Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НЕВМЫ
48, С. 495-499 опубликовано: 22 июня 2022г.


НЕВМЫ

[Лат. ед. ч. neuma от древнегреч. νεῦμα - знак головой (кивок) или глазами], муз. термин.

I. Основной тип графем в системах нотации для записи богослужебного пения, к-рые распространились в средние века в Византийской империи и в ареале ее влияния (см. Византийская нотация), в Др. Руси (см. Кондакарная нотация, Знаменная нотация, Демественная нотация, Казанская нотация, Путевая нотация), в Армении (см. Хазы), на лат. Западе. В древнейших сохранившихся рукописях с Н. последние не указывают определенно высоту и ритмические длительности муз. звуков; основное их предназначение - напомнить певчему ранее разученную им мелодию. В ходе эволюции богослужения муз. репертуар сильно расширился, вслед. чего нотация была существенно развита и модернизирована т. о., что опытные певчие могли больше не запоминать распевы, а воспроизводить их «с листа»; кроме того, более точная запись была удобнее в процессе обучения пению и для фиксации всех вариантов распева.

Первые образцы Н. в Зап. Европе датируются IX в., время расцвета Н.- X-XII вв., поздние образцы относятся к XIII-XIV вв. Самое раннее упоминание об использовании Н. в теоретических текстах - у Аврелиана из Реоме (сер. IX в.) в «Musica disciplina» (изд.: CSM. 1975. Vol. 21. Chap. 19); в кон. IX в. Хукбальд писал уже о нескольких видах Н. (изд.: Gerbert. Scriptores. T. 1. P. 117). Невменная нотация использовалась преимущественно для письменной фиксации литургической монодии (псалмодия, все жанры/формы григорианского пения, тропы, секвенции и др. жанры гимнографии).

Исследователи гипотетически связывали происхождение зап. Н. с жестами хирономии (А. Мокеро, М. Югло), с шартрской разновидностью византийской нотации (К. Флорос) или с визант. экфонетическими знаками, со знаками античной просодии, заимствованными из сочинений лат. или визант. грамматиков (Э. де Кусмакер, Ж. Потье, Мокеро, Ч. М. Аткинсон, Г. Суньоль, Э. Кардин), со знаками пунктуации (Л. Трейтлер). Однако однозначных данных о зависимости Н. от перечисленных систем нет. На связь с визант. традицией могут указывать греч. или псевдогреч. названия нек-рых Н.

Зап. Н. классифицируют по разным параметрам - единообразной и общепризнанной классификации нет. Русская традиция перевода лат. названий Н. не устоялась, поэтому в данной статье оригинальные лат. названия употребляются наряду с русскими.

По количеству звуковысот, охватываемых одной графемой, Н. обычно делят на простые (1 звук): пункт (punctum/punctus), вирга (virga), трактул (tr) - и составные (неск. звуков). Составные Н. по способу записи делят на: 1) лигатуры (от лат. ligo - связываю), которые писали слитно, не отрывая пера, напр. кливис/флекса (clivis/flexa), пес/податус (pes/podatus), тóркул (torculus), поррект (porrectus), и 2) конъюнктуры (от лат. coniungo - соединяю), к-рые писали раздельно, с отрывом пера, напр. климак (climacus) и скандик (scandicus).

По критерию функционирования в музыке выделяют группу орнаментальных Н., среди к-рых - квилизма (quilisma), ориск (oriscus), пресс (pressus), салик (salicus), и группу ликвесцентных Н. (от лат. liquesco - становиться ясным, проясняться), напр. ликвесцентная вирга, ликвесцентный пес, или эпифон, ликвесцентный кливис, или цефалик (virga liquescens, pes liquescens / epiphonus, clivis liquescens/cephalicus). С помощью ликвесцентных («проясняющих») Н. певчие церковного хора (разного этнического происхождения и с разным культурным багажом) могли точнее определить, как единообразно произносить/распевать то или иное лат. слово: напр., слово adiutor следует распевать на 3 (a-dju-tor), а не на 4 (a-di-u-tor) слога (по этой «фонетической» причине ликвесцентные Н. не встречаются в мелизмах). Н. апострофа, бистрофа, тристрофа и тригoн (apostropha, distropha/bistropha, tristropha, trigon) в некоторых классификациях именуются ритмическими.

