Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОЛСУФЬЕВ
52, С. 623-624 опубликовано: 8 июня 2023г.


ОЛСУФЬЕВ

Ю. А. Олсуфьев с женой С. В. Олсуфьевой. Фотография. 1902 г.
Ю. А. Олсуфьев с женой С. В. Олсуфьевой. Фотография. 1902 г.

Ю. А. Олсуфьев с женой С. В. Олсуфьевой. Фотография. 1902 г.

Юрий Александрович (27.10.1878, С.-Петербург - 14.03.1938, Бутовский полигон НКВД, Московская обл.), историк и теоретик средневекового искусства, музейный деятель, реставратор. Происходит из графской ветви рода Олсуфьевых. По окончании юридического фак-та С.-Петербургского ун-та (1902) занимался историко-краеведческой и общественной деятельностью (председатель Тульского отдела Об-ва защиты и сохранения памятников искусства и старины, участвовал в подготовке серии книг «Памятники искусства и старины Тульской губернии», работал в Московском археологическом ин-те, вел археологические раскопки на Куликовом поле). Жил в родовой усадьбе Красные Буйцы (ныне Богородицкий р-н Тульской обл.). В 1908-1917 гг. возглавлял Комитет по строительству храма-памятника во имя прп. Сергия Радонежского на участке, выделенном семьей О. на Куликовом поле (архит. А. В. Щусев, иконы для храма написали В. А. Комаровский и Д. С. Стеллецкий, утварь изготовил Ф. Я. Мишуков (см. ст. Мишуковы)). Стараниями Софьи Владимировны, жены О., при храме была устроена жен. монашеская община и организована мастерская шитья. В 1915-1917 гг. командирован Всероссийским земским союзом на Кавказ в качестве главы Закавказского фронтового комитета.

С марта 1917 г. по совету оптинского старца прп. Анатолия (Потапова) О. поселился в Сергиевском посаде (в 1919-1930 г. Сергиев, ныне Сергиев Посад) и до конца жизни занимался спасением церковного художественного наследия, его музеефикацией и реставрацией. С осени 1918 г. активно включился в административную и исследовательскую работу сначала в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, которая была промежуточным учреждением на пути превращения мон-ря в музей (с 28 окт. 1918 - зам. председателя, с осени 1919 по март 1920 - председатель), после учреждения музея в 1920 г. работал в нем на различных должностях (с 1920 - внештатным экспертом по древнерус. живописи и миниатюре, с 1925 - зав. отделом «Эмали, скани, чернь, финифть, резьба по дереву, металлу и кости», с 1926 - хранителем древнерус. живописи, с 1927 был членом правления музея). Вместе со свящ. П. А. Флоренским О. произвел инвентаризацию ризницы Троице-Сергиевой лавры с полным научным описанием предметов. Выступил инициатором издания и автором первых каталогов собрания икон, рукописей, предметов декоративно-прикладного искусства (некоторые тексты О., напр. описание икон из иконостаса Троицкого собора, до сих пор считаются непревзойденными по научной полноте, см.: Вздорнов. 2006. С. 189). Вел наблюдения за реставрацией архитектуры, росписей, икон (в т. ч. в кон. 1918 - нач. 1919 составил протокол о раскрытии иконы «Св. Троица» письма прп. Андрея Рублёва). Организатор выставок (напр.: 1924. Искусство XIV и XV вв.). В 1920 г., опасаясь поругания мощей прп. Сергия Радонежского, вместе с архим. прмч. Кронидом (Любимовым), со свящ. Павлом Флоренским и с др. единомышленниками тайно изъял из раки и спрятал у себя дома честную главу преподобного (возвращена в 1946; Андроник (Трубачёв), игум. Судьба главы прп. Сергия // ЖМП. 2001. № 4. С. 36-37). В янв.-марте 1925 г. находился в Бутырской тюрьме под арестом по обвинению в антисоветской деятельности. В мае 1928 г. в связи с угрозой повторного ареста был вынужден вместе с семьей уехать из Сергиева и жить в дальних поселках Подмосковья. В 1928 г. по приглашению И. Э. Грабаря стал сотрудником Центральных реставрационных мастерских в Москве (в 1931-1934 - зав. секцией реставрации памятников древнерусской живописи). Участвовал в подготовке 1-й зарубежной выставки шедевров древнерус. искусства (1929-1932). После ликвидации реставрационных мастерских в 1934-1938 гг. был зав. секцией реставрации древнерус. живописи в ГТГ. Провел огромную работу по раскрытию, изучению и спасению памятников иконописи и храмовой росписи. Участвовал в многочисленных полевых экспедициях, посетив ок. 30 городов и мон-рей, исследовал состояние сохранности и осуществил расчистку настенных росписей в храмах Новгорода (напр., росписи нач. XV в. в Сковородском мон-ре), Ст. Ладоги, Пскова, Ростова, Ярославля, Вологды, Костромы. Констатировав недостатки реставрационной техники 10-х гг. XX в., разрабатывал и испытывал новые способы укрепления красочного слоя для живописи разного времени. Помимо музейной работы и реставрационной практики занимался теоретическими исследованиями: онтологией иконного образа, вопросами стиля и художественных школ в древнерус. живописи. Неоднократно обращался в исследованиях к иконе «Св. Троица» прп. Андрея Рублёва, которую рассматривал как «лучшее произведение лучшей эпохи» и «воплощенную идею прп. Сергия». Полагая, что художественный язык иконы лишен случайности, особое внимание уделял проблеме устойчивых особенностей формообразования, характерных для иконописи различных периодов. Арестован 24 янв. 1938 г., расстрелян 14 марта, реабилитирован в 1989 г.

