Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДИМИТРИЙ
Т. 15, С. 83-86 опубликовано: 14 мая 2012г.


ДИМИТРИЙ

Димитрий (Любимов), еп. Гдовский. Фотография. 20-е гг. ХХ в.
Димитрий (Любимов), еп. Гдовский. Фотография. 20-е гг. ХХ в.

Димитрий (Любимов), еп. Гдовский. Фотография. 20-е гг. ХХ в.
(Любимов Дмитрий Гаврилович, 15.09.1857, г. Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов Ленинградской обл.- 17.05.1935, Ярославль), бывш. еп. Гдовский, руководящий деятель иосифлянства. Сын выдающегося организатора церковной благотворительности прот. Г. М. Любимова (1820-1899) - устроителя Троицкого богадельного дома в Ораниенбауме. После учебы в СПбДС поступил в 1878 г. в СПбДА, к-рую окончил в 1882 г. со степенью кандидата богословия за соч. «О значении Никиты Пустосвята в истории раскола». 23 марта того же года назначен псаломщиком в Никольской ц. при рус. посольстве в Штутгарте (Германия), где был священником его брат Сергий Любимов. С 10 сент. 1884 г. учитель лат. языка в Ростовском ДУ. 6 мая 1886 г. рукоположен во иерея с назначением 2-м священником придворной ц. во имя вмч. Пантелеимона в Ораниенбауме, настоятелем к-рой служил его отец. Одновременно преподавал Закон Божий в Ораниенбаумском городском уч-ще и в детском приюте. Почетный член, товарищ попечителя (с 1900) ораниенбаумского Троицкого богадельного дома.

С 5 сент. 1895 г. настоятель ораниенбаумских церквей, отделившихся от придворной: во имя арх. Михаила и Троицкой кладбищенской. С 12 сент. 1898 г. 3-й священник ц. Покрова Пресв. Богородицы в Б. Коломне С.-Петербурга при настоятеле свящ. В. А. Акимове (1864-1942), члене Училищного совета при Святейшем Синоде. При храме содержались сиротский приют, школа, богадельня. 14 мая 1903 г. Д. Г. Любимов был возведен в сан протоиерея, с 14 окт. 1915 г. помощник благочинного 4-го округа Петрограда.

В связи с арестом и последующим осуждением прот. В. А. Акимова на Петроградском процессе 1922 г. прот. Димитрий с мая служил настоятелем Покровской ц. в Б. Коломне, проявил себя активным борцом с обновленчеством. 5 сент. 1922 г. был арестован в числе большой группы священнослужителей и мирян. 26 сент., согласно постановлению Петроградского губотдела ГПУ, «как крайне неблагонадежный в политическом отношении» выслан на 3 года в Уральскую губ. (Казахстан). 27 дек. 1922 г. постановлением Комиссии НКВД по адм. высылкам место ссылки изменено на Туркестанскую АССР. Отбывал срок в пос. Теджен (ныне город в Туркмении). В марте 1925 г. освобожден и вернулся в Ленинград, продолжил службу в Покровской ц.

После принятия в дек. 1925 г. монашества и возведения во архимандрита 12 янв. 1926 г. был хиротонисан во епископа Гдовского, назначен викарием Ленинградской епархии. Хиротонию, совершенную в Н. Новгороде, возглавил Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 5 апр. того же года Д. и Шлиссельбургский еп. сщмч. Григорий (Лебедев) подписали послание митр. Сергию о поддержке мер, принятых против организаторов григорианского раскола. После того как назначенный на Ленинградскую кафедру митр. Иосиф (Петровых) из-за запрета властей не смог в сент. 1926 г. вернуться в Ленинград, он осуществлял управление епархией из Ростова и позднее из Моденского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря через своих викариев, в т. ч. и через Д.

Д. негативно встретил «Декларацию» 1927 г. митр. Сергия. В сер. авг. 1927 г. он и ряд единомышленных ему клириков направили послание митр. Иосифу, в к-ром выразили несогласие с политикой, проводившейся митр. Сергием после издания «Декларации». В нач. окт. того же года Д. посетил митр. Иосифа, к-рый сообщил ему о своем отказе подчиниться указу митр. Сергия и Временного Свящ. Синода от 13 сент. о переводе на Одесскую кафедру. Вернувшись в Ленинград, Д. известил ряд лиц о несогласии митр. Иосифа с распоряжением Синода, что сказалось на росте недовольства митр. Сергием среди духовенства и мирян епархии (Иоанн (Снычев). С. 150-151). 25 окт. 1927 г. митр. Сергий и Временный Свящ. Синод подтвердили постановление о перемещении митр. Иосифа на Одесскую кафедру. Временно управляющему Ленинградской епархией викарному Петергофскому еп. Николаю (Ярушевичу) было предложено прекратить в храмах епархии возношение имени митр. Иосифа как правящего архиерея. Д. и викарному Колпинскому еп. Серафиму (Протопопову) предписывалось находиться в должных отношениях с еп. Николаем и не выезжать без его ведома и благословения за пределы епархии. Однако это не внесло успокоения в церковную жизнь Ленинграда, где значительная часть духовенства и мирян не только выступала за возвращение митр. Иосифа на Ленинградскую кафедру, но и отвергала политику, проводимую митр. Сергием после издания им «Декларации». Одним из руководителей этого движения, получившего название «иосифлянское», стал Д.

