Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЕДРОН
Т. 32, С. 318-320 опубликовано: 6 марта 2018г.


КЕДРОН

[евр.   возможно, связано с глаголом   - быть черным], название ручья в Иерусалиме, отделяющего Храмовую гору и город Давида от Елеонской горы, и долины, по к-рой он протекает. На разных участках долина имеет названия: Ореховая долина (Вади-эль-Джоз), долина Св. Марии (Вади-Ситти-Мариам), Огненная долина (Вади-эн-Нар), долина Монахов (Вади-эр-Рахиб). Ручей берет начало севернее Старого города, огибает с востока Храмовую гору, протекает по долине Тиропеон и Енномовой долине возле источника Ен-Рогел и далее на юго-восток через пустыню Св. Града, впадая в Мёртвое м. южнее Кумрана. Общая протяженность К. составляет ок. 34 км, при этом перепад высоты над уровнем моря от Иерусалима до Мёртвого м.- ок. 1200 м.

В наст. время ручей К. в черте города очень мелкий. Его русло частично засыпано в результате деятельности человека и естественной эрозии береговых почв. В районе пустынного русла К. есть неск. глубоких ущелий; наиболее глубокое (до 80 м) располагается в районе Саввы Освященного лавры. Большую часть года русло К. остается сухим, оно наполняется только в зимние месяцы, и тогда в его юж. части бывают наводнения. В древности, по-видимому, обильные в зимний сезон воды К. отводили для ирригации городских и царских садов (4 Цар 23. 4; Иер 52. 7; Неем 3. 15).

В Свящ. Писании К. упоминается прежде всего как восточная граница Иерусалима, его естественный предел, за к-рым лежит пустыня. Так, царь Давид, спасаясь от Авессалома, покинул город и пересек К. «по дороге к пустыне» (2 Цар 15. 23). Соломон запретил Семею «пересекать Кедрон», т. е., по всей видимости, покидать пределы Иерусалима (3 Цар 2. 37). Семей был казнен за то, что нарушил клятву и покинул город, отправившись в Геф, хотя фактически и не пересекал К.: путь в Геф лежал к юго-западу от Иерусалима. Пустынная долина К., находившаяся вне сакральной черты города, считалась пригодной для уничтожения языческой скверны. Здесь царь Аса сжег принадлежавший его матери истукан Астарты (3 Цар 15. 13; 2 Пар 15. 16). При очищении Иерусалима царем Езекией «все нечистое» и «все, на чем совершаемо было курение [идолам]» было разрушено и брошено в поток К. (2 Пар 29. 16; 30. 14). Царь Иосия в долине К. сжег языческие приношения, жертвенники и идолов Ваала и Астарты (4 Цар 23. 4, 6, 12). Уже в ветхозаветные времена на берегах К. располагался и некрополь Иерусалима, «кладбище общенародное» (4 Цар 23. 6; Иер 31. 40), «простонародные гробницы» (Иер 26. 23). В НЗ ручей упоминается только раз: Христос уходит с учениками в Гефсиманию, «за поток Кедрон, где был сад» (Ин 18. 1).

На склонах долины К. и в наст. время располагаются захоронения. На левом, восточном берегу ручья со стороны Елеонской горы устроено иудейское кладбище; на зап. берегу, у подножия городских стен - мусульманское, в русле К., недалеко от Гефсимании, размещены христ. захоронения.

Археологическое исследование

Древнейшие следы поселений в Иерусалиме были обнаружены в русле К., у родника Геон (Гихон) в т. н. городе Давида,- единственного в этой местности постоянного источника пресной воды (см. в ст. Иерусалим). По всей видимости, местность впервые заселялась уже в халколитический период (IV тыс. до Р. Х.).

«Гробницы царей». Фотография. 2-я пол. XIX в.
«Гробницы царей». Фотография. 2-я пол. XIX в.

«Гробницы царей». Фотография. 2-я пол. XIX в.

Начиная с периода ранней бронзы (кон. IV тыс. до Р. Х.) в долине К. за пределами города производились захоронения. Могилы этого времени с погребальной керамической утварью были обнаружены экспедицией М. Б. Паркера (1909), работавшей на зап. берегу ручья, выше источника. На противоположном склоне Д. Барамки (1935) и К. М. Кеньон (1965) раскрыли шахтовые захоронения, относящиеся к периоду ранней и средней бронзы (кон. IV - сер. II тыс. до Р. Х.) (Prag. 1995). Отдельные захоронения среднего и позднего бронзового века были обнаружены Р. Вейлем (1913) к югу от города Давида, а также францисканской археологической экспедицией в 60-х гг. XX в. на Елеонской горе (Saller. 1964).

