Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЕНИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
Т. 32, С. 427-431 опубликовано: 22 марта 2018г.


КЕНИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

[греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Κένυας], самая большая по числу верующих епархия Александрийской Православной Церкви. Совр. название с 2005 г. В 1958 г. патриаршим и синодальным томосом была основана Восточноафриканская и Иринупольская митрополия, к-рая охватывала территории совр. Кении, Танзании и Уганды. Первоначально предполагалось, что кафедра митрополии будет находиться в Кампале (Уганда), но церковно-адм. центром стал Дар-эс-Салам (совр. Танзания, дословно - «дом мира», что на греческий переводится как Иринуполь), а с 1968 г.- в Найроби (Кения). До основания митрополии в Вост. Африке проживавших там православных эмигрантов из Греции и Кипра окормляли периодически направляемые для этой цели греч. клирики, которые переезжали с места на место. Среди них были архимандриты Никодим (Сарикас), Филофей (Иеридис, из Махерасского мон-ря на Кипре), Арсений (Ребабис) и др. Все они, за исключением архим. Никодима, к-рый приехал в Моши (совр. Танзания) в 1910 г. и остался в Вост. Африке до своей смерти в 1942 г., служили в этом регионе временно. Архим. Никодим стал первым крестить коренных африканцев (1925), обращая их в правосл. веру, и неоднократно направлял запросы в Александрийский Патриархат с просьбой принять их официально под свое покровительство.

Православие начало распространяться в Кении в 30-х гг. ХХ в. Первопроходцами-миссионерами в Вост. Африке были 3 коренных африканца: Рувим Спартас (Реубен Мукаса Себанза или Сесбанджа) и Овадия (Кабанка Басаджикитало) в Уганде, бывш. англикан. свящ. Артур Гатуна (в Православии Георгий) в Кении. В 1932 г. епископ т. н. Африканской Православной Церкви в Юж. Африке Даниел Уильям Александер (эта Церковь ведет епископское преемство от одной из древних вост. Церквей - Сирийской яковитской Церкви) посетил Уганду и рукоположил во иереев Рувима Спартаса и Овадию Басаджикитало. Однако один из живших там греков объяснил Рувиму Спартасу, что тот не является каноническим православным епископом, и посоветовал обратиться к архим. Никодиму. По просьбе Рувима Спартаса архим. Никодим прибыл в Уганду, наставил его с учениками в православной вере и посоветовал им обратиться в Александрийский Патриархат, чтобы т. о. обрести Церковь-Мать. Александрийский Патриарх Мелетий II (Метаксакис) (1926-1935), который предвидел распространение Православия по всей Африке, решил принять их в свою юрисдикцию, но не успел осуществить это намерение до своей смерти. В 1934 г. он прислал Рувиму Спартасу правосл. богослужебные книги на англ. языке для перевода их на язык луганда.

Церковь св. Бессребренников в Найроби. 1952–1953 гг.
Церковь св. Бессребренников в Найроби. 1952–1953 гг.

Церковь св. Бессребренников в Найроби. 1952–1953 гг.

В 1935 г. еп. Даниел Уильям Александер открыл в Кении семинарию, в которой получили образование представители ассоциаций преподавателей KISA (Ассоциация независимых школ кикуйю) и ККЕА (Образовательная ассоциация кикуйю-каринга, членом ее комитета был Артур Гатуна), стремившихся создать новую «африканскую церковь», отличающуюся от протестант. «белых церквей». В 1937 г. еп. Даниел рукоположил 4 священников, 2 диаконов и вернулся в Юж. Африку. Из рукоположенных им иереев двое - Георгий Гатуна и Филипп Кианде - решили назвать правосл. движение в Кении Африканской Православной Церковью, а Харрисон Гашукиа Киманга и Дауди Майна Кирагу основали Независимую Церковь пятидесятников Африки. Первая кенийская православная община возникла в Ваитаке недалеко от Найроби, где проживал Георгий Гатуна. Здесь был построен глинобитный, а затем каменный храм во имя ап. Павла. В 1937 г. Георгий Гатуна присоединился к переговорам Рувима Спартаса с Александрийским Патриархатом о духовном окормлении, чтобы тем самым обрести канонический статус для новых общин Кении.

