Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАННОНХАЛЬМА
54, С. 441-443 опубликовано: 1 декабря 2023г.


ПАННОНХАЛЬМА

[Венг. Pannonhalma], католич. бенедиктинское аббатство в г. Паннонхальма (до 2000 село; медье Дьёр-Мошон-Шопрон, Венгрия); древнейший мон-рь на территории Венгрии. В средние века был известен как «Гора св. Мартина» (лат. Mons sancti Martini; венг. Szent Márton-hegy; нем. Martinsberg) или «Святая гора Паннонии» (лат. Mons Sacer Pannoniae). Название «Паннонхальма» предложил в 1824 г. венг. богослов, бенедиктинец Изидор Гузмич (1786-1839), один из идеологов политики мадьяризации; официально оно было принято в 1965 г. Мон-рь основан в 996 г. венг. кн. Гезой († 997). Первые монахи прибыли из аббатства Бржевнов, основанного близ Праги сщмч. Адальбертом. Аббат мон-ря Бржевнов Анастасий (венг. Астрик) считается и 1-м аббатом П. Согласно грамоте кор. св. Стефана (Иштвана) I (1001/02, сохр. в интерполированной копии 1-й пол. XIII в.), мон-рь П. был подчинен Папскому престолу, имел те же привилегии, что и аббатство Монте-Кассино. Аббат П. получил право сбора десятины с обл. Шомодь (в 1090 или 1094 включена в состав новообразованного еп-ства Загреб). Основание бенедиктинского мон-ря стало одной из мер, призванных подчеркнуть статус Венгрии как самостоятельного христ. гос-ва; посвящение св. Мартину, епископу г. Туроны (ныне Тур, Франция), должно было, по-видимому, способствовать обоснованию претензий кн. Гезы на королевский титул (аналогично почитанию плаща св. Мартина в капелле франк. королей).

Аббатство Паннонхальма. Фотография. 2015 г. Фото: Civirtan Grafikai Stúdió Hungary
Аббатство Паннонхальма. Фотография. 2015 г. Фото: Civirtan Grafikai Stúdió Hungary

Аббатство Паннонхальма. Фотография. 2015 г. Фото: Civirtan Grafikai Stúdió Hungary
Монастырская церковь (нач. XI в.; фундамент исследован в ходе раскопок в 1994) была построена в форме 3-нефной базилики в подражание храмам королевских мон-рей и соборам оттоновской эпохи в Германии (см.: Koszta. 2001). Во время антихрист. восстания 1046 г. аббатство было разорено, восстановлено венг. кор. Эндре (Андраш) I (1046-1060). Мон-рь был крупнейшим центром книжности и образования в Венгрии, уже в XI в. в П. действовала школа. В П. было написано 1-е Житие кор. Стефана I (см. в ст. Житийная литература). Согласно описи монастырского имущества, включенной в текст грамоты кор. Владислава (Ласло) I (ок. 1093-1095) (Diplomata. 1992. P. 295-301), в б-ке мон-ря хранилось ок. 80 рукописей (гл. обр. богослужебные книги, а также творения отцов Церкви, произведения античных авторов: Цицерона, Лукана и Элия Доната). Мон-рь был тесно связан с венг. королевской династией Арпадов. В 1078 г. кор. Владислав I на собрании венг. магнатов в П. издал свод законов, защищавший права собственности, регулировавший выплату церковной десятины. В 1096 г. венг. кор. Коломан (Кальман) (1095/96-1116) принимал во дворце близ П. одного из предводителей 1-го крестового похода, герц. Готфрида Бульонского. К кон. XI в. расположенные рядом с П. остатки рим. поселения были ошибочно отождествлены с г. Савария - местом рождения свт. Мартина (ныне рим. Савария надежно локализуется на месте г. Сомбатхей; см.: Seláf. 2016). Согласно анонимным «Деяниям венгров» (ок. 1200), именно с «Горы св. Мартина» кн. Арпад, родоначальник династии венг. королей, впервые взглянул на Паннонию (Gesta Hungarorum. 2010. P. 106).