Хорошо изучена группа из 50 пещерных захоронений железного века (VIII-VI вв. до Р. Х.), находящихся на 2 террасах скалистого склона на вост. берегу К., в пределах Сильвана (ныне район на востоке Иерусалима, см. Силоам) (Avigad. 1954; Ussishkin. 1993). Гробницы высечены в толще скалистой породы. Возможно, в древности погребальные монументы были богато декорированы, во многих внутри сохранились карнизы. Один из сильванских памятников, т. н. Гробница дочери фараона («Силоамский монолит», приобретенный архим. Антонином (Капустиным)), прежде был увенчан небольшой каменной пирамидой. От погребальной надписи, выполненной древнеевр. письмом, осталась одна буква. На др. гробнице надпись сохранилась почти полностью, отсутствует только начало имени ее владельца: «Это [гробница] ... ягу, который над домом [царским]. Здесь нет ни серебра, ни золота, а только кости его и его жены (?). Будь проклят человек, который откроет» (ср.: Ис 22. 15-16). С т. зр. архитектуры силоамские гробницы можно разделить на 3 типа: со скатным потолком, с плоским потолком и монолитные, выполненные как памятники. В погребальной архитектуре древней Палестины за пределами Иерусалима аналоги есть только у гробниц с плоским потолком. Архитектурный стиль проч. типов гробниц имеет параллель в финик. культуре, подверженной влиянию Египта. Возможно, в данном случае речь идет об адаптации финик. архитектурных форм иерусалимской элитой.

В позднеэллинистический и ранний рим. период склоны К. по-прежнему использовались для захоронений. Среди них выделяется группа монументальных гробниц, в разные периоды традиционно ассоциировавшихся с захоронениями известных исторических лиц, причем их идентификация с течением времени могла меняться (Puech, Ziass. 2003). Систематическое исследование захоронений К. данного периода производилось израильскими археологами А. Клонером и Б. Зиссу (Kloner, Zissu. 2007). В верхней части течения К., к северу от Дамасских ворот Старого города, находятся т. н. Гробницы царей. По сообщению Иосифа Флавия, эти гробницы были выстроены адиабенской царицей Еленой на расстоянии 3 стадий к северу от города и увенчаны 3 пирамидами (Ios. Flav. De bell. V 4. 2; Idem. Antiq. ХХ 4. 3). Со временем гробницы адиабенских царей были забыты. Начиная с XVI в. царская усыпальница становится одной из паломнических достопримечательностей Иерусалима, однако теперь ее показывают паломникам как «гробницу иудейских царей» (Villeneuve. 2005). Широкие ступени высеченной в скальной породе лестницы ведут к широкому двору, окруженному водными цистернами. Не сохранивший пирамидальных наверший фасад царской усыпальницы декорирован резными каменными фризами, а вход в погребальные камеры закрыт массивным каменным диском. В сер. XIX в. франц. путешественнику маркизу Л. Ф. де Сольси удалось через подставных лиц приобрести этот участок и вскрыть гробницы. Исследование т. н. Гробницы царей принято считать первыми археологическими раскопками в Палестине. В погребальных пещерах были обнаружены керамическая и стеклянная посуда, алебастровые сосуды, золотые украшения, монеты и неск. каменных резных саркофагов. На одном из них сохранилась надпись на арам. языке: «  ». По уверению де Сольси, в этом саркофаге находились останки женщины, облаченной в расшитые золотом одежды, при вскрытии «немедленно рассыпавшиеся в прах». В наст. время в т. н. Гробницах царей и на прилегающей к ним территории проводит археологические раскопки экспедиция Библейской и археологической французской школы в Иерусалиме.

«Гробница Авессалома» («Столп Авессалома»). I в. до Р. Х.— I в. по Р. Х.
«Гробница Авессалома» («Столп Авессалома»). I в. до Р. Х.— I в. по Р. Х.

«Гробница Авессалома» («Столп Авессалома»). I в. до Р. Х.— I в. по Р. Х.

Ниже по течению К. сохранилась 2-камерная гробница, датированная иродианским периодом, она почитается в иудейской традиции как «могила Симеона Праведника». Наиболее известна группа захоронений, устроенная к востоку от стен Старого города, на крутом вост. склоне К. (Avigad. 1954). Почти все эти захоронения включают как собственно погребальную пещеру, так и надгробный памятник (нефеш). Так, традиционно известная «Гробница Авессалома» («Столп Авессалома») (I в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.) представляет собой отдельно стоящий нефеш, вся нижняя часть которого высечена в скальной породе. Верхняя часть монумента, завершающаяся воронкообразным куполом с лотосом, сложена из тесаных каменных блоков. Фасады памятника оформлены полуколоннами ионического ордера и дорическим фризом. В нижнем монолите вырублена погребальная камера с 2 аркосолиями и кухом (нишей для тела), возможно, устроенная позднее.

