Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КИРОВОГРАДСКАЯ И НОВОМИРГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ
Т. 35, С. 30-38 опубликовано: 12 января 2019г.


КИРОВОГРАДСКАЯ И НОВОМИРГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Кировограде. 1812 г. Фотография. 2010 г.
Кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Кировограде. 1812 г. Фотография. 2010 г.

Кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Кировограде. 1812 г. Фотография. 2010 г.
УПЦ основана 26 дек. 1946 г. как Кировоградская и Чигиринская, 12 мая 1947 г. преобразована в Кировоградское викариатство, с дек. 1947 по окт. 1949 г.- Кировоградская и Николаевская епархия, в 1949-1950 гг. кафедра снова была викарной в составе Херсонской и Одесской епархии, с 17 марта 1950 по 20 июня 1992 г.- Кировоградская и Николаевская епархия, в 1992-1994 гг.- Кировоградская и Новомиргородская, в 1994-2007 гг.- Кировоградская и Александрийская, с 27 июля по 14 нояб. 2007 г.- Кировоградская и Новоархангельская, с 14 нояб. 2007 г.- Кировоградская и Новомиргородская. Территория епархии включает зап. районы Кировоградской обл.: Гайворонский, Голованевский, Добровеличковский, Маловисковский, Новоархангельский, Новомиргородский, Новоукраинский, Ольшанский, Ульяновский и расположенный в центре области Кировоградский р-н. Кафедральный город - Кировоград (Украина) (в 1754-1775 крепость Св. Елисаветы, в 1775-1924 Елисаветград, в 1924-1934 Зиновьевск, в 1934-1939 Кирово). Кафедральные соборы (в Кировограде): в честь Рождества Пресв. Богородицы (деревянный храм построен в 1766, освящен во имя равноап. царя Константина, вскоре переосвящен в честь Владимирской иконы Божией Матери, каменный собор воздвигнут в 1812, в 1937-1942 богослужения в храме не совершались, в 1944 главный престол переосвящен в честь Рождества Пресв. Богородицы), в честь Преображения Господня (деревянный храм построен в 1788, каменное здание в 1813, собор не действовал в 30-х гг. XX в. и в 1961-1991, статус кафедрального получил в 2013). Правящий архиерей - еп. Иоасаф (Губень; с 10 февр. 2011, с 9 июля 2012 в сане архиепископа). Епархия разделена на 11 благочиннических округов: Кировоградские городской и районный, Гайворонский, Голованевский, Добровеличковский, Маловисковский, Новоархангельский, Новомиргородский, Новоукраинский, Ольшанский, Ульяновский. В 2014 г. в епархии насчитывалось 125 приходов, мужской мон-рь, в клире епархии состояли 108 священников и 5 диаконов.

При епархиальном управлении действуют отделы: религ. образования и катехизации, миссионерский, по делам молодежи, по делам семьи, по взаимодействию с Вооруженными Силами и др. воинскими формированиями Украины, по работе в пенитенциарных заведениях, паломнический.

1946-1988 гг.

Причина образования в дек. 1946 г. самостоятельной Кировоградской епархии, объединившей приходы 2 областей Украины - Кировоградской и Николаевской, заключается в том, что на территории этих областей в 1942-1944 гг., во время нем. оккупации, действовала автокефалистская Кировоградско-Николаевская епархия (см. Украинская автокефальная православная церковь), благодаря чему в регионе возродилась церковная жизнь. К 1946 г. среди духовенства Кировоградской и Николаевской областей был высок процент «упорствующих автокефалистов», не желавших присоединяться к РПЦ, были также и «упорствующие обновленцы» (преимущественно в Николаевской обл.). К 1 окт. 1944 г. в Кировоградской обл. были учтены 63 общины РПЦ и 8 общин «автокефалистской ориентации», зарегистрированы 20 священников-автокефалистов (в действительности автокефалистских приходов в Кировоградской обл. насчитывалось 16, половина общин уклонялась от регистрации). Эти данные ставили Кировоградскую обл. на 3-е место по Украине по числу «упорствующего» автокефалистского духовенства после Киевской и Винницкой областей. К 1 янв. 1945 г. в Кировоградской обл. было 130 общин РПЦ и 7 общин автокефалистов, в Николаевской обл.- 58 общин РПЦ, 1 обновленческий приход и 9 автокефалистских общин. Эти данные в отношении раскольнических общин также следует считать неполными. В 1945-1946 гг. общины автокефалистов снимались властями с регистрации и либо были закрыты, либо перерегистрированы в юрисдикции РПЦ. Однако среди клириков и позднее имели место случаи непоминания патриарха Московского и всея Руси, что и заставило, очевидно, священноначалие РПЦ в кон. 1946 г. объединить приходы Кировоградской и Николаевской областей в одну епархию. К 1947 г. в Кировоградской обл. действовало 166 храмов, в т. ч. 98 церквей и 68 молитвенных домов. В Николаевской обл. имелось 77 храмов, в т. ч. 37 церквей и 49 молитвенных домов, из них 19 храмов были недействующими. По решению Совета по делам РПЦ, в 1946 г. был произведен слом бывш. Успенского кафедрального собора Кировограда, пострадавшего во время боев в 1944 г. (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 25. Л. 111), собор был окончательно снесен в нач. 50-х гг. XX в. После разбора Успенского храма кафедральным стал Рождество-Богородичный собор Кировограда. При этом власти разрешили верующим восстановить в Николаеве поврежденный в 1944 г. Свято-Духовский храм на окраине города.

С 26 дек. 1946 до весны 1947 г. епископом Кировоградским и Чигиринским был Михаил (Рубинский), в 1945-1946 гг. возглавлявший Херсонско-Николаевскую епархию, до этого он служил обновленческим протоиереем в Харькове. Еп. Михаил жил в Николаеве, в Кировограде почти не бывал. Он был удален с кафедры из-за того, что состоял в браке, о чем он умолчал при монашеском постриге и епископской хиротонии. Расследование обстоятельств его дела проводил Херсонско-Одесский еп. Сергий (Ларин), ранее возглавлявший Кировоградское вик-ство и 25 марта 1947 г. принявший на себя управление приходами Кировоградской и Николаевской областей. В ходе следствия также выяснилось, что еп. Михаил взимал деньги за посвящение в диаконы и священники, обнаружилось нецелевое использование пожертвований верующих в Кировоградской обл. Еп. Сергий отмечал «разложение дисциплины и порядка в Кировоградской и Николаевской областях среди духовенства». 7 мая 1947 г. патриарху Алексию I был представлен доклад Киевского и Галицкого митр. Иоанна (Соколова) и еп. Сергия (Ларина) о результатах расследования по делу еп. Михаила (Рубинского). 12 мая 1947 г. постановлением Свящ. Синода и патриарха еп. Михаил был снят с кафедры, к-рая стала викарной (ГАРФ. Ф. Р-699. Оп. 7. Д. 80. Л. 5-22).

