Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЕНЬОН
Т. 32, С. 475-477 опубликовано: 29 марта 2018г.


КЕНЬОН

К. Кеньон. Фотография. 1962 г.
К. Кеньон. Фотография. 1962 г.

К. Кеньон. Фотография. 1962 г.
[англ. Kenyon] Кэтлин Мэри (5.01.1906, Лондон - 24.08. 1978, Эрбисток, близ Рексема, Уэльс), английский археолог, исследователь Палестины. Старшая дочь Ф. Дж. Кеньона (1863-1952), папиролога, директора и ведущего библиотекаря Британского музея. Окончила Школу для девочек св. ап. Павла в Лондоне и Сомервилл-колледж в Оксфорде (1929) по специальности «историк». Затем приняла участие в первых раскопках в Юж. Родезии (ныне Зимбабве) под рук. Г. Кейтон-Томпсон, ученицы У. М. Ф. Питри. 1930-1935 годы стали определяющими для дальнейшей деятельности К.: она стала участницей экспедиции, проводившей раскопки в Веруламии, римском поселении на севере от Лондона (руководители - Р. Э. М. Уилер и Т. В. Уилер), а в межсезонье, когда раскопки прерывались, участвовала в экспедиции Дж. У. Кроуфута в Самарии (1931-1935).

В Веруламии М. Уилер познакомил К. с принципами и техникой нового стратиграфического (послойно-квадратного) метода раскопок, который начали использовать еще до первой мировой войны. К. стала его лучшей ученицей и последовательницей в применении этого метода, который впосл. получил имена их обоих. Кроуфут, напротив, производил в Самарии раскопки традиционным для большинства палестинских археологов методом, сочетающим разрезы и широкие расчистки площадей с выделением слоев путем анализа керамики. Кроуфут позволил К. в Самарии впервые опробовать новый метод (см. в. ст. Археология библейская).

По возвращении в Великобританию К. стала соосновательницей (вместе с Уилерами) Ин-та археологии при Лондонском ун-те (формально открыт в 1937) и 1-м секретарем ин-та; в годы войны была временно исполняющим обязанности директора. До и после второй мировой войны (во время которой она служила в Красном Кресте) К. проводила раскопки на объектах в Великобритании. С 1948 по 1962 г. читала в Ин-те археологии лекции по палестинской археологии, участвовала в полевых работах в Саттон-Уолс (Великобритания), в Сабрате (Ливия), в Иерихоне и Иерусалиме (тогда на территории Иордании). В 1951-1962 гг. К. была почетным директором Британской школы археологии в Иерусалиме, это позволило ей привлечь новые средства для раскопок на Св. земле.

Во время работ в Иерихоне (1952-1958) К. удалось доказать эффективность метода Уилера-Кеньон. В начальном слое, на уровне «материка» (глубина ок. 21 м), было найдено святилище, построенное приблизительно в VIII тыс. до Р. Х. Исследования внесли огромный вклад не только в реконструкцию доисторического прошлого Палестины, но и в понимание развития человеческой цивилизации (см. ст. Иерихон).

В 1961 г. К. начала крупные раскопки в Иерусалиме. Одной из причин выбора этого места стало приближавшееся столетие (в 1967) Палестинского исследовательского фонда, который финансировал иерусалимскую экспедицию Ч. Уоррена в XIX в. Грандиозные раскопки проводили при финансовой помощи различных фондов, включая Национальное географическое об-во США, и привлекли студентов со всех концов Содружества. Однако их результаты не получили такого общественного резонанса, как раскопки в Иерихоне. Причина этого заключалась в сложности объекта - топографической (местность с резкими спадами и возвышенностями), исторической (археологический материал формировался на протяжении мн. столетий), социальной (зоны раскопок по-прежнему являются зоной проживания людей с совр. постройками и дорогами). В 1962 г. К. стала директором колледжа св. Гуго и не могла уделять много времени раскопкам, а 6-дневная война 1967 г. столь радикально изменила ситуацию в Иерусалиме, что проект пришлось свернуть. После 1967 г. К. не получала права проводить раскопки там, где должны были работать израильские археологи (напр., Б. Мазар - на юге и юго-западе платформы Храмовой горы и Н. Авигад - в евр. квартале Старого города) (Broshi. 2009). Несмотря на огромные расходы и привлечение сотен рабочих, результаты были весьма скромными, причем одной из причин признают то, что метод Уилера-Кеньон плохо подходил для Иерусалима (Ibidem). В то же время впервые удалось окончательно обосновать мнение о том, что древний Иерусалим - это район Офела, найти стены города периода средней бронзы, собрать самые крупные на тот момент керамические коллекции железного века (см. в ст. Иерусалим).