Таблица 1. Уточняющие буквы (litterae significativae) в западной невменной нотации
Таблица 1. Уточняющие буквы (litterae significativae) в западной невменной нотации

Таблица 1. Уточняющие буквы (litterae significativae) в западной невменной нотации

Кроме базовых графем и их наиболее часто встречающихся комбинаций в невменной нотации использовались дополнительные символы - буквы лат. алфавита и эпиземы (лат. episemata от греч. ἐπισήματα; ср. признaки в древнерус. пении), содержавшие указания на ритмику, динамику, украшения, темп и т. д., а также выделявшие в песнопении элементы его структуры и риторически (литургически) значимые синтагмы. В такой функции использовались, в частности, т. н. уточняющие (обозначающие) буквы (litterae significativae); точное значение нек-рых из них (напр., f, g, k) неизвестно (см. табл. 1).

Большую часть Н. (напр., виргу, пес, кливис) в наст. время исследователи интерпретируют однозначно. Значение ряда Н. (особенно орнаментальных и ритмических) является предметом научной полемики на протяжении мн. десятилетий. Напр., квилизму, к-рая в невменных памятниках никогда не употребляется отдельно, но всегда связана лигатурой с последующей Н. (обычно это пес, реже скандик), одни исследователи (Л. Августони, Й. Б. Гёшль) интерпретировали как полутоновое глиссандо (от высоты, означенной квилизмой, к высоте, означенной песом), другие (Кардин) - как «легкую», проходящую ноту (линейный неустой) между предыдущей и последующей нотами, трактуемыми как ладомелодические устои; третьи (Д. Хайли) считают, что квилизма (в наиболее употребительных, малотерцовых ходах) указывала на диатонический полутон. Необходимость такого указания объясняется тем, что изначально Н. не передавали точную высоту тона (требуемая точность была достигнута позднее, с наступлением эры линейной нотации). Впрочем, во мн. случаях полутоновый ход нотировался без квилизмы, «обычными» Н. Известный немецкий медиевист П. Вагнер в нач. XX в., по-видимому под влиянием популярной в те годы идеи «ультрахроматической» музыки, выдвигал гипотезу, что некоторые Н. (напр., тригон) могут означать «четвертитоны». Совр. исследователи (Хайли и др.) считают, что оснований для такого рода утверждений в средневек. теории музыки и в самих памятниках нотации недостаточно.

Адиастематическая невменная нотация в Кантатории. Фрагмент. X в. (St. Gallen. 359. Fol. 27)
Адиастематическая невменная нотация в Кантатории. Фрагмент. X в. (St. Gallen. 359. Fol. 27)

Адиастематическая невменная нотация в Кантатории. Фрагмент. X в. (St. Gallen. 359. Fol. 27)
С т. зр. «нотографической» логики различают следующие разновидности невменной нотации. 1. Адиастематическая (от греч. διάστημα - промежуток, интервал). По взаиморасположению Н. нельзя судить о направлении мелодического движения, тем более о конкретных муз. интервалах. Памятники адиастематической невменной нотации (преимущественно IX-X вв.) не поддаются расшифровке, для их изучения широко применяется ретроспективная экстраполяция: звуковысотные, исполнительские и другие значения адиастематических Н. выводят из позднейших записей тех же распевов. 2. Диастематическая, в которой Н. соотнесены друг с другом по вертикали, что дает представление о контуре мелодии. В ранних диастематических рукописях (XI в.) интервалы расшифровываются с некоторой долей условности, в поздних (даже при отсутствии линеек) звуковысотная линия расшифровывается уверенно и однозначно. 3. Смешанная, или невменно-линейная (1-я эволюционная фаза), в которой помимо диастематического расположения Н. добавляется 1 или 2 цветные ключевые линейки (обычно F и C), относительно к-рых точно определяются др. высоты; изобретение этой разновидности нотации приписывается Гвидо Аретинскому (см. перевод его «Пролога к Антифонарию» в изд.: Поспелова. 2003. С. 309-315). 4. Смешанная, или невменно-линейная (2-я эволюционная фаза): оригинальные Н. расположены на линейном нотоносце с ключами F и C; количество линеек переменно (3 или 4); высотное местоположение ключей на линейках - во избежание добавочных линеек - варьируется; звуковысотность расшифровывается однозначно.

