Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАРТИНА
44, С. 177-178 опубликовано: 15 апреля 2021г.


МАРТИНА

Богоматерь с Младенцем, святыми Мартиной и Агнессой. 1597–1599 г. Худож. Эль Греко (Национальная галерея искусств, Вашингтон)
Богоматерь с Младенцем, святыми Мартиной и Агнессой. 1597–1599 г. Худож. Эль Греко (Национальная галерея искусств, Вашингтон)

Богоматерь с Младенцем, святыми Мартиной и Агнессой. 1597–1599 г. Худож. Эль Греко (Национальная галерея искусств, Вашингтон)

[Лат. Martina], мц. (пам. зап. 30 янв.), пострадавшая в Риме, по преданию, при имп. Александре Севере (222-235). Известны агиографические сказания о М. на лат. и греч. языках. По мнению П. Франки де Кавальери, лат. Мученичество было написано в Риме, но его автором скорее всего был грек. На это указывают наличие грецизмов, упоминание папы Римского Ритория (вымышленное лицо) и др. детали. Сказание о М. было основано на греч. Мученичестве св. Татианы, сохранившемся в неск. версиях (BHG, N 1699-1699d), из к-рых более ранней считается версия BHG, N 1699, представленная в рукописях Vat. gr. 1638 и ГИМ. Син. греч. 379 (161) (обе - XI в.; см.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 571; Franchi de' Cavalieri. 1962. P. 51-56). Впосл. лат. Мученичество М. было переведено на греч. язык, возможно, монахом аббатства Гроттаферрата, т. к. из этого мон-ря происходит единственная известная рукопись греч. текста (Vat. gr. 1608, XI в.; см.: Franchi de'Cavalieri. 1962. P. 57-58). Сюжет Мученичества М. практически полностью повторяется в Мученичестве св. Приски (за исключением имен императоров-гонителей и рассказа о погребении мученицы; см.: Franchi de' Cavalieri. 1962. P. 58-60). Вероятно, лат. Мученичество М. было составлено в Риме не ранее VIII в. (Amore. 2013. P. 299), но не позднее IX в., т. к. к этому времени относится самая ранняя рукопись, в к-рой содержится одна из редакций Мученичества (BHL, N 5588; ркп.: Vat. Reg. Christin. lat. 516).

Крипта с мощевиком в ц. Санти Лука-э-Мартино в Риме
Крипта с мощевиком в ц. Санти Лука-э-Мартино в Риме

