Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОВЧАРСКО-КАБЛАРСКИЕ МОНАСТЫРИ
52, С. 375-378 опубликовано: 26 мая 2023г.


ОВЧАРСКО-КАБЛАРСКИЕ МОНАСТЫРИ

Кафоликон мон-ря во имя св. Троицы. Фото: Vladimir Miljailoviæ
Кафоликон мон-ря во имя св. Троицы. Фото: Vladimir Miljailoviæ

Кафоликон мон-ря во имя св. Троицы. Фото: Vladimir Miljailoviæ

[Серб. Овчарско-Кабларски манастири], группа монастырей (12 действующих - Благовештене, Ваведене, Вазнесене, Илине, Йоване, Кадженица, Николе, Преображене, Савине, Света-Троица, Сретене, Успене и неск. пустующих) Жичской епархии Сербской Православной Церкви, расположенных в Овчарско-Кабларском ущелье (длина ок. 20 км), вдоль течения р. Зап. Морава, близ г. Чачак (Сербия). Обители находятся на крутых склонах горных массивов Овчар (985 м над уровнем моря, 710 м над уровнем Зап. Моравы) и Каблар (885 м над уровнем моря, 610 м над уровнем Зап. Моравы). Эти монастыри часто именуются Сербским Афоном.

Монастырь в честь Сретения Господня
Монастырь в честь Сретения Господня

Монастырь в честь Сретения Господня

Благодаря горному ландшафту Овчарско-Кабларское ущелье много веков оставалось почти непроходимым и поэтому с древних времен привлекало отшельников. Согласно народному преданию, на рубеже XII и XIII вв. здесь уже подвизались отшельники, в т. ч. свт. Савва I Сербский, а основание мон-ря Ваведене приписывается серб. жупану Стефану Немане (см. Симеон Мироточивый) и его брату, Страцимиру. Первое письменное упоминание одного из мон-рей (Николе) в тур. документах относится к 1476/78 г. Появление в ущелье больших обителей связывают с монахами-синаитами, бежавшими с Юж. Балкан от османских завоевателей (особенно после поражения в 1371 серб. удельных правителей братьев Мрнявчевичей на р. Марица) в серб. земли, к-рыми управлял кн. Лазарь. Предания сообщают, что в тот период только в одном из местных мон-рей проживали более 200 монахов.

После османского завоевания Сербии число монахов сократилось, но обители (в XVI в. упом. 5 мон-рей) остались духовными центрами. Хотя при входах в ущелье (рядом с Йоване и Благовештене) стояли башни, из к-рых при приближении врагов подавался знак тревоги, тур. отряды в XVI-XVII вв. периодически разоряли обители, особенно после победы в войне с Австрией (1689-1690), когда пострадали Йоване, Сретене, Ваведене и Преображене, из-за чего мн. монахи ушли в австр. земли. В 1-й пол. XIX в. о восстановлении О.-К. м. заботился постриженик монастыря Николе еп. Ужицкий Никифор (Максимович-Вукосавлевич). В 1820 г. почти все обители посетил В. Караджич. В 1860 г. австр. путешественник Ф. Ф. Каниц описывал ущелье как непроходимое и сообщал о 8 действующих монастырях. К нач. ХХ в. большинство обителей опустело, монахи жили только в Николе и Сретене.

В 1911 г. через ущелье были проложены железная и автомобильная дороги, а мон-рь Преображене был взорван. Во время первой мировой войны австро-венг. войска разорили мн. обители. В 30-х гг. ХХ в. усилиями еп. Жичского свт. Николая (Велимировича) при участии рус. специалистов были восстановлены разрушенные мон-ри и основаны новые. В неск. обителях в этот период жили рус. монахи. В 1941 г. в ответ на действия серб. партизан нем. авиация нанесла неск. ударов по ущелью.

В 1954 г., во время строительства в низовьях Зап. Моравы ГЭС «Овчар-Баня» и «Меджуврше» и создания водохранилища, был затоплен мон-рь Йоване. В 1955 г. в центре ущелья устроен курорт Овчар-Баня и сформирована туристическая зона. Во 2-й пол. ХХ в. как памятники архитектуры отреставрированы обители Николе, Благовештене и Света-Троица. В кон. XIX - нач. XX в. монашеская жизнь возобновилась в большинстве О.-К. м.

