладывал на него запрет ношения схимы (Климент (Зедергольм). 1890. С. 43). С 1837 г., после посещения Оптиной пуст. митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым), отменившим это наказание, «отец Леонид до конца своей жизни невозбранно носил, как и прежде, по обычаю молдавских монастырей, схимнический великий параман нитяный» (Там же. С. 48).

Прп. Лев Оптинский. Портрет. 40-е гг. XIX в. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (РГБ ОР)
Прп. Лев Оптинский. Портрет. 40-е гг. XIX в. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (РГБ ОР)

Прп. Лев Оптинский. Портрет. 40-е гг. XIX в. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (РГБ ОР)

Духовная и культурная атмосфера Оптиной пуст. XIX в., сложившаяся под влиянием старчества, способствовала тому, что насельники бережно хранили воплощенные в живописных портретах, эстампах и фотографиях образы своих наставников, а также тиражировали изображения почитаемых ими подвижников для раздачи многочисленным чадам и паломникам. В летописи скита Оптиной пуст. за 3 дек. 1853 г. сообщается о живописном портрете Л., находившемся у схим. Леонида (Бочарова; † 1853), который «дня за четыре до своей кончины» подарил его о. Симеону (вероятно, рясофорному мон. Сокольникову; † 1854) (РГБ. Ф. 214. Ед. хр. 361. Л. 167). В записи от 22 окт. 1875 г. упоминается о 7 портретах Л., «писанных при жизни его масляными красками». По мнению братии, самый лучший (с надписью на обороте) хранился у иеросхим. Пимена (Пащенко; † 1881), вступившего в братство Оптиной пуст. в окт. 1840 г., еще при жизни Л. Здесь же говорится, что у иером. Пахомия (Копцева; † 1883) имелась фотография Л., сделанная, вероятно, с этого же портрета, к-рая «была послана в Москву для напечатания» (РГБ. Ф. 214. Ед. хр. 366. Л. 51-51 об.). Наряду с изображениями др. подвижников портрет Л. висел в келье его ученика прп. Макария Оптинского (Агапит (Беловидов). 1997. С. 70).

Сохранились неск. живописных и литографированных изображений Л., которые являются вариантами одного извода с различной психологической характеристикой портретируемого. К наиболее ранним относится эстамп (не позднее 1846), изготовленный в литографской мастерской М. А. Тюлева по рис. П. Ф. Бореля, к-рый был опубликован в 1847 г., спустя 6 лет после кончины старца, в кн. «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи» (1847). Л. изображен по пояс, вполоборота влево, в монашеской мантии и схиме, на голове - клобук, на груди - наградной крест в память Отечественной войны 1812 г., правая рука скрыта под мантией, в левой - книга. Л. представлен в возрасте 45-50 лет; черты лица правильные, длинные густые волосы распущены по плечам, у него небольшая вьющаяся борода, взгляд устремлен вдаль. Рисунок исполнен с высоким профессионализмом и отражает характерные черты облика Л. Репродукция портрета подобной иконографии опубликована в кн. «Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария» (Агапит (Беловидов). 1997. С. 7. Вкл.). В более зрелом возрасте Л. представлен на портрете (без подписи художника), к-рый был создан в 40-х гг. XIX в. иером. Гавриилом (Спасским) (РГБ. Опт. Ф. 213. К. 112. Ед. хр. 21), поступившим в Оптину пуст. за полгода до кончины Л. Вероятно, портрет создавался по натурным наблюдениям художника. Он выполнен в спокойных серо-голубых тонах, изображение поясное, фронтальное, с небольшим поворотом фигуры влево, Л. в правой руке держит посох, в левой - книгу. Особое внимание автор уделил проработке лика: черты некрупные, брови сдвинуты к переносице, борода небольшая, средней длины, раздвоенная книзу, седые волнистые волосы распущены по плечам. Во взгляде преподобного мастеру удалось одновременно запечатлеть духовную мудрость и скорбь от перенесенных страданий. К этому портрету очень близок по стилистике большой живописный портрет Л. (без подписи художника, 70-е гг. XIX - 1-я треть XX в.), к-рый был передан в Оптину пуст. из ТСЛ в 90-х гг. XX в. Художник использовал др. цветовое решение. Образ написан теплыми коричнево-охристыми красками. Более тщательно прорисовано облачение: складки мантии, наградной крест на ленте ордена св. Владимира и Голгофские кресты на схиме; дана иная психологическая трактовка: взгляд подвижника строгий и проницательный.