В кон. нояб. на собраниях, проходивших в Ленинграде с участием Д., было решено составить неск. воззваний от лица разных групп клира и прихожан в адрес Заместителя Местоблюстителя с протестом против целого ряда нововведений, в к-рых критики митр. Сергия усматривали прямое подчинение Церкви советскому гос-ву. К Заместителю Местоблюстителя выдвигались требования не искать правовых отношений с гос. властью, не проводить перемещения и назначения неугодных власти епископов, сделать Временный Свящ. Синод исключительно совещательным органом, возвратить на Ленинградскую кафедру митр. Иосифа, не запрещать моление о заключенных епископах во время богослужений и прекратить возношение молитв за гражданскую власть.

12 дек. Д. возглавил делегацию представителей ленинградского духовенства и мирян на встрече в Москве с митр. Сергием с целью убедить того изменить курс церковной политики. При этом Д. вручил Заместителю Местоблюстителя одно из посланий, подписанное неск. викарными епископами Ленинградской епархии. 14 дек. митр. Сергий передал представителю иосифлянской группы свой письменный ответ, в к-ром проводимый им как Заместителем Местоблюстителя курс был назван «правильным и обязательным для христианина и отвечающим нуждам Церкви». Отказаться от него, по мнению митр. Сергия, «было бы с моей стороны не только безрассудно, но и преступно». Отводя по пунктам требования возглавляемой Д. делегации, Заместитель Местоблюстителя среди проч. выразил обеспокоенность, что в Ленинграде вслед. длительного отсутствия епархиального архиерея «викарные архиереи привыкли действовать независимо».

После решительного отказа митр. Сергия выполнить требования иосифлян Д. вместе с викарным Копорским еп. Сергием (Дружининым) приступил к подготовке офиц. разрыва с Заместителем Местоблюстителя, получив предварительно письменное одобрение на этот шаг от митр. Иосифа. 26 дек. 1927 г. в ходе собрания на своей квартире Д. и присутствовавший там еп. Сергий известили временно управляющего Ленинградской епархией еп. Николая (Дружинина) о прекращении ими канонического общения с митр. Сергием, вручив уже подписанный заранее документ об отделении. В тот же день акт о разрыве был зачитан в кафедральном соборе Воскресения Христова (Спас на Крови). Клир собора во главе с настоятелем прот. В. М. Верюжским поддержал Д.

Невозможность дальнейшего пребывания в единстве с митр. Сергием отделившиеся епископы оправдывали тем, что Заместитель Местоблюстителя «незаконно и безмерно» превысил, по их мнению, свои права и своими делами внес в Церковь «великое смущение» и «дымное надмение мира». Решение о разрыве с митр. Сергием, по словам епископов, было ими принято только после прямого отказа Заместителя Местоблюстителя отменить или изменить «новое направление и устроение русской церковной жизни». Д. и еп. Сергий оговаривали сохранение для них апостольского преемства через Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского) и ссылались на благословение своих действий со стороны «законного епархиального митрополита» Иосифа (Акты свт. Тихона. С. 544-545).