Временно управляя Кировоградской епархией, еп. Сергий (Ларин) ввел должности «областных секретарей епархии», при которых были сформированы «областные духовные конторы». Секретарем по Кировоградской обл. стал архим. Назарий (Осипов), вскоре его сменил свящ. Сергий Подольский (буд. еп. Евстратий), секретарем по Николаевской обл. был назначен свящ. Павел Рачинский. Еп. Сергий принял меры по искоренению в епархии расколов. В 1947 г. он запретил в служении священника-иосифлянина Платонова из с. Покровка Веселиновского р-на Николаевской обл., самосвятского свящ.-автокефалиста Дроненко из с. Явкина Баштанского р-на, свящ. Иванков из Нов. Одессы был лишен сана как упорствующий обновленец. Еп. Сергий уволил настоятеля кафедрального собора в честь Касперовской иконы Божией Матери в Николаеве и благочинного Николаевского округа прот. Константина Наталевича.

В первые годы существования епархии проходило закрытие церквей. В Николаевской обл. в 1946 г. закрылся храм в с. Еланец, в Кировоградской обл. в 1947 г. упразднен Чигиринский жен. мон-рь, где проживали 52 монахини во главе с игум. Елеазарой (Белоусовой). Во время голода в кон. 1946 - нач. 1947 г. погибло много жителей Николаевской обл., в т. ч. клириков. Весной 1947 г. умерли от голода свящ. Хрусталёв и его супруга из с. Ст. Богдановка Варваровского р-на. Уполномоченный по делам РПЦ по Николаевской обл. Н. И. Жванко объяснял эту смерть «падением доходности церквей» (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 40. Л. 66-74).

С 12 дек. 1947 по апр. 1949 г. Кировоградской епархией управлял еп. Феодосий (Ковернинский), бывш. обновленец. При нем епархиальная жизнь оживилась. В 1948 г. по инициативе еп. Феодосия начали работу кратковременные пастырско-богословские курсы в Кировограде. На курсы приехали 26 священников, но из-за противодействия властей только 8 клириков были к ним допущены. В Николаеве в том же году действовали пастырско-богословские курсы для 27 клириков области. В обоих случаях курсы вел еп. Феодосий. В 1948 г. для епархии в Кировограде был приобретен частный дом. В связи с нехваткой священников еп. Феодосий обратился в Московскую Патриархию. На заседании Свящ. Синода от 1 июня 1948 г. было объявлено, что «в Кировоградской епархии имеется много вакантных священнических мест, куда могут быть направлены безместные священники из других епархий». Однако уполномоченный Совета по делам РПЦ П. Романов сообщил, что в Кировоградской обл. имелось только 3 вакантных прихода.

15 марта 1949 г. Свящ. Синод уволил еп. Феодосия (Ковернинского) на покой, в апр. епископ уехал из Кировограда. По свидетельству архиерея, увольнение стало следствием его конфликта с уполномоченным Совета по делам РПЦ по Николаевской обл. Жванко, к-рый занимался вымогательством взяток у духовенства. Еп. Феодосий посылал письма с протестом против своего увольнения патриарху Алексию I, председателю Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпову. Жалобы еп. Феодосия в отношении Жванко нашли подтверждение, к июлю 1949 г. Жванко был снят с должности уполномоченного, но еп. Феодосий на кафедру не вернулся. В 1949-1950 гг. Кировоградская кафедра не имела самостоятельного статуса, являлась вик-ством Херсонско-Одесской епархии. Возможно, это стало следствием обвинений против еп. Феодосия в финансовых злоупотреблениях. 21 окт. 1949 г. архим. Евстратий (Подольский) был назначен епископом Кировоградским, викарием Херсонско-Одесской епархии с поручением ему управления приходами Кировоградской и Николаевской областей. 17 марта 1950 г. Кировоградское вик-ство вновь было преобразовано в епархию, еп. Евстратий получил титул «Кировоградский и Николаевский».

Отсутствием в 1949 г. в епархии архиерея воспользовались местные власти, для того чтобы реализовать разработанный в 1948 г. уполномоченным Жванко план по закрытию собора в честь Касперовской иконы Божией Матери в Николаеве. Формально собор собирались закрыть по требованию завода «Коммунар», которому здание храма принадлежало до 1941 г. В нач. сент. 1949 г. община Касперовского собора была снята с регистрации как «распавшаяся» (Там же. Д. 70. Л. 204). 15 сент. с собора были снесены кресты, на следующий день демонтирован иконостас. Во время проведения работ верующие выражали недовольство, была арестована прихожанка. В 1946-1953 гг. в епархии имели место единичные случаи упразднения храмов (чаще в Николаевской обл.). Закрывались сельские храмы, в основном те, к-рые до войны использовались в качестве «общественных зданий», отсутствие священников давало повод местным властям снимать общины с регистрации. В 1946 г. изъяли помещение у общины в с. Куйбышевка Еланецкого р-на, закрыли храм в райцентре Еланец Николаевской обл., в 1947 г.- храмы в селах Каменка (ранее Анчекрак) и Б. Бейкуш (ныне Черноморка) Очаковского р-на, в с. Б. Фёдоровка Казанковского района, в 1948 г.- в селах Парутино Очаковского р-на и Сергеевка Братского р-на. В 1949 г. прекратилось богослужение в храмах в селах Кашперо-Николаевка Баштанского р-на, Антоновка Новобугского р-на и Терновка Жовтневого (Октябрьского) р-на. В 1950 г. закрылись церкви в селах Анновка Новобугского р-на и Новопетровка Снигирёвского р-на. В 1952 г. в Николаевской обл. были закрыты 6 храмов: в селах Дмитровка, Новогригоровка, Таборовка Вознесенского р-на, в с. Пелагеевка Новобугского р-на. 14 мая 1951 г. передали под клуб церковь в с. Мазурово Кривоозерского р-на, в 1955 г. община обращалась с просьбой вернуть церковь, т. к. она никем не использовалась (ГА Николаевской обл. Ф. Р-4760. Оп. 1. Д. 61. Л. 29). Просьбы об открытии новых храмов не удовлетворялись. Последним в 1946 г. был открыт Свято-Духовский храм в пос. Жовтневое, под церковное помещение реконструировали жилой дом. В 1948 г. украинцы - переселенцы из Румынии ходатайствовали о передаче здания кирхи в с. Степном Широколановского р-на для переоборудования в правосл. храм. Власти им отказали. В 1954 г. был засыпан известью св. источник между селами Актово и Трикраты Вознесенского р-на Николаевской обл., паломничество к к-рому особенно активизировалось в 1953 г.