Избр. соч.: Опись Троице-Сергиева мон-ря 1641 г.: Рукопись, подгот. к печ. С. Н. Дурылиным, Ю. А. и М. Ю. Олсуфьевыми в 1919-1922 гг. / Предисл.: Ю. А. Олсуфьев // РГБ ОР. Ф. 173. II. № 225; Опись икон Троице-Сергиевой лавры до XVIII в. и наиболее типичных XVIII-XIX вв. Сергиев, 1920; Опись лицевых изображений и орнамента книг ризницы Троице-Сергиевой лавры. Сергиев, 1921; Символы Горнего: Анализ икон Троице-Сергиевой лавры как опыт иконологии. Вып. 1: Иконы до XV-го в. Серг. П., 1922 (совм. с свящ. П. А. Флоренским) // ГТГ OP. Ф. 157. Л. 1-20; Искусство XIV и XV вв.: Кат. наиболее выдающихся произведений этой эпохи в Музее б. Троице-Сергиевой лавры. Сергиев, 1924; Опись древнего церк. серебра б. Троице-Сергиевой лавры (до XVIII в.). Сергиев, 1926; Амвросий, троицкий резчик XV в. Сергиев, 1927 (совм. с свящ. П. А. Флоренским); Иконописные формы как формулы синтеза. Сергиев, 1926; Схема визант. основ теории творчества. Сергиев, 1926; The Development of Russian Icon Painting from the XIIth to the XIXth Cent. // The Art Bull. N. Y., 1930. Vol. 12. N 4. P. 347-373; Вопросы форм древнерус. живописи // Сов. музей. 1935. № 6. С. 21-36; 1936. № 1. С. 61-78; № 2. С. 39-59; Икона в музейном фонде: Исслед. и реставрация: Антология / Сост.: А. Н. Стрижев. М., 2006; Краткий обзор рус. иконописи / Публ. и коммент.: И. Л. Кызласова // НовгАВ. 2009. № 8. С. 153-158; Из недавнего прошлого одной усадьбы: Буецкий дом, каким мы оставили его 5-го марта 1917 г. / Публ.: Г. И. Вздорнов. М., 2009 (список соч.); Обзор рус. иконописи в ее формах от XII до XIX в. / Публ.: И. Л. Кызласова // Кадашевские чт. М., 2011. Вып. 8. С. 269-295.
Лит.: Трубачёва М. С. Из истории охраны памятников в первые годы советской власти: Комиссия по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры 1918-1925 гг. // Музей: Худож. собрания СССР. М., 1984. № 5. С. 152-164; Вздорнов Г. И. Забытое имя // Памятники Отечества. 1987. № 2(16). С. 83-89; он же. Ю. А. Олсуфьев // Он же. Реставрация и наука: Очерки по истории открытия и изуч. древнерус. живописи. М., 2006. С. 177-214; Смирнова Т. В. Ю. А. Олсуфьев: Матлы к биографии // Забелинские науч. чт.-2005. М., 2006. С. 328-342. (Тр. ГИМ; 158); она же. «…Под покров Преподобного»: Очерки о нек-рых известных семьях, живших в Сергиевом Посаде в 1920-е гг. Серг. П., 2007; она же. Памяти гр. Ю. А. Олсуфьева, ученого и исповедника (1878-1938) // Кадашевские чт.: Сб. докл. конф. М., 2009. Вып. 5. С. 206-213; Кызласова И. Л. Из творческого наследия Ю. А. Олсуфьева: К публ. ркп. 1929 г. об иконописании в России // НовгАВ. 2009. № 8. С. 146-152; она же. О подвиге жизни и науч. наследии Ю. А. Олсуфьева (1878-1938) // Грабаревские чт. VII: Междунар. науч. конф., 22-24 окт. 2008 г. М., 2010. С. 68-129; она же. Из творческого наследия Ю. А. Олсуфьева: К публ. ркп. 1936 г. «Три иконы «Божией Матери» эпохи Палеологов в Третьяковской галерее» // Византия в контексте мировой культуры: Мат-лы конф. СПб., 2010. С. 45-73. (Тр. ГЭ; 51); она же. Из архива Ю. А. Олсуфьева: К изд. ркп. 1930 г.: О путях рус. иконописи // Кадашевские чт. М., 2011. Вып. 8. С. 263-268; она же. Из творческого наследия Ю. А. Олсуфьева: К публ. ркп. по обследованию средневек. росписей в 1931 г. // НовгАВ. 2012. № 10. С. 122-141.
А. А. К.
Ключевые слова:
Историки искусства Олсуфьев Юрий Александрович (1878 - 1938), историк и теоретик средневекового искусства, музейный деятель, реставратор
См.также:
АВИ-ЙОНА Михаэль (1904–1974), археолог, историк искусства
АММАНН Альберт Мария, иезуит, специалист по истории правосл. Церкви и правосл. искусства
ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской
ДВОРЖАК Макс (1874 - 1921), историк искусства, представитель венской школы искусствознания