30 дек. 1927 г. постановлением внеочередной сессии Временного Свящ. Синода Д. и еп. Сергий (Дружинин) были запрещены в священнослужении, но они не подчинились этому решению, о чем известили митр. Иосифа, к-рый в письме от 7 янв. 1928 г. одобрил их поступок и благословил продолжать священнодействие. Обосновывая свою позицию в письмах отдельным группам духовенства епархии, Д. ставил в вину митр. Сергию результаты его церковной политики, появившиеся как следствие «Декларации» 1927 г.: искажение патриаршего образа управления Церковью закреплением за Временным Синодом прав соуправляющего Заместителю Местоблюстителя органа; недопустимое по канонам вознесение за богослужением имени митр. Сергия вместе с именем Местоблюстителя; объясняемое «гражданскими причинами» массовое перемещение епархиальных епископов; принижение значения правящих архиереев учреждением при них епархиальных советов; требование от верующих не только внешнего, но и внутреннего признания гражданской власти и существующего строя (Там же. С. 540-541). Д. обвинял митр. Сергия в таких прегрешениях, как оскорбление исповеднического подвига несогласного с ним духовенства и верующих подозрением, что их убеждения связаны с политикой; нарушение принципа соборности насильственными действиями против неугодных епископов; подчинение Церкви мирским порядкам и «внутренний (при сохранении ложного единства) разрыв» с митр. Петром, к-рый, как считал Д., не уполномочивал своего Заместителя на подобные деяния (Там же. С. 560-561).

По нек-рым сведениям, Д. уже в янв. 1928 г. занял крайнюю позицию, объявив митр. Сергия и подчинявшихся ему архиереев безблагодатными, отказываясь признавать таинства, совершавшиеся священнослужителями, находившимися под главенством митр. Сергия, называя правосл. храмы, в к-рых за богослужением возносится имя Заместителя Местоблюстителя, «новообновленческими» или даже «храмами сатаны». Хотя в иосифлянство оказалась вовлечена значительная часть ленинградского клира и прихожан, большинство их сохранило верность Заместителю Местоблюстителя. Д. не удалось склонить на свою сторону даже причт и прихожан ц. Покрова Пресв. Богородицы в Б. Коломне, где он прослужил 30 лет. 5 янв. 1928 г. общее собрание прихожан призвало Д. «быть в единении со всею Православной Церковью», в дальнейшем двадцатка храма отказалась считать его своим единоверцем.

25 янв. 1928 г. Временный Свящ. Синод постановил уволить Д. от управления Гдовским вик-ством на покой с оставлением под запрещением в священнослужении и преданием архиерейскому суду. 6 февр. митр. Иосиф подписал акт об отделении от Заместителя Местоблюстителя вместе с митр. Агафангелом (Преображенским) и др. архиереями Ярославской епархии. 8 февр. митр. Иосиф в письме Ленинградскому епископату, клиру и пастве заявил о своей решимости по-прежнему считаться правящим ленинградским архиереем и о передаче временного управления епархией Д., к-рый стал фактическим руководителем иосифлянства не только в пределах Ленинградской епархии, но и в значительной части страны. Весной 1928 г. он непосредственно окормлял иосифлянские приходы на северо-западе России, частично на Украине, Кубани, в Ставрополье, Московской, Тверской, Витебской епархиях, а также викториан (см. Виктор (Островидов)) в Вятской губ. и Вотской автономной обл. (совр. Удмуртская Республика). С окт. 1928 г. Д. начал совершать хиротонии епископов для др. епархий, в частности 2 окт. вместе с еп. Сергием (Дружининым) хиротонисал во еп. Серпуховского Максима (Жижиленко). Митр. Иосиф направлял обращавшихся к нему своих сторонников из разных мест к Д. с просьбами решить их вопросы. В то же время Д. поддерживал постоянную связь с митр. Иосифом, ставил его в известность по всем важным делам, испрашивая советы и руководства (БСб. № 9. С. 391, 398-399). 7 янв. 1929 г. митр. Иосиф возвел Д. в сан архиепископа. В мае 1929 г. Д. возглавил отпевание в соборе Воскресения прот. Ф. Андреева, похороны к-рого превратились в многолюдную процессию.

Одним из центров иосифлянства стала ц. во имя св. Алексия, митр. Московского, в пос. Тайцы Ленинградской обл. Д. любил служить в храме в Тайцах, а дом его настоятеля свящ. П. Белавского фактически стал постоянной резиденцией архиерея. 29 нояб. 1929 г. в этом доме Д. был арестован. По одному с ним делу проходили 44 чел., в т. ч. 23 священнослужителя. Д. обвинялся в том, что «являясь организатором и главой центра контрреволюционной организации церковников, имеющей себя «иосифлянами», после объединения под своим управлением всех однородных «иосифлянских» групп в других городах Советского Союза, осуществлял непосредственное руководство контрреволюционной деятельностью членов организации, вел контрреволюционную агитацию, направленную к подрыву и свержению советской власти». 3 авг. 1930 г. приговорен Коллегией ОГПУ к высшей мере наказания - расстрелу с заменой ввиду преклонного возраста на 10 лет ИТЛ. До нояб. 1930 г. отбывал срок на Соловках, затем был перемещен в Москву по новому делу «Всесоюзной контрреволюционной монархической организации церковников «Истинно-Православная Церковь»», по к-рому проходил вместе с митр. Иосифом (Петровых), еп. Алексием (Буем), А. Ф. Лосевым, др. священнослужителями и мирянами. Находился в Бутырской тюрьме. Его обвинили в том, что он «являлся заместителем митрополита Иосифа Петровых по руководству церковно-административным центром Всесоюзной контрреволюционной организации «Истинно-Православная Церковь»».

