Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЛИМЕНТ II
Т. 35, С. 489-491 опубликовано: 4 апреля 2019г.


КЛИМЕНТ II

[лат. Clemens] (ок. 1005 - 9.10.1047, мон-рь Сан-Томмазо-ин-Фолья близ Пезаро (Центр. Италия); до избрания папой - Суитгер), папа Римский с 24 дек. 1046 г., 1-й из т. н. череды герм. пап, к-рые избирались под влиянием императора; церковный деятель, выступал за реформу Церкви (см. Григорианская реформа). Происходил из знатного саксон. рода: его отец - Конрад, гр. Морслебена и Хорнбурга, мать - Амульрада, сестра Вальтарда, архиеп. Магдебурга († 1012). Младший брат Суитгера, Конрад, был каноником собора св. Маврикия в Магдебурге. Согласно сообщению хрониста XII в., известного как «Саксонский анналист», впосл. он стал патриархом Аквилейским (MGH. SS. T. 6. P. 685); в итал. источниках сведения о Конраде как о патриархе Аквилейском отсутствуют. Совр. исследователи считают сообщение «Саксонского анналиста» ошибочным (Gresser. 2007. S. 11). Известно, что Суитгер был каноником собора в Хальберштадте. Церковный историк XVIII в. Л. Карделла называет (не указывая источника сведений) Суитгера в числе лиц, возведенных папой Римским Григорием V (996-999) в кардинальское достоинство, однако это скорее всего ошибка (Cardella L. Memorie storiche de' cardinali della Santa Romana Chiesa. R., 1792. Vol. 1. Pt. 1. P. 88). В 1032 г. Суитгер стал капелланом Германа, архиеп. Гамбурга и Бремена (1032-1035), который до избрания на эту кафедру был настоятелем (препозитом) собора в Хальберштадте. Вероятно, вскоре после его смерти Суитгер стал капелланом королевской капеллы и вошел в круг ближайших придворных молодого нем. кор. Генриха III (1039-1056, император с 1046). Осенью 1040 г. король назначил Суитгера, в то время диакона, на епископскую кафедру Бамберга, вакантную после смерти еп. Эберхарда I († 13 авг. 1040). 28 дек. 1040 г. епископскую хиротонию Суитгера в Мюнстере в присутствии кор. Генриха III совершил Бардо, архиеп. Майнцский (1031-1051).

Климент II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)
Климент II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

Климент II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

На епископской кафедре Суитгер проявил себя деятельным сторонником политики церковной реформы, проводимой Генрихом III и его окружением. В числе др. нем. епископов он присутствовал на освящении церкви в мон-ре св. Бурхарда в Вюрцбурге (30 мая 1042). В нояб. 1046 г. епископ получил от Баварского герц. Генриха VII (1042-1047) в обмен на 20 золотых марок 2 имения в области Таубергау (ныне северо-восток земли Баден-Вюртемберг). Ок. 1041-1045 гг. он основал в селении Терес (на территории Вюрцбургского еп-ства) бенедиктинский монастырь во имя святых Стефана и Вита.

В 1046 г. Суитгер сопровождал кор. Генриха III в походе в Италию, принял участие в Соборе в Павии (25-27 окт.), осудившем симонию, а также в Соборах в Сутри (20 дек.) и в Риме (24 дек.), на к-рых были низложены соперничавшие за Папский престол Бенедикт IX, Сильвестр III и Григорий VI. Первоначально кор. Генрих III намеревался способствовать возведению на Папский престол Адальберта, архиеп. Гамбурга и Бремена (1043-1072), а после его отказа остановил свой выбор на Суитгере. Его кандидатуру поддержал и влиятельный аббат Клюни св. Одилон († 1048/49). Выбор имени Климент, в честь сщмч. Климента Римского, вероятно, символизировал намерения нового папы начать реформирование Церкви в духе раннехрист. идеалов. На следующий день после избрания состоялась интронизация К., после чего папа совершил имп. коронацию Генриха III и его жены Агнессы (25 дек. 1046).

Сразу приступив к реализации мер по реформированию Церкви, К. в нач. янв. 1047 г. созвал в Риме Собор, к-рый проходил под совместным председательством папы и императора. Собор принял постановления против симонии и предписал 40-дневное покаяние тем, кто были рукоположены епископами, обвиняемыми в симонии. На Соборе возник спор между архиепископами Равенны и Милана и патриархом Аквилеи о том, кто в отсутствие императора должен занимать место по правую руку от папы Римского. К. решил спор в пользу архиепископа Равенны.

Уже в начале понтификата К. принял неск. постановлений, касавшихся ряда монастырей в Германии. Двумя буллами (от 29 и 31 дек. 1046) он подтвердил привилегии аббатства Фульда и передал ему рим. мон-рь св. Андрея близ ц. Пресв. Девы Марии (Санта-Мария-Маджоре) (Gessner. 2007. S. 157-161). В апр. 1047 г. К. издал грамоты в пользу монастыря Михельсберг в Бамберге, а также архиепископа Гамбурга и Бремена, в частности подтвердив его юрисдикцию над всей Скандинавией. 5 янв. 1047 г. по просьбе аббата мон-ря Санкт-Галлен и имп. Генриха III папа на торжественной церемонии провозгласил святой отшельницу Вибораду, в 926 г. убитую венграми.