В 1949 г. возобновились аресты духовенства, в основном по обвинению в «контрреволюционной деятельности». В Николаевской обл. в 1949 г. были арестованы священники Константин Абрамов из с. Воссиятского Еланецкого р-на и Сергий Соловьёв из с. Снигирёвка. В Кировоградской обл. арестованы священники Павел Либов из г. Златополя и Залевский из с. Тишковка. В 1952 г. был репрессирован диак. Стукало из с. Благодатного Лысогорского р-на Николаевской обл. по обвинению в связях с «истинно-православным подпольем» (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 114. Л. 218). По требованию уполномоченного по делам РПЦ в 1949 г. был запрещен в священнослужении свящ. Кудин, бывш. клирик УАПЦ, из с. Тиньки Чигиринского р-на, вскоре подвергшийся репрессиям. Опасаясь гонений, ряд клириков епархии оставили церковное служение. В 1949 г. заявили о «выходе из рядов духовенства» священники Сергий Цапля из г. Новогеоргиевска Кировоградской обл. и Вадим Сагайдаковский из с. Баштанка Николаевской обл.

На территории епархии в послевоенные годы существовали нелегальные монашеские общины. В отчетах уполномоченного за 1948 г. упоминается «нелегальное молитвенное помещение» в частном доме в с. Верблюжка Кировоградской обл., к-рое открыла бывш. монахиня Иванченко из упраздненного в 1947 г. Чигиринского мон-ря. Вместе с ней здесь совершали богослужение мирским чином бывшие послушницы. Нелегальное «поселение бывших монахинь под видом сестричества» существовало с 1954 г. между селами Лозоватка и Тарасовка Первомайского р-на Николаевской обл. (Там же. Д. 148. Л. 142). Власти усиливали борьбу против незарегистрированных общин, в первую очередь против групп «истинно православных христиан». В 1953-1954 гг. были выявлены 5 групп «истинно православных христиан» по 20 чел. в Голованевском, Ольшанском и Ульяновском р-нах Кировоградской обл., а также большая группа «прокопиевцев» (последователей Херсонского митр. сщмч. Прокопия (Титова)) в Жовтневом р-не Николаевской обл.

В первые годы после смерти И. В. Сталина (5 марта 1953) положение Церкви несколько улучшилось. В частности, стало возможным обжалование решений местных властей перед руководством Совета по делам РПЦ. В 1955 г. Карпов указал уполномоченному Совета по Кировоградской обл. П. Романову на нецелесообразность снятия с регистрации общин в с. Кошаро-Александровка и с. Луполово Ульяновского р-на, в селах Надеждовка и Наливайка Голованевского р-на (церкви использовались под склад зерна). Одновременно Карпов просил Романова представить сведения о невыполненном решении Кировоградского облисполкома от 6 окт. 1950 г. об изъятии зданий у общин в селах Нерубайка и Небелёвка Подвысоцкого р-на, к-рые должны были стать клубами.

В 1953-1954 гг. настоятель Рождество-Богородичного кафедрального собора Кировограда прот. Петр Тарановский провел реставрацию росписей в соборе. В 1953 г. еп. Иларион (Прохоров) сделал пристройку к зданию Кировоградского ЕУ при соборе, расширенную в 1958-1959 гг. С того времени при Рождество-Богородичном соборе находилась не только епархиальная канцелярия, но и резиденция правящего архиерея. В 1955-1956 гг. еп. Иннокентий (Леоферов) получил нарекания со стороны уполномоченных Совета по делам РПЦ по Кировоградской и Николаевской областям за то, что он зачислял в штат епархии десятки вернувшихся из мест заключения клириков; выговор также получил секретарь К. е. прот. Иоанн Крыжановский.

Церковь во имя св. Троицы Живоначальной в пос. Кетрисановка (Громоклея). 1907 г. Фотография. 2010 г.
Церковь во имя св. Троицы Живоначальной в пос. Кетрисановка (Громоклея). 1907 г. Фотография. 2010 г.

Церковь во имя св. Троицы Живоначальной в пос. Кетрисановка (Громоклея). 1907 г. Фотография. 2010 г.

В 1950 г. насчитывалось 162 зарегистрированные общины в Кировоградской обл. и 69 общин в Николаевской обл. В 1954 г. к Николаевской обл. из соседней Одесской обл. были присоединены Доманевский, Врадиевский, Кривоозерский, Лысогорский, Мостовской и Первомайский районы. В связи с этим, несмотря на закрытие церквей, их количество в Николаевской обл. значительно увеличилось. К нач. 1956 г. в Кировоградской обл. действовали 155 храмов, в Николаевской обл.- 101 храм. Почти столько же церквей было в 1958 г.: в Кировоградской обл.- 155 храмов, в Николаевской обл.- 100 храмов (1 церковь была закрыта в 1956). В 1957 г. за «незаконное» возведение нового молитвенного помещения был снят с регистрации свящ. Мирослав Вдодович из с. Ровного Кировоградской обл., проводивший миссионерскую деятельность среди молодежи. В 1957 г. государство начало принимать меры по охране памятников культуры. В Николаевской обл. 6 храмов были признаны памятниками архитектуры (3 республиканского, 3 областного значения).

Антирелиг. кампания 1958-1964 гг. привела к массовому закрытию церквей. В 1958 г. в Кировоградской обл. было снято с регистрации 5 храмов, в 1959 г.- 7 храмов. В 1959 г. к Кировоградской епархии было присоединено 7 действующих храмов в Златопольском р-не (район вошел в Кировоградскую обл. в 1939), к нач. 1960 г. в области имелось 150 приходов. Назначенный в дек. 1958 г. на Кировоградскую кафедру митр. Нестор (Анисимов) противодействовал закрытию церквей. В беседе с уполномоченным он резко раскритиковал письмо управляющего делами Московской Патриархии прот. Николая Колчицкого, в котором содержалось требование присоединять «слабые» («угасающие») приходы к более крупным, запрещалось совершать службы «в местах общественного пользования» (на кладбищах) (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 224. Л. 197). Митр. Нестор расширил штат Кировоградского ЕУ, привлек к адм. работе клириков с высшим богословским образованием. Так, секретарями Кировоградской епархии стали выпускники богословского фак-та Варшавского ун-та прот. Евгений Барщевский (секретарь по Кировоградской обл.), прот. Александр Житинский (секретарь по Николаевской обл.). Епархиальное управление активизировало деятельность. Недовольство властей вызвал и тот факт, что митр. Нестор открыл при Кировоградском ЕУ домовую церковь, где, по мнению уполномоченного, занимался нелегальной подготовкой священнических кадров. Требования властей закрыть домовую церковь митр. Нестор игнорировал. Архиерей перемещал клириков епархии с одного прихода на другой, стремясь избежать снятия с регистрации «угасающих» приходов.