Привилегии П. неоднократно подтверждали папы Римские: Пасхалий II (1102), Александр III (1175), Климент III (1189), а также антипапа Пасхалий III (1181). В 1-й пол. XII в. пострадавшая от пожара ц. св. Мартина была перестроена в романском стиле (освящена в 1137). Аббатство пережило расцвет при аббате Уроше (1207-1242), к-рый значительно увеличил владения и доходы мон-ря. В 1224 г. освящен восстановленный после очередного пожара собор с парадным юж. порталом в готическом стиле (Porta Speciosa, перестроен в кон. XV в.). Аббат Урош неоднократно ездил в Рим и в мон-рь Монте-Кассино (в т. ч. участвовал в Латеранском IV Соборе (1215)). В 1216 г. он получил от папы Римского Иннокентия III буллу, подтверждавшую привилегии П., в т. ч. независимость от венг. епископов. В 1217-1218 гг. Урош вместе с кор. Эндре (Андрашем) II (1205-1235) участвовал в 5-м крестовом походе. Ок. 1238 г. кор. Бела IV (1235-1270) по просьбе аббата Уроша поручил магистру Альбею, архидиакону собора г. Нитра, осуществить опись монастырских владений. Ок. 1240 г. в П. был составлен древнейший венг. картулярий (Liber ruber), содержащий копии ок. 60 грамот. В февр. 1242 г. монастырь успешно выдержал осаду монголов. В 1256 г. папа Римский Александр IV поручил аббату П. руководить реформированием всех бенедиктинских мон-рей в Венгрии. В период политической нестабильности, последовавшей за пресечением династии Арпадов (1301), мон-рь П. захватили магнаты из знатного рода Кёсеги. К 1317 г. кор. Карл I Роберт Анжуйский (1310-1342) вернул аббатство под контроль короны. С посл. четв. XIV по кон. XV в. аббатство П. большую часть времени находилось в комменде, что отрицательно сказалось на его имущественном положении и монашеской дисциплине. В 70-80-х гг. XV в. в П. был перестроен клуатр. Аббат Мате Тольнаи (1500-1535) провел реформу мон-ря, направленную на более строгое соблюдение монашеской дисциплины; в 1514 г. он был назначен главой конгрегации бенедиктинских мон-рей Венгрии.

После разгрома венг. армии турками в битве при Мохаче (1526) аббатство П. оказалось в приграничной зоне, монастырские здания использовались как укрепления. В 1586 г. из-за тур. оккупации монахи были вынуждены покинуть П. В 1594-1597 гг. мон-рь был захвачен турками. Возрождение монашеской жизни началось при аббате Матьяше Палффи (1638-1646). В 1683 г. турки вновь захватили и разграбили мон-рь. По итогам Карловицкого мира (1699) П. перешла во владение Габсбургов. При аббате Бенедеке Шайго (1722-1768) монастырский комплекс был перестроен в стиле барокко (среди прочего возведено новое здание трапезной с росписями Д. А. Фоссати). 23 окт. 1783 г. в рамках проводимой имп. Иосифом II политики секуляризации мон-рей (см. в ст. Иозефинизм) аббатство было упразднено.

Мон-рь был восстановлен имп. Францем I (8 марта 1802). Получил автономию от епископа Дьёрского и образовал самостоятельную епархию из 15 близлежащих приходов. В П. были открыты гимназия, педагогический ин-т, в 1849-1890 гг. действовала Высшая теологическая школа. В 20-30-х гг. XIX в. построены новое здание б-ки, колокольня, открыта картинная галерея, заложен ботанический сад. В XIX в. среди монахов П. были известные ученые и преподаватели: физик Аньош Йедлик (1800-1895), археолог и искусствовед Флориш Ромер (1815-1889), лингвист Гергей Чучор (1800-1866) и др. В 1896 г. в П. открыт монумент в честь 1000-летия Венгрии (росписи 1938-1941, В. Аба-Новак). В 1921-1932 гг. и с 1939 г. в П. работала гимназия-интернат для мальчиков. В 1942 г. монастырский храм П. получил статус «малой базилики». С осени 1944 по весну 1945 г. территория мон-ря находилась под контролем Международного комитета Красного Креста, там нашли убежище ок. 3 тыс. чел. (в т. ч. значительное число евреев, подвергавшихся в Венгрии репрессиям с 1941).

