Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГАЛЛЫ ПЛАЦИДИИ МАВЗОЛЕЙ
Т. 10, С. 377-378 опубликовано: 25 октября 2010г.


ГАЛЛЫ ПЛАЦИДИИ МАВЗОЛЕЙ

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Между 425 и 430 гг.
Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Между 425 и 430 гг.

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Между 425 и 430 гг.
памятник раннехрист. искусства в Равенне (Италия), возведен в правление Галлы Плацидии, между 425 и 430 гг., на территории имп. резиденции. Маловероятно, что здание предназначалось для погребения Галлы Плацидии, скончавшейся в Риме. Первоначально являлся капеллой ц. Санта-Кроче и был посвящен св. Лаврентию; в 1602 г. при прокладке ул. Галлы Плацидии часть церкви была разобрана и укорочена, капелла стала изолированным сооружением.

Мавзолей, сложенный из широкого рим. кирпича, относится к распространенному в IV-V вв. типу крестообразных сооружений, тяготевших к центрическим постройкам. План имеет форму укороченного лат. креста (12,75´ 10,25 м), с квадратом на перекрестии, перекрытым купольным сводом на парусах, не выявленным снаружи, а перекрытым 4-скатной кровлей; рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами и 2-скатными кровлями с фронтонами. Профилированный карниз простого рисунка и одинаковые глухие аркады на фасадах придают единство ясной архитектурной композиции. Центральная возвышающаяся часть здания, средние прясла аркад фасадов и фронтоны имеют небольшие окна.

Христос Добрый Пастырь. Мозаика мавзолея Галлы Плацидии
Христос Добрый Пастырь. Мозаика мавзолея Галлы Плацидии

Христос Добрый Пастырь. Мозаика мавзолея Галлы Плацидии
Простота внешнего декора сооружения контрастирует с великолепием интерьера, где сохранился наиболее древний и полный мозаичный цикл. Нижняя часть стен до карниза облицована светлым мрамором, мозаики покрывают верхнюю зону. Размещение мозаик выявляет архитектонику мавзолея. Особенностью их колористического решения является преобладание голубых и синих тонов.

На центральном своде на темно-синем фоне среди звезд помещен золотой крест, основанием ориентированный на восток; в парусах - символы 4 евангелистов, окруженные тонкими перистыми облаками. Иллюзорный эффект глубины неба создается благодаря своеобразной перспективе в изображении звезд: от более крупных, расположенных вокруг символов евангелистов, до мелких, окружающих крест на своде. В люнетах центрального пространства попарно размещены фигуры апостолов в белых гиматиях и бледно-голубых хитонах, между ними - пара голубей, пьющих воду из чаши; в левом люнете узнаются апостолы Петр и Павел. В торце свода, в люнете над входом, помещена мозаика с образом Доброго Пастыря. Христос изображен безбородым юношей с нимбом, облачен в золотую тунику с 2 синими клавами и пурпурно-лиловый плащ, левой рукой придерживает крест на высоком древке, вокруг - изображения пасущихся овец. Выполнявшие этот люнет мастера были продолжателями эллинистической традиции. В противоположном люнете представлен архидиак. сщмч. Лаврентий, восходящий на раскаленную решетку - орудие его мучения; слева - шкафчик, на полках к-рого 4 Евангелия. Эту деталь композиции интерпретируют как принятие св. Лаврентием учения Христа и подражание Его мученичеству (Лазарев. С. 34). Своды 4 рукавов креста покрыты многоцветными геометрическими и растительными орнаментами. Свод зап. рукава креста украшен мозаиками с орнаментом в виде кругов из стилизованных звезд и венков, чередующихся с изображениями белых маргариток на синем фоне. Эти мозаики имитируют разноцветные драгоценные ткани, использовавшиеся в рим. традиции оформления светских и культовых сооружений. Орнаментальные полосы с изображением виноградных лоз, лент «серпантина», разных типов меандра разделяют изображения и подчеркивают сочленения архитектурных поверхностей.

Сюжеты мозаик (пьющие голуби, припадающие к источнику олени, Христос Добрый Пастырь) известны по росписям катакомб и традиционны для погребального сооружения. Посвящение основного храма Св. Кресту (Санта-Кроче) отразилось в декоре капеллы св. Лаврентия: крест на своде, на древко креста опирается Христос Добрый Пастырь, такой же крест несет сщмч. Лаврентий.