В сер. янв. 1047 г. К. вместе с имп. Генрихом III выступил в Юж. Италию. Они посетили аббатство Монте-Кассино, города Капуа и Салерно. Папа рассмотрел дело архиеп. Иоанна (1047 - ок. 1057), подозревавшегося в симонии, и признал каноничным его избрание. Жители Беневенто отказались принять императора, и К. наложил на город интердикт.

Саркофаг папы Римского Климента II (кафедральный собор святых Петра и Георгия в Бамберге)
Саркофаг папы Римского Климента II (кафедральный собор святых Петра и Георгия в Бамберге)

Саркофаг папы Римского Климента II (кафедральный собор святых Петра и Георгия в Бамберге)

О местопребывании К. весной и летом 1047 г. достоверно неизвестно. Возможно, он вернулся в Рим, но вскоре покинул город (Papstregesten. 2011. N 366, 373). В кон. апр. аббат мон-ря Фонте-Авеллана католич. св. Петр Дамиани отправил К. послание. Аббат упрекал папу за недостаточное рвение в деле церковной реформы (Petr. Damian. Ep. 3. Ad Clementem II Romanum Pontificem // PL. 144. Col. 207-208). В кон. сент. того же года, находясь в аббатстве Сан-Томмазо-ин-Фолья, папа серьезно заболел. К этому периоду относятся изданные им привилегии в пользу епископской кафедры Бамберга, к-рую он сохранял за собой до конца жизни (в грамоте К. называет ее «сладчайшей супругой» (dulcissima sponsa - Jaffé. RPR. T. 1. N 4149)), а также мон-ря в Тересе (Ibid. N 4150).

Вскоре после смерти К. начали ходить слухи, что папа был отравлен сторонниками смещенного папы Бенедикта IX. Версию об отравлении подтверждают и результаты химического анализа, проведенного в 1942 г. при вскрытии останков папы: в костях оказалось многократно превышено содержание свинца. Однако свинец мог попасть в организм естественным путем, напр. при использовании обычной для того времени свинцовой посуды (Gessner. 2007. S. 108-114). Перед смертью К. отослал имп. Генриху III перстень с просьбой носить на правой руке в память о себе. Поскольку папский перстень использовался в церемонии церковной инвеституры, это действие К. вызывало суровую критику сторонников независимости Церкви от светской власти.

Останки К. в соответствии с его завещанием были увезены в Германию и похоронены в кафедральном соборе Бамберга, перед алтарем св. Петра (in choro S. Petri; см.: Gessner. 2007. S. 130). Т. о., К. стал единственным папой Римским, похороненным в Германии. Папа Лев IX, посетив зимой 1052/53 г. Бамберг, поклонился могиле своего предшественника и даровал Бамбергскому еп-ству дополнительные привилегии, в т. ч. связанные с наличием там папского погребения (Ibid. S. 121-123). Первоначальная гробница К. не сохранилась. В XIII в. (вероятно, в связи с перестройкой собора в 1232-1237) была сооружена новая гробница. В 1678 г. ректор коллегии иезуитов в Бамберге А. Бёрлер (1632-1698) в письме болландисту Д. ван Папебруку сообщал, что крышка была некогда повреждена «врагами-еретиками» (hostibus haereticis), а затем восстановлена (ActaSS. Maii. T. 5. Suppl. P. 186-187). Разрушения могли относиться и ко времени военных действий в Германии в сер. XVI в. (в 1553 войска Альбрехта II, маркгр. Бранденбургского, захватили Бамберг) или Тридцатилетней войны (1618-1648). Ряд исследователей настаивают на недостоверности сведений Бёрлера. В частности, отмечается, что мрамор крышки и боковых панелей (большинство исследователей считают их оригиналами XIII в.) происходит из одной каменоломни. При первом достоверно известном вскрытии гробницы (22 окт. 1731) к.-л. повреждений останков К. не обнаружилось. Тогда установили, что папа был ростом ок. 2 м, имел светлые волосы. Эпитафия на крышке саркофага датируется, вероятно, нач. XVII в., хотя, возможно, она скопирована с более ранней надписи. В эпитафии ошибочно говорится, что К. происходил из рода графов Мейендорфов. Эта ошибка, по-видимому, была допущена в кон. XVI в. в Бамбергских анналах М. Хоффманна (Die Regesten der Bischöfe und des Domkapitels von Bamberg. 1932. S. 99). В эпитафии также ошибочно указаны место и дата смерти К.: Рим, 10 окт. 1047 г.