В 1942 г. патриарх Христофор II и Свящ. Синод Александрийской Православной Церкви направили патриаршего экзарха, Аксумского митр. Николая, для изучения состояния Православия в Вост. Африке. Свои впечатления, записанные во время путешествия по этому региону, митр. Николай представил патриарху и Свящ. Синоду (изданы в 1947 отдельной книгой под названием «Трилогия воспоминаний») и высказал мнение о необходимости включения правосл. паствы Вост. Африки в лоно Александрийской Церкви. В 1943 г. был утвержден первый устав Африканской Греческой Православной Церкви. В 1945-1946 гг., после длительных переговоров, правосл. сообщества Уганды и Кении были приняты в полное каноническое общение с Александрийским Патриархатом. Рувим Спартас был назначен Свящ. Синодом на должность генерального патриаршего эпитропа в Уганде, а Георгий Гатуна - в Кении. Правосл. африканцы были направлены для получения богословского образования в Александрию, а впосл. в Афины и Фессалонику.

В 40-х гг. ХХ в. Православие в основном распространилось среди племени кикуйю. В течение 20 лет Георгием Гатуной были образованы общины на юге совр. округов Вост. и Зап. Киамбу. Начало миссионерской деятельности Георгия Гатуны в Зап. Кении, гл. обр. среди племен луо и лухья (луйя), а также среди нанди, и создание общин относится к 1945 г. Филипп Кианде проповедовал на территории совр. округов Сев. и Юж. Ньери, первым храмом стала ц. Всех святых в Кихути. До 1948 г. он организовал сеть церковных общин (в Биритиа, Гачика, Гичира, Кабаге, Кангуре, Тунгури и др.) и открыл несколько школ. К 1953 г. православных было ок. 30 тыс. чел. (включая верующих городов Танга, Аруша и Моши на территории совр. Танзании, а также православной общины в зап. части Кении). В Кении православные в основном проживали в Киамбу, Лаикипиа (в 200 км к северо-западу от Найроби), селениях Рифт-Валли, в т. ч. в местности Оленгуруоне. Большинство храмов Кении представляли собой сооружения из ветвей деревьев и банановых листьев, земляные и деревянные. Кафедральный собор св. Бессребреников в Найроби был построен в 1952-1953 гг. жившими в этом городе греками.

Православные священники Рувим Спартас и Георгий Гатуна как активные участники антиколониального движения подверглись репрессиям. Рувим Спартас был приговорен в 1949 г. к 6 годам лишения свободы. После его ареста Георгий Гатуна поддерживал связь с греч. свящ. Гавриилом из Моши. Во время восстания кикуйю против брит. колонизаторов (1952-1956, восстание Мау-Мау) деятельность Африканской Православной Церкви в Кении была запрещена, правосл. храмы и школы разрушены, а духовные наставники отправлены в тюрьмы и концлагеря, что вызвало перерыв в миссионерской деятельности и сказалось на состоянии церковных дел. Во время заключения Георгия Гатуны (1953-1961) 119 общин Зап. Кении были вынуждены обратиться за окормлением к жившему в Уганде Овадии Басаджикитало. Он пытался также посещать приходы в Центр. Кении для их духовного руководства, но брит. власти пресекли его контакты с этими общинами. После ареста Филиппа Кианде распались основанные им общины в Ньери. Символом православной солидарности и поддержки стала Божественная литургия, отслуженная 14 апр. 1957 г. Кипрским архиеп. Макарием III в соборе св. Бессребреников в Найроби, когда он возвращался из ссылки с Сейшельских о-вов.