Мозаики вост. рукава мавзолея. Саркофаг Галлы Плацидии
Мозаики вост. рукава мавзолея. Саркофаг Галлы Плацидии

Мозаики вост. рукава мавзолея. Саркофаг Галлы Плацидии

Мозаический ансамбль Г. П. м. стилистически выделяется среди др. памятников Равенны. Мозаики основных частей цикла выполнены мастером, принадлежавшим классической римско-эллинистической традиции. Их отличает ясность композиционного замысла, изысканность колорита, типизированно-иерархические, но незастывшие позы персонажей с классически правильными чертами лиц, живописная трактовка воздушной среды, внимание к эффектам освещения. Более схематична манера др. мастера, создавшего декор боковых частей интерьера и орнаменты.

Уникальность мозаик Г. П. м. определяется и техникой кладки, позволившей добиться впечатления импрессионистичности живописи, передающей игру света и воздушность пространства. Мастера использовали смальту разного модуля и неправильной формы, укладывая ее под разным углом с небольшими зазорами между модулем набора, что позволило расширить палитру оттенков цвета за счет оптических эффектов преломления света. Скудное освещение интерьера сквозь небольшие окна, забранные пластинами полупрозрачного золотисто-коричневого агата, придает мозаикам качество мерцающего драгоценного материала, что усиливает контраст между суровым обликом мавзолея и великолепием мозаичного убранства интерьера, символизирующего Горний мир.

У торцовых стен зап., сев. и юж. рукавов размещены 3 саркофага. Напротив входа - саркофаг Галлы Плацидии, незавершенность отделки к-рого можно объяснить его вероятным языческим происхождением. На передней и задней стенках находятся 2 поля, подготовленные для надписи, но оставленные пустыми, а также глубокие отверстия, к-рые могли служить для крепления мраморной отделки и драгоценных украшений. Останки погребенной и деревянное убранство внутри саркофага сгорели в XVI в., когда, по одной из версий, неизвестный пробил отверстие в нижней части задней стенки саркофага, желая осмотреть его содержимое с помощью свечи. Саркофаг, расположенный в сев. рукаве, считается погребением имп. Констанция III, супруга Галлы Плацидии. На передней стенке высечен рельеф с изображением 2 агнцев, смотрящих вверх, где на горе, с к-рой сбегают 4 источника, стоит Агнец Божий. Композицию фланкируют изображения финиковых пальм. Саркофаг в юж. рукаве связывают с именем имп. Валентиниана III, сына Галлы Плацидии и Констанция, или Гонория, брата императрицы. Передняя стенка, согласно античной традиции, разделена на 3 ниши рельефными пилястрами. В средней нише представлена гора с 4 источниками и крест на ней. Под крестом, на поперечной перекладине к-рого сидят 2 голубя, изображен Агнец Божий. В боковых нишах высечены кресты.

Лит.: Filippini G. Il valore simbolico dei mosaici del «Mausoleo» di Galla Placidia in Ravenna // Boll. d'arte. 1931. Febr. P. 367-375; Gerola G. Le tavole storiche dei mosaici del Sepolcro di Galla Placidia // Riv. d. R. Ist. d'archeologia e storia dell'arte. 1932/1933. Vol. 4. Р. 97-100; Всеобщая история архитектуры: В 12 т. Л.; М., 1966. Т. 4. С. 31-32; Nordhagen P. J. The Penetration of Byzantine Mosaic Technique into Italy in the 6th Сent. AD // III Colloquio Intern. sul Mosaico Antica: Ravenna, 6-10 settembre 1980 / A cura di R. Faridi Campanati. Ravenna, 1983. P. 73-84; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 33-34 [Библиогр.: С. 202. Примеч. 78].
Ю. В. Иванова
Ключевые слова:
Памятники церковной живописи. Италия Мозаика. Галлы Плацидии мавзолей, памятник раннехристианского искусства в Равенне (Италия) Памятники церковной архитектуры. Италия
См.также:
БРИНДИЗИ г. в Юж. Италии на адриатическом берегу п-ова Салентина, древняя епископская кафедра
ГАРГАНО известняковый горный массив, п-ов на Адриатическом побережье Апулии (Юж. Италия)
ЕВЛАЛИЙ визант. художник
ИАКИНФА МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы, находился в Никее (ныне Изник, Турция)
ИТАЛИЯ. IV изобразительное искусство, скульптура
КАСТЕЛЬСЕПРИО город в обл. Ломбардия (Италия)