Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАНО
Т. 30, С. 201-203 опубликовано: 13 июня 2017г.


КАНО

[испан. Cano] Мельхиор (Мельчор) (1 или 6.01.1509, Таранкон, совр. пров. Куэнка, Испания - 30.09.1560, Толедо), доминиканец, католич. богослов, представитель Саламанкской богословской школы. Род. в семье юриста Фернандо Кано, к-рый отправил сына учиться в ун-т Саламанки. С 1523 г. К. подвизался в доминиканском монастыре Сан-Эстебан в Саламанке, в авг. 1524 г., принеся «вечные» обеты, вступил в орден доминиканцев. С 1527 по 1531 г. в Саламанкском ун-те его наставником был испанский богослов Франсиско де Витория, занимавший в 1526-1546 гг. кафедру теологии. К. продолжил образование в орденской школе (коллегии) Сан-Грегорио в Вальядолиде, с 1533 г. преподавал там. Одним из его наставников, а затем и коллегой был Бартоломe Карранса (с 1557 архиеп. Толедский и примас Испании). В 1542 г. К. стал профессором философии в ун-те г. Алькала-де-Энарес; в 1546 г., после смерти Ф. де Витории, занял кафедру теологии в Саламанкском ун-те. Два из прочитанных К. в 1546-1552 гг. курса лекций (Relectio de sacramentis in genere habita in Academia Salmanticensis anno 1547; Relectio de paenitentia habita in Academia Salmanticensis anno 1547) были опубликованы в 1550 г.

Еп. Мельхиор Кано. Гравюра из кн.: Retratos de Españoles ilustres. Madrid, 1791
Еп. Мельхиор Кано. Гравюра из кн.: Retratos de Españoles ilustres. Madrid, 1791

Еп. Мельхиор Кано. Гравюра из кн.: Retratos de Españoles ilustres. Madrid, 1791
По поручению имп. Карла V К. вместе с др. доминиканским богословом Доминго де Сото участвовал в работе 2-й сессии Тридентского Собора (1551-1552). В 1552 г. по представлению императора папа Римский Юлий III назначил К. епископом Канарских о-вов. Через некоторое время К. отказался от епископского служения. Вернувшись в 1553 г. в Вальядолид, он стал ректором доминиканской коллегии Сан-Грегорио, а в 1557 г.- приором монастыря Сан-Эстебан в Саламанке. В 1556 г. составил для испан. короля докладную записку («Consultatio theologica»), в к-рой призвал монарха противостоять притязаниям Римских пап и доказывал правомочность короля распоряжаться церковными доходами в своих владениях. Папа Римский Павел IV счел изложенные К. идеи еретическими и велел провести инквизиционное расследование, к-рое по распоряжению испан. кор. Филиппа II так и не было начато. В 1557 г. К. избрали провинциалом ордена доминиканцев в Кастилии. Другой претендент на эту должность, Бартоломe Карранса, находившийся вместе с кор. Филиппом II сначала в Англии, а затем во Фландрии, оспорил это назначение. При повторной процедуре К. был вновь избран, но папа Римский Павел IV не утвердил его в должности. Дело осложнилось участием К. в рассмотрении испан. инквизицией вопроса о соответствии католическому учению составленных Каррансой «Комментариев к христианскому Катехизису» (Comentarios sobre el Catechismo Christiano, 1558). В т. ч. из-за оценки, вынесенной К. (современники считали это личной местью), сочинение Каррансы с 1559 г. регулярно оказывалось в Индексе запрещенных книг, а сам автор «Комментариев...», обвиненный в лютеранстве, в 1559-1567 гг. находился в тюрьме инквизиции в Вальядолиде. В 1560 г., съездив в Рим, К. добился утверждения в должности провинциала ордена доминиканцев у нового папы Римского Пия IV. Умер по возвращении в Испанию.