Благовештене

Благовештене (серб. Благовештење), жен. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы, находится на берегу р. Зап. Морава, у подножия Каблара, близ Овчар-Бани. Согласно надписи над зап. входом, храм возведен в 1601-1602 гг. «усердием игумена кир Никодима с братией», но по архитектурным особенностям он может относиться к XIII в. В 1633 г. храм был расписан «усердием кир Михаила и Даскала Кирьяка с братией и ктиторами», в 1632-1633 гг. в нем установили иконостас. В XVII в. в обители действовал скрипторий, где были переписаны в 1623 г. Кириаком Молитвенник, в 1644 г., при игум. Михаиле,- «Деяния апостольские», в 1659 г. иером. Никифором - Триодь. Из б-ки мон-ря дошли неск. рукописей, но они могут происходить из др. мест. В 1826 г. обитель сгорела, в 1864 г. была восстановлена. В 1895-1906 гг. из-за ветхости храм был закрыт на ремонт: иконостас забрали на реставрацию (вернули обратно только в 1994). В 30-х гг. ХХ в. здесь часто проходили соборы Движения богомольцев. Во время второй мировой войны немцы расстреляли наместника, монахи были подвергнуты пыткам. После войны здесь принял постриг буд. патриарх Сербский Павел (Стойчевич; † 2009). В 1947-1954 гг. мон-рь пострадал при прокладке туннеля, к 1967 г. был отремонтирован.

Храм возведен в рашском стиле, вероятно по образцу Арилья: это однонефное строение с 3 травеями, полукруглой алтарной апсидой и прямоугольными хорами с обеих сторон, с зап. стороны к нему примыкает притвор, к к-рому позднее пристроили галерею, над центром возвышается купол на 8-гранном барабане.

Программа искусной росписи (1633, частично повреждена) включает циклы двунадесятых праздников, Страстей Христовых, Акафист Богородице и образы серб. и южнослав. святых - Симеона Мироточивого, Саввы I, Стефана Дечанского, Арсения, Прохора Пшинского, Петра Коришского, Иоанна Рильского, Иоакима Осоговского. Особое значение имеет образ серб. кн. Лазаря, в богатых царских одеяниях и короне. На внешней стене притвора представлен Страшный Суд. В люнете над входом расположены сцены «Благовещение», а выше - «Престол уготованный» (Этимасия). Иконостас богато украшен резьбой и позолотой и считается одним из самых красивых образцов своего времени: от изначальных икон остался лишь образ Богородицы со Христом (1602).

Ваведене

Ваведене (серб. Ваведење), жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, находится в начале ущелья, у подножия Овчара. Предание приписывает основание обители Стефану Немане и свт. Савве Сербскому. В силу сходства с храмом в г. Котор ранее считался строением XIII в., но архитектурные особенности позволили датировать его XVI в. Впервые упоминается в турецкой описи в 1528 г. Был разрушен в 1690 г. и восстановлен в 1797 г. игум. Мелентием (Вуйовичем). Тогда же в храме был поставлен иконостас мастера Н. Апостоловича. Караджич и Ф. Каниц упоминали о развалинах моста и фрагментах укрепления рядом с обителью. Иногда храм действовал как приходский или как подворье мон-ря Сретене. Согласно описи мон-рей Ужицкой епархии, в 1859 г. мон-рь находился в хорошем состоянии. В 1870 г. произошло обрушение купола храма, а после пожара мон-рь опустел. В 1872-1875 гг. вместо купола был возведен арочный свод, от изначального убранства сохранились лишь каменный бифорий в алтарной части и 2 плиты на амвоне.

После первой мировой войны храм действовал как приход. На сев. стене наоса церкви в этот период были выбиты имена 169 солдат, погибших в войнах с 1912 по 1918 г. В 1928-1930 гг. вместо деревянного притвора был построен каменный со звонницей. В 1972 г. заменен иконостас: от прежнего иконостаса XVIII в. остались царские врата, Распятие работы С. Лазовича и неск. напрестольных икон, приписываемых Д. Постниковичу и Н. Апостоловичу. В 1975 г. возрожден как монастырь.

Вазнесене

Вазнесене (серб. Вазнесење), муж. мон-рь в честь Вознесения Господня, находится в глубине ущелья, на юж. склонах Овчара. По преданию, древний храм построен в XIV в. Впервые упоминается в 1525 г. под названием Дробняк. В 1570 г. игумен вместе с братией переписал Евангелие. Ок. 1690 г. обитель была полностью разрушена и в 1820 г. еще лежала в руинах. В 1937 г. возобновлена как жен. мон-рь свт. Николаем (Велимировичем), но в 1949 г. сестры покинули обитель и поселились в мон-ре Драгинац. Повторно освящен как муж. мон-рь в 1960 г.

