Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДИОНИСИЙ
15, С. 299-302 опубликовано: 26 июня 2012г.


ДИОНИСИЙ

(Хитров Димитрий Васильевич; 22.10.1818, с. Хитрово Данковского у. Рязанской губ.- 8.09.1896, Москва), еп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, сподвижник свт. Иннокентия (Вениаминова). Род. в семье пономаря Василия Ивановича и Марии Игнатьевны, крещен свящ. Тимофеем Венцевым. С 6 лет обучался грамоте в доме свящ. Тимофея, затем у дворовых людей. В сент. 1828 г. поступил в Данковское ДУ, где получил фамилию Хитров от названия родного села. В 1832 г. осиротел, умер и старший брат, у к-рого жил Хитров во время учебы. В авг. 1834 г., сдав экзамен «с похвалой», был переведен в Рязанскую ДС, к-рую окончил в 1840 г. по первому разряду. В том же году указом Святейшего Синода в числе 10 лучших воспитанников семинарии был направлен на миссионерское служение в Иркутскую епархию. Вступил в брак и 22 янв. 1841 г. вместе с супругой отправился в Сибирь.

Дионисий (Хитров), еп. Уфимский. Фотография. Нач. 90-х гг. XIX (РГИА)
Дионисий (Хитров), еп. Уфимский. Фотография. Нач. 90-х гг. XIX (РГИА)

Дионисий (Хитров), еп. Уфимский. Фотография. Нач. 90-х гг. XIX (РГИА)

По прибытии в Иркутск, 16 марта 1841 г. еп. Камчатским, Курильским и Алеутским Иннокентием (Вениаминовым) был рукоположен во диакона, а 6 апр. 1841 г. в Воскресенской ц. г. Иркутска - во иерея к градо-якутской Преображенской ц., в Якутском ДУ преподавал различные предметы (с 19 июня 1841 по 1 июля 1844), служил законоучителем в Якутском казачьем уч-ще (с 1845) и катехизатором в якутском Троицком соборе (с 1844), духовником сельского духовенства (1844), благочинным сельских и якутских церквей (с 1849 по 1853), состоял членом Якутского духовного правления (с 1851). 1 янв. 1857 г. возведен в сан протоиерея с назначением на штатное место к среднеколымской Покровской ц. Якутской епархии, с 30 июля 1859 г. служил настоятелем якутской Преображенской ц., одновременно с 16 мая 1865 г. исполнял должность наместника якутского Спасского монастыря, благочинного походных (с 20 сент. 1866) и градо-якутских церквей (с 7 марта 1867).

Согласно автобиографии, в первые годы служения Д. Хитров не знал якут. языка, у него были трудности в исполнении поста, т. к. в Якутии не было ни хлеба, ни рыбы, и др. священники во время выезда в епархию обычно ели мясо и молоко во все время года. Основной задачей пастырского служения в Сибири для Хитрова стало просвещение и пастырское окормление якутов, тунгусов и чукчей, проживавших на обширной Якутской земле. С июля 1844 г. он стал первым священником новосозданной походной ц. во имя свт. Николая Чудотворца, а с 21 июня 1849 г.- походной ц. в честь Благовещения Богородицы. 1 июля 1849 г. был награжден бархатной фиолетовой скуфьею «за многотрудное, полезное и усердное служение при походной церкви». Согласно автобиографии, Хитров «каждый год совершал пути до 10 тыс. верст». Посетил почти все приходы Верхоянского и Колымского округов, а также такие отдаленные места Якутского окр., как край Оймяконский, Аллах-Юнь, Нелькан, Учур и Тимптон и кочевья тунгусов, скитавшихся в верховьях р. Олёкмы. В автобиографии Хитров описывает трудности этих разъездов: «По нескольку месяцев сряду мы ночевали на снегу под открытым небом при трескучих морозах, отчего нек-рые из нас - священников - преждевременно сходили в могилу, другие, страдая неск. лет от цынги, до конца расстроили свое здоровье». Дьячок, помогавший при богослужении, страдал падучей болезнью и пьянством. В 1845 г. Хитров совершил с Николаевской походной ц. поездку к охотским тунгусам, к-рые до этого не знали христ. богослужения. Указом Синода 31 дек. 1851 г. Хитров был возведен в звание миссионера. В 1852 г. предпринял путешествие в 4,5 тыс. верст через Оленёк, Вилюйск, Олёкминск и др. места, крестил неск. сот младенцев и неск. тыс. взрослых.