В 1973 г. К. оставила пост директора колледжа и сосредоточилась на подготовке публикации результатов своих исследований. К.- автор или одна из соавторов 20 книг и монографий и ок. 100 статей в научных и научно-популярных журналах (Callaway. 1979). Среди них - «Здания в Самарии» (1942) и «Раскопки в Иерихоне» в 2 томах (1960 и 1965), в к-рых содержатся сведения более чем о 500 иерихонских гробницах. Ее популярная кн. «Археология на Святой земле» (1960), основанная на лекциях, прочитанных в Ин-те археологии в Лондоне, выдержала ряд изданий. Др. книга, «Начала в археологии» (1952, 19612), в которой К. описывает развитую ею методику раскопок, также предназначена для студентов. В книгах «Раскапывая Иерихон» (1957) и «Раскапывая Иерусалим» (1974) опубликованы предварительные результаты работ, а популярная кн. «Иерусалим - раскапывая 3000 лет истории» (1967) представляет их итоги. Многие отчеты были опубликованы уже после смерти К.

Метод Уилера-Кеньон и полемика вокруг результатов раскопок

Метод раскопок, который М. Уилер начал использовать в Великобритании и Индии еще до первой мировой войны, К. применила в Палестине после второй мировой войны. На 1-м этапе полагалось прокопать в разных местах телля длинные траншеи на всю глубину, чтобы получить общее представление о стратиграфии (McRay. 1991. P. 27-28). Затем разбивались раскопы с условной сеткой квадратов со стороной в несколько метров. Между квадратами оставляли вертикальные перемычки (бровки) шириной ок. 1 м для стратиграфии. При их описании учитывали разницу цвета и состава слоя, его мощность, конфигурацию. Профили траншей и бровок вычерчивали в масштабе и, сопоставляя, строили 3-мерную стратиграфическую картину (Tushingham. 1996. P. 279). Взаимное расположение слоев и находок (их положение строго замеряли) позволило получить их относительную датировку, абсолютные даты определяли по составу керамики и др. находок, а позже и естественнонаучным анализом на радиокарбон.

К. широко практиковала эту методику, но не настаивала на ее исключительности (она редко вступала в споры и публичные дискуссии по вопросам теории и методов археологии (Dever. 1978. P. 4)). Ее методика уязвима, т. к. при углублении раскопа все более сжимаются его же края и бровки, изучить цельные комплексы на широкой площади не удается (Broshi. 1975; Idem. 2009). Часть находок пропадает, если контрольные бровки сохраняют на месте (Idem. 1975). Подробно изученные, но ограниченные и разрозненные участки телля не всегда дают представление об общей картине его развития. Так, при раскопках юго-зап. угла платформы Храмовой горы под рук. аббата Р. Г. де Во при участии К. последняя отнесла руины больших построек к визант. периоду, определив их как гостиницы для паломников (Kenyon. 1974. P. 276-277). Позднее раскопки А. Мазара доказали, что это остатки дворца эпохи Омейядов (Ibidem). При раскопках в Армянском саду К. нашла стены, но не смогла их датировать. Раскопки Д. Бахата (там же), Р. Амиран и А. Эйтана (у цитадели) показали, что между этими 2 точками имелась огромная каменная платформа (длина ок. 335 м), на которой Ирод Великий возвел дворец. Раскопки под рук. А. Реема (нач. 2000-х гг.) уточнили эту последовательность: платформа времени Хасмонеев - дворец Ирода - сооружение эпохи крестовых походов.

В ряде случаев К. игнорировала более ранние (а в публикациях и последующие) результаты работ на объектах. Так, будучи знакомой с исследованиями юго-зап. угла платформы Храмовой горы, проводившимися с 1968 г. Мазаром, и его альтернативной идентификацией каменного здания, она не отметила это в кн. «Раскапывая Иерусалим» (Broshi. 1975). При раскопках в Иерихоне К. не учла результаты раскопок Дж. Гарстанга 1930-1936 гг.- найденную им кипрскую бихромную керамику периода поздней бронзы I (1550-1400 гг. до Р. Х.) - и в итоге предложила датировку разрушения Иерихона концом среднего бронзового века (ок. 1550 г. до Р. Х.). Этот вывод противоречил любой попытке связать данное разрушение с библейским повествованием об Исходе (Исх 1). Проведенный в 90-х гг. XX в. Б. Вудом комплексный анализ артефактов, найденных при раскопках Иерихона как Гарстангом, так и К., дал основание утверждать, что датировка К. была ошибочной, а разрушение Иерихона можно отнести к 1400 г. до Р. Х. (Wood. 1990). Впрочем, способ сортировки керамики К. затрудняет проверку ее выводов.