Илине

Илине (серб. Илиње), жен. мон-рь во имя прор. Илии, находится на Кабларе, над мон-рем Благовештене, подворьем к-рого является. Основан в 1939 г. монахами из Благовештене по благословению свт. Николая (Велимировича) на месте, где, по сообщению В. Караджича, находилась «башня для переписывания книг» (донжон), вероятно оставшаяся от древнего мон-ря. Храм был построен на фундаменте той башни по образцу ц. Петра и Павла мон-ря Жича.

Кадженица

Кадженица (серб. Кађеница), часовня, находится в пещере у вершины Овчара, к ней ведет высеченная в скале лестница. В 1814 г. здесь укрылись неск. сотен сербов, в основном старики, женщины и дети, бежавшие из Пожеги от турок после подавления восстания, но турки их обнаружили и сожгли. В 1932 г. экспертиза останков подтвердила, что среди погибших было много детей и людей преклонного возраста. 13 окт. 1940 г. свт. Николай (Велимирович) назвал погибших здесь мучениками и благословил устроить в пещере часовню.

Николе

Николе (серб. Никоље), жен. монастырь в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца. Находится в труднодоступном месте на левом берегу Зап. Моравы, у подножия Каблара, близ Овчар-Бани. Считается древнейшим мон-рем из О.-К. м. По архитектурным особенностям может быть отнесен к кон. XIV - нач. XV в. Впервые упоминается в тур. описи в 1476-1478 гг. В 1516 г. доходы обители составляли 675 акче. В 1628 г. в ней жили 3 монаха. В кон. XVI-XVII в. здесь действовал скрипторий, в к-ром в 1594 г. Исаия переписал Минею на нояб., а в 1595 г.- Минею на сент., в 1607 г. Тимофей - Типик, в 1616 г. Аверкий - Триодь, в 1618 г. Кириак - Патерик. В 1613 г. поп Мирчета здесь купил Евангелие, а в 1627-1629 гг. патриарх Печский Паисий (Яневац) взял Псалтирь. Более 10 рукописей, хранящихся в серб. архивах, в разные периоды принадлежали обители. Отсюда происходит пергаменное Никольское Евангелие (ныне в частном собрании в Великобритании), переписанное ок. 1404 г. известным писцом Хвалом.

После великого переселения сербов мон-рь продолжал действовать. Он пострадал от турок в 1757 г. В 1759 г. гайдуки убили игум. Герасима. В 1775 г. здесь поселились иером. Георгий (Макович-Дедчич) и 5 монахов из мон-ря Добриловина. Братия помогала участникам 1-го и 2-го серб. восстаний. В 1813 г., во время военных действий, в обители скрывалась семья лидера восстания (впосл. серб. князя) Милоша Обреновича, здесь умер и был похоронен его 5-летний сын Петар, и монастырь пользовался покровительством представителей этой семьи. Игум. Неофит в 1815 г. посетил Стамбул как представитель кн. Милоша. Мон-рь ремонтировался в 1852 г., при игум. Милентии (Петровиче), и в 1932 г., при игум. Мироне. Во время второй мировой войны, в 1943 г., немцы взяли монахов в заложники и увезли в Чачак. Управлять обителью стала игумения мон-ря Йоване Катарина, но вскоре ее убили болгары, воевавшие на стороне немцев. В 1946 г. здесь поселились сестры из Вазнесене, но в следующем году, после ареста игум. Илины, они покинули обитель. В 1954 г. сюда перешли сестры из затопленного мон-ря Йоване. В 1955-1956, 1956-1960 и 1978-1979 гг. в мон-ре проводились ремонтные работы.

Храм Николе, единственный из О.-К. м., сохранил первозданный вид: это небольшое однонефное строение, возведенное из колотого известняка, с 3 конхами, притвором (вход с юж. стороны), полукруглым сводом, покрытое двускатной крышей без купола. Частично сохранились росписи в наосе (1587, при игум. Иоанникии), в притворе (1637; иером. Матфей при игум. Софронии - цикл Акафиста, образы мучеников в медальонах и ростовые фигуры святителей, среди к-рых - св. Стефан Дечанский со свт. Николаем) и на внешней юж. стене притвора (сцены из жизни свт. Николая). Повторно более скромно наос был расписан в 1697 г.; выделяется сцена «Вход Господень в Иерусалим», в верхних зонах - сцены двунадесятых праздников, Страстей Христовых, образы святых. Иконы резного иконостаса 1826-1829 гг. выполнены, вероятно, Янко Молером по заказу игум. Афанасия и кн. Милоша. В ризнице хранятся предметы XVI-XVIII вв., в т. ч. итало-критская икона Богородицы «Страстная» нач. XVI в. (возможно, кисти А. Рицоса), искусно украшенное Каранское Евангелие (1608) и др.