Прп. Лев Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец игум. Ипатий (Хвостенко) (ризница Оптиной пуст.)
Прп. Лев Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец игум. Ипатий (Хвостенко) (ризница Оптиной пуст.)

Прп. Лев Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец игум. Ипатий (Хвостенко) (ризница Оптиной пуст.)

Изображение на литографии 1868 г., выполненное в мастерской ТСЛ (оттиск хранится в ЦИМ СДМ), восходит к изводу живописных портретов Л. Святой представлен вполоборота влево, правой рукой опирается на посох, в левой держит книгу; проработаны детали облачения: на схимническом парамане кроме Голгофского креста помещен текст молитвы. Отражены особенности внешнего облика Л.: правильные черты лица, брови с изломом, образующие складку на переносице, длинные густые вьющиеся волосы, распущенные по плечам, небольшая, разделенная на 2 пряди борода, крупные кисти рук; строгий, пронизывающий взгляд. Хромолитография, изготовленная в мастерской Е. И. Фесенко по рис. А. Будая в 1890 г., является копией этого эстампа (опубл. в кн.: Климент (Зедергольм). 1890).

В братской трапезной Оптиной пуст. (построена в 1858) на западной стене между дверью и окном сохранилось изображение Л. вместе с его духовным преемником прп. Макарием Оптинским, выполненное живописцем В. П. Петровым (Ист. описание… 1876. С. 138). Стенопись, вероятно, создавалась в сер. 60-х - нач. 70-х гг. XIX в., после кончины прп. Макария в 1860 г. Облик Л. стилистически близок к типу литографированного портрета 1868 г. Старцы представлены в полный рост, вполоборота влево, Л. стоит позади прп. Макария, взгляд обращен к зрителю. Темный колорит подчеркивает выразительность ликов обоих подвижников.

Иконописные образы Л., созданные в Оптиной пуст. после его канонизации, по типу изображения восходят преимущественно к литографии 1868 г. На иконах Л. изображается, как правило, в полный рост, прямолично или с небольшим поворотом влево, в монашеском облачении (рясе, мантии), со схимой или с епитрахилью, голова покрыта клобуком, на груди - наградной крест в память войны 1812 г. на ленте, реже - наперсный крест, правой рукой он благословляет, в левой держит свиток с изречениями св. отцов, со священными текстами или с цитатами из собственных поучений. Варианты текстов следующие: «Братие, попечемся о спасении душ наших и потщимся всегда призывать в помощь имя Божие» (прп. Иоанн Лествичник); «Пою Богу моему дондеже есмь» (Пс 103. 33); «Делание заповедей Господних животворит душу и даже тело твое умиротворит»; «На злые помыслы - меч духовный - четки» и др. Облик узнаваемый, с присущими ему особенностями: густыми, длинными, волнистыми волосами, небольшой, раздвоенной книзу бородой, характерной формой дугообразных с изломом бровей.

Прп. Лев Оптинский. Роспись ц. Казанской иконы Божией Матери в Оптиной пуст. 2004 г. Иконописец мон. Мария (Левестам)
Прп. Лев Оптинский. Роспись ц. Казанской иконы Божией Матери в Оптиной пуст. 2004 г. Иконописец мон. Мария (Левестам)

Прп. Лев Оптинский. Роспись ц. Казанской иконы Божией Матери в Оптиной пуст. 2004 г. Иконописец мон. Мария (Левестам)
Единоличные иконы Л. были созданы к его местному прославлению в Соборе преподобных Оптинских старцев в 1996 г. Первая ростовая икона-пядница написана игум. Ипатием (Хвостенко) (1996, ризница Оптиной пуст.; см.: Оптина пустынь. 2009. С. 12). После обретения мощей Л. в 1998 г. выполнен большой ростовой образ на раку в ц. Владимирской иконы Божией Матери (2000, игум. Ипатий (Хвостенко); см.: Оптина пустынь. 2009. С. 58). В групповых композициях на иконах и в монументальной живописи Л. изображается обычно рядом со своим духовным учеником и сотаинником прп. Макарием и с их учеником прп. Амвросием Оптинским в том же изводе, что и на единоличных образах (нередко ладонь правой руки раскрыта и в зависимости от композиции повернута вертикально или горизонтально).