Диастематическая невменная нотация. Аквитанские невмы. Респонсорий «Ex Sion» на 2-е воскресенье Адвента в Градуале из Сент-Ирье. XII в. (Paris. Lat. 903. Fol. 2)
Диастематическая невменная нотация. Аквитанские невмы. Респонсорий «Ex Sion» на 2-е воскресенье Адвента в Градуале из Сент-Ирье. XII в. (Paris. Lat. 903. Fol. 2)

Диастематическая невменная нотация. Аквитанские невмы. Респонсорий «Ex Sion» на 2-е воскресенье Адвента в Градуале из Сент-Ирье. XII в. (Paris. Lat. 903. Fol. 2)
К невменной нотации церковная традиция относит и квадратную нотацию, к-рая, строго говоря, является разновидностью линейной. Квадратная нотация - логически завершающая фаза невменной системы: унифицированные (стилизованные) Н. располагаются на 4-линейном нотоносце с ключами F и C, что делает возможной точную интерпретацию звуковысотности. Особая разновидность невменно-линейной нотации - готическая нотация, получившая распространение в XII-XV вв. в Германии и на землях, находившихся в сфере ее культурного влияния. В обеих системах ритм традиционно не нотируется.

Невменную нотацию во всех ее исторических и «логических» фазах в учебных целях иногда представляют как единую, графически унифицированную систему. Исторически существовало множество региональных невменных традиций (иногда также называемых школами), со стабильной и хорошо идентифицируемой местной графикой. Исторически наиболее значимыми традициями являются следующие.

1. Традиции рукописей c адиастематическими Н.: лотарингская (по названию исторической обл. Лотарингия), или мецская (от названия г. Мец), наиболее известный источник - Градуал кон. IX или нач. X в. Laon. Bibl. municip. 239; бретонская (по названию исторической обл. Бретань), главный источник - Градуал X в. Chartres 47 (утрачен во время второй мировой войны, сохр. монохромное факсимиле рукописи); санкт-галленская (по названию аббатства Санкт-Галлен в Швейцарии), или немецкая, источники - Кантаторий St. Gallen 359, Градуал St. Gallen 339, Антифонарий Харткера St. Gallen 390/391, Градуал Einsiedeln 121 (все эти рукописи датируются гл. обр. X в.); южноитальянская, или беневентанская (по названию мон-ря в Беневенто), напр. в Миссале и Градуале XI в. (Benevento. Bibl. Capitolare. 33; Vat. lat. 10673); центральноитальянская, напр. в Градуале и Тропарии 1-й трети XI в. (Angel. 123); испанская, или вестготская (примеры: Леонский Антифонарий X в. (León. Arch. Catedr. 8), Антифонарий из мон-ря св. Доминика Силосского (близ Бургоса) X в. (Paris. Bibl. Nat. lat. 2199)). Разнообразие стилей Н. и небольшие, но стабильные различия в мелодических версиях разных традиций свидетельствуют в пользу гипотезы о полицентричной и диахронной записи песнопений, осуществлявшейся по памяти. Самые ранние полностью нотированные Градуалы (содержат изменяемые песнопения мессы) датируются кон. IX в., а Антифонарии оффиция - приблизительно столетием позже; этот факт пока не получил в науке общепринятого объяснения.

2. Традиции рукописей с диастематическими Н. и систем нотации смешанного типа: аквитанская (по названию исторической обл. Аквитания), напр. в Градуале XI в. из монастыря Сент-Ирье близ Лиможа (ныне: Paris. Bibl. Nat. lat. 903); беневентанская - Градуал XII в. (Benevento. Bibl. Capitolare. 34); Тонарий XI в. из Монпелье (Montpellier. Bibl. de la Faculté de Médicine de l'Université. H 159) - параллельная нотация адиастематическими француз. Н. и буквами лат. алфавита от «a» до «p» («неоктавная» буквенная нотация).

