Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАВНИСИ
54, С. 186-188 опубликовано: 27 октября 2023г.


ПАВНИСИ

Церковь Павниси. X в., XII в. Фотография. 2017 г. Фото: В. Шелёмин
Церковь Павниси. X в., XII в. Фотография. 2017 г. Фото: В. Шелёмин

Церковь Павниси. X в., XII в. Фотография. 2017 г. Фото: В. Шелёмин
[Груз. ფავნისი], ц. во имя вмч. Георгия (X в.; роспись X в. и 70-80-х гг. XII в.). Расположена на холме над р. Тедзами близ дер. Гарикула, на северном склоне отрогов Триалетского хребта (муниципалитет Каспи, пров. Шида-Картли, Грузия). Относится к группе тедзамских памятников. В исторических документах не упоминается. Внимание искусствоведов к памятнику было привлечено в XX в.: о П. кратко писали Д. П. Гордеев (1929), Н. И. Толмачевская (1931), В. Н. Лазарев (1947), Ш. Я. Амиранашвили (1957). В 1931 г. по заданию Географического об-ва Грузинской ССР П. была обследована. В 60-70-х гг. XX в. П. изучала Е. Л. Привалова, написавшая о церкви ряд статей, посвятившая памятнику значительную часть своей диссертации (1965) и издавшая монографическое исследование живописи П. (1977).

Архитектура

П.- зальная церковь. Благодаря поздней пристройке с юга (очевидно, XII в.) и широкой подпорной стене с севера внешне напоминает 3-нефную или 3-церковную базилику. Здание выстроено из рваного белого камня, светло-зеленого пористого туфа и желтого песчаника (плиты, украшенные рельефами). Внутреннее пространство (4,3×10,12 м) отличается цельностью. Стены разделены надвое парой пилястр с опирающейся на них подпружной аркой и сводом. Алтарная преграда разрушена, вдоль всего помещения идет приступка, повышающаяся в алтарной части. Каменный престол украшен рельефным изображением креста, углы обрамлены витым жгутом. Основное помещение церкви освещают 2 окна в юж. части и вост. алтарное окно; вход с юж. стороны. Стены церкви оштукатурены в 2 слоя: современная строительству церкви штукатурка белая, плотная, блестящая; штукатурка XII в. более грубая, сероватая. Фасады украшены рельефами. На восточном фасаде по сторонам окна расположены орнаментальные кресты в круге; на фронтоне, над окном, находится рельефная композиция: змей, глотающий солнце (или луну). Наличники двери и окон украшены гладко тесанным песчаником.

Роспись

П. была расписана дважды. Первоначальная роспись - очевидно, современная постройке церкви - покрывала 1-й слой штукатурки. В нижнем регистре юж. стены сохранилась муж. фигура с воздетыми руками, аналогичная фигурам в церквах мон-рей Ркони и Удабно в пуст. Гареджи.

Роспись 70-80-х гг. XII в. покрывала всю церковь. Лучше сохранилась живопись в алтарной части и на зап. стене. В своде, на верхних частях северной и южной стен живопись полностью утрачена. При сильной порче красочного слоя хорошо виден основной рисунок: это дает основание предположить, что рисунок наносился на сырую штукатурку, а дальнейшая роспись осуществлялась в технике секко.

Программа росписи традиционна для зальных церквей Грузии и аналогична программе росписи тех храмов, в к-рых наряду с евангельскими сценами представлены житийный цикл патрона церкви и ктиторские изображения. В конхе алтарной апсиды расположен Деисус. Фигура Христа по размерам намного превышает фигуры предстоящих Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи. Мандорла отсутствует. Христос в левой руке держит Евангелие (текст: «მე ვარ ნათელი სოფლისა(?)ბულლეტ...» (Аз есмь свет миру...)). По сторонам трона (без спинки и подножия) изображены тетраморф и серафим, композицию фланкируют архангелы. Под Деисусом находится заключенный в аркатуру апостольский ряд (12 погрудных изображений в 3/4-ном обороте, апостолы держат свитки и Евангелия). Нижний регистр алтаря занимает святительский ряд (фронтальные ростовые фигуры 10 отцов Церкви и 2 диаконов, святители держат закрытые украшенные камнями книги), отличающийся изысканностью и богатством колорита. Над алтарным окном помещен крест в медальоне (имитация золотого предмета, украшенного жемчугом), под окном - Нерукотворный образ Спасителя. Композицию завершает широкая полоса городчатого орнамента (1,5 м от пола), переходящая на стены основного пространства.