Образ Л. включен в совр. росписи храмов Оптиной пуст. В ц. Казанской иконы Божией Матери между окнами на юж. стене помещено его изображение в рост вместе с прп. Макарием (2004, мон. Мария (Левестам)). Во Владимирской ц. в центральном алтаре Л. представлен с непокрытой головой, вместе с другими оптинскими святыми, предстоящими Спасителю (2006, иером. Иларион (Ермолаев)). Над ракой со св. мощами преподобного расположена композиция «Благословение старцев оптинских Льва и Макария их ученику прп. Амвросию»: святые изображены на фоне Иоанно-Предтеченского скита, Л. благословляет прп. Амвросия, в левой руке держит трость, за его спиной стоит прп. Макарий. Этот сюжет входит также в состав клейм житийных циклов прп. Амвросия (житийная икона-складень 1988-1989 гг. письма И. В. Ватагиной, братская трапезная Оптиной пуст.; житийная икона над ракой прп. Амвросия 90-х гг. XX в. работы мон. Евграфа (Николаева), Введенский собор мон-ря). Во Введенском соборе в алтаре придела во имя прп. Амвросия находится поясное изображение Л. (2010, игум. Филипп (Перцев)). В ц. арх. Михаила в Иоанно-Предтеченском скиту на своде арки между столбами помещено фронтальное поясное изображение Л. (2010, А. А. Патраков). В полный рост прямолично вместе с др. преподобными старцами Оптиной пуст. Л. изображен на зап. стене сводов св. ворот Оптиной пуст. (2002-2005, техника альсекко, художники И. Ю. и Н. В. Самолыго) и на сев. стене сводов св. ворот скита во имя св. Иоанна Предтечи Оптиной пуст. (2001, Ю. Н. Захаров).

В композиции «Собор преподобных старцев Оптинских» Л. представлен в 1-м ряду правой группы, рядом с прп. Макарием. Первый образ был создан иконописцами РПЗЦ в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. и подарен Оптиной пуст. К прославлению оптинских старцев в 1996 г. иконография разработана Т. А. Мушкетовой (Владимирская ц. Оптиной пуст.), в 1997 г.- игум. Ипатием (Казанская ц. Оптиной пуст.). Несколько подобных образов исполнено в иконописных мастерских Оптиной пуст. И. В. Кобрановой, Н. В. Радаевой и др. (напр., образ в Преображенской ц. монастыря, 2006). Иконы «Собор Оптинских преподобных» были выполнены также в иконописной школе при МДА (2006, Н. В. Масюкова, частное собрание; см.: Традициям верны… 2010. С. 65). На иконе «Собор преподобных старцев Оптинских», созданной для ц. в честь Собора св. Иоанна Предтечи (ок. 2006, иконописец Мушкетова), преподобные изображены на фоне Иоанно-Предтеченского скита.

Образ Л. включен в композицию иконы «Собор святых, прославленных в 2000-е лето» (иконописец Масюкова, храм Христа Спасителя), к-рая была создана в 2000 г. к общецерковной канонизации оптинских старцев на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ. Вместе с др. оптинскими старцами Л. изображается на иконах «Собор святых, в земле Российской просиявших», написанных по образцам мон. Иулиании (Соколовой) (напр., на иконе 2002 г. М. В. Пыжова, ц. Воскресения в Сокольниках).

Ист.: РГБ. Опт. Ф. 213. К. 112. Ед. хр. 21; Ф. 214. Ед. хр. 361, 366.
Лит.: Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи / Сост.: Леонид (Кавелин), архим. СПб., 1847. Ч. 1; М., 18763; Воспоминания архим. Пимена [Мясникова], настоятеля мон-ря, что на Угреше // ЧОИДР. 1876. Кн. 3. Отд. 2. С. 52-72; Климент (Зедергольм), иером. Жизнеописание оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва). Од., 1890; Четвериков С., прот. Оптина пустынь: Ист. очерк и личные воспом. П., 1926; Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997; Зеленина Я. Э. Живописец Оптиной пустыни: Портреты Оптинских старцев работы иеросхим. Гавриила (Спасского) // Светильник. М., 2002. Нояб./дек. С. 49-55; Оптина пустынь: [Буклет]. Козельск, 2006, 20092; Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА / Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010.
Т. В. Анатониева
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Иеросхимонахи Русской Православной Церкви Собор Брянских святых (20 сентября) Собор преподобных Оптинских старцев (11 октября) Монашество Оптиной пустыни Лев (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросимонах, преподобный (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых)
См.также:
ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев)
ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим.
АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых)
АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев)
АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев)
АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев )
ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев)
ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская.
ИОАНН (Крюков Иоанн Семенович; 1795 - 1867), иеросхим., затворник Святогорский, прп. (пам. 11 авг. и 19 июля - в Соборе Курских святых)
АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
АКАКИЙ (ок. 370 – ок. 438), еп. Мелитинский, прп. (пам. 17, 16 или 18 апр.)
АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)