В 1960 г. на должность уполномоченного Совета по делам РПЦ по Кировоградской обл. был назначен Н. Р. Кравченко, с приходом к-рого антицерковная деятельность активизировалась. В 1960 и в 1-м квартале 1961 г. в епархии было закрыто 15 церквей. Несмотря на протесты верующих, Николаевский облисполком 3 сент. 1960 г. принял решение об «изъятии у общины и разборке» Симеоно-Агриппинской ц. В ночь на 18 сент. храм с церковным домом был взорван. 15 мая 1961 г. Кировоградский облисполком утвердил решение о ликвидации общины и закрытии Преображенской ц. в Кировограде. Несмотря на то что большие группы верующих ездили с петициями в Киев, решение осталось в силе. В марте 1963 г. закрыли Покровский храм в предместье Ковалёвка Кировограда. 24-26 мая 1961 г. Кравченко подготовил и направил в Москву и Киев документы на закрытие еще 16 храмов. К 1961 г. насчитывалось 146 общин в Кировоградской обл. и 77 общин в Николаевской обл.

Власти усилили идеологическое наступление на Церковь. С кон. 1960 г. в прессе (наиболее активно в газ. «Кировоградская правда») шла травля духовенства Кировоградской и Николаевской областей, в первую очередь митр. Нестора. В № 22 ж. «Огонек» от 28 мая 1961 г. была опубликована статья «С крестом и автоматом», в к-рой архиерей обвинялся в сотрудничестве с фашистами. Митр. Нестор отправил письма с опровержением статьи председателю Совета по делам РПЦ В. А. Куроедову, патриарху Алексию I, экзарху Украины митр. Иоанну (Соколову), главному редактору «Огонька» и др., но опровержение опубликовано не было (подготовленный для печати материал «Владыка Нестор опровергает» был направлен редакцией «Огонька» в Совет по делам РПЦ, к-рый не разрешил публикацию). Пресса обвиняла ранее репрессированных клириков епархии в фашистской, антисоветской и т. п. деятельности.

4 нояб. 1962 г. митр. Нестор скончался, 16 нояб. на Кировоградскую и Николаевскую кафедру был перемещен бывш. Сумской еп. Игнатий (Демченко), при котором ситуация в епархии ухудшилась, т. к. новый владыка старательно исполнял все распоряжения властей. Одним из первых дел архиерея было упразднение домового храма при Кировоградском ЕУ, открытого митр. Нестором. В 1963-1964 гг. темпы закрытия церквей ускорились. Еп. Игнатий отказывался назначать клириков на ставшие вакантными приходы, облегчая процесс закрытия храмов. По рекомендации уполномоченного он отменил ежедневные службы в кировоградском соборе, сократил число соборных священников, отправил за штат ряд сельских клириков, упразднил епархиальный совет. Священники епархии массово покидали церковное служение и переходили на гражданскую работу. Об этом сообщалось в заявлениях в Патриархию в 1963 г. бывш. клириков кировоградского кафедрального собора протодиак. Сергия Могилевского и 2-го свящ. А. Мельника. В 1963 г. последовала жалоба прихожан кафедрального собора патриарху Алексию на действия еп. Игнатия.

В мае 1963 г. патриарх отправил в Кировоград для инспекции управляющего делами Московской Патриархии Дмитровского еп. Киприана (Зёрнова), к-рый по итогам командировки указал на недостатки в работе еп. Игнатия. Кировоградский архиерей в телеграмме председателю Совета по делам РПЦ Куроедову просил пресечь «необоснованную травлю»; письмо в поддержку Игнатия отправил Куроедову уполномоченный Совета по делам РПЦ по Кировоградской обл. Кравченко (июнь 1963). В 1964 г. управляющему делами Московской Патриархии архиеп. Киприану поступило заявление от общины Михайловского молитвенного дома в г. Кремгэс (ныне Светловодск) Кировоградской обл. с просьбой содействовать открытию молитвенного дома и восстановлению служения в нем свящ. Г. А. Возняка; авторы письма обвиняли еп. Игнатия в пособничестве закрытию храма. Патриарху Алексию и архиеп. Таллинскому и Эстонскому Алексию (Ридигеру) (см. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси), управляющему делами Московской Патриархии (с 22 дек. 1964), поступали многочисленные письма и прошения верующих и священнослужителей Кировоградской епархии с требованиями отстранить еп. Игнатия от управления епархией. Негативную характеристику еп. Игнатия содержит выписка из рапорта от 23 нояб. 1964 г., поданного представителями хозяйственного управления Московской Патриархии по итогам обследования Кировоградской епархии. Решающим стало письмо патриарху Алексию I соборного старосты А. С. Кривошеи от верующих Кировограда в нояб. 1964 г. с просьбой уволить еп. Игнатия за хулиганское поведение в храме. В марте 1965 г. Патриархия получила сведения о большом количестве недействующих церквей и молитвенных домов в Кировоградской обл., несмотря на утверждение еп. Игнатия об отсутствии в епархии священнических вакансий. Пытаясь избежать увольнения, архиерей восстановил 18 марта 1965 г. епархиальный совет, в к-рый вошли секретарь прот. Всеволод Затовский, благочинный по Николаевской обл. прот. Александр Житинский и делопроизводитель ЕУ прот. Валентин Сеха. Однако это решение не изменило обстановку в епархии. 25 мая 1965 г. Синод уволил еп. Игнатия на покой.

В 1963-1964 гг. Кировоградская кафедра понесла огромные потери. К нач. 1963 г. в Кировоградской обл. было 107 общин и 103 священника, в Николаевской обл.- 67 общин и 53 священника. В нач. 1964 г. в Кировоградской обл. действовало 86 общин, в Николаевской обл.- 54 общины, в 1965 г.- 59 общин в Кировоградской обл. и 53 общины в Николаевской обл. Т. о., вслед. антирелиг. кампании 1958-1964 гг. число храмов в Кировоградской обл. уменьшилось в 3 раза, в Николаевской обл.- в 2 раза. В Кировограде действующим оставался кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. Лучше ситуация была в Николаеве, где действовали 4 храма: Никольский греч. собор в Фалеевском предместье, храм Всех святых на старом городском кладбище, Михайловский в предместье Варваровка и Свято-Духовский храм в Жовтневом (ныне в черте Николаева).

В этих условиях активизировались нелегальные православные общины - не только группы «истинно православных христиан», но и лишенные регистрации общины РПЦ. В с. Лиманы Березанского р-на Николаевской обл. (в этом районе все храмы были закрыты) незарегистрированная община арендовала частный дом для религ. целей, в доме имелись иконостас, плащаница, иконы, хоругви, кресты, подсвечники, религ. книги. Каждое воскресенье в нем собиралось до 15 верующих, по праздникам - в неск. раз больше. Аналогичное положение было в селах Тузлы и Рыбаковка Березанского р-на. В с. Никольском Братского р-на в частном доме действовал незарегистрированный молитвенный дом, который опекали монахини Христина и Мария. В том же районе в с. Обуховка также имелся незарегистрированный домовый храм. Незарегистрированные молитвенные дома были обнаружены во Врадиевском, Кривоозерском и Первомайском р-нах Николаевской обл. (ГА Николаевской обл. Ф. Р-4760. Оп. 1. Д. 72. Л. 177). В с. Родниковка Кировоградской обл. в кон. 50-х гг. XX в. существовала нелегальная «истинно православная» община, к-рой руководил заштатный свящ. Чернецкий, поддерживавший связи с подпольным центром «истинно православных христиан» в Днепропетровске.