Роспись в конхе апсиды. 70–80-е гг. XII в. Фото: В. Шелёмин
Роспись в конхе апсиды. 70–80-е гг. XII в. Фото: В. Шелёмин

Роспись в конхе апсиды. 70–80-е гг. XII в. Фото: В. Шелёмин
В основном помещении роспись также представлена в 3 регистрах: один в своде, 2 - на стенах. Евангельский цикл занимает 2 верхних регистра, начинается сценой «Благовещение Пресв. Богородицы» (вост. часть сев. стены, верхний регистр) и затем разворачивается на стенах против часовой стрелки. Можно идентифицировать неск. композиций. «Сретение Господне» на зап. стене (верхний регистр) представлено в древней иконографии, согласно к-рой Младенец находится еще на руках родителей - судя по одежде, на руках св. Иосифа. «Вход Господень в Иерусалим» находится на вост. части сев. стены (средний регистр). «Распятие Господне» занимает зап. часть сев. стены (средний регистр) и представлено в расширенной редакции, с изображением ангелов и солнца и луны (над тяблом креста сохранилось изображение луны в виде белого круга с обозначенным на нем красной прорисью муж. лицом), что сближает роспись П. с росписями каппадокийских храмов. Сцены «Жены-мироносицы у Гроба Господня» и «Сошествие во ад» находятся на зап. стене (средний регистр). Мироносицы вопреки традиции груз. живописи не держат сосуды с благовониями (сосуды стоят у ног ангела); живописная техника позволяет предположить участие в работе над этой сценой подмастерья. Композиция «Сошествие во ад» имеет наилучшую сохранность; Христос попирает врата ада, представленного как яма, покрытая сероватыми барашками волн; традиционных ключей, замков и цепей нет. На юж. стене - «Сошествие Св. Духа», «Воскрешение Лазаря», «Преображение Господне»; завершает праздничный цикл сцена «Успение Пресв. Богородицы» (вост. часть юж. стены, нижний регистр).

В нижнем регистре представлен цикл вмч. Георгия, имеющий в груз. живописи особенное значение. Сцены с изображением чудес вмч. Георгия (3) значительно превышают по размеру и парадности сцены его мучения (2), что связывают не только с решением мастера, но и с агиографической традицией того времени, когда чудесам уделялось больше внимания. Так, в ранних груз. рукописях, содержащих Житие вмч. Георгия (Hieros. Patr. iver. 2, XI в. Fol. 238-244; НЦРГ. Н 1347, XI-XII вв. Л. 117-142 об. и др.- Св. Георгий в древнегруз. рукописях / Сост.: Э. Габидзашвили. Тб., 1991. С. 73-140 (на груз. яз.)), включены 3 его чуда, но отсутствуют мучения. В Грузии XI - рубежа XI и XII вв. известны 5 памятников, содержащих композицию «Чудо Георгия о змие» (Адиши, Икви, Бочорма, Вани и П.). В П. эта фреска занимает приалтарную часть сев. стены и воспринимается как главный сюжет всей росписи. Вмч. Георгий не убивает дракона: царевна уводит дракона в город. Фигуры в отличие от др. груз. изображений этого сюжета статичны: мастер изображает не событие, а скорее передает его суть, насыщая роспись значимыми деталями. Следующий сюжет - «Чудо с отроком, спасенным из плена» - находится в юж. части зап. стены и представлен как парный первому (так же в Адиши, Икви, Бочорме, Вани). Вмч. Георгий здесь также изображен в виде всадника, он везет юношу (юноша изображен дважды - на коне, за спиной вмч. Георгия, и в объятиях матери) родителям во время поминальной трапезы. В отличие от белого коня вмч. Георгия в предыдущей сцене в этой сцене вмч. Георгий показан на гнедом коне, что связано с аллюзией на традиционное для грузинской живописи изображение парных св. всадников, вмч. Георгия и вмч. Феодора, кони к-рых должны быть разной масти.

На зап. участке юж. стены представлены 3-е чудо вмч. Георгия, «Чудо с сарацином», и 2 сцены мученичества вмч. Георгия, задуманные мастером как триптих, состоящий из 3 узких, вертикально трактованных симметричных композиций. «Чудо с сарацином», или «Чудо с пронзенным образом»,- одно из древнейших в житийном цикле святого и довольно редко встречающееся в изобразительном искусстве (в Грузии - только в Икви и в П.). В верхней части сцены помещен погрудный образ вмч. Георгия, обведенный фестонами с трилистниками; в нижней части изображены 3 воина: воины по бокам стреляют из луков в икону, средний, раненый воин изображен выронившим лук и упавшим. «Царапание вмч. Георгия» занимает центральную часть. Сцена «Колесование вмч. Георгия» симметрична сцене «Чудо с сарацином»: в верхней ее части изображен вмч. Георгий на колесе, внизу - палач.

