Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БАРЛУЦЦИ
Т. 4, С. 339-341 опубликовано: 12 апреля 2009г.


БАРЛУЦЦИ

Церковь Преображения Господня на горе Фавор. 1919–1924 гг.
Церковь Преображения Господня на горе Фавор. 1919–1924 гг.

Церковь Преображения Господня на горе Фавор. 1919–1924 гг.
[итал. Barluzzi] Антонио (25.09.1884, Рим - 14.12.1960, там же), церковный архит., чьи постройки в Св. земле заметно повлияли на ее облик в XX в. Род. в семье, традиционно связанной с Ватиканом: отец и дед по отцу служили хранителями дипломатической переписки папской канцелярии, дед по матери был архитектором, назначенным следить за состоянием собора св. Петра. В 1907 г. Б. окончил Инженерно-строительную школу ун-та в Риме, в 1912 г. отправился в Иерусалим помогать старшему брату Джулио Б., руководившему строительством госпитального комплекса Итальянского миссионерского об-ва. В 1913 г. глава ордена францисканцев в Палестине (кустод Св. земли) пригласил Б. в качестве архитектора. По заказу францисканцев Б. осуществил многолетнюю программу церковного строительства. Задачей Б. был отказ от типовой архитектуры и поиск оптимального соответствия архитектурного образа евангельскому событию, связанному с тем св. местом, на к-ром созидался храм.

Церковь на горе Блаженств. 1937–1938 гг.
Церковь на горе Блаженств. 1937–1938 гг.

Церковь на горе Блаженств. 1937–1938 гг.
Храм Преображения Господня (1919-1924) на горе Фавор по замыслу архитектора воплощает идею Фаворского света. Базилика романо-сир. стиля построена из светлого камня, алтарь имеет 2 уровня. Верхний ярус украшен золотой мозаикой Преображения (худож. Р. Виллани). В нижнем ярусе через специальное застекленное отверстие видно «место Преображения» - часть скалы, где стоял Спаситель. Идейным и композиционным центром базилики Гефсиманской молитвы (1919-1924) является Камень Моления о Чаше, окруженный решеткой в форме тернового венца. Витражи создают в храме фиолетовый сумрак, соответствующий атмосфере ночной молитвы. Свод имеет 12 куполов (по числу апостолов). Храм называют также «Церковью всех наций», т. к. 16 католич. стран принимали участие в его украшении (мозаики Д'Акьярди, М. Барберини и Дж. Бергеллини). Фрагменты мозаичного пола визант. базилики IV в. сохраняются под стеклянными крышками. Капелла Бичевания (1928-1929) на Via Dolorosa представляет собой однонефную церковь с куполом, украшенным огромным терновым венцом. В витражных окнах, через к-рые струится багряный свет, помещены композиции: бичевание Иисуса, умывающий руки Пилат и освобождение Вараввы.
Часовня «Dominus Flevit» (Господь плачет). 1954–1955 гг.
Часовня «Dominus Flevit» (Господь плачет). 1954–1955 гг.

Часовня «Dominus Flevit» (Господь плачет). 1954–1955 гг.
Октагональная планировка храма на месте Нагорной проповеди (1937-1938) на горе Блаженств соответствует 8 заповедям блаженств (Мф 5. 3-10), лат. текст каждой из них вписан в алавастровом окне одной из сторон восьмерика. Внутренний декор заменяет система окон с панорамой Галилеи и Геннисаретского оз. Храм Посещения Марии (Magnificat, 1938-1940, 1947-1955) в Айн-Кареме воплощает встречу Богородицы и Елисаветы как символическую встречу Ветхого и Нового Заветов (Предтечи и Христа). Небольшая квадратная Нижняя ц. с криптой (пещерным жилищем Захарии и Елисаветы) и св. источником пристроена к скале. Верхняя ц., светлая и высокая однонефная базилика, украшена фресками К. Вагарини в стиле Джотто. Ц. св. Лазаря (1952-1953) в Вифании не имеет окон, единственным источником света является большое застекленное круговое отверстие в куполе. Из-за необычного освещения храм производит впечатление мавзолея, надгробного сооружения. Храм Gloria in Excelsis Deo (Слава в вышних Богу, 1954) на поле Пастырей в Бейт-Сахуре, где в ночь Рождества Христова пастухи слышали ангельское благовестие, стилизован под бедуинский шатер. Часовня Dominus Flevit (Господь плачет, 1954-1955) на Елеонской горе, сооруженная на месте плача Христа о буд. судьбах Иерусалима (Лк 13. 34-35), увенчана кровлей в форме слезы. Алтарь обращен к западу, так что из окна открывается панорама всего Иерусалима.