По благословению архиеп. Иннокентия (Вениаминова) Хитров изучал нравы, обычаи и языки коренного населения Якутской и Камчатской областей. В 1853 г. архиеп. Иннокентий создал Комитет по переводу духовных книг на якут. язык, председателем к-рого стал Хитров. Он составил азбуку и грамматику якут. языка на основе кириллицы, также перевел на якутский ряд церковных книг, используя греч., слав. и рус. тексты Свящ. Писания. И. А. Гончаров в соч. «Фрегат «Паллада»» писал о трудностях, с к-рыми пришлось столкнуться миссионеру при изучении якут. языка: «Что значат трудности английского выговора в сравнении со звуками, в произношении которых участвуют не только горло, язык, зубы, щеки, но и брови, и складки лба и даже, кажется, волосы! А какая грамматика... то падеж впереди имени, то притяжательное местоимение слито с именем и т. п. И все это преодолено!» 5 февр. 1857 г. для публикации выполненных гл. обр. им и др. сотрудниками епархии переводов он был командирован в С.-Петербург и Москву, встречался с митр. Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым). В течение 2 лет под наблюдением Хитрова в Московской Синодальной типографии на якут. языке были отпечатаны все книги НЗ (кроме Апокалипсиса), Бытие и Псалтирь, Служебник, Требник, Канонник, Часослов, а также катехизическое поучение архиеп. Иннокентия (Вениаминова) «Указание пути в Царствие Небесное» и др. 19 июля 1859 г. в якут. Троицком соборе архиеп. Иннокентий впервые совершил богослужение на якут. языке. По воспоминаниям очевидцев, «первые звуки якутского языка, на котором отправлялось решительно все богослужение, казались удивительными для самих якутов. Хотя служение происходило в первый раз, но оно шло чрезвычайно стройно, обычным порядком. Якутов до того тронуло это событие, что родоначальники их от лица всех своих собратий представили владыке Иннокентию покорнейшую просьбу, чтобы 19 июля навсегда было днем праздничным, потому что в этот день они в первый раз услышали Божественное слово в храме на своем родном языке».

За ученые труды Хитров был избран действительным членом Имп. Русского географического общества. С кон. 1858 г. исполнял должность ректора Новоархангельской ДС, переведенной в 1853 г. с о-ва Баранова (Ситка, Аляска) в Якутск, и преподавателя богословских наук. С 11 янв. 1862 г. ректор ДС. В 1874 г. семинария была переведена в Благовещенск. В 1877-1880 гг. уже в сане епископа собирал съезды духовенства по вопросу открытия в Якутске ДС. В 1881 г. он представил в Синод проект ДС, к-рая была открыта в 1884 г. Одновременно состоял членом различных обществ: Попечительства о бедных духовного звания (с 1853, с 11 июня 1862 старший член общества), Комитета общественного здравия (с февр. 1852), Якутского статистического комитета (с 1853, а с 22 марта 1863 непременный член), Якутского областного присутствия по улучшению быта правосл. духовенства Якутской обл. (с 1865). В 1864 г. был назначен опекуном над детьми и имением покойного прот. Никиты Запольского.

После кончины супруги 3 июля 1867 г. указом Святейшего Синода Д. был назначен викарием Камчатской епархии. Архиеп. Иннокентий (Вениаминов) еще 31 янв. 1857 г. в письме гр. А. Н. Муравьёву писал, что «лучшего для Якутской епархии и не найти». Между 3 июля 1867 и 9 февр. 1868 г. был пострижен в монашество, 9 февр. 1868 г. в Благовещенске архиеп. Камчатским Иннокентием хиротонисан во епископа Якутского, викария Камчатской епархии. С учреждением 12 янв. 1870 г. самостоятельной епископской кафедры в Якутске, при деятельном участии архиеп. Иннокентия, Д. получил титул «Якутский и Вилюйский».

Д. совершал продолжительные объезды епархии. В письмах писал, что «монаху нечего терять; если доведется и умереть на деле проповеди, и это вменится в жертву Богу». В 1868-1869 гг. состоялась 2-я поездка Д. в Чукотскую миссию в Колымский окр., к-рый не посещался ни одним архиереем с нач. XVIII в. по причине отдаленности (более 2 тыс. верст от Якутска) и трудности сообщения. В миссионерских записках Д. описал эти путешествия (Преосвящ. Дионисий - ап. Якутии. 2000. С. 52).