Во время второй мировой войны в связи с риском бомбардировок Бамберга останки К. были перемещены из гробницы в безопасное укрытие (3 июня 1942). После войны их вернули на прежнее место (24 июня 1947). Сохранившиеся на останках К. литургические облачения были сняты и после реставрации переданы в музей Бамбергского епископства (1960). Это древнейший сохранившийся практически полный комплект папского литургического облачения (казула, каппа, далматика, стола, калиги, литургические перчатки и др.), который представляет собой шелковые изделия работы визант. мастеров.

Ист.: LP. T. 2. P. 272; Mansi. T. 19. Col. 619-628; PL. 142. Col. 577-590; Jaffé. RPR. T. 1. P. 525-528; Acta Pontificum Romanorum inedita. N 103-104 / Hrsg. J. v. Pflugk-Harttung. Tüb., 1884. Bd. 2. S. 68-70; Germania pontificia / Hrsg. A. Brackmann. B., 1935. Bd. 3. Tl. 3. S. 241-252; Germania sacra / Hrsg. E. v. Guttenberg. B., 1937. Abt. 2. Tl. 1: Das Bistum Bamberg; Die Regesten der Bischöfe und des Domkapitels von Bamberg / Hrsg. E. v. Guttenberg. Würzburg, 1932. Lfg. 1. S. 99-108; Papstregesten 1024-1058 / Bearb. v. K. A. Frech. Köln, 2011. Lfg. 2: 1046-1058. (Regesta Imperii; 3. Abt. 5).
Лит.: Pflugk-Harttung J., von. Das Breve Papst Clemens II. für Romainmôtier // NA. 1886. Bd. 11. S. 590-594; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1911. T. 5. P. 270-285; Güggenberger K. Die deutschen Päpste. Köln, 1916. S. 29-37; Foreville R. Clément II // DHGE. T. 12. Col. 1093-1096; Specht W. Der Tod des Papstes Clemens II.: Eine chemisch-toxikologische Studie // Jb. f. Fränkische Landesforschung. Neustadt, 1959. Bd. 19. S. 261-264; Hauck K. Zum Tode Papst Clemens II. // Ibid. S. 265-274; Das Grab des Papstes Clemens II. im Dom zu Bamberg / Hrsg. S. Müller-Christensen, A. von Reitzenstein. Münch., 1960; Neukam W. G. Eine zeitgenössische Tradition der verschollenen Urkunde des Papstes Clemens II. für Kloster Theres vom 1047 Okt. 1 // Jb. f. Fränkische Landesforschung. 1963. Bd. 23. S. 225-238; Dolley M. Some Neglected Evidence from Irish Chronicles Concerning the Alleged Poisoning of Pope Clement II // Frühmittelalterliche Studien. B., 1969. Bd. 3. S. 343-346; Goez W. Papa qui et episcopus: Zum Selbstverständnis des Reformpapsttums im 11. Jh. // AHPont. 1970. Vol. 8. P. 27-59; Schröbler I. «Dâ von wizze wir alle wol, das S. Johannes ein swert truoc»: Zur Ikonographie des Clemensgrabes im Bamberger Dom // Verbum et signum: Fr. Ohly zum 60. Geburtstag / Hrsg. H. Fromm. Münch., 1975. Bd. 1. S. 341-353; Zimmermann G. Bischof Suidger von Bamberg - Papst Clemens II. // Sorge um den Menschen: FS zum 25-jährigen Bischofsjubiläum von Alterzbischof J. Schneider / Hrsg. H. G. Röhrig. Bamberg, 1980. S. 125-135; Zimmermann G., Timmel R. Bischof Suidger von Bamberg - Papst Clemens II., † 1047 // Fränkische Lebensbilder: N. F. des Lebensbilde aus Franken. Würzburg; Neustadt, 1982. Bd. 10. S. 1-19; Clemens II., der Papst aus Bamberg / Hrsg. L. Göller. Bamberg, 1997; Lombardi F. V. Vita e morte di papa Clemente II a San Tommaso in Foglia (anno 1047) // Studia Picena. Ancona, 1997. T. 62. P. 69-82; Laqua H. P. Clemente II // Enciclopedia dei papi. R., 2000. T. 2. P. 150-153; Das Bistum Bamberg in der Welt des Mittelalters / Hrsg. C. van Eickels, K. van Eickels. Bamberg, 2007; Gresser G. Clemens II.: Der erste deutsche Reformpapst. Paderborn, 2007; Hubel A. Überlegungen zum Grabmal des Papstes Clemens II. im Bamberger Dom // Neue Forschungen zur mittelalterlichen Bau- und Kunstgeschichte in Franken / Hrsg. H. Achim. Bamberg, 2011. S. 11-50; Stroll M. Popes and Antipopes: The Politics of 11th Cent. Church Reform. Leiden, 2012.
С. Г. Мереминский
Ключевые слова:
Папы Римские Климент II (ок. 1005-9.10.1047), папа Римский с 24 дек. 1046 г.
См.также:
АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
АГАПИТ II († 955), папа Римский (946-955)
АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)