В 50-60-х гг. ХХ в. в Зап. Кении Православие распространилось среди народов балухья и нанди, в 1958 г. эти общины были признаны британскими колониальными властями как Африканская Греческая Церковь в Ньянзе (которая в 1968 объединилась с Восточноафриканской и Иринупольской митрополией).

После учреждения в 1958 г. Восточноафриканской и Иринупольской митрополии ее главой (с 1959) стал митр. Николай (Варелопулос; впосл. Александрийский патриарх Николай VI), который приступил к организации церковной жизни в епархии. В этот момент единственным правосл. священником-африканцем в Кении был Георгий Гатуна. В 1961 г. митр. Николай рукоположил во иереев 2 кенийцев - Матфея Муламула и Иакова Омуакуэ, а в 1964 г.- еще 4. Одной из серьезных проблем было отсутствие моногамных кандидатов в клирики, поэтому он был вынужден рукополагать многоженцев, чтобы окормлять первые правосл. общины.

3 марта 1963 г. собрание правосл. духовенства и мирян Кении и Уганды в Кампале подтвердило свою принадлежность к Александрийской Православной Церкви.

На помощь митр. Николаю прибыли греки-миссионеры из Греции и с Кипра, напр. архимандриты Хризостом (Папасарандопулос) и Афанасий (Анфидис), а в последующие годы архимандриты Гавриил (Николаидис), Андрей (Цирос), Амфилохий (Цукос; ныне митрополит Новозеландский), Феоклит (Циркас), священники Мартинос Рици и Даниил Христопулос, а также миряне, в т. ч. Андреас Тилиридис (с 1992 Макарий, еп. Рирутский, с 1998 митрополит Зимбабвийский, с 2001 митрополит Кенийский и Иринупольский, с 2005 митрополит Кенийский). С 1971 по 2000 г. в Кении вела миссионерскую деятельность Ставрица Захариу. Опорой новообразованной митрополии стали африканцы, получившие богословское образование в Александрии, Афинах или Фессалонике (такие как архим. Феодор (Нанкияма), с 1972 епископ Навкратидский, с 1992 епископ Угандийский, с 1994 митрополит Кампальский).

В 1963 г. Кения получила независимость. В 1965 г. общины кикуйу, руководимые Георгием Гатуной, другом первого президента Кении Дж. Кениаты, были официально признаны властями как Африканская Православная Церковь Кении. В этом же году был составлен ее новый устав, в котором отразилось стремление православных кенийцев поддерживать церковные связи с Александрийским Патриархатом при сохранении внутренней независимости. Согласно уставу, «Греческая Православная Церковь Африки управляется африканцами под присмотром и водительством Св. Духа, через духовную, физическую и братскую помощь Святейшего Патриаршего Престола Александрийского в Египте. Это абсолютно независимая во всех своих внутренних делах и вопросах Церковь» (цит. по: Horner. 1975. P. 224). В уставе заметно влияние пресвитерианства и незнание африканцами правосл. традиций, организации и иерархии Церкви, в тексте отсутствовали такие понятия, как «Священное Писание», «Священное Предание», «иерей», «епископ», «таинства» и др. (Αναστάσιος (Γιαννουλάτος). 2010. Σ. 173, 176). Этот устав не был утвержден Александрийским Патриархатом.

Церковь прп. Макария Египетского при Патриаршей церковной школе им. Макария III, архиеп. Кипрского
Церковь прп. Макария Египетского при Патриаршей церковной школе им. Макария III, архиеп. Кипрского

Церковь прп. Макария Египетского при Патриаршей церковной школе им. Макария III, архиеп. Кипрского

Возрожденные в 1965 г. Филиппом Кианде правосл. общины в Ньери получили название Независимой Африканской Православной Церкви. В 1968 г. они временно присоединились к Независимой Церкви пятидесятников Африки, а после смерти Филиппа Кианде и переговоров с Георгием Гатуной они объединились с Африканской Православной Церковью.