По ходатайству Д. была учреждена Якутская духовная консистория, в к-рой он ввел образцовое хозяйство и к 1884 г. увеличил денежные средства до 80 тыс. р. Д. увеличил капитал Якутского попечительства о бедных духовного звания почти вдвое, благодаря чему увеличился размер выплачиваемого пособия. В 1870 г. были открыты Комитет правосл. миссионерского об-ва, общая епархиальная б-ка (единственная до 1884). В самых отдаленных местах епархии было образовано 36 новых приходов и церквей, даны новые штаты. Трудами Д. были построены 5 зданий Якутского ДУ с домовой церковью. В 1884 г. при якут. Спасском мон-ре открыто миссионерское уч-ще, в 1888 г.- жен. епархиальное уч-ще. Благодаря Д. в епархии была создана и распространена якут. письменность через систему церковноприходских школ, записан древний эпос земли Олонхо. Последним делом Д. на Якутской кафедре было 2-е издание богослужебных книг на якутском языке, исправленное и дополненное, впервые была напечатана служба с каноном во св. Великую неделю Пасхи. Весной 1879 г. Д. был в отпуске в Забайкалье для поправки здоровья (страдал ревматизмом).

12 дек. 1883 г. Д. был назначен на Уфимскую и Мензелинскую кафедру, проявил заботу о христ. просвещении паствы и об ограждении от мусульм. прозелитизма и соблазна раскола. Не менее 2 раз в год совершал поездки по епархии, вникал во все проблемы церковноприходской жизни, особо заботился об обучении детей. Результатом этих поездок стало учреждение в 1885 г. в 26 деревнях епархии, населенных инородцами, самостоятельных приходов, а также открытие в местностях, где проживали староверы, 3 приходов. 8-25 июля 1885 г. по указу Святейшего Синода Д. присутствовал на собрании епископов в г. Казани для выработки и обсуждения общих мер к ослаблению и пресечению иноверной пропаганды в правосл. приходах, укреплению Православия в инородческих приходах. В 1886 г. на содержание новых причтов из Синода и Гос. казначейства Д. исходатайствовал 12 240 р., в 1889 г. на содержание новых 4 приходов и улучшение положения прочих - 3478 р. 76 к. За период управления епархией Д. открыл ок. 100 церковноприходских школ и школ грамоты. О своих поездках по епархии с 1889 г. Д. составил очерки, напечатанные в «Уфимских ЕВ», к-рые содержат описание церквей Уфимской епархии, характеристики пастырей и паствы, отзывы о состоянии школьного обучения в тех приходах, где есть церковноприходские школы.

В очерках «Фрегат «Паллада»» Гончаров назвал Д. ревностным миссионером, просветителем Якутии, сравнивал его со свт. Иннокентием (Вениаминовым). 6 апр. 1891 г. праздновалось 50-летие служения Д. в священном сане. 15 мая 1891 г. без возведения в сан архиепископа Д. был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Осенью 1896 г. отбыл на лечение в Москву. После кончины погребен под соборным храмом московского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря. Отпевание совершил митр. Московский и Коломенский Сергий (Ляпидевский) в соборе Чудова мон-ря.

Д. был награжден орденами, св. Анны 2-й (1859) и 1-й (1870) степени, св. Владимира 2-й степени (1882 (?)), св. Александра Невского (1888).