После установления в Венгрии коммунистического режима имущество мон-ря было конфисковано, гимназия национализирована (июнь 1948), в авг. 1950 г. по соглашению католич. Церкви с гос-вом школа возвращена бенедиктинцам (имели право обучаться не более 14 чел.). Одновременно с этим аббатство было выведено из прямого подчинения Папскому престолу, включено в состав еп-ства Дьёр. С 1990 г. П. имеет статус территориального аббатства (лат. abbatia territorialis Sancti Martini in Monte Pannoniae). В диоцез П. входят 15 приходов, площадь - 356 кв. км. В монастыре действуют б-ка (в нач. XXI в. хранилось более 360 тыс. томов, в т. ч. ок. 2 тыс. рукописей и инкунабул), гимназия (в нач. XXI в. свыше 300 учащихся). В 1996 г. аббатство П. включено ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Мон-рь посещали патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) (1994), папа Римский Иоанн Павел II (1996), патриарх К-польский Варфоломей I и Далай-лама XIV (оба - в 2000).

Ист.: Diplomata Hungariae Antiquissima (1000-1131) / Ed. Gy. Györffy. Bdpst., 1992; Gesta Hungarorum: Anonymi Bele Regis Notarii / Ed. M. Rady, L. Veszpremy. Bdpst.; N. Y., 2010.
Лит.: Erdélyi L., Sörös P. A pannonhalmi Szent Benedek Rend története. Bdpst., 1902-1916. 6 vol.; Mons sacer, 996-1996: Pannonhalma ezer éve. Pannonhalma, 1996. 3 vol.; Pannonhalma: Die Erzabtei der Benediktiner in Ungarn: Kunstgeschichtliche Studien zur Tausendjahrfeier. Bdpst., 1996; Mille anni di storia dell'archiabbazia di Pannonhalma. R.; Pannonhalma, 1997; Koszta L. Szent Márton tiszteletének magyarországi kezdete: Megjegyzések Pannonhalma alapításához // Tiszataj. Szeged, 2001. Vol. 55. P. 79-84; Takács I. Paradisum plantavit... Pannonhalma, 2001; Csóka G., Szovák K., Takács I. Pannonhalma. Pannonhalma, 2003; Nemerkényi E. Latin Classics in Medieval Hungary: 11th Cent. Debrecen; Bdpst., 2004; Sólymos S. Pannonhalma: Eine Stadt, errichtet auf dem Berg. Bdpst., 2008; Seláf L. St. Martin of Tours, the Honorary Hungarian // The Hungarian Hist. Review. Bdpst., 2016. Vol. 5. N 3. P. 487-508.
С. Г. Мереминский
Ключевые слова:
Аббатства (монастыри) бенедиктинские Паннонхальма, католическое бенедиктинское аббатство в г. Паннонхальма (до 2000 село; медье Дьёр-Мошон-Шопрон, Венгрия); древнейший монастырь на территории Венгрии
См.также:
БЕРИ-СЕНТ-ЭДМУНДС город и бенедиктинское аббатство в Вост. Англии
БРЖЕВНОВ одно из ранних бенедиктинских аббатств в Чехии
БУРСФЕЛЬДСКАЯ КОНГРЕГАЦИЯ объединение бенедиктинских мон-рей Сев. Германии
ГОРЦЕ бенедиктинское аббатство близ г. Мец (совр. деп. Мозель, Франция)