Преображене

Преображене (серб. Преображење), муж. мон-рь в честь Преображения Господня. Был основан в XIV-XV вв. в труднодоступном месте на левом берегу Зап. Моравы, у подножия Каблара, недалеко от мон-ря Николе. Впервые упоминается в 1525 г. Из тур. документов известно, что в 1528-1530 гг. обитель ежегодно платила 50 акче налогов, а в кон. XVI в.- 150 акче. В 1579 г., при игум. Макарии, здесь был переписан Октоих, а в 1636 г. Кириак написал «Слова евангельские». Неоднократно подвергался нападениям турок и более 100 лет пустовал перед приходом в 1811 г. иером. Никифора (Максимовича-Вукосавлевича; впосл. епископ Жичский). В 1816 г. храм был расписан. В 1820 г. Караджич застал в обители одного насельника и нашел в ризнице неск. ценных рукописей; о рукописных Минеях (1551, 1567 и 1585 гг.) упоминал в 1826 г. И. Вуйич. При проведении железной дороги, в 1911 г., обитель взорвали. Древний храм был однонефным, без купола, с полукруглой алтарной апсидой и прямоугольными хорами с сев. и юж. сторон наоса.

В 1938-1940 гг. по благословению еп. Жичского Николая мон-рь был восстановлен на противоположном берегу реки, на невысоком холме склона Овчара, напротив прежнего места, и освящен 14 окт. 1940 г. Фрески и иконы для нового храма выполнил рус. иконописец И. Мельников (1940). С 1961 г. в обители действовала монашеская школа, к-рую впосл. перенесли в мон-рь Острог. В 1973 г. был возведен звонник, в 1975/76 г. жилой корпус заменен новым, в 1975-1977 гг. построена большая трапезная, в 1993-1996 гг.- летний храм.

Савине

Савине (серб. Савиње), часовня в честь перенесения мощей свт. Саввы Сербского, подворье мон-ря Преображене. Находится под вершиной Каблара у целебного источника. Устроена прямо в скале по благословению еп. Жичского Николая в 1938 г., освящена лишь в 1961 г.

Света-Троица

Света-Троица (серб. Света Троjица), муж. мон-рь во имя Св. Троицы. Расположен на юго-зап. склоне Овчара, на высоте 500 м над уровнем моря, соединен пешими тропами с Овчар-Баней. Впервые упоминается в 1572 г. как мон-рь Туше, во 2-й раз - в 1594/95 г. Надпись на зап. воротах позволяет отнести возведение обители к 1615/16 г., но, судя по архитектурному стилю, она принадлежит к кон. XVI в. Неоднократно разрушался, горел (ок. 1690) и восстанавливался. В 1728 г. здесь действовала монашеская школа. В 1820 г. в мон-ре жили 2 священника. В 1850 г. еп. Никифор (Максимович-Вукосавлевич) возвел колокольню (разобрана в 1902). С 1887 по 1937 г. обитель пустовала, монашескую жизнь в ней возобновил еп. Жичский Николай. В сент. 1941 г. мон-рь пострадал при немецких бомбардировках, а в 1943 г. немцы подвергли монахов пыткам. После войны до 1995 г. обитель пустовала. В 1965 г. храм пострадал при землетрясении, был отремонтирован в 1976-1978 гг.

Троицкий храм (однонефный, с прямоугольными хорами, большим куполом с 12-гранным барабаном, возведен из колотого известняка) считается самым красивым среди О.-К. м. Его порталы, амвон и трансепты украшены каменными рельефами. В XVII в. были расписаны только люнеты над порталами притвора и наоса (Св. Троица и Пресв. Богородица с Младенцем). Иконостас 1868 г. работы Н. Марковича (с 1900 по 1995 хранился в Благовештене).

Сретене

Сретене (серб. Сретење), жен. мон-рь в честь Сретения Господня. Находится у Короньского ручья, под вершиной Овчара, на высоте 800 м над уровнем моря - выше всех др. О.-К. м. По преданию, возник во 2-й пол. XIV в., впервые упоминается в 1528 г. В 1571 и 1637 гг. здесь были переписаны Евангелия. Мон-рь подвергался нападениям турок в 1623 и 1690 гг. В 1715 г. обитель была сожжена, неск. монахов убиты. Пустовала до 1818 г., когда ее обновил мон. Никифор (Максимович-Вукосавлевич). Став епископом Ужицким, он заботился об обители, в ней же и был похоронен (1853). В 1941 г., во время нем. бомбардировки, комплекс сильно пострадал, сгорели б-ка и архив.