Арх.: НА респ. Саха (Якутия). Ф. 225. Д. 3356; Ф. 226. Д. 10517; Ф. 228. Д. 589; Ф. 229. Д. 81; Ф. 266. Д. 20; Ф. 270. Д. 15; Ф. 283. Оп. 1. Д. 394.
Соч.: Описание Жиганского улуса // Зап. Сиб. отдела РГО. 1856. Кн. 1; Обозрение церквей Уфимской епархии его преосв. Дионисием, еп. Уфимским и Мензелинским // Уфимские ЕВ. 1889. № 17. С. 529-545; № 18. С. 562-577; № 19. С. 607-622; № 20. С. 651-658; № 21. С. 684-688; № 22. С. 718-726; № 23. С. 743-754; № 24. С. 786-795; 1890. №1. С. 13-20; № 2. С. 62-68; № 3. С. 95-102; № 4. С. 131-137; № 5. С. 174-178; № 6. С. 200-206; № 7. С. 235-241; № 8. С. 283-293; № 9. С. 334-356; Преосв. Дионисий, еп. Уфимский и Мензелинский: (Автобиогр.) // ПрибЦВед. 1900. № 14. С. 575-728; Путевой журнал свящ. приходных церквей г. Якутска Д. В. Хитрова за 1849-1854 гг.: Мат-лы к биогр. преосв. Дионисия, еп. Уфимского и Мензелинского // Уфимские ЕВ. 1903. № 1. С. 31-40; № 2. С. 126-132; № 3. С. 188-197; № 4. С. 247-254; № 5. С. 304-312; № 6. С. 396-403; № 7. С. 463-468; № 8. С. 521-525; № 9. С. 609-613; № 10. С. 650-660; № 11. С. 727-738; № 13. С. 866-876; № 14. С. 966-973; № 15. С. 1024-1031; № 16. С. 1092-1105; № 17. С. 1166-1174; № 18. С. 1227-1235; № 19. С. 1325-1335; № 20. С. 1372-1383; № 21. С. 1442-1449; № 22. С. 1566-1573; № 23. С. 1644-1652; Письма Владыки к брату, свящ. с. Воейкова, Рязанской епархии, о. Г. В. Хитрову, и племяннику, свящ. с. Жерновков, той же епархии, о. И. Г. Хитрову: Мат-лы к биогр. преосв. Дионисия, еп. Уфимского и Мезелинского // Там же. 1904. № 5. С. 302-307; № 6. С. 375-380; № 7. С. 443-448; № 8. С. 509-515; № 9. С. 567-571; № 10. С. 640-645; № 11. С. 755-759; Письма Владыки к секретарю своему П. М. Некрасову [из С.-Петербурга, 1887-1888]: Мат-лы к биогр. преосв. Дионисия, еп. Уфимского и Мезелинского // Там же. 1904. № 22. С. 1515-1520; № 23. С. 1576-1581.
Изд.: Краткая грамматика якут. яз. / Сост.: прот. Д. Хитров. М., 1858.
Лит.: Еварестов Е. В., свящ. Преосв. Дионисий, еп. Уфимский и Мензелинский: (Ко дню 50-летия его служения в свящ. сане. 6 апр. 1841 - 6 апр. 1891 гг.) // Уфимские ЕВ. 1891. № 7. С. 218-260; Преосв. Дионисий, еп. Уфимский и Мензелинский: [Некролог] // ПрибЦВед. 1896. № 37. С. 1343-1345; Памяти Преосв. Дионисия, еп. Уфимского // Там же. № 46. С. 1717-1718; Список архиереев Иерархии Всероссийской. СПб., 1896. № 402. С. 57; Письма Иннокентия, митр. Московского и Коломенского (1865-1878) / Собр.: И. П. Барсуков. СПб., 1901. Кн. 3. С. 46-133; Барсуков И. П. Памяти Дионисия, еп. Якутского и Вилюйского, а затем Уфимского и Мензелинского: († 8 сент. 1896 г.). СПб., 1902; К. И. Невоструев в письмах к ректору Якутской семинарии Д. В. Хитрову, впосл. Дионисию, еп. Якутскому и Вилюйскому (1850-1871) / Предисл. и примеч.: И. П. Барсуков. СПб., 1903; Гончаров И. А. Фрегат «Паллада» // Он же. Собр. соч.: В 6 т. М., 1959. Т. 3. С. 317-321; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. С. 78-87; Булгаков С. В., свящ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. С. 1416, 1417; Шишигин Е. С. Якутская епархия: (Кр. ист. очерк и проблемы возрождения). Мирный, 1997. С. 13-35; Преосв. Дионисий - апостол Якутии / Сост.: В. В. Качаев. М., 2000.
Прот. Борис Пивоваров, И. А. Маякова
Ключевые слова:
Епископы Русской Православной Церкви Миссионеры Русской Православной Церкви Дионисий (Хитров Димитрий Васильевич; 1818 - 1896), епископ Уфимский и Мензелинский, миссионер, сподвижник свт. Иннокентия (Вениаминова) Уфимская и Мензелинская епархия (21 марта 1859-1928) (см. также - Башкортостанская митрополия (с 27 дек. 2011 г.)
См.также:
АЛЕКСАНДР (Окропиридзе Алексей Давидович; † 1907), еп. Гурийско-Мингрельский, свт. (пам. груз. 26 сент.)
АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АМФИЛОХИЙ (Вакульский Антоний Яковлевич; 1862-1933), еп. Аляскинский, правосл. миссионер в Америке, писатель
ВЛАДИМИР (Алявдин Василий Федорович; 1791 - 1845), еп. Тобольский и Сибирский
ГЕРВАСИЙ (Линцевский Григорий; рубеж XVII и XVIII вв. - 1769), еп. Переяславский и Бориспольский, вик. Киевской митрополии
ГУРИЙ (Буртасовский Сергей Васильевич; 1845 - 1907), еп. Симбирский и Сызранский
ИОАСАФ (Болотов Иоанн Ильич, 1761-1799), еп. Кадьякский, вик. Иркутской епархии, миссионер
ИОАСАФ (Хотунцевский (Хотунцевич); † 1759), еп. Кексгольмский и Ладожский, вик.