Б. осуществил реконструкцию католич. придела на Голгофе в храме Гроба Господня (1933 и 1937), мон-рей вмц. Екатерины (1948-1949) в Вифлееме и Входа Господня в Иерусалим (1950) в Виффагии; реставрацию и перестройку часовни Осуждения над Лифостротоном (1927-1929), Дома Вероники (1927-1929) на Крестном пути, кармелитского мон-ря Stella Maris (Морская Звезда, 1930) на горе Кармил. В 1944-1954 гг. Б. работал над грандиозным проектом новой базилики Благовещения в Назарете, но францисканцы предпочли модернистский проект Дж. Муцио.

Среди менее известных построек - Б. храм и приют Доброго Пастыря в Иерихоне (1924-1925), резиденция Папского легата в Тегеране (1925), госпитали в Аммане (1926-1928) и Эль-Караке (1931-1933) в Иордании, приходская однонефная церковь в Хайфе (проект 1950, сооружение 1959-1961) и др.

Ист.: Barluzzi A. Il nuovo santuario della Visitazione in Ain Karim // La Terra Santa. 1947. T. 22. P. 107-111; idem. Restauro del chiostro di Betlemme // Ibid. 1949. T. 24. P. 26-27; idem. Il portale della chiesa di Betlemme // Ibid. 1952. T. 27. P. 70-75; idem. Note archeologiche sul restauro del chiostro di Betlemme // Bagatti B. Gli antichi edifici sacri di Betlemme. Gerusalemme, 1952 (SBF. Coll. maior; T. 9). P. 187-199; Marangoni L., Barluzzi A. Relazione del progetto di costruzione di una nuova basilica del S. Sepolcro // Il Santo Sepolcro di Gerusalemme. Bergamo, 1949. P. 133-145;
Лит.: Gori P. Antonio Barluzzi (1884-1960) // La Terra Santa. 1961. T. 37 (2). P. 36-39; Pavan Taddei M. C. Barluzzi // Dizionario biografico degli Italiani. R., 1964. T. 6. P. 409-410; Madden D. M. Monuments to Glory: The Story of Antonio Barluzzi, Architect of the Holy Land. N. Y.; L., 1964; Лисовой Н. Н. Храмы Святой Земли: архитектура францисканцев // Моск. строительство. 1998. № 38, 42, 44-46; он же. Приди и виждь: свидетельства Бога на Земле. М., 2000. С. 40, 82-84, 103, 122, 127, 131-137, 165.
Н. Н. Лисовой, О. В. Лосева
Ключевые слова:
Архитекторы итальянские История зарубежной архитектуры Церковная архитектура Барлуцци Антонио (1884-1960), церковный архитектор
См.также:
АЛЕВИЗ НОВЫЙ итал. мастер, работавший в России в XVI в.
БАЗИЛИКА [царская палата] в эллинистическо-римс. источниках - обществ. постройка для собраний
БАЯ столица Молдавского княжества
АКСУМСКИЙ СОБОР БОГОМАТЕРИ СИОНСКОЙ (Марьям-Сийон)
АЛЕВИЗ ФРЯЗИН (СТАРЫЙ) один из итал. архит. и инженеров, работавший в Москве в 90-х гг. XV в.
АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА ограждение в христианском храме, отделяющее пространство алтаря от наоса
АЛТАРЬ обобщающий термин для обозначения священного места принесения жертвы
АМБУЛАТОРИЙ обход вокруг алтарной апсиды