Соч.: The Buildings at Samaria: Samaria-Sebaste: Rep. of the Work of the Joint Expedition in 1931-1933 and of the Work of the British Expedition in 1935. N 1. L., 1942 (совм. с: Crowfoot J. W., Sukenik E. L.); Some Notes on the History of Jericho in 2nd Millenium B.C. // PEQ. 1951. Vol. 83. P. 101-138; British School of Archaeology in Jerusalem Excavations at Jericho, 1952: Interim Rep. // Ibid. 1952. Vol. 84. P. 4-6, 62-82; Excavation at Jericho, 1953 // Ibid. 1954. Vol. 86. P. 45-63; Idem, 1955 // Ibid. 1955. Vol. 87. P. 108-117; Idem, 1957-58 //Ibid. 1960. Vol. 92. P. 88-108; Beginning in Archaeology. L., 1953; Digging Up Jericho. L., 1957; The Objects from Samaria: Samaria-Sebaste: Rep. of the Work of the Joint Expedition in 1931-1933 and of the Work of the British Expedition in 1935. N 3. L., 1957 (совм. с: Crowfoot G. M.); Archaeology in the Holy Land. L., 1960; Excavations at Jericho. L., 1960. Vol. 1: The Tombs Excavated in 1952-1954; 1965. Vol. 2. The Tombs Excavated in 1955-1958; Vol. 3: The Architecture and Stratigraphy of the Tell. 2 vol. / Ed. T. A. Holland. L., 1981; Excavations in Jerusalem // PEQ. 1962. Vol. 94. P. 72-89; 1963. Vol. 97. P. 7-21; 1965. Vol. 98. P. 9-20; 1966. Vol. 98. P. 73-88; 1967. Vol. 99. P. 65-71; 1968. Vol. 100. P. 97-109; Amorites and Canaanites. L., 1966; Jerusalem: Excavating: 3000 Years of History. N. Y., 1967; Digging Up Jerusalem. L., 1974; Excavations at Jericho. L., 1982. Vol. 4: The Pottery Type Series and Other Finds (совм. с: Holland T. A.); iidem. Excavations at Jericho. L., 1983. Vol. 5: The Pottery Phases of the Tell and Other Finds; The Bible and Recent Archaeology / Ed. P. R. S. Moorey. L., 1987.
Лит.: Broshi M. «Digging Up Jerusalem» - A Critique // BAR. 1975. 01:03. Electronic Edition on CD ROM. Libronix Digital Library System 2.1b. 2004; idem. Archaeology, Dogs and Gin: Dame Kathleen Kenyon, Digging Up the Holy Land // BAR. 2009. Jan./Febr.; Dever W. Kathleen Kenyon (1906-1978): A Tribute // BASOR. 1978. Vol. 232. P. 3-4; Callaway J. A. Dame Kathleen Kenyon: 1906-1978 // BiblArch. 1979. Vol. 42. N 2. P. 122-125; Wood B. G. Did the Israelites Conquer Jericho?: A New Look at the Archaeol. Evidence // BAR. 1990. Vol. 16. N 2 (March/April): Electronic Ed. on CD ROM. Libronix Digital Library System 2.1b. 2004. McRay J. Archaeology and the New Testament. Grand Rapids (Mich.), 1991; Tushingham A. D. Kenyon, Kathleen Mary // OEANE. 1996. Vol. 3. P. 279-280; Davis M. C. Dame Kathleen Kenyon, Digging Up the Holy Land. Walnut Creek (Calif.), 2008; Клейн Л. С. История археологической мысли. СПб., 2011. Т. 1. С. 591-594.
Прот. Димитрий Юревич
Ключевые слова:
Археология библейская, отрасль библеистики, изучающая Священное Писание в свете открытий, совершаемых археологией на Древнем Востоке - в Малой Азии, Месопотамии, Восточном Средиземноморье, Египте и др. связанных с ними территориях Археологи английские Кеньон Кэтлин Мэри (1906-1978), английский археолог, исследователь Палестины
См.также:
ВУЛЛИ Чарлз Леонард (1880 - 1960), англ. археолог
ААРОНА МОГИЛА предполагаемое место захоронения ветхозаветного первосвященника Аарона
АБУ-ГОШ придорожное селение в Иудее (12 км на северо-запад от Иерусалима)
АВЕССАЛОМ 3-й сын царя Давида от Маахи, дочери Фалмая, царя Гессура
АВИЛА древний город, центр тетрархии Авилинеи
АДЖУЛЬ (Телль-Аль), один из самых известных памятников библейской археологии