К «Гробнице Авессалома» с юга примыкает т. н. пещера Иосафата - погребальная пещера с коридорами, вход в к-рую декорирован рельефным каменным фризом с растительным орнаментом. Захоронение состоит из 8 погребальных камер, в их стенах высечены аркосолии и небольшие ниши для оссуариев. Южнее располагается могила с дорическим фризом и 2 колоннами при входе. На архитраве - надпись на иврите, свидетельствующая о захоронении здесь представителей 4 поколений иерусалимской священнической семьи Хезир (ср.: 1 Пар 24. 15; Неем 10. 20). В надписи также указано, что нефеш возведен этой семьей. Разветвленная высеченная в скале система пещер включает 5 погребальных камер. Гробница датируется II-I вв. до Р. Х., однако она использовалась для захоронений непрерывно вплоть до разрушения Иерусалима в 70 г. по Р. Х. Еще южнее находится т. н. Гробница Захарии - квадратный монолит с пирамидальной крышей, сложенный из отдельных тесаных каменных блоков. Все 4 фасада украшены полуколоннами ионического ордера, но только западный, обращенный к городу фасад выглядит законченным. Возможно, это нефеш, добавленный к «Гробнице семейства Хезир» в I в. до Р. Х. (Avigad. 1954; Barag. 2002). По времени правления этим гробницам соответствуют многочисленные погребальные пещеры, обнаруженные в Гефсимании и выше, на склонах Елеонской горы, а также «Гробница Божией Матери» (над ней возведена ц. Успения Пресв. Богородицы, см. ст. Гефсимания). Все монументальные захоронения были разграблены еще в древности, однако на склонах Елеонской горы и далее на юг вдоль течения К., возле источника Ен-Рогел, было вскрыто множество более скромных погребальных комплексов, в к-рых сохранились десятки оссуариев, в т. ч. и декорированных, с отдельными короткими надписями на иврите и греческом языке, и множество погребальной утвари (Bagatti. 1958; Avni, Greenhut. 1996).

К концу раннего рим. периода К. по-прежнему оставался за пределами заселенного города, однако в это время на его берегах появились небольшие сельскохозяйственные постройки. Так, остатки маслодавилен и простейших жилых строений были обнаружены в Гефсимании и на противоположном берегу, неподалеку от совр. греч. ц. первомч. Стефана, построенной Иерусалимским Патриархатом в 1969 г. (Reich, Shukron. 2008). От города к вершине Елеонской горы через русло К. вела древняя дорога с высеченными в породе ступенями (согласно Commemoratorium, ок. 808 г.). Впервые ступени были замечены У. М. Питри (1890), впосл. еще неск. ступеней открыл Г. И. Лукьянов (1931-1934) на территории рус. Гефсиманского во имя равноап. Марии Магдалины монастыря. В городе Давида, на зап. берегу К., обнаружены следы городской свалки Иерусалима I в. по Р. Х. (Iidem. 2003).

После разрушения Иерусалима в 70 г. по Р. Х. древние гробницы на берегах К. вторично использовались для захоронений, теперь уже римских. В погребальных пещерах неподалеку от Ен-Рогел найдены следы кремации, а также римские монеты, керамическая и стеклянная посуда (Avni, Greenhut. 1996); в т. н. Гробнице Симеона Праведника обнаружены латинские погребальные надписи. В русле К. к северо-западу от Старого города была открыта т. н. Птичья пещера, состоящая из одной погребальной камеры (II-IV вв. по Р. Х.) с аркосолями. Потолок погребальной камеры и ниши аркосолей расписаны уникальными для Иерусалима фресками с изображением птиц - павлинов, голубей и куропаток среди вьющейся виноградной лозы (Kloner. 2000).

В долине К. обнаружены и отдельные гробницы визант. периода, однако большая часть древних захоронений использовалась в этот период как место обитания христ. отшельников, нек-рые гробницы были превращены в часовни. Об этом свидетельствуют прорубленные переходы, световые окна, вентиляционные отверстия, небольшие апсиды, высеченные на стенах кресты, греческие христ. надписи. Новая идентификация монументальных гробниц связана с захоронениями Симеона Богоприимца, Захарии, отца Иоанна Предтечи («Столп Авессалома»), ап. Иакова, брата Господня («Гробница семейства Хезир»). Свидетельствующие о византийской традиции греческие надписи были обнаружены вокруг входа в т. н. Гробницу Авессалома (Puech, Ziass. 2003; Zissu. 2011).