Известность К. принес трактат «De locis theologicis libri duodecim» (12 книг о богословских локусах; др. переводы: 12 книг об основоположениях теологии (Вдовина. 2007); 12 книг об аргументах в теологии (Андронов. 2011)), где доминиканец разработал свой метод аргументации в богословском споре. Работа над сочинением была начата в 1543 г., но 1-е издание вышло в свет уже после смерти автора, в 1563 г., в Саламанке. В своем труде К., как и др. деятели т. н. второй схоластики в Испании, стремился восстановить святоотеческие корни католич. богословия, привести его в соответствие с критериями научного знания, способствовать улучшению лит. формы богословских сочинений. Исходя из того, что любое положение должно быть основано на рациональном доказательстве, бесспорном с т. зр. логики, или на авторитете, бесспорном с т. зр. христ. вероучения, К. предложил установленную от имени католического богословия ценностную иерархию аргументов для тех случаев, когда аргументы приходилось выстраивать по старшинству или сопоставлять друг с другом. Система аргументов К. состоит из 10 иерархически расположенных категорий: 1) авторитет Свящ. Писания; 2) авторитет церковного Предания; 3) авторитет Церкви; 4) авторитет Соборов, «в первую очередь Вселенских»; 5) авторитет Римской Церкви; 6) авторитет древних святых; 7) авторитет богословов (К. относит к этой категории богословов-схоластов и знатоков канонического права); 8) «естественный разум» (ratio naturalis), т. е. результаты точных наук; 9) авторитет философов, «следующих естественному разуму», и юристов, состоящих на службе у светских государей; 10) авторитет «человеческой истории, либо написанной заслуживающими веры писателями, либо... на основе серьезных и постоянных критериев». Первые 7 категорий - «внутренние» богословские, среди них абсолютным преимуществом обладают Свящ. Писание и Предание (в отличие от протестантского принципа «только Писание» (sola Scriptura), согласно к-рому само Свящ. Писание является единственным и окончательным источником христ. вероучения, К. обосновывает авторитетность Писания на том факте, что эту авторитетность провозглашает Церковь, и Свящ. Писание может быть правильно истолковано только в лоне Церкви (Cani Melchioris De locis theologicis. II 8 // Theologiae cursus completus / Ed. J. P. Migne. 1837. T. 1. Col. 131-135)). Последние 3 категории - рациональность, философские учения и авторитет истории - имеют лишь дополнительное, вспомогательное значение для богословия. Однако с практической т. зр. К. беспокоили такие ситуации, в которых «данные истории» могли противоречить богословским постулатам. Вопрос о достоверности исторического знания и его «полезности» для богословия К. связывал с профессиональной оценкой отдельных историков и в целом провозглашал ценными сведения из исторических сочинений. Надежные (certi) данные можно получить только от «священных авторов» (auctores sacri), остальные историки не могут быть им противопоставлены, но тем не менее своими «вероятными» (probabiles) положениями они помогают католическим богословам опровергать «противников и выдвигаемые теми ложные утверждения» (ad falsas adversariorum opiniones refellendas (Idem. XI 4 // Ibid. Col. 600)). Если все «серьезные и получившие одобрение» (graves ac probati) историки сходятся в подтверждении того или иного тезиса, разделяемого богословами, то богословие в совокупности подтверждается, согласно К., не только верой, но и доводами разума. История, т. о., объявлялась необходимой дисциплиной (подробнее см.: Андронов. 2011). В заключительной книге трактата К. рассматривал вопросы, связанные с использованием выделенных им локусов в схоластических диспутах и богословской полемике.

Соч.: Relectio de sacramentis in genere habita in Academia Salmanticensi anno 1547. Salmanticae, 1550; Relectio de poenitentia habita in Academia Salmanticensi anno 1547. Salmanticae, 1550; De locis theologicis libri duodecim. Salmanticae, 1563; Idem // Theologiae cursus completus / Ed. J. P. Migne. P., 1837. T. 1. Col. 79-908; Idem / Ed. J. Belda Plans. Madrid, 2006; De domino indorum // Pereña L. Misión de España en América, 1540-1560. Madrid, 1956. P. 90-147.
Лит.: Caballero F. Melchior Cano. Madrid, 1871; Lang A. Die Loci theologici des Melchior Cano und die Methode des dogmatischen Beweises: Ein Beitr. z. theol. Methodologie u. ihrer Geschichte. Münch., 1925; Solana M. Los grandes escolásticos españoles de los siglos XVI y XVII: Sus doctrinas filosóficas y su significación en la historia de la filosofía. Madrid, 1928; Marcotte E. La nature de la théologie d'après Melchior Cano. Ottawa, 1949; Mandonnet P. Cano // DTC. T. 2. Pars 2. Col. 1537-1540; Sanz y Sanz J. Melchor Cano: Cuestiones fundamentales de crítica histórica sobre su vida y sus escritos. Monachil; Granada, 1959; Tshibangu Th. Théologie positive et théologie speculative. Louvain; P., 1965; Belda Plans J. Los lugares teológicos de Melchor Cano en los commentarios a la Suma Teológica. Pamplona, 1982; Вдовина Г. В. Кано // Культура Возрождения: Энцикл. М., 2007. T. 1. С. 732-733; Андронов И. Е. Учение о локусах и методология истории в XVI ст. // Вестн. Нижегородского ун-та. Сер.: История. Н. Новг., 2011. № 5(1). С. 205-211; Frank G. Wie kam die Topik in die Theologie?: Topik als Methode der Dogmatik bei Philipp Melanchton und Melchior Cano // Hermeneutik, Methodenlehre, Exegese: Zur Theorie der Interpretation in der frühen Neuezeit / Hrsg. G. Frank, St. Meier-Oeser. Stuttg., 2011. S. 67-88.
Ключевые слова:
Богословы католические Доминиканцы, католический нищенствующий монашеский орден Кано Мельхиор (1509-1560, Толедо), доминиканец, католический богослов
См.также:
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ
БАРРУА Жорж Огюстен (1898-1957), теолог, специалист в области библейской археологии
ГУТЬЕРРЕС Густаво (род. 1928), доминиканец, богослов, родоначальник концепции освобождения теологии
КАЭТАН Фома (1469-1534), доминиканец, кардинал, католический церковный и политический деятель; философ, богослов, экзегет
АБЕЛЬ Феликс Мари (1878 - 1953), франц. библеист и специалист по географии Палестины
АБЕЛЯР Петр (1079 - 1142), схоластический богослов, философ, логик