Крипта с мощевиком в ц. Санти Лука-э-Мартино в Риме

Согласно лат. Мученичеству (BHL, N 5587), в 4-й год правления имп. Александра Севера усилилось гонение на христиан. Был издан указ о том, что христиане обязаны под страхом смертной казни приносить жертвы языческим богам. Среди высших сановников, активно преследовавших христиан, были комит Виталий, кубикуларий Басс и доместик Гай. Однажды, придя в некую церковь в Риме, они увидели молившуюся там вместе со слугами М., к-рая принадлежала к знатному рим. роду (ее отец трижды был консулом) и была диакониссой. М. доставили во дворец, а затем повели в храм Аполлона, где она в присутствии императора, высших сановников и жрецов должна была принести жертву идолам. По молитве святой произошло землетрясение, статуя Аполлона и часть храма рухнули, под их обломками оказались жрецы и мн. язычники. Обитавший в идоле демон с криком обратился в бегство, и слышавшие его голос неверующие, удивляясь, восславили истинного Бога христиан. Император приказал бить М. по щекам и разрывать ей веки железными крюками, но вскоре все 8 палачей стали просить прекратить пытки, т. к., по их словам, невидимые другим ангелы избивали их и они испытывали бóльшие страдания, чем христианка. М. молилась за мучителей, после чего раздался голос с небес; все палачи уверовали во Христа и открыто исповедали Его. Тогда Александр приказал жестоко пытать их, а затем отрубить 8 новообращенным христианам головы, что и было исполнено 17 нояб. На следующий день император вновь попытался принудить святую совершить жертвоприношение. После ее отказа он приказал обнажить деву и наносить ей раны по всему телу, но вместо крови полилось молоко, а вокруг распространилось сильное благоухание, словно от сосуда с благовониями. Затем М. крестообразно растянули на земле и долго избивали палками, так что сменилось неск. пар центурионов, наносивших удары мученице. Но и на этот раз палачи попросили императора прекратить пытки, т. к. они сами получали ответные удары от невидимых ангелов. Святую заключили в тюрьму. На следующий день император послал за ней трибуна Лимения, к-рый не смог привести М. во дворец. Войдя в темницу, он почувствовал сильное благоухание и увидел М. на троне в окружении мужей в белых одеждах. Деву с трудом вывели из темницы и доставили к храму Артемиды, чтобы там она принесла жертву. Когда М. вошла в храм, обитавший в нем демон издал крик; по молитве святой раздался гром, заблистали молнии, с неба снизошел огонь, к-рый истребил жрецов и мн. других находившихся в храме язычников, а статуя Артемиды рухнула. Имп. Александр Север отдал М. префекту Юстину, к-рый повелел изранить тело мученицы мечами и вырвать ей сосцы железными крюками, а затем бросить в темницу. На др. день святую привели в цирк и бросили на растерзание огромному льву. Зверь не причинил деве вреда и вместо этого умертвил сановника Евмения. М. заключили на 2 дня в темницу, после чего вновь привели в святилище и за отказ принести жертву идолам подвергли новым мучениям: ее тело раздирали железными крюками, затем М. бросили в огонь, однако начался сильный дождь и пламя погасло, а мн. присутствовавшие при пытках язычники погибли. После этого М. остригли волосы на голове, т. к. решили, что в них заключается ее магическая сила, и заперли в храме Зевса. Войдя в храм на 3-й день, император, жрецы и народ увидели поверженную статую Зевса и М., сидевшую на троне в окружении хора ангелов, вокруг трона царило дивное благоухание. Тогда император приказал привести М. на городской форум и обезглавить. Еп. Риторий (Реторий) и рим. священники взяли останки М. и с почестями похоронили в саркофаге из оникса; место погребения, называемое «Чудесный сад», находилось в 6-м регионе Рима на Остийской дороге. В тот же день имп. Александр Север, терзаемый скорбью, «словно бешеный пес, стал пожирать свою плоть» и взывать к Богу, раскаиваясь в убийстве М. Он умер в страшных мучениях, а в Риме все услышали глас с небес, осуждавший правителя на вечные муки, после чего 2030 жителей города уверовали во Христа.

Вид на ц. святых Луки и Мартине в Риме. 1635–1664 гг. Архит. А. да Кортона
Вид на ц. святых Луки и Мартине в Риме. 1635–1664 гг. Архит. А. да Кортона

Вид на ц. святых Луки и Мартине в Риме. 1635–1664 гг. Архит. А. да Кортона

Согласно альтернативной концовке Мученичества, еп. Риторий, скрывавшийся от преследования язычников в катакомбах, нашел при помощи некоего христианина тело М., к-рое охраняли 2 орла, и похоронил его. Впосл. на месте погребения святой был построен храм в ее честь (aedes Martinae honori sacra). По указанию еп. (папы) Антера (235-236) мощи М. и мучеников Конкордия и Епифания были перенесены в Рим и похоронены в некоем саду, где впосл. они были обретены (ActaSS. Ian. T. 1. P. 17-18). По мнению Франки де Кавальери, мч. Конкордий - это сщмч. Конкордий Сполетский, память которого в средневек. мартирологах отмечена под тем же числом, что и память М. (1 янв.). Имя мч. Епифания, к-рый неизвестен по др. источникам, могло быть заимствовано из существовавшей в средние века надписи в апсиде ц. Санта-Мартина на Римском форуме (церковь была устроена в здании секретария сената, восстановленном между 412 и 414 префектом Аннием Евхарием Епифанием - CIL. T. 6. Pars. 1. N 1718; см.: Franchi de' Cavalieri. 1962. P. 61).

