Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БРЮЛЛОВ
Т. 6, С. 282 опубликовано: 14 октября 2009г.


БРЮЛЛОВ

Автопортрет. 1848 г. (ГТГ)
Автопортрет. 1848 г. (ГТГ)

Автопортрет. 1848 г. (ГТГ)
Карл Павлович (12.12.1799, С.-Петербург - 11.06. 1852, мест. Манциана, близ Рима), рус. живописец, соединивший в своем творчестве профессионализм академической школы живописи с жизненной достоверностью. Потомок выходцев из Франции. Первые уроки получил у своего отца, живописца Павла Ивановича Брюлло. В 1809-1821 гг. учился в имп. АХ у А. И. Иванова, А. Е. Егорова и В. К. Шебуева. В 1821 г. за дипломную работу «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» (ГРМ) получил большую золотую медаль и диплом 1-й степени. В 1822-1835 гг. пенсионер Об-ва поощрения художников в Италии. Живя в Риме, Б. писал картины на мифологические и лит. сюжеты и бытовые сцены из итал. жизни («Итальянский полдень». 1827, ГТГ; Кат. ГРМ. СПб., 2002. Т. 2. С. 85). В 1836-1849 гг. Б. преподавал в имп. АХ, с 1846 г. профессор 1-й степени. Имел учеников, Б. способствовал освобождению Т. Г. Шевченко от крепостной зависимости. С 1849 г. жил на о-ве Мадейра, с весны 1850 г.- в Италии.

Последний день Помпеи. 1833 г. (ГРМ)
Последний день Помпеи. 1833 г. (ГРМ)

Последний день Помпеи. 1833 г. (ГРМ)

Для исторических картин Б. характерен поиск «большой темы», к-рую он видел в подлинных исторических событиях. Полотно «Последний день Помпеи» (1833, ГРМ), принесшее мастеру европ. известность, написано по заказу А. Н. Демидова. Источниками для воплощения сюжета стали изучение руин Помпей, свидетельства современников события (Плиния Младшего, Тацита), исследования археологов. Б. соединил классицистический принцип построения композиции, цветового решения, трактовки формы (фигуры людей напоминают статуи) с романтической эмоциональностью.

Ап. Иоанн Богослов. 40-е гг. XIX в. Этюд к росписи центрального купола Исаакиевского собора (ГРМ)
Ап. Иоанн Богослов. 40-е гг. XIX в. Этюд к росписи центрального купола Исаакиевского собора (ГРМ)

Ап. Иоанн Богослов. 40-е гг. XIX в. Этюд к росписи центрального купола Исаакиевского собора (ГРМ)

Портретное наследие Б. можно разделить на 2 группы - парадные и камерные. В отличие от парадного портрета XVIII в. Б. создавал портреты-картины, на к-рых запечатлен эмоционально-восторженный момент в жизни человека, внутренний мир модели в таких работах не раскрывается. В картине «Всадница» (1832, ГТГ) изображение Джованины и Амацилии Пачини передает гармоничные и эмоционально утонченные образы воспитанниц графини Ю. П. Самойловой. Идеально возвышен образ Самойловой в работе «Ю. П. Самойлова с воспитанницей и арапчонком» (1832, Музей искусства Сан-Диего. Калифорния). Легкость и грация присущи «Портрету великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией» (1830, ГРМ). В творчестве Б. есть и романтические по образному решению картины, напр. «Портрет Н. В. Кукольника» (1836, ГТГ).

В 30-х гг. XIX в. Б. написал цикл портретов деятелей культуры: скульптора И. П. Витали (1837, ГТГ), баснописца И. А. Крылова (1839, ГТГ), певицы П. Виардо (1844, ГРМ), в к-рых он стремился раскрыть внутренний мир, психологию человека. Среди лучших произведений этого жанра выделяются «Автопортрет» (1848) и портрет итал. археолога М. Ланчи (1851, оба в ГТГ). Нек-рые произведения Б. остались незаконченными, среди них - начатая в 1839 г. монументальная картина на сюжет из рус. истории «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 г.» (ГТГ).

В 1843-1847 гг. Б. выполнял живописные работы для Исаакиевского собора (завершил худож. П. В. Басин). Большинство эскизов, картонов для стенной живописи и плафона хранятся в ГРМ и ГТГ. Для Казанского собора он написал «Взятие Божией Матери на небо» (не позднее 1842, ГРМ). В религ. живопись Б. стремился внести черты реальных переживаний. Таково «Распятие», написанное для лютеран. ц. св. Петра в С.-Петербурге (1838, ГРМ, эскиз в ГТГ).

Лит.: Лясковская О. К. Брюллов. М.; Л., 1940; Петров В. Н. К. Брюллов. М., 1940; К. П. Брюллов в письмах, док-тах и восп. современников / Сост. Н. Г. Машковцев. М., 1952; Ацаркина Э. К. П. Брюллов. М., 1963; Корнилова А. В. К. Брюллов в Петербурге. Л., 1976; Леонтьева Г. К. К. Брюллов. Л., 1983; Алленова О. Карл Брюллов: Альбом / О. Алленова, М. Алленов. М., 2000.
Н. А. Топурия
Ключевые слова:
Художники русские История искусства. Россия Живопись. Россия Брюллов Карл Павлович (1799 - 1852), русский живописец Живописцы русские
См.также:
БАЙКОВСКИЙ Антон Павлов (? - 1693), живописец Оружейной палаты
БРУНИ Федор Антонович (1799 - 1875), рус. живописец, график
БЫКОВСКИЙ Михаил Доримедонтович (1801 - 1885), рус. архитектор, преподаватель, живописец и график
ВАСНЕЦОВЫ братья, рус. художники
ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842-1904), рус. художник, публицист, общественный деятель, путешественник
ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871 — 1960), рус. живописец, историк искусства, реформатор музейного и реставрационного дела в Россиии СССР; действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947), народный художник СССР (1956)
БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757-1825), рус. живописец, иконописец
КАТИН (Катинов) Николай Иванович (1777 - после 1865?), вологодский художник и иконописец
АНТРОПОВ Алексей Петрович (1716-1795), рус. живописец
АРГУНОВ Иван Петрович (1727-1802), русский живописец, иконописец, педагог