Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАСИЛИЙ
Т. 7, С. 82-83 опубликовано: 30 ноября 2009г.


ВАСИЛИЙ

(Кишкин Владимир Тимофеевич; 1745 г., с. Архангельское на Гниловодье Фатежского у. Курской губ.- 27.04.1831, Площанская пуст.), иером. Из обедневшей дворянской семьи. С детских лет любил церковное богослужение, избегал игр. В 7 лет с разрешения отца поступил послушником в Саровскую пуст. В 1757 г. посетил Киево-Печерскую лавру, затем поселился в Коренной пуст. Любил бывать в задонском в честь Рождества Богородицы мон-ре, познакомился со свт. Тихоном Задонским, к-рый стал его наставником и научил молитве Иисусовой. Юноша общался с архим. Феодосием (Масловым) и насельниками Молченской Софрониевой пуст. По нек-рым сведениям, в 1760 г. в Миропольском мон-ре Курской губ. Кишкин был тайно пострижен в монашество с именем Василий, сам В. в послужном списке указывал, что принял постриг 7 марта 1783 г. от игум. Миропольского мон-ря Константина (Саурского). Курским еп. Феоктистом (Мочульским) в курском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ре В. был рукоположен во иеродиакона, до 1794 г. нес послушание ризничего мон-ря.

В 1795 г., уволившись из курской обители, В. отправился на Афон, подвизался в келье рус. Илии пророка скита. Изучив скитский и общежительный уставы, афонскую аскетическую традицию, В. вместе с учениками Арсением Младшим и Израилем в 1797 г. перешел в молдав. Нямецкий мон-рь. В 1798 г. вернулся в Коренную пуст., где благодаря усилиям В., ставшего духовником братии, были введены афонские правила. Это вызвало недовольство части братии, решившей убить подвижника, однако вскоре иноки раскаялись и примирились с В.

27 янв. 1800 г. В. был назначен начальником пребывавшей в запустении Белобережской пуст. Благодаря духовному авторитету В. в обитель вскоре пришли ок. 60 новых насельников, в т. ч. прп. Лев (Наголкин), последователи прп. Паисия (Величковского) иером. Клеопа II (Антонов), схим. Феодор (Ползиков), схим. Афанасий (Охлопов), участвовавший в работе над переводом «Добротолюбия». Учениками В. были игум. Филарет (Данилевский), прп. Макарий (Глухарёв), иером. Серафим (Веденисов). Расцвет духовной жизни в Белобережской пуст. сопровождался и материальным ее укреплением, на пожертвования благотворителей были отремонтированы кельи и трапезная.

Иером. Василий (Кишкин). Портрет. Неизв. худож. 10-е гг. XIX в.
Иером. Василий (Кишкин). Портрет. Неизв. худож. 10-е гг. XIX в.

Иером. Василий (Кишкин). Портрет. Неизв. худож. 10-е гг. XIX в.

19 авг. 1800 г. по собственному прошению В. был уволен от управления пустынью с пребыванием в ней «для вспомоществования советом и наставлениями новоопределенному начальнику» иером. Питириму. Вскоре братия, возмущенная тем, что новый настоятель притесняет В., обратилась к Орловскому еп. Досифею (Ильину) с просьбой вновь назначить В. настоятелем обители. 28 дек. 1800 г. еп. Досифей вызвал В. в Чёлнский мон-рь, на следующий день старец сослужил епископу за литургией, во время к-рой архиерей неожиданно для В. рукоположил его во иеромонаха. Впосл. В. редко служил литургию, считая себя недостойным. В 1802 г. В. исходатайствовал для Белобережской обители офиц. открытие и введение общежительного устава. Составленные старцем правила общежительства были приняты во мн. юго-зап. рус. мон-рях, в т. ч. Кременецком, Усть-Медведицком, Борисовском. Бывш. насельники Белобережской пуст. стали настоятелями неск. обителей: архим. Мелхиседек (Сокольников) - московского Симонова Нового мон-ря, строители Серафим (Веденисов), Каллист (Кочетов), Павел (Крячков) и Маркеллин (Патрикеев) - Площанского мон-ря, игум. Серапион (Пирожков) - Одрина мон-ря.

В 1804 г. В. по собственному прошению был уволен за штат, зачислен в братию Свенского мон-ря, жил в келье, в лесу, в течение нек-рого времени - близ Белобережской обители, управляя обоими мон-рями. В 1811 г. В. посетил южнорус. мон-ри, в к-рых подвизались его духовные чада, помог устроить иноческую жизнь в Свенском, севском Св. Троицы, курском Св. Троицы, Площанском, задонском Рождества Богородицы, Борисовском, Усть-Медведицком, Рыхловском мон-рях, в Молченской пуст. Благодаря своим добродетелям милосердия, кротости, любви, а также духовной опытности В. сумел водворить мир и благочиние среди братии.