В росписи П. представлены изображения святых: 2 поясные фигуры жены и юноши (люнет над входной дверью) и 2 воина (сев. часть зап. стены, нижний регистр) - по мнению Приваловой, это могут быть сщмч. Кирик и мц. Иулитта и великомученики Феодор и Димитрий. В зап. части сев. стены, напротив двери, написан групповой ктиторский портрет в редком изводе предстояния патрону (аналогичный - в ц. вмч. Георгия в Чуле (1381)): в правой части изображен вмч. Георгий в одежде патриция (почти не встречается в груз. искусстве), он благословляет ктиторов - 2 мужчин и мальчика между ними (очевидно, вкладчики в повторную роспись П.; возможно, эриставы - потомки упоминающихся в документах с X в. Павнели). Сцену фланкируют поставленные вертикально доспехи.

Сцены отделены друг от друга узкими темными полосами; регистровое строение росписи не подчинено архитектуре (так, часть композиции Деисус в конхе занимает вертикальную стену, значительно ниже действительной границы конхи); элементы росписи (подножие трона Христа, нимбы, архитектурные детали) заходят на обрамления сцен, как бы уничтожая грань между регистрами; мастер пренебрегает симметрией (сочетание крупных и мелких композиций) - все это способствует восприятию росписи как единого динамичного целого. Роспись имеет ярко-голубой фон и серовато-зеленоватый позем. Нимбы святых выполнены охрой золотистой, кроме нимбов тетраморфа (белый) и вмч. Георгия в ктиторской группе (голубой). Около голов сохранились фрагменты белых подписей. В расцветке орнамента в отличие от богатого колорита основной росписи использованы 4 цвета (черный, белый, серый, красновато-коричневый); присутствуют как растительный, так и геометрический орнаменты.

В росписи храма можно выделить как традиционные для груз. живописи мотивы (напр., городчатый, лестничный, растительный с изображением аканфовых листьев орнаменты), так и характерные только для данной эпохи (белый и черный непересекающиеся побеги, растительный орнамент как имитация чеканки, золотого шитья). Палеография отвечала характеру и стилю росписи: буквы асомтаврули тонкие, сильно удлиненные.

Мастер, создавший живопись П.,- прекрасный рисовальщик, чувствующий свою эпоху и интерпретирующий ее, отличающийся оригинальностью. Для фресок его работы характерна повышенная декоративность, что обуславливает ощущение светскости, создаваемое ею: внимание к подробностям бытового характера, знание анатомического строения тела человека, точность в передаче движений, гибкая подвижная линия, рафинированные цветосочетания, сложная композиция, ковровое наполнение росписи (обилие дополнительных фигур, архитектурных и горных пейзажей). Т. Вирсаладзе и затем Привалова считали, что роспись П. относится к т. н. переходному периоду XI-XIII вв., характеризовали ее как промежуточную ступень между монументальным и декоративным стилями груз. живописи, непосредственно предвосхищающую памятники эпохи царицы св. Тамары.

Лит.: Гордеев Д. П. К анализу схемы росписи малых груз. базилик типа Оциндале // Бюл. КавкИАИ. Л., 1929. Вып. 5. С. 5; Толмачевская Н. И. Фрески древней Грузии. Тифлис, 1931. С. 11. Рис. 19; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1947. Т. 1. С. 135; Амиранашвили Ш. Я. История груз. монументальной живописи. М., 1957. Т. 1. С. 16; Привалова Е. Л. О взаимосвязи светской и церк. живописи в груз. росписях высокого средневековья. Тб., 1964; она же. Павниси. Тб., 1977; Павниси // Архит. реставрация в Грузии: Историография, традиция, анализ опыта. Тб., 2012. С. 158-159 (на груз. яз.).
Н. Н. К.
Ключевые слова:
Церковная архитектура. Храмы (Грузия) Павниси, церковь во имя великомученика Георгия (X в.; роспись X в. и 70-80-х гг. XII в.)
См.также:
АЛАВЕРДСКИЙ СОБОР В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ (Грузинская Православная Церковь)
АНАНУРИ средневек. крепость и город в 66 км от Тбилиси по Военно-Грузинской дороге, в ущелье р. Арагви (в наст. время село Душетского р-на Грузии)
АНТИОХИЯ ц. в Грузии - см. Мцхета
АНЧИСХАТИ древнейш. храм Тбилиси (нач. VI в.), освящ. в честь Рождества Пресвятой Богородицы