На заседании Свящ. Синода 25 мая 1965 г. говорилось о крайне сложном положении дел в Кировоградской епархии, тогда же епископом Кировоградским и Николаевским был утвержден Боголеп (Анцух). При нем закрытие храмов продолжилось. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. решениями Совета по делам религий были упразднены храмы в Кировоградской обл.: в с. Братолюбовка Долинского р-на (13 июля 1966), в с. Головковка Александрийского р-на (14 июня 1967), в с. Оситняжка Кировоградского р-на (9 авг. 1967), в с. Терновка Новоархангельского р-на (6 мая 1970), в с. Анновка Петровского р-на (29 июля 1971), в с. Новогригоровка-Вторая Долинского р-на (29 июля 1971), в с. Красноселье Александровского р-на (26 авг. 1971), в с. Раздел Голованевского района (25 июля 1973), в пос. Компанеевка Компанеевского р-на (28 авг. 1973), в с. Надлак Новоархангельского р-на (25 дек. 1975). Закрылись церкви в Николаевской обл.: в с. Михалково Кривоозерского р-на (14 янв. 1967, здание решено снести), в пос. Казанка Казанковского р-на (28 апр. 1967). 6 сент. 1967 г. принято решение о снятии с регистрации общины Варваринской ц. в г. Первомайске и о сносе здания, 18 дек. 1968 г. снят с регистрации приход в с. Новопавловка Баштанского р-на, закрыт храм в с. Александровка Вознесенского р-на, 10 апр. 1969 г.- в с. Мостовом Доманевского р-на, 6 мая 1970 г. снята с регистрации община Николаевской ц. в Первомайске, здание храма решено снести, 30 мая 1974 г. упразднили приход в с. Степковка Первомайского р-на.

Деятельность еп. Боголепа (с 1974 архиепископ) вызывала недовольство уполномоченных Совета по делам религий. В 1976 г. уполномоченный по Николаевской обл. В. А. Чунихин в характеристике архиерея написал, что он «принадлежит к числу наиболее реакционных и фанатичных правящих архиереев» (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 134). В 1973 г. архиерея обвинили в «негласной подготовке кандидатов в священники... за счет принимаемых на работу в аппарат Кировоградского епархиального управления» (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 7. Д. 294. Л. 90). Против архиеп. Боголепа шла клеветническая кампания в советской прессе. 6 окт. 1977 г. он, согласно прошению, был уволен на покой в одесский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. В сент. 1977 г. на должность управляющего Кировоградской епархией рассматривался секретарь епархии прот. Всеволод Затовский. Он был вдовцом и собирался принять монашеский постриг, но его кандидатуру не одобрила гражданская власть (вероятно, из-за его автокефалистского прошлого: он был доверенным лицом Уманского еп. УАПЦ Игоря Губы в 1942-1943). 6 окт. 1977 г. указом патриарха Московского и всея Руси Пимена и Свящ. Синода епископом Кировоградским и Николаевским определено быть архим. Севастиану (Пилипчуку).

В кон. 70-х - 1-й пол. 80-х гг. XX в. в епархии продолжалось закрытие церквей. В Кировоградской обл. были упразднены храмы: в с. Попельнастом Александрийского р-на (31 окт. 1977), в с. Скалевая Новоархангельского р-на (29 мая 1981, здание решено снести), в с. Покровском Кировоградского р-на (23 нояб. 1983, здание решено снести), в с. Панчеве Новомиргородского р-на (21 февр. 1985, здание решено снести), в пос. Елизаветградка Александровского р-на (26 дек. 1985, здание решено снести), в пос. Устиновка Устиновского р-на (26 дек. 1985, здание решено снести). В Николаевской обл. закрылись церкви: в с. Тридубы Кривоозерского р-на (21 дек. 1977), в с. Матвеевка (с 1987 поселок, ныне в черте Николаева) (июль 1981), в с. Новоалександровка Баштанского р-на (13 окт. 1981), в с. Троицко-Сафонове Казанковского р-на (25 июня 1984), 27 марта 1979 г. принято решение о сносе церкви в с. Лиманы Жовтневого р-на. Несмотря на эти процессы, еп. Севастиан посещал приходы епархии, совершал соборные богослужения, что вызывало негодование уполномоченных. В 1980 г. архиерей в сослужении мн. клириков освятил ц. во имя св. Космы и Дамиана в с. Салькове Гайворонского р-на Кировоградской обл. В 1981-1986 гг. по инициативе еп. Севастиана был произведен масштабный ремонт Рождество-Богородичного собора Кировограда, храм был расписан бригадой иконописцев под рук. А. И. Корецкого.

В 1985-1987 гг. в Кировоградской епархии действовали 82 общины: 42 в Кировоградской обл., 40 в Николаевской обл. (В годовых отчетах еп. Севастиана за 1984-1986 гг. указаны др. сведения: 86 приходских и приписных храмов в епархии, из них в Кировоградской обл. 44 храма, в Николаевской обл. 42 храма. При этом в частных беседах еп. Севастиан в нач. 1980-х гг. сообщал, что в епархии действуют 80 приходов, из них 20 не имеют священников и находятся на грани закрытия, т. к. уполномоченный отказывается регистрировать молодых клириков, старые постепенно умирают. Об этом упоминает в дневнике беседовавший с еп. Севастианом митр. Феодосий (Дикун) (Феодосий (Дикун), митр. Щоденник // Архiви i документальна спадщина Полтавщини. Полтава, 2003. С. 398-400)).

В 1986-1987 гг. в связи с началом перестройки политика властей по отношению к Церкви стала более лояльной. 12 марта 1986 г. уполномоченный Совета по делам религий по Николаевской обл. Ю. Н. Шурыгин дал положительное заключение на просьбу верующих о капитальном ремонте Свято-Духовского молитвенного дома в Николаеве. 23 дек. 1987 г. дано разрешение на реконструкцию с увеличением площади молитвенных зданий в пос. Веселиново Веселиновского р-на и в с. Воссиятском Еланецкого р-на Николаевской обл. В 1987 г. был разрешен колокольный звон в соборе Николаева.

1988-2014 гг.

Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Успенка. 1997 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Успенка. 1997 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Успенка. 1997 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.
В 1988 г. впервые за много лет в епархии были зарегистрированы новые общины, верующим стали возвращать храмы. В 1988 г. вышли постановления об общинах в Кировоградской обл.: 30 сент. 1988 г.- о регистрации общины и открытии молитвенного здания в г. Светловодске, 28 окт.- о регистрации общины и открытии молитвенного здания в с. Могильном Гайворонского р-на, 6 дек.- о регистрации общин и открытии молитвенных зданий в селах Ровном Новоукраинского р-на, Ивановка Светловодского р-на, о регистрации общины в Кировограде. В том же году были приняты постановления о приходах в Николаевской обл.: 21 июля 1988 г.- о регистрации общины в пос. Матвеевка, 30 авг.- о регистрации общины и разрешении строительства молитвенного здания в пос. Доманёвка Доманёвского р-на, 16 нояб.- о разрешении строительства нового молитвенного здания общине в с. Благодатном Арбузинского р-на и о регистрации прихода в с. Жовтневом Врадиевского р-на. К 1989 г. насчитывалось 56 зарегистрированных общин РПЦ в Кировоградской обл. и 43 общины в Николаевской обл.

Собор в честь Преображения Господня в Кировограде. 1813 г. Фотография. Нач. XXI в.
Собор в честь Преображения Господня в Кировограде. 1813 г. Фотография. Нач. XXI в.

Собор в честь Преображения Господня в Кировограде. 1813 г. Фотография. Нач. XXI в.

Определением Синода от 13 сент. 1989 г. еп. Севастиан (Пилипчук) был уволен на покой. Указом Синода на Кировоградскую и Николаевскую кафедру был назначен прот. Всеволод (Васильцев) по пострижении в монашество (см. Василий (Васильцев)), его епископская хиротония состоялась 1 окт. 1989 г. При еп. Василии жизнь епархии заметно активизировалась. Одной из задач нового архиерея была подготовка кандидатов на рукоположение, за время своего служения он рукоположил более 100 священников. Важнейшим событием стала передача Церкви в 1991 г. Преображенского собора в Кировограде и Касперовского собора в Николаеве. 10 июля 1991 г. был зарегистрирован новый устав Кировоградской епархии как части образованной в февр. 1991 г. Украинской Православной Церкви. К нач. 1992 г. в епархии действовало 178 приходов. Решением Свящ. Синода УПЦ от 20 июня 1992 г. епархия была разделена на две: Кировоградско-Новомиргородскую и Николаевско-Вознесенскую (см. Николаевская и Очаковская епархия). Еп. Василию был усвоен титул «Кировоградский и Новомиргородский» (28 июля 1994 он был возведен в сан архиепископа, с 27 дек. 1994 имел титул «Кировоградский и Александрийский»). Ко времени разделения епархии в ней насчитывалось 214 приходов: 110 - в Кировоградской обл., 104 - в Николаевской обл. К 1994 г. в Кировоградской обл. имелось 129 приходов, из них 13 были открыты в 1993 г. В 1997 г. в с. Диковка Знаменского р-на был создан Богоявленский жен. мон-рь. 1 июля 1996 г. начал издаваться печатный орган епархии - газ. «Православное слово», в кон. 90-х гг. из-за финансовых трудностей газета перестала выходить.

В 1991 г. в Кировоградской и Николаевской областях были зарегистрированы первые общины Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), они широкого распространения в регионе не имели. В отчете в Московскую Патриархию в кон. 1991 г. еп. Василий писал: «Рост авторитета УПЦ проявился прежде всего в неприятии пропагандистских акций т. н. УАПЦ. Собрания «автокефалистов» в г. Кировограде и г. Николаеве посещали, главным образом, люди, далекие от Церкви, занимающиеся по преимуществу политической деятельностью. И хотя в г. Николаеве появился епископ-автокефалист, зарегистрировавший церковную общину и получивший помещение для богослужений, со стороны православных верующих не заметно желания порвать с УПЦ и перейти в церковь раскольников» (Годовой отчет Кировоградского ЕУ за 1991 г. Л. 10 // Архив Кировоградского ЕУ). В 1991 г. клирик УПЦ Николай Чудинович из райцентра Баштанка перешел в УАПЦ.

С 1996 г. состояние здоровья архиеп. Василия ухудшалось, 29 июля 1998 г. в помощь ему был назначен викарный Светловодский еп. Пантелеимон (Романовский). 5 нояб. 1998 г. Синод УПЦ уволил архиеп. Василия на покой, управляющим Кировоградской епархией стал еп. Пантелеимон. 27 июля 2007 г. Синод УПЦ принял решение о разделении епархии на Кировоградско-Новоархангельскую и Александрийско-Светловодскую. 14 нояб. 2007 г. Синод УПЦ удовлетворил рапорт еп. Пантелеимона об изменении его титула на «Кировоградский и Новомиргородский». 10 февр. 2011 г. правящим архиереем К. и Н. е. был назначен Иоасаф (Губень). При нем число приходов заметно возросло: со 113 в 2010 г. до 125 в 2014 г. В Кировограде в 2011-2013 гг. появилось 5 новых общин. В 2011 г. началось строительство зданий епархиального управления и воскресной школы при кафедральном соборе в Кировограде.

С 2001 г. при Спасо-Преображенском соборе Кировограда действует сестричество во имя прав. Елисаветы. 25 янв. 2007 г. был открыт кировоградский во имя прав. Елисаветы муж. мон-рь, в 2013 г. при нем был создан Троицкий скит в с. Созоновка Кировоградского р-на. В 2008 г. в Кировоградской исправительной колонии № 6 открылся храм во имя сщмч. Евгения. 3 авг. 2011 г. вышел в свет 1-й номер офиц. издания епархии «Елисаветград православный». Епархия выпускает журналы «Наш православный дом» и «Благовест», в приходах издаются «Православная школа» с приложением для детей «Купель» (Спасо-Преображенский собор Кировограда), «Глас православный» (г. Гайворон). Еженедельно на областном и городском телевидении выходят в эфир программы правосл. содержания. Весомый вклад в распространение правосл. культуры вносит региональная общественная орг-ция «Православное просвещение».

Архиереи

Еп. Михаил (Рубинский; 26 дек. 1946 - 12 мая 1947), еп. Феодосий (Коверницский; 12 дек. 1947 - 15 марта 1949), еп. Евстратий (Подольский; 17 марта 1950 - 27 дек. 1951), еп. Иларион (Прохоров; 27 дек. 1951 - 17 нояб. 1953), еп. Иннокентий (Леоферов; 13 дек. 1953 - 28 авг. 1958), митр. Нестор (Анисимов; 9 дек. 1958 - 4 нояб. 1962), еп. Игнатий (Демченко; 16 нояб. 1962 - 25 мая 1965), Боголеп (Анцух; 25 мая 1965 - 6 окт. 1977; с 9 сент. 1974 архиеп.), еп. Севастиан (Пилипчук; 16 окт. 1977 - 13 сент. 1989), Василий (Васильцев; 1 окт. 1989 - 5 нояб. 1998; с 28 июля 1994 архиеп.), Пантелеимон (Романовский; 5 нояб. 1998 - 10 февр. 2011; с 28 июля 2009 архиеп.), Иоасаф (Губень; с 10 февр. 2011; с 9 июля 2012 архиеп.).