С 1816 г. В. жил в Глинской пуст., к-рая находилась в запустении. Попытки В. исправить монастырские порядки встретили сопротивление со стороны настоятеля и мн. иноков. Казначей пустыни подал Курскому архиеп. Феоктисту (Мочульскому) рапорт с клеветой на старца, архиерей повелел В. покинуть епархию. Лишь после вмешательства высокопоставленных лиц, почитавших В., архиеп. Феоктист пересмотрел дело и изменил решение, клеветники были наказаны, В. вернулся в Глинскую пуст. Вскоре в пустынь был назначен новый настоятель - иером. Филарет (Данилевский). Совместными трудами иером. Филарета и В. монашеская жизнь в Глинской пуст. стала налаживаться, но в сер. 20-х гг. XIX в. В. вновь был оклеветан. В 1827 г. старец перешел в Площанскую пуст., сблизился с ее благочинным прп. Макарием (Ивановым), у к-рого исповедовался до своей кончины. В окт. 1829 г., во время рубки деревьев, В. упал и неск. часов находился без сознания. Очнувшись, он принял таинство Елеосвящения, причастился Св. Таин и предсказал, что скончается через 18 мес. Затворившись в тесной келье, старец начал готовиться к смерти, он стяжал непрестанную молитву, в праздничные дни причащался в келье Св. Таин. Незадолго до кончины В. вновь стал принимать для духовного назидания всех желающих, говоря, что ему «нужно со всеми примириться и у всех испросить прощения и молитв».

В. был погребен в Площанской пуст., напротив алтаря Казанской ц. После 1917 г. почитание старца не прекратилось, ежедневно к его могиле приходили многочисленные паломники. 16 нояб. 1924 г. губ. комиссия по вскрытию мощей сделала попытку уничтожить захоронение В., на монастырском кладбище были вскрыты могилы, из земли извлекли часть останков и увезли в Брянск. В кон. 40-х гг. паломничество к могиле В. возобновилось. По сообщениям властей, в 50-х гг. «на месте бывшего Площанского монастыря… верующие… берут песок с могилы «святого» монаха и воду из источника» (ГА Брянской обл. Ф. 2889. Оп. 2. Д. 6. Л. 47). В апр. 2002 г., при раскопках фундамента собора в Площанской пуст. были обнаружены останки В., началась подготовка к его канонизации.

Существует портрет подвижника, написанный в 10-х гг. ХIХ в. по заказу Воронежского еп. св. Антония (Смирницкого) втайне от В., поскольку старец из смирения запретил себя рисовать. В. изображен с четками и посохом. Позднее копии этого портрета были помещены в игуменских покоях в Площанской и Белобережской пустынях. В кон. 70-х гг. XIX в. ученица В. мон. Ангелина составила жизнеописание старца. В 1882 г. в Белобережской пуст. рукопись мон. Ангелины была исправлена и дополнена жизнеописанием ученика В. мон. Арсения (Кириллова) (Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его мон. Арсения Белобережской пустыни. Брянск, 1887. Од., 19042).

Соч.: Письмо к мон. Магдалине и Александре, 1820 г. // РГБ ОР. Ф. 213. К. 103. Ед. хр. 50.
Арх.: ГА Брянской обл. ОДФ Ф. 7 [Архив Белобережской пуст.]; Ангелина, мон. Житие старца Площанской пустыни строителя Белобережской пустыни Василия (Кишкина Вл. Тим.). 2-я пол. XIX в. // РГБ ОР. Ф. 214. Опт.-284; Жизнеописание старца Василия (Вл. Тим. Кишкина). 2-я пол. XIX в. // РГБ ОР. Ф. 214. Опт.-285.
Лит.: ЖПодв. Апр. С. 249-295; Март. С. 363-369; Окт. С. 380; Нояб. С. 414; Сент. С. 107-108; Февр. С. 300; Четвериков С., прот. Молдавский старец Паисий Величковский: Его жизнь, учение и влияние на правосл. монашество. П., 19882; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинский патерик. М., 1997. С. 121-125; Старцы Площанской пуст. М., 2002. С. 43-58.
Иером. Диомид (Кузьмин)
Ключевые слова:
Иеромонахи Русской Православной Церкви Василий (Кишкин Владимир Тимофеевич; 1745-1831), иеромонах
См.также:
АДАМЕНКО Василий, свящ. - см. Феофан (Адаменко) иером.
АДРИАН ЮГСКИЙ (Семеновский Андрей; 1800–1853), иером.
АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АЛЕКСИЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (Шепелев Владимир Иванович; 1840–1917), иером., старец, прп., местночтимый св.