6 авг. 1966 г. было основано православное молодежное движение Кении (Ваитака).

Митр. Николай во время болезни патриарха Христофора II был назначен его доверенным лицом и в 1967 г. был вынужден уехать из Вост. Африки. После избрания в 1968 г. митр. Николая на Александрийский Патриарший престол продолжателем его дела в недавно образованной епархии стал митр. Никодим (Галиацатос) (1968-1973). В 1968 г. кафедра была перенесена в Найроби, с этого времени митрополию начали также называть Иринупольской. Митр. Никодим строил православные храмы и рукополагал иереев-африканцев. В 1965 г. их было 2, в 1972 г. - 33 чел., всех правосл. африканцев в Кении насчитывалось от 70 тыс. до 250 тыс. чел. (Kenya Churches. 1973. P. 184; Horner. 1975. P. 225).

В янв. 1970 г. Кению по приглашению президента Кениаты с офиц. визитом посетил Президент Кипрской Республики архиеп. Макарий III. Он был тепло встречен кенийцами, потому что народы Кении и Кипра объединяла многолетняя борьба с брит. колониальным режимом. Центральная улица г. Момбаса была названа в честь Кипрского архиепископа. В Найроби Макарий III встретился с местным правосл. духовенством и был приглашен посетить семинарию, расположенную недалеко от Найроби. После этого он попросил у президента Кениаты предоставить правосл. митрополии Александрийского Патриархата большой участок земли для постройки богословской школы, ц. прп. Макария Египетского, митрополичьей резиденции, б-ки, трапезной, общежития и др. помещений. В марте 1971 г. Макарий III прибыл в Кению с визитом как предстоятель Кипрской Православной Церкви и заложил камень в фундамент буд. Патриаршей церковной школы. Во время пребывания в Кении он совершил массовые крещения.

В 1972-1973 гг. по инициативе митр. Никодима Рувим Спартас, Георгий Гатуна и Феодор (Нанкияма) стали викарными епископами. Рувим Спартас при рукоположении во епископа Нилупольского был наречен Христофором, Гатуна с сохранением имени Георгий был поставлен во епископа Нитрийского. В качестве викарных епископов Восточноафриканской и Иринупольской митрополии Христофор Нилупольский окормлял Уганду, Феодор (Нанкияма) Навкратидский - Танзанию, а Георгий Нитрийский - Кению.

В 1973 г. митрополитом Восточноафриканским и Иринупольским был избран Фрументий (Насиос). В янв. 1977 г. приехавший в Кению кипр. богослов Андреас Тилиридис приступил к организации Патриаршей школы, основателем и ктитором к-рой был Кипрский архиеп. Макарий III.

В 1974 г. начался многолетний конфликт митр. Фрументия с еп. Георгием Гатуной, который превысил полномочия викария и руководил православными общинами Кении так, как будто Африканская Православная Церковь обладала полной самостоятельностью, и даже стал именовать себя епископом Кенийским. Группа священников-африканцев во главе с бывш. секретарем Африканской Православной Церкви о. Елевферием Муирури Ндуару поддержала каноническую митрополию. Из-за конфликта относительно церковной собственности между митр. Фрументием и еп. Георгием Гатуной открытие семинарии, построенной на средства Макария III, было отложено на несколько лет. Конфликт не удалось преодолеть, и 30 нояб. 1979 г. за неподчинение каноническому священноначалию еп. Георгий Гатуна был лишен сана и запрещен в священнослужении. Но он не признал решения Свящ. Синода Александрийской Церкви, продолжал крестить кенийцев и рукополагать иереев, а в 1980 г. провозгласил себя архиепископом Кенийским. Извержение Георгия Гатуны из епископского сана вызвало раскол среди правосл. верующих. Возглавившие Африканскую Православную Церковь священники Елевферий Муирури Ндуару, Петр Нганга Мишара, Иоанн Нгете, Герасим Гашуми Нгуре, Петр Киньюа признали каноническую власть митрополита Александрийского Патриархата.