На допросах, касаясь вопроса о прокламациях, составленных своими сторонниками, Д. указывал, что «лично не сочувствовал увлечению составителей в сторону политического момента и, обычно, советовал выбросить места такого рода из показываемых мне документов». В то же время он не скрывал своей убежденности в том, что «Церковь не может быть лояльной к власти, которая ее гонит, а советская власть, по моему разумению, именно гонит Церковь» (ЦА ФСБ. Д. Н-7377. Т. 11. Л. 204). 3 сент. 1931 г. приговорен Коллегией ОГПУ к 10 годам заключения в местах лишения свободы. Содержался в ярославской тюрьме особого назначения, где и скончался. В 1981 г. Д. был канонизирован РПЦЗ.

Арх.: ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 254. Л. 59; Д. 278. Л. 51, 116; Д. 279. Л. 94-101; Д. 321. Л. 90, 94, 100, 101; Ф. 1000. Оп. 50. Д. 29. Л. 16-18; ЦА ФСБ. Д. 100256; Н-7377; Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-89251; П-78806.
Лит.: Туренский И. Д. Церковь Покрова Пресв. Богородицы, что в Большой Коломне, в С.-Петербурге. СПб., 1912. С. 214-216; Польский. Ч. 2. С. 5, 280; Регельсон Л. Трагедия Рус. Церкви, 1917-1945. П., 1977. С. 442, 444, 447, 448, 452, 461, 464, 468, 548, 592; Краснов-Левитин А. Лихие годы, 1925-1941. П., 1977. С. 102-104; Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 49-50; Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 148-194; Акты свт. Тихона. С. 450, 451, 519, 536-541, 544, 545, 560, 561, 565, 566, 575, 576, 605, 606, 644, 672, 827, 828, 858; Николай (Чуков), прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника / Публ.: В. В. Антонова // Минувшее. М.; СПб., 1993. Т. 15. С. 521-618; Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 27, 28, 87, 88, 106, 129, 142, 161; Чельцов М. П., прот. В чем причина церковной разрухи в 1920-30 гг. / Публ.: В. Антонов // Минувшее. М.; СПб., 1994. Вып. 17. С. 415, 418, 438, 439, 444, 446, 447, 451, 453, 454, 461, 462, 465-467, 470, 471; Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ в. М., 1995. С. 148-149; Шкаровский М. В. Иосифлянское движение и оппозиция в СССР (1927-1943) // Минувшее. Вып. 15. С. 448, 449, 451-453, 456-458, 460; он же. Петербургская епархия в годы гонений и утрат 1917-1945. СПб., 1995. С.131, 134-136, 138-142; он же. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999; Цыпин. История РЦ. С. 166-180; Феодосий (Алмазов), архим. Мои воспоминания: (Зап. Соловецкого узника). М., 1997. С. 69; Синодик СПб. епархии. С. 8-9; Данилушкин М. Б. и др. История РПЦ. СПб., 1997. Т. 1. С. 299-300, 530-531, 533, 989, 990; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 375-376; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез…». М., 1998. С. 14-41, 45-62, 64-68, 78, 86-89, 108, 106, 117, 118, 120, 230, 267; Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Православные храмы С.-Петербурга 1917-1945 гг.: Справ. СПб., 1999. С. 66, 67, 222; они же. С.-Петербургская епархия в ХХ в. в свете архивных мат-лов, 1917-1941. СПб., 2000. С. 176, 177, 233, 234; «Я иду только за Христом...»: Митр. Иосиф (Петровых), 1930 / Публ., вступ. и примеч.: А. Мазырин // БСб. 2002. № 9. С. 376-424.
М. В. Шкаровский
Ключевые слова:
Епископы Русской Православной Церкви Иосифлянство Димитрий (Любимов Дмитрий Гаврилович, 1857 - 1935), бывший епископ Гдовский, руководящий деятель иосифлянства
См.также:
ВАРСОНОФИЙ (Вихвелин Василий Васильевич; 1863 - 1934), еп. Никольский, вик. Вологодской епархии
ВИКТОР (Островидов Константин Александрович;1878-1934), еп. бывш. Глазовский, священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий