Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НАКИПАРИ
48, С. 350-352 опубликовано: 9 мая 2022г.


НАКИПАРИ

Церковь Накипари во имя вмч. Георгия. X в.
Церковь Накипари во имя вмч. Георгия. X в.

Церковь Накипари во имя вмч. Георгия. X в.
[Груз. ნაკიფარი], ц. во имя вмч. Георгия (сван.- Джграг) Местийской и Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположена в одноименном селе (муниципалитет Местиа, груз. историческая пров. Земо-Сванети (В. Сванети)) в общине Ипрари, на плато (высота 1510 м) над р. Ингури. Памятник груз. церковной средневек. архитектуры (Х в.) и живописи (1130, худож. Тевдоре).

Архитектура

Ансамбль Н. составляет небольшая колокольня (к северо-востоку от церкви), возле храма находятся кладбище и неск. жилых домов. Церковь зального типа возведена горизонтальными рядами из квадров травертина желтоватого цвета. План прямоугольной формы, на вост. стороне с круглой в плане апсидой. С 3 сторон (кроме восточной) церковь имела пристройки, сохранились южная и западная, северная дошла фрагментарно. Входы расположены в южных и западных пристройках, через к-рые можно попасть в главное пространство церкви. Окна прорезаны в центральной части апсиды, на юж. и зап. стенах, в вост. стене юж. пристройки и юж. стене зап. пристройки. Свод полуцилиндрической формы. Подпружная арка вместо пилястр опирается на подвесные консоли, что позволяет воспринимать зал церкви как единое нерасчлененное пространство. Алтарь возвышается на одну ступень и отделен от зала каменным иконостасом. В апсиде 2 ниши. Весь периметр главного пространства интерьера опоясывает каменная скамья.

Декор фасада церкви Никипари
Декор фасада церкви Никипари

Декор фасада церкви Никипари

В отличие от небольших и простых в основной своей массе церквей Земо-Сванети, Н. сравнительно больше по размерам (6,24×3,83 м) и отличается оригинальным художественным решением фасадов, украшенных рельефными изображениями животных (окно зап. фасада: обобщенные фигуры птиц с изображением креста в центре) и живописью. На вост. фасаде Н. представлена рельефная 3-арочная композиция, которая создана пилястрами, подвешенными на консолях. Две крайние арки одинаковые, средняя - узкая. В средней арке, над окном алтаря, помещено изображение головы оленя, над ним - поясное изображение Христа Эммануила с крещатым нимбом. В левой арке внизу - горельефное изображение головы быка, наверху - плоская фигура льва. В правой арке внизу представлена голова овна, наверху - головы серны и медведя (Паташури. 2009. С. 51).

Колокольня представляет собой квадратное в плане строение, открытое с 4 сторон полукруглыми арками, расположенными в верхней части корпуса колокольни. Выстроена из хорошо тесанного камня и покрыта штукатуркой (местами штукатурка утрачена, хорошо видна кладка).

Роспись

Роспись церкви принадлежит царскому худож. Тевдоре, его имя сохранилось в 2-строчной фресковой надписи, выполненной асомтаврули на архитраве алтарной преграды: «Именем Божьим расписан и украшен храм сей святого Георгия в возвеличение и моление душ всех азнауров этого ущелья. Святой Георгий великомученик, помилуй и возвеличь. Аминь. Расписан и [украшен храм сей] в короникон... [рукою] Тевдоре царского художника». Роспись датируется 1130 г. на основании прочтения надписи Ш. Амиранашвили в 1938 г.; в 1948 г., во время экспедиции Ин-та искусств Грузии, это место было уже повреждено и дата больше не читалась (Аладашвили и др. 1983. С. 32).

От более древней живописи (иконостас расписан сразу после завершения строительства церкви, не позднее Х в.) сохранились фрагменты на антаблементе иконостаса между 2 центральными столбами. Под осыпавшимся слоем росписи Тевдоре читаются изображения, выполненные на белом фоне красной краской: лук и стрела и поверх - ряд связанных кругов и маленьких арок. Мотив стрелы и лука связан с местными традициями - военным ритуалом, охотой. Их размещение на иконостасе церкви указывает на то, что данные элементы с просвещением местных жителей приобрели в христианстве новый смысл. Аналогичные орнаментальные мотивы встречаются и в образцах народного творчества - резьбе по дереву и чеканке. Упрощенный рисунок, графическая манера выполнения и звучный колорит создают ясное представление о раннем этапе живописи в Сванети (Там же. С. 12).

Спас в Силах (Христос во Славе). Фреска конхи апсиды ц. Накипари. 1130 г. Мастер Тевдоре
Спас в Силах (Христос во Славе). Фреска конхи апсиды ц. Накипари. 1130 г. Мастер Тевдоре

Спас в Силах (Христос во Славе). Фреска конхи апсиды ц. Накипари. 1130 г. Мастер Тевдоре

Роспись остальной части церкви также принадлежит Тевдоре. В росписи интерьера доминирует композиция в конхе. Представленная здесь сцена объединяет изображения «Деисус» и «Спас в Силах» («Христос во Славе»), в нее также включены элементы композиций «Видения пророков» и «Страшный Суд». Монументальную фигуру благословляющего Христа, восседающего на богато убранном троне, фланкируют полноростовые фигуры Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи. Позади них расположены архангелы в имп. одеяниях и чин ангелов. Слева от Христа находится изображение тетраморфа, справа - шестикрылого серафима, под ним - престолов в виде огненных колес. Подобное сочетание композиций в росписи конхи встречается позже в программе росписи конх церквей Земо-Сванети. Предположительно данная версия алтарной композиции принадлежит Тевдоре, что говорит не только о его творческой состоятельности живописца, но и о глубоких познаниях в области богословия (Алибегашвили. 1983. С. 89).

Колесование вмч. Георгия. Фреска церкви Накипари. 1130 г. Мастер Тевдоре
Колесование вмч. Георгия. Фреска церкви Накипари. 1130 г. Мастер Тевдоре

Колесование вмч. Георгия. Фреска церкви Накипари. 1130 г. Мастер Тевдоре

На стенах апсид, по обе стороны окна, представлены 6 фигур: 2 святителей, изображенных анфас, фланкируют фигуры 2 евангелистов и 2 апостолов, обращенных к центру. Изображения сопровождают надписи (не все сохр.): слева представлен свт. Василий Великий, далее - ап. Матфей, затем, очевидно, ап. Павел, потом - ап. Петр, ап. Иоанн и свт. Николай Мирликийский. На иконостасе, под 2-строчной надписью, изображены погрудные фигуры 4 святых. У левой сохранилась подпись: «Св. Димитрий». Справа, по всей видимости, находилась фигура мч. Кириака. Оставшиеся две - фигуры столпников. Роспись церкви на стенах и конхе поделена на 2 регистра. Верхний регистр росписи занимает свод и часть стены, нижний - плоскость на стенах, начиная с 1,23 м от уровня пола. На своде помещены 4 евангельские сцены (с юга на север): «Рождество Христово», «Распятие Господне», «Крещение Господне» и «Сошествие во ад» (Там же. С. 79).

На зап. стене представлены сцены мученичества вмч. Георгия: «Сокрушение идолов» (верхний регистр) и «Колесование вмч. Георгия» (нижний). Цикл в нижнем регистре юж. стены представлен последовательно, без разделительных линий, сценами: «Мучение в известковой яме», «Мучение скребницами», «Усекновение главы вмч. Георгия». К востоку от окна у иконостаса изображен первомч. архидиак. Стефан в белом стихаре и с кадильницей и дарохранительницей в руках. Нижний регистр сев. стены занимает монументальная симметричная композиция св. воинов-всадников: они обращены лицом друг к другу, вмч. Георгий прощает имп. Диоклетиана, вмч. Феодор Стратилат - змия.

Вмч. Феодор Стратилат. Фреска церкви Накипари. 1130 г. Мастер Тевдоре
Вмч. Феодор Стратилат. Фреска церкви Накипари. 1130 г. Мастер Тевдоре

Вмч. Феодор Стратилат. Фреска церкви Накипари. 1130 г. Мастер Тевдоре
Ведущее место в колорите росписи Н. занимают градации коричневого цвета (от красного до светло-розового), серого и охры. Серый использован в качестве фона, а в комбинации с коричневым - на одежде. Зеленый разных оттенков был применен для изображения земли и одежды, коричневым и охрой показаны горки, детали трона и одеяния. Как по общему решению (принципу распределения сцен, структуре композиций, монументальности), так и по цветовой гамме роспись Н. близка к др. работам Тевдоре - росписи церкви Ипрари во имя св. Архангелов (1096) и церкви Лагурка во имя святых Кирика и Иулитты (1112). Пластичность фигур наряду с энергичным рисунком повышает ее изобразительность. Характерная для Тевдоре манера «лепки» лиц четкими мазками белил усиливает экспрессию ликов. Орнамент росписи Н. подчиняется ее композиционной структуре и находится в полном соответствии с архитектурой внутреннего пространства. Орнаментальные линии выделяют регистры и подчеркивают ритм распределения композиций на стенах и своде (Там же. С. 84-86).

Роспись иконостаса и живопись вост. фасада церкви выполнены в один и тот же период. Это самый ранний образец фасадной сюжетной живописи в Сванети (Аладашвили и др. 1983. С. 12). Внешняя роспись Н. сохранилась фрагментарно - в виде прориси и отдельных цветовых пятен. В боковых арках вост. фасада находились живописные изображения святых. На фронтоне была представлена живописная композиция «Сошествие Св. Духа на апостолов». Живопись отличается звучным колоритом: чередованием золотистой охры, красно-коричневатого, серого и изумрудно-зеленого тонов, по стилистическим признакам она тесно связана с груз. искусством IX-X вв. (Там же. С. 13).

Святыни

В Н. хранились живописные и чеканные иконы (большая часть хранится в Сванети этнографии и истории музее): «Апостол Павел» (X в., серебро, позолота, 15×5 см), «Великомученик Георгий с Деисусом» (XI в., дерево, позолоченное серебро; в нижней части иконы изображен вмч. Георгий, поражающий имп. Диоклетиана, в верхней - 3-частная композиция Деисуса), «Богоматерь с Младенцем и святая Варвара» (XI-XII вв., дерево, темпера, 55×45,5 см), «Великомученик Георгий» (XI-XII вв., дерево, позолоченное серебро, 56×43 см), «Великомученики Георгий и Феодор» (XII в., холст, темпера, 56×43 см), «Великомученик Георгий» (XII-XIII вв., дерево, темпера, 80×59 см), «Спас Вседержитель» (XII в., дерево, серебро, 50×44 см), «Великомученики Георгий и Феодор» (XII-XIII вв., дерево, холст, темпера, 104×25 см); «Три святых воина» (вмч. Георгий, вмч. Димитрий и неизв. святой; XIII в., дерево, холст, левкас, темпера, 124×74,5 см). В церкви хранится икона вмч. Георгия, поражающего Диоклетиана (XI в., дерево, серебро, 50×41 см) (Бурчуладзе. 2016. С. 36, 78, 146, 150, 152, 157, 160, 165, 166, 180-181).

Лит.: Амиранашвили Ш. История груз. искусства. Тб., 1961. С. 268-272 (на груз. яз.); Шмерлинг Р. Малые формы в архитектуре средневек. Грузии. Тб., 1962. С. 247; Аладашвили Н. А., Алибегашвили Г. В., Вольская А. И. Живописная школа Сванетии. Тб., 1983; Алибегашвили Г. В. Роспись ц. св. Георгия в Накипари // Там же. С. 77-101; Шевякова Т. Монументальная живопись раннего средневековья Грузии. Тб., 1983. Ил. 86-89; Паташури Г. Типология церк. архитектуры Верхней Сванети // Леван Рчеулишвили, 100: Сб. тр. науч. конф. Тб., 2009. С. 43-55 (на груз. яз.); Kenia M. Upper Svaneti, Medieval Mural Painting. Tbilisi, 2010. P. 6-8, 28-31 (на груз., англ. языках); Бурчуладзе Н. Грузинские иконы. Тб., 2016 (на груз. яз.).
И. Долидзе
Ключевые слова:
Церковная архитектура. Храмы (Грузия) Накипари, церковь во имя великомученика Георгия (сван.- Джграг) Местийской и Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви
См.также:
АЛАВЕРДСКИЙ СОБОР В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ (Грузинская Православная Церковь)
АНАНУРИ средневек. крепость и город в 66 км от Тбилиси по Военно-Грузинской дороге, в ущелье р. Арагви (в наст. время село Душетского р-на Грузии)
АНТИОХИЯ ц. в Грузии - см. Мцхета
АНЧИСХАТИ древнейш. храм Тбилиси (нач. VI в.), освящ. в честь Рождества Пресвятой Богородицы