Монастыри

Действующий: кировоградский Свято-Елисаветинский (муж., Кировоград, основан в 2007, с 2013 имеет Троицкий муж. скит в с. Созоновка).

Упраздненные (в пределах Кировоградской обл.): Чечелевский Иоанно-Предтеченский (жен., существовал в с. Чечелеевка Александрийского у., ныне с. Вел. Чечелиевка Новгородковского р-на, основан в 1874 как скит, в 1899 преобразован в мон-рь, закрыт в 1921-1922), Чернолесский Преображенский скит (муж., находился в окрестностях совр. с. Дмитровка Знаменского р-на, основан в 1760, упразднен в 1767).

В. Г. Пидгайко

Старообрядчество на Кировоградщине

Старообрядцы, преимущественно беглопоповцы, начали селиться в Новой Сербии (в 1764 стала частью Новороссии) в сер. ХVIII в., после «выгонок» Ветки и разгрома старообрядческих скитов в Стародубье. Крепость Св. Елисаветы была основана в 1754 г. на месте старообрядческого поселения. 12 апр. 1755 г. старообрядцы подали рапорт коменданту крепости А. И. Глебову о желании обосноваться в Новой Сербии. В Елисаветграде старообрядцы разных согласий составляли большую часть населения города, они жили на Беспоповской, Преображенской и Перспективной улицах, имели собственные церкви. В относительной близости от крепости староверы создали значительные и богатые селения Клинцы, Калиновка, Красный Яр, Знаменка, Плоское, Никольское, Золотарёвка и Злынка. Впосл. выходцы из сел Клинцы, Красный Яр, Плоское, Калиновка Елисаветградского и Александрийского уездов Херсонской губ. переселились в Тирасполь, где появились Красноярская и Клинцовская улицы, Красноярская балка. В 1819 г. в процессе учреждения военных поселений было решено вывести из Елисаветградского у. всех старообрядцев, не хотевших получать статус военных поселенцев. 794 старообрядца из с. Плоского, 729 чел. из с. Дмитровка, 96 чел. из с. Уховка переселили в Малаешскую вол. В 1821 г. выходцы из Елисаветградщины в Тираспольском у. Херсонской губ. основали с. Б. Плоское, в нач. ХХ в. там насчитывалось 7340 жителей. Остальные выходцы из Елисаветградского у. переехали в села Слободзея, Яска, Троицкое, Беляевка и Калаглея.

В 1780 г. ок. 850 старообрядцев слободы Знаменка Елисаветградского у. приняли единоверие. В 1786 г. они переселились в Днепровский у. Таврической обл., где основали с. Б. Знаменка. В 1797 г. недалеко от этого села, в урочище Мамай-Сурка, стародубские иноки создали единоверческий муж. мон-рь в честь Корсунской иконы Божией Матери, вскоре обитель была перенесена в урочище Фролово ниже по Днепру. Правительство передало мон-рю ок. 3 тыс. десятин земли.

Старообрядцы крепости Св. Елисаветы составили первое на юге Украины купеческое об-во. 16 окт. 1762 г. был обнародован имп. указ, по которому старообрядцы получили право называться купцами. Первыми купцами Новороссийского края были старообрядцы Масленниковы, Красноглазовы, Сушалины, Сенковские, Железцовы, Клёновы, Пашутины, Макеевы, Шегарцовы. В 1773 г. доля купцов среди старообрядческих поселенцев Новороссии достигла 50,2%. В то время на юге Украины старообрядцы сосредоточили в своих руках почти все главные отрасли торговли, откупа, казенные строительные подряды, торговлю вином. Они строили текстильные, сахарные, кирпичные фабрики и заводы. Купцы-староверы пользовались поддержкой кн. Г. А. Потёмкина. Протекция высших российских сановников помогла выдвинуться активным старообрядцам, в частности купцу И. Масленникову, к-рый не только открыл сахарный завод, но в 1785 г. начал вести заграничную торговлю товарами Сев. Причерноморья и юга Украины. В 1768 г. купец-старовер С. Сенковский через порт Хаджибей (с 1795 Одесса) торговал с К-полем. По переписи 1795 г. в Елисаветграде насчитывалось 907 купцов, почти все они принадлежали к староверию. По ревизии 1811 г. в Елисаветграде было 492 купца.

В сер. ХХ в. в Елисаветграде проживало ок. 500 беспоповцев (Пашутины, Лазаревы, Сысоевы, Колотовкины, Королёвы, Гореловы, Лопаткины, Савельевы и др.). В 1858 г. из старообрядцев (поповцев и беспоповцев) в городе составилось представительное купеческое общество, в к-рое входили Пашутины, Турчановы, Астафьевы, Чистогановы, Лошкарёвы и др. В 1866 г. насчитывалось 104 купеческих фамилии (из них 47 купцов-евреев). Упадок Елисаветграда был обусловлен в первую очередь перемещением центра юж. торговли в Одессу после введения там режима порто-франко (этот режим действовал в Одессе в 1819-1858); мн. елисаветградские купцы-старообрядцы, в частности Железновы и Клёновы, переселились в портовый город.

В советское время почти все старообрядческие храмы края были закрыты, большая часть из них разрушена. Были ликвидированы муж. и жен. мон-ри в с. Зыбкове (совр. Онуфриевский р-н Кировоградской обл.). Во время Великой Отечественной войны возобновили деятельность отдельные старообрядческие приходы, единоверческий приход в с. Злынка. Начиная с 1949 г. старообрядческие храмы закрывались. В 90-х гг. XX в. возобновились богослужения в церквах в селах Клинцы, Красный Яр, Никольское, Зыбково, Золотарёвка, однако приходы здесь небольшие. В 2013 г. в Кировоградской обл. действовали 4 зарегистрированные общины Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия). Есть община поморцев в с. Ровном Новоукраинского р-на.

С. В. Таранец

Расколы на территории Кировоградской епархии

В 1991 г. была образована епархия УАПЦ с центром в Николаеве, с 21 июля 1991 г. «епископом» Николаевским и Херсонским УАПЦ являлся Пантелеимон (Романовский; впосл. занимал Кировоградскую кафедру УПЦ). В авг. того же года его назначили «епископом» Винницким и Кировоградским, «епископом» Николаевским и Херсонским стал Роман Балащук. 12 авг. 1991 г. Балащук зарегистрировал устав Николаевско-Херсонской епархии УАПЦ в Совете по делам религий при СМ Украинской ССР. УАПЦ удалось укрепить свои позиции только в Николаевской обл., где к нач. 1992 г. насчитывалось 7 зарегистрированных автокефалистских общин. 13 окт. 1992 г. Николаевско-Херсонская епархия УАПЦ зарегистрировала изменения в уставе, к-рые утвердили ее вхождение в Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). В Кировоградской обл. существовала единственная зарегистрированная община УАПЦ - в Кировограде, к-рую в 1991 г. организовали активисты партии «Рух», община была малочисленной и не имела священника. Весной 1992 г. «епископом» Винницким и Кировоградским УАПЦ стал Софроний Власов, в июне того же года он перешел в УПЦ КП и получил др. кафедру.