После смерти митр. Фрументия в марте 1981 г. епархией в качестве местоблюстителя неск. месяцев управлял еп. Иерофей Элевсинский, а с нояб. 1981 г.- местоблюститель еп. Андрусский Анастасий (Яннулатос, ныне архиеп. Тиранский и всей Албании). Он предпринял безуспешные попытки преодолеть внутрицерковное разделение и убеждал Георгия Гатуну принести покаяние. Сближению кенийских православных способствовало открытие в 1982 г. Патриаршей школы имени архиеп. Макария III, первым директором к-рой по воле ее основателя был А. Тилиридис. Эта школа стала важнейшим миссионерским центром Африки. В ней проходят 3-годичный курс обучения православные из разных африкан. стран. Еп. Анастасий много времени уделял миссионерской деятельности, при нем были построены 67 храмов (23 каменных и 44 из дерева и глины), резиденция митрополита рядом с собором св. Бессребреников, 7 миссионерских пунктов, 7 лечебниц, 5 начальных школ, 12 детских садов, совершена 61 хиротония. Благодаря начатым в годы его архипастырства переводам на 7 диалектов Кении богослужебные и катехизаторские книги появились в домах правосл. верующих. Митрополия начала выплачивать священнослужителям ежемесячное пособие.

Георгий Гатуна вступил в общение с греч. старостильниками. Постепенно его сторонники из племен балухья и нанди в Зап. Кении перешли в юрисдикцию Александрийского Патриархата, а затем многие кикуйю из центр. части Кении и все жившие в Ньери признали Восточноафриканскую и Иринупольскую митрополию. Георгий Гатуна скончался в 1987 г. (в 2006 Свящ. Синод Александрийской Православной Церкви посмертно снял с него отлучение ради окончательного восстановления церковного мира в Кении). После смерти Георгия Гатуны его преемником стал Нифонт Кигунду Вамагу, рукоположенный в 1986 г. во епископа Момбасского митрополитом-старостильником Киприаном Оропосским. Когда по инициативе священников-африканцев, поддерживавших митрополию, были проведены выборы церковного руководства Африканской Православной Церкви, победу одержали сторонники канонической власти (протопресв. Петр Мишара был избран председателем, свящ. Герасим Нгуре - секретарем, свящ. Иоанн Нгете - казначеем). Они были официально признаны гос-вом и Александрийским Патриархатом.

Макарий, еп. Рирутский, произносит проповедь. Фотография. 90-е гг. XX в.
Макарий, еп. Рирутский, произносит проповедь. Фотография. 90-е гг. XX в.

Макарий, еп. Рирутский, произносит проповедь. Фотография. 90-е гг. XX в.

В 1990 г. в Восточноафриканской и Иринупольской митрополии служили 79 иереев и 11 диаконов, из них в Кении - 56 иереев и 7 диаконов (Αναστάσιος (Γιαννουλάτος). 2010. Σ. 395-396). На территории Кении было учреждено 7 округов, каждый из к-рых включал 10-30 приходов, в Уганде насчитывалось 11 приходов и 18 небольших общин, в Танзании - 11 приходов и 19 небольших общин (Ibid. 2010. Σ. 397).

В нояб. 1991 г. еп. Анастасия сменил патриарший экзарх митр. Аккрский Петр (Папапетру; впосл. патриарх Александрийский Петр VII). В 1992 г. были учреждены должности викарных епископов Восточноафриканской и Иринупольской митрополии Рирутского и Букобского. А. Тилиридис был рукоположен во епископа Рирутского с именем Макарий, во епископа Букобского - иером. Иона, внук Овадии Басаджикитало. В дек. еп. Навкратидский Феодор (Нанкияма) был избран титулярным епископом Уганды. Экзарх Петр с еп. Макарием посетили все правосл. общины на территории митрополии, в к-рых были открыты школы, больницы, приюты и т. п.