Таблица 2. Невмы санкт-галленской традиции
Таблица 2. Невмы санкт-галленской традиции

Таблица 2. Невмы санкт-галленской традиции

Чаще других представлены в рукописях и подробнее исследованы Н. санкт-галленской традиции. В табл. 2, в столбце 1 цифрами обозначены следующие виды Н.: простые (1), составные (2), ликвесцентные (3) и орнаментальные (4); в столбце 2 показаны оригинальные графемы для наиболее распространенных Н. в этой традиции, в столбце 3 - их аналоги в квадратной нотации (в этой системе нотируются «стандартные» зап. певч. книги вплоть до наст. времени), в столбце 4 - условная запись звуковысотного контура (количество звуков, движение вверх и/или вниз).

Примером песнопения с адиастематической невменной нотацией является респонсорий мессы на 2-е воскресенье Адвента «Ex Sion species decoris eius» в Кантатории St. Gallen 359 (Fol. 27; см. ил.). Текст распет в изысканном мелизматическом стиле: Н. выходят далеко за пределы текста и накладываются друг на друга. Санкт-галленская традиция идентифицируется по графике Н., по различным уточняющим буквам (c, t, x и др.), а также по характерной эпиземе (episeme; интерпретируется как ритмическое удлинение либо как динамический акцент) - горизонтальной черте над базовой графемой (см., напр., кливис при слоге -on).

То же песнопение с диастематической невменной нотацией аквитанской традиции представлено в Градуале из Сент-Ирье (Paris. Bibl. Nat. 903. Fol. 2; см. ил.). Благодаря точному расположению Н. по вертикали звуковысотный контур мелодии уверенно расшифровывается, несмотря на отсутствие линеек и ключа.

Примером поздней невменно-линейной нотации (2-я эволюционная фаза) может служить секвенция «Dies irae» в графике беневентанской невменной традиции Neap. VI. G. 38, сер. XIII в. (слева на нотоносцах едва заметны диагональные черты, отмечающие ключевую линейку F, справа - кустоды (custodes, ед. ч. custos), знаки перехода на следующую строку).

Тонкость исполнительской и «литургико-семантической» разметки молитвословных текстов, типичная для памятников невменной нотации (орнаментальные, ритмические, ликвесцентные Н., эпиземы, уточняющие буквы и т. д.), была утрачена с установлением линейной нотации, для к-рой система «исполнительских» графем (динамических и агогических нюансов, темповых и др. обозначений) была создана заново в течение неск. столетий.

Памятники зап. невменной нотации имеют большое значение для христ. церковнопевч. традиции и науки. Начиная с последних десятилетий XX в. они также оказались востребованы светскими музыкантами, практикующими т. н. аутентичное исполнительство (англ. historically informed performance practice). Неоднозначность расшифровки памятников невменной нотации (особенно адиастематических), с одной стороны, и скудость свидетельств об интерпретации Н. в средневек. теории музыки, с др. стороны, открывают простор для многообразных - порой спорных, но интересных - исполнительских трактовок (напр., франц. ансамбля «Органум» под рук. М. Переса).

Наиболее значительные невменные рукописи были изданы факсимильно монахами-палеографами, работавшими в Солемском аббатстве, в сер. «Paléographie musicale» (Solesmes, 1889-). Неск. факсимиле такого же рода было опубликовано в сер. «Monumenta palaeographica gregoriana» (Münsterschwarzach, 1986-1989). Обе нотные серии сопровождаются научными комментариями, в основном источниковедческого характера. В XXI в. электронные цветные факсимиле памятников невменной нотации стали доступны (как правило, в невысоком разрешении) в сети Интернет.

Лит.: Wagner P. Neumenkunde: Paläographie des liturgischen Gesanges. Lpz., 1905; Huglo M. Les noms des neumes et leur origine // EGreg. 1954. Vol. 1. P. 53-67; Jammers E. Tafeln zur Neumenschrift. Tutzing, 1965; Cardine E. Semiologia gregoriana. R., 1968; Floros C. Universale Neumenkunde. Kassel, 1970. 3 Bde; Stäblein B. Schriftbild der einstimmigen Musik // Musikgeschichte in Bildern. Lpz., 1975. Bd. 3. H. 4; Corbin S. Die Neumen. Köln, 1977; Treitler L. The Early History of Music Writing in the West // JAMS. 1982. Vol. 35. P. 237-279; Карцовник В. Г. О невменной нотации раннего cредневековья // Эволюционные проблемы муз. мышления / Отв. ред.: А. Л. Порфирьева. Л., 1986. С. 21-41; он же. Палеография и семиология: К изучению ранних систем муз. письменности // Музыкальная коммуникация: Сб. науч. тр. СПб., 1996. С. 260-275; Agustoni L., Göschl J. B. Einführung in die Interpretation des Gregorianischen Chorals. Regensburg, 1987-1992. 3 Bde; Hiley D. Western Plainchant: A Handbook. Oxf., 1993; Levy K. Gregorian Сhant and the Carolingians. Princeton, 1998. Chap. 5: On the Origin of Neumes; Поспелова Р. Л. Западная нотация XI-XIV вв.: Основные реформы (на мат-ле трактатов). М., 2003. С. 65-80.

II. В нотных рукописях и в теории музыки средневек. Зап. Европы Н. также назывались небольшие мелодии, служившие динамическими моделями 8 церковных тонов, или модусов (см. в статьях Глас, Осмогласие; статическая модель - диатонический октавный звукоряд). Назначение таких Н. было дидактическим - настроить певчего на тот или иной тон путем «развертывания» (показа) на конкретном примере основных его категорий: начальной и конечной мелодических формул, финалиса (заключительного тона), амбитуса, реперкуссии (типового заполнения интервала между основными устоями - финалисом и тенором) и др. Ладовые модели были положены на тексты псалмов (напр., первые 8 стихов «алфавитного» Пс 118; каждому тону соответствовал псалмовый стих), на гимнографические тексты с числовой мнемоникой (напр.: «Primum quaerite regnum Dei», «Secundum autem simile est huic», «Tertia dies est haec facta sunt» и т. д. соответственно для 1, 2, 3-го тонов), на определенные наборы слогов, не несущих смысловой нагрузки (напр.: «noanoeane» - стандартное «слово» для запоминания Н.-модели 1-го тона, «noeagis» - 2-го тона и т. д.). Впервые термин «невмы» встречается в трактате Псевдо-Хукбальда «Scolica enchiriadis» (кон. IX в.). Значительный вклад в развитие учения о мелодиях-моделях внес Гвидо Аретинский - в «Микрологе» и «Послании о незнакомом пении» (оба - нач XI в.). Позднее термин использовался в трактатах Вальтера Одингтона (кон. XIII - нач. XIV в.), Гвидо из Сен-Дени, Псевдо-Тунстеда («Quatuor principalia musicae», XIV в.), а также во мн. Анонимах. Помимо научных и дидактических текстов Н. с IX в. каталогизировались в книгах особого жанра (среднего между трактатом и нотным сборником) и репертуара - Тонариях. С развитием многоголосного контрапункта и установлением звуковысотной системы нового типа (модальной гармонии) Н.-модели постепенно исчезли из дидактических руководств и нотных рукописей.

Лит.: Ефимова Н. И. Раннехристианское пение в Зап. Европе VIII-Х столетий: (К проблеме эволюции модальной системы средневековья). М., 2004; Neuma // Lexicon musicum Latinum medii aevi / Hrsg. M. Bernhard. Münch., 2012. Fasz. 13. Sp. 676-683; Лебедев С. Н. Послание Гвидо: Знакомый текст о незнакомом распеве // Науч. вестн. Моск. консерватории. М., 2015. № 1. С. 23-47.

III. В лат. музыкально-теоретических трактатах Н. могли также называться элементы мелоса (отдельные звуки, мелодические обороты или интонации) и даже целые мелодии.

С. Н. Лебедев
Ключевые слова:
Церковная музыка. Основные понятия Невмы, музыкальный термин
См.также:
A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения
АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада
АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах
АЛЬТ название певческого голоса и исполняемой им партии