В июне 1992 г. в УПЦ КП в границах Кировоградской обл. была образована Кировоградско-Знаменская епархия. В нее вошли присоединившийся к УПЦ КП бывш. автокефалистский приход Кировограда и епархиальное управление, зарегистрированное как отдельная религ. орг-ция (в 1994 в Кировоградской обл. числились 2 общины УПЦ КП). «Епископом» Кировоградским и Знаменским был назначен неугодный «местоблюстителю» УПЦ КП Филарету Денисенко бывш. иерарх УАПЦ Михаил Дуткевич, фактически высланный Денисенко из Киева. В нач. 1993 г. Дуткевич вернулся в УАПЦ и переехал в Киевскую обл.

В авг. 1996 г. бывш. единоверческий храм Кировограда, использовавшийся как клуб, был передан общине УПЦ КП под ц. св. Владимира; в 1998 г. в Кировограде появилась еще одна община УПЦ КП. 25 дек. 1997 г. в с. Ясиноватка Александрийского р-на был зарегистрирован Успенский жен. мон-рь Киевского патриархата. В том же году Троицкий приход УПЦ КП в с. Протопоповка Александрийского р-на начал издание газ. «Божье слово». В 1997 г. в УПЦ КП перешел свящ. УПЦ Василий Гдешинский из пос. Голованевска, основавший там приход УПЦ КП. Денисенко, не направляя в Кировоград «епископа», назначил Гдешинского управлять епархией в качестве «администратора-секретаря». 19 нояб. 2002 г. «епископом» Кировоградским и Голованевским назначен Серафим Верзун, его кафедрой стал Голованевск, в 2008-2009 гг. управляющим Кировоградской епархией УПЦ КП являлся Иоанн Яременко, в 2009 г. епархию возглавил Марк Левкив.

В 2013 г. УПЦ КП имела в Кировоградской обл. 75 общин, в т. ч. 2 фиктивных монастыря, 24 февр. 2014 г. сторонники УПЦ КП с «самообороной майдана» заняли храм св. Владимира в пос. Новоархангельске (с 2013 был в УПЦ). В области действуют 12 зарегистрированных общин УАПЦ. Большинством из них управляет «хиротонисанный» в 2005 г. «епископ Черкасский и Кировоградский» УАПЦ Иларион Савчук, находящийся в юрисдикции предстоятеля УАПЦ Мефодия Кудрякова. Отдельные приходы подчиняются не ему, а «Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ обновленной» под рук. «архиепископа» Игоря Исиченко.

В области также действуют 5 зарегистрированных орг-ций и 4 «священнослужителя», называющих себя «независимыми православными общинами». Как правило, они причисляют себя к различным направлениям «истинно православных христиан».

Католики на территории Кировоградской епархии

В 1882 г. польск. община Елисаветграда построила костел Св. Духа, в 1928 г. костел был закрыт, в 1936 г. разрушен, члены общины подверглись арестам и ссылке, католиков в Кировоградской обл. почти не осталось. В 1950-1970 гг. в Николаевскую обл. переселилось более 100 тыс. чел. из Львовской, Ивано-Франковской (до ноября 1962 Станиславская), Тернопольской областей, преимущественно униатов. В 1973 г. были отмечены случаи совершения нелегальных униат. богослужений мирским чином среди галичан по меньшей мере в 2 населенных пунктах Николаевской обл. Неск. тысяч жителей Галичины в указанный период были переселены и в Кировоградскую обл. Именно они и их потомки составили зарегистрированные в регионе в 90-х гг. XX в. общины Украинской греко-католич. Церкви и Римско-католич. Церкви. В 2013 г. в Кировоградской обл. насчитывалось 6 греко-католич. общин, 5 римско-католич. общин.

В. Г. Пидгайко

Арх.: ГА Кировоградской обл. Ф. 18. Оп. 1. Д. 77, 79, 491, 492, 514.
Ист.: Хроника // ЖМП. 1947. № 1. С. 15.
Лит.: Скальковский А. А. Хронологическое обозрение истории Новороссийкого края, 1731-1823. Од., 1836. Ч. 1; Пашутин А. Н. Ист. очерк г. Елисаветграда. Елисаветград, 1897. Кировоград, 1992п; Полницкий А. Ист. записка об открытии елисаветградских духовных училищ // Херсонские ЕВ. Приб. 1889. № 20, 21; Безтака П. М. Кiровоград: Iст.-краєзнавчий нарис. Днiпропетровськ, 1972; Мативос Ю. Н., Сандул В. А. Кировоград: Путев. Днепропетровск, 19802; Анцупов И. А. Рус. население Бессарабии и Левобережного Поднестровья в кон. ХVIII-ХIХ в.: (Соц.-экон. очерк). Кишинёв, 1996; Звезда Рождества. К., 2000. С. 30. (Независимость: Газ. Спецвып.); Заковоротный Д. И. Храмы Николаева. Николаев. 2001; он же. Храмы Прибужья. Николаев, 2004; Мiсто i люди: Єлисаветград - Кiровоград, 1754-2004: Iлюстрована енциклопедiя. Кiровоград, 2004; Енциклопедiя iсторiï Украïни. К., 2007. Т. 4. С. 329-330; Макидонов А. В. К светской и церковной истории Новороссии (ХVIII-ХIХ вв.). Запорожье, 20083; Зеньковский С. А. Рус. старообрядчество. М., 2009. Т. 2: Духовные движения XVII-XIX вв. С. 606-627; Петренко I. Д. Невiдомi вiйни: (Церква та держава на Кiровоградщинi в 20-60-х роках ХХ ст.). Кiровоград, 2012; Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. 200 лет / [Сост.: А. Н. Мануйлов, Р. В. Кондратюк]. Кировоград, 2012.
В. Г. Пидгайко, С. В. Таранец
Ключевые слова:
Епархии Украинской Православной Церкви Кировоградская и Новомиргородская епархия УПЦ
См.также:
БАЛТСКАЯ И АНАНЬЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ Украинской Православной Церкви Московского Патриархата
БАЛТСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Подольской и Брацлавской, Херсонской и Одесской епархий
БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ И БОГУСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ Украинской Православной Церкви Московского Патриархата
БЕРДЯНСКАЯ И ПРИМОРСКАЯ ЕПАРХИЯ Украинской Православной Церкви Московского Патриархата