По-видимому, с IV в. по Р. Х. К. отождествляется с «долиной Иосафата» как местом грядущего Суда (Иоиль 3. 2-14).

В визант. период на берегах К. в пределах городской черты возводятся монументальные постройки: церкви в Гефсимании, на т. н. Гробнице Божией Матери, над Силоамской купелью, где к храму также примыкают неск. странноприимных домов (см. статьи Гефсимания, Елеонская гора). В юж. части русла К., пролегающего по пустыне, возникают крупные монашеские центры - мон-ри Саввы Освященного и Феодосия Великого с многочисленными метохиями и развитой инфраструктурой (Patrich. 1994). Была восстановлена иродианская система водоводов, в наст. время снабжающая водой пустынные мон-ри (см. в ст. Иудейская пустыня) (Patrich. 2002).

Лит.: Saulcy F., de. Voyage en Terre Sainte. P., 1865. Vol. 2. P. 357, 310-345; idem. Jérusalem. P., 1882. P. 224-241; Avigad N. Ancient Monuments in the Kidron Valley. Jerusalem, 1954 (на евр. яз.); Bagatti B., Milik J. T. Gli scavi del «Dominus Flevit» (Monte Oliveto - Gerusalemme). Gerusalemme, 1958. Vol. 1: La necropoli del periodo romano; Saller S. J. The Excavations at Dominus Flevit. Jerusalem, 1964. Vol. 2: The Jebusite Burial Place; Ussishkin D. The Village of Silwan: The Necropolis from the Period of the Judean Kingdom. Jerusalem, 1993; Patrich J. Map of Deir Mar Saba (109/7): Archaeological Survey in Judea and Samaria. Jerusalem, 1994; idem. The Aqueducts of Hyrcania - Kastellion // Amit D., Patrich J., Hirschfeld Y. The Aqueducts of Israel. Portsmouth (Rhode Island), 2002. P. 336-352; Prag K. The Intermediate Early Bronze - Middle Bronze Age Cemetery on the Mount of Olives // Excavations in Jerusalem 1961-1967 / Ed. I. Eshel, K. Prag. Oxf.; N. Y., 1995. Vol. 4. P. 221-242; Avni G., Greenhut Z. The Akeldama Tombs: Three Burial Caves in the Kidron Valley, Jerusalem. Jerusalem, 1996; Kloner A. The Cave of the Birds: A Painted Tomb on the Mount of Olives // Ancient Jerusalem Revealed / Ed. H. Geva. Jerusalem, 2000. P. 306-310; Barag D. The 2000-2001 Exploration of the Tombs of Benei Hezir and Zechariah // IEJ. 2002. Vol. 53. N 1. P. 78-110; Puech E., Zias J. Le tombeau de Zacharie et Siméon au Monument Funéraire dit d'Absalom dans la Vallée de Josaphat // RB. 2003. Vol. 110. N 3. P. 321-335; 2004. Vol. 111. N 4. P. 563-577; Reich R., Shukron E. Jerusalem City Dump in the Late Second Temple Period // ZDPV. 2003. Vol. 119. N 1. P. 12-18; iidem. Jerusalem: The Area East of the Temple Mount // NEAEHL. 2008. Vol. 5. P. 1811-1812; Villeneuve E. Le tombeau des rois, de la légende а l'histoire // MdB. 2005. P. 30-31; Kloner A., Zissu B. The Necropolis of Jerusalem in the Second Temple Period. Leuven; Dudley (Mass.), 2007; Zissu B., Tendler A. S. The Kidron Valley Tombs in the Byzantine Period: A Reconsideration // New Studies on Jerusalem / Ed. E. Baruch, A. Levy-Reifer, A. Faust. Ramat-Gan, 2011. Vol. 17. P. 7-43.
Я. Чехановец
Ключевые слова:
Библейские реалии, термины и понятия Кедрон, название ручья в Иерусалиме
См.также:
АВАДДОН одно из названий обители мертвых в Ветхом Завете
АВВА
АВЕЛ составной элемент некоторых библейских географических названий
АВРОН 1. Один из станов евреев во время путешествия их по пустыне из Египта в землю обетованную; 2. Река в Месопотамии (Иудифь 2. 24), точное местоположение к-рой неизвестно