Секретарий сената был переоборудован в ц. во имя М. скорее всего в VII в. Соседняя курия Юлия, в которой проходили заседания сената, была обращена в ц. св. Адриана при папе Гонории I (625-638). Согласно свидетельствам XVI в., на мозаике в апсиде ц. во имя М. читалось имя Гонория; т. о., храм мог быть освящен при этом понтифике (Franchi de' Cavalieri. 1962. P. 49-50; см. также: Kalas G. The Restoration of the Roman Forum in Late Antiquity: Transforming Public Space. Austin, 2015. P. 160-161). Самое раннее упоминание о «базилике св. Мартины» содержится в биографии папы Адриана I (772-795), к-рый подарил этому храму шелковый алтарный покров и 3 серебряные «арки». Его преемник Лев III починил крышу «базилики блаженной мученицы Мартины, расположенной у Трех Судеб» (LP. T. 1. P. 501, 514). В 1588 г. церковь была передана рим. братству художников (Compagnia dei Pittori), покровителем к-рого был ап. Лука, поэтому впосл. храм именовался в честь святых Луки и М. (Санти-Лука-э-Мартина; существующее здание построено в 1635-1664 по проекту Пьетро да Кортона; см.: Krautheimer R. et al. Corpus basilicarum christianarum Romae. Vat., 1967. Vol. 3. P. 82-86). Во время ремонтных работ была обнаружена крипта, в к-рой находились мощи, принадлежавшие, согласно надписи на свинцовой табличке, М., Конкордию, Епифанию и др. пострадавшим с ними мученикам (25 окт. 1634). Через 6 дней под алтарем церкви нашли 2 стеклянных сосуда в виде светильников, покрытых свинцовыми пластинами; в них также находились останки святых, но из-за отсутствия надписей их имена установить не удалось. Высказывалось мнение о том, что мощи М. почитались в церкви примерно с XII в. (Franchi de' Cavalieri. 1962. P. 61). Вскоре папа Римский Урбан VIII (1623-1644) в сопровождении кардиналов посетил церковь и поклонился обретенным мощам. После этого события было принято решение о строительстве нового храма в честь святых Луки и М. (об обретении мощей см.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 18-19).

Поминовение М. под 1 янв. впервые указано в рим. лекционарии типа Λ (ок. 740; см.: Klauser T. Das römische Capitulare evangeliorum. Münster, 19722. S. 59). Под этой же датой имя мученицы содержится в нек-рых поздних (IX в.) списках Иеронимова мартиролога. Память М. под 1 янв. отмечена в «исторических» мартирологах IX в. (Флора Лионского, Адона Вьеннского, Узуарда); Адон Вьеннский включил в составленный им мартиролог сказание о М., составленное на основе Мученичества. В кон. XIII в. поэт Гуго фон Лангенштайн, рыцарь Тевтонского ордена, изложил предание о мученичестве М. в поэме «Мартина» на средневерхненем. языке (изд.: Martina von Hugo von Langenstein / Hrsg. A. von Keller. Stuttg., 1856). В Римском Мартирологе под 1 янв. указано поминовение мученицы, под 30 янв.- память обретения ее мощей. В совр. редакции Римского Мартиролога память М. отмечена под 30 янв. с упоминанием о том, что папа Домн (Дон; 676-678) посвятил ей базилику на Римском форуме (MartRom (Vat.). P. 117).

В вост. традиции почитание М. не получило распространения; ее память отсутствует в визант. синаксарях, в совр. греч. церковных календарях, а также в календаре РПЦ.

Ист.: BHG, N 1176; BHL, N 5587-5590h; ActaSS. Ian. T. 1. P. 11-17; MartHieron. P. 19; MartRom. P. 1, 40; MartUsuard. Brux., 1965. P. 152; Dubois J., Renaud G. Le martyrologe d'Adon: Ses deux familles, ses trois recensions: Texte et comment. P., 1984. P. 40-41.
Лит.: Onorati M. Historia di S. Martina vergine e martire romana. R., 1634; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 19082. P. 414, 459, 558; MartHieron. Comment. P. 21; MartRom. Comment. P. 2, 41; Franchi de' Cavalieri P. S. Martina // Idem. Scritti agiografici. Vat., 1962. Vol. 2. P. 49-62. (ST; 222); Amore A. Martina // BiblSS. Vol. 8. Col. 1220-1221; idem. I martiri di Roma / Ed. A. Bonfiglio. Todi, 2013. P. 299-300; Halkin F. Légendes grecques de «martyres romaines». Brux., 1973. P. 12. (SH; 55).
А. Н. Крюкова
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Мученицы Римско-католической Церкви Мартина, мученица (пам. зап. 30 янв.), пострадавшая в Риме, по преданию, при императоре Александре Севере (222-235)
См.также:
АВДАКТА мученица Кесарийская (пам. зап. 28 марта)
АВКСИЛИЯ мц. (пам. зап. 4 сент.)
АГАПИЯ мц. Антиохийская (пам. зап. 10 или 11 марта)
АГАПИЯ († ок. 400), мц. Брешианская (пам. зап. 16 авг.)
АГАПИЯ († ок. 273), мц. Тернийская (пам. зап. 15 февр.)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)