Благодаря усилиям еп. Макария, преподавателей и учащихся Патриаршей церковной школы была проведена важная работа по переводу греч. богослужебных текстов на более чем 30 африкан. языков. За эту деятельность Патриаршая церковная школа получила звание лауреата премии Международного фонда единства правосл. народов за 2007 г.

28 нояб. 1994 г. Восточноафриканская и Иринупольская митрополия была переименована в Кенийскую и Иринупольскую с кафедрами в Дар-эс-Саламе и Найроби, и из ее состава была выделена самостоятельная Кампальская митрополия (территория Уганды). В этот же день митрополитом Кенийским и Иринупольским был избран Ириней (Талабекос), занимавший до этого кафедру Карфагенской митрополии. В 1995 г. патриаршим экзархом был назначен Аксумский митр. Петр (Якумелос), а в сент. 1997 г. митрополитом Кенийским и Иринупольским был избран постриженик Киккского монастыря Серафим (Киккотис). Еп. Макарий Рирутский был назначен директором Патриаршей б-ки в Александрии, а в янв. 1998 г. избран митрополитом Зимбабвийским. В сент. 1997 г. для улучшения церковного управления из состава Кенийской и Иринупольской митрополии были выделены Букобская епископия, охватывающая зап. часть Танзании, в которой проживает значительное число правосл. верующих (титулярные епископы Букобы существовали с 1992, в 2007 преобразована в Мванзскую митрополию), а 23 нояб. 1999 г.- Дар-эс-Саламская и Восточнотанзанийская митрополия (в 2005 переименована в Иринупольскую митрополию). Митр. Серафим трудился над основанием новых общин в Кении и над внедрением новых миссионерских программ для работы с местными жителями. В янв. 2001 г. его сменил митр. Макарий (Тилиридис). Особое значение он придает образованию, так, в наст. время осуществляется программа снабжения продовольствием 15 начальных школ, в которых детям выдают бесплатные завтраки и обеды.

В 2005 г. Кенийская и Иринупольская митрополия была переименована в К. м. В 2012 г. старший сын премьер-министра Кении Раилы Амоло Одинги, к-рого зовут Фидель Кастро Одинга, принял Православие с именем Макарий.

В наст. время число правосл. верующих в К. м. превышает 1 млн чел., в епархии действует ок. 300 приходов, из к-рых 150 имеют постоянные церкви, остальные - временные храмы из земли и листового железа, или же службы совершаются под открытым небом. К. м. делится на 20 округов, в ней действуют 30 начальных школ, 15 гимназий, 30 медицинских центров, 4 детских приюта, Патриаршая церковная школа имени архиеп. Макария III, учительский колледж и др.

Митрополиты Восточноафриканские и Иринупольские: Николай (Варелопулос) (1959-1968, впосл. патриарх Александрийский Николай VI), Никодим (Галиацатос) (1968-1973), Фрументий (Насиос) (1973-1981), Иерофей, еп. Элевсинский (местоблюститель 1981), Анастасий (Яннулатос) (местоблюститель 1981-1991), Петр (Папапетру) (патриарший экзарх 1991-1994; впосл. патриарх Александрийский Петр VII).

Митрополиты Кенийские и Иринупольские: Ириней (Талабекос) (1994-1997), Петр (Якумелос) (патриарший экзарх 1995-1997, впосл. митрополит Аксумский), Серафим (Иакову, Киккотис) (1997-2001), Макарий (Тилиридис) (2001-2005).

Митрополиты Кенийские: Макарий (Тилиридис) (с 2005).

24 нояб. 2015 г. из состава Кенийской митрополии были выделены Ньерийская и Кисумская епископии, а сама митрополия при этом была переименована в Найробийскую.