К однонефному храму (без купола, с полукруглым сводом и низким трансептом) с вост. стороны примыкает просторная 5-гранная апсида с хорами, а с западной - квадратный притвор, над к-рым возвышается несоразмерно большая колокольня. В программу росписи включены изображения блгв. кн. Лазаря, прп. Симеона Мироточивого, свт. Саввы Сербского и по неясным причинам рус. прп. Кирилла Белозерского († 1427). Уникальная алтарная преграда, вероятно, возведена в XVI в. В 1844 г. Ж. Павлович поверх ранних фресок написал новые. В ризнице хранится медный офорт с видом шествия монахов из обители навстречу епископу, изготовленный в 1845 г. в Вене тиражом 500 экз. по заказу еп. Никифора.

Успене

Успене (серб. Успење), жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы. Находится на вершине крутого холма на сев. склоне Каблара. На территории обители сохранились руины квадратной башни и строения, опирающегося на скалу,- время их разрушения неизвестно. По благословению еп. Николая Жичского в 1939 г. рядом с руинами (как копия ц. Константина и Елены в Охриде) был возведен храм, в к-ром он завещал себя похоронить. Мон-рь долго пустовал, монахини в нем поселились лишь в 2003 г.

Лит.: Петковић В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950; Душанић С., Николић Р. Овчарско-кабларски ман-ри. Београд, 1963. Овчар-Бања, 19782; Чанак-Медић М. Благовештење под Кабларом // Саопштења. Београд, 1970. Бр. 9. С. 199-221; он же. Манастир Троjица под Овчаром // Рашка баштина. Краљево, 1975. Бр. 1. С. 81-94; Поповић С. Д. Манастир Ваведење // Зб. радова Народног музеjа. Чачак, 1973. Бр. 4. С. 25-38; Бокић М. Црква св. Николе у ман-ру Никоље // Рашка баштина. Краљево, 1980. Бр. 2. С. 364-365; Домазет М. Црква Св. Троjице под Овчаром // Там же. С. 357-358; Станић Р. Иконостас цркве ман-ра Сретења у Овчару // Зб. Народног музеjа. Чачак, 1981. Бр. 11. С. 31-50; Градац. Чачак, 1991. Год 19. Бр. 98/99: Споменици културе у Овчарско-кабларскоj клисури; Невољица С. Први помен ман-ра Вазнесења под Овчаром // Гласник Друштва конзерватора Србиjе. Београд, 1994. Бр. 18. С. 126-127; Николић В. Благовештење под Кабларом: Испитивање узорака боjених слоjева бордура зидних слика // Там же. 1995. Бр. 19. С. 141-143; Медаковић Д. Истраживања српске уметности и Овчар-Кабларски ман-ри. Чачак, 1995; Пеjић С., Пешић Б. Благовештење кабларско: Првобитна пространа структура и ентериjер // Зограф. Београд, 1995. Бр. 25. С. 90-106; Суботин-Голубовић Т. Српско рукописно наслеђе од 1557 г. до сред. XVII в. Београд, 1999; Пеjић С. Звоник Св. Троjице на Овчару // Гласник Друштва конзерватора Србиjе. 1996. Бр. 20. С. 162-164; Поповић М. Иконостас Н. Марковића поново у овчарскоj Св. Троjици // Там же. С. 165-168; Кроз српску Св. гору: Овчарско-Кабларски ман-ри. Чачак, 2002; Милеуснић С. Манастири Србиjе. Нови Сад, 2002; Комлушки Д. В. Овчарско-кабларски ман-ри. Београд, 2005; Раjић Д., Тимотиjевић М. Ризница прошлости Овчарско-кабларска клисура и њени ман-ри. Чачак, 2005; они же. Манастири Овчарско-кабларске клисуре. Чачак, 2012; Булич Д. Манастир Илиње код Овчар Бање: Рановизант. и средневек. утврдење // ИЧ. 2006. Год. 53. С. 53-92; Ивковић З. Манастир Успење. Овчар Бања, 2008; она же. Манастир Никоље у Овчарско-Кабларскоj клисури. Београд, 2009; Радосавлевић J. Манастир Благовештење под Кабларом. Овчар Бања, 2008; Ђамић В. Манастир Св. Троjице под Овчаром. Београд, 2016.
И. Войводич, И. Стойичевич