Лит.: Welbourn F. W. East African Rebels: A Study of some Independent Churches. L., 1961; Κονιδάρης Γ. ᾿Ι. ᾿Αλεξάνδρεια. Νεωτάτη περίοδος // ΘΗΕ. 1963. τ. 2. Σ. 75; Wentink D. E. The Orthodox Church in East Africa // The Ecumenical Review. Geneva, 1968. T. 20. N 1. P. 33-43; Βουλγαράκης ᾿Η. ᾿Α. Κένυα // ΘΗΕ. 1965. Т. 7. Σ. 484-486; Kenya Churches Handbook: The Development of Kenyan Christianity, 1498-1973 / Ed. D. Barrett. Kisimu, 1973; ᾿Αρχιμανδρίτης Χρυσόστομος Παπασαραντόπουλος (1903-1972). Θεσσαλονίκη, 1974; Horner N. A. An East African Orthodox Church // J. of Ecumenical Studies. Phil., 1975. T. 12. N 2. P. 221-233; Κοτταδάκης ᾿Α. ῾Ιεραποστολικό Συναξάρι τοῦ εἰκοστοῦ αἰῶνα. ᾿Αθήνα, 1992. Т. 1: ᾿Αφρική: Χρυσόστομος Παπασαραντόπουλος, Κοσμᾶς ᾿Ασλανίδης-Γρηγοριάτης. Σ. 33-56; Hayes S. Orthodox Mission in Tropical Africa // Missionalia. Pretoria, 1996. T. 24. N 3. P. 383-398; Стамулис И. Православное богословие миссии сегодня. М., 2002. С. 144-153; Говорун С. Н. Православие в Кении // Поместные Православные Церкви. М., 2004. С. 174-179; Makarios Tillyrides, metr. Adventures in the Unseen. Rollinsford, 2004. T. 1; 2007. T. 2; idem. The Makarios Legacy in Kenya // http://www.orthodoxresearchinstitute.org/articles/church_history/makarios_tillyrides_makarios_legacy.htm; idem. The Origin of Orthodoxy in East Africa // http://www.orthodoxresearchinstitute.org/articles/church_history/makarios_tillyrides_east_africa.htm; idem. The Orthodox Patriarchial School in Nairobi and Orthodoxy Today // http://www.orthodoxresearchinstitute.org/articles/church_history/makarios_patriarchal_school.htm; idem. [Μακάριος (Τηλλυρίδης), μητρ.]. Μαρτυρίες ζωῆς: Τὸ φῶς κα ἡ ἐλπίδα τοῦ Χριστοῦ βασιλέυει στὴν ᾿Αφρική. Ναιρόμπι, 20062. τ. 1; Αναστάσιος (Γιαννουλάτος), αρχιεπ. Στην Αφρική: ´Αρθρα, Μελέτες, Απολογισμοί και Οδοιπορικά. Αθήνα, 2010; Njoroge J. N. Χριστιανική μαρτυρία και ορθόδοξη πνευματικότητα στην Αφρική: Η δυναμική της Ορθοδόξης πνευματικότητας ως ιεραποστολικό παράδειγμα της ορθοδόξης μαρτυρίας στην Κένυα: Дис. Θεσσαλονίκη, 2011.
Митр. Кенийский Макарий (Тилиридис)
Ключевые слова:
Александрийская Православная Церковь Кенийская митрополия, самая большая по числу верующих епархия Александрийской Православной Церкви (до 2015 г.)
См.также:
ГЕРМОПОЛЬСКАЯ МИТРОПОЛИЯ епархия Александрийского Патриархата в Сев. Египте, центр в г. Танта
ГРИГОРИЙ I патриарх Александрийский (1235-1243; по Дж. Федальто, 1243-1263)
ИОАННУПОЛЬСКАЯ И ПРЕТОРИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Йоханнесбургская и Преторийская митрополия], епархия Александрийской Православной Церкви
ИРИНУПОЛЬСКАЯ МИТРОПОЛИЯ епархия Александрийской Православной Церкви