Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МОРОЗОВЫ
47, С. 43-49 опубликовано: 13 января 2022г.


МОРОЗОВЫ

Предприниматели (гл. обр. в сфере текстильной промышленности), благотворители, меценаты, коллекционеры; старообрядцы, подавляющее большинство М. были поповцами: беглопоповцами, затем приверженцами Белокриницкой иерархии. (В роду существовало предание о происхождении М. от владельческих крестьян Ф. П. Морозовой. Одна из вотчин, некогда принадлежавших боярыне,- с. Иславское Звенигородского у. (ныне Одинцовского р-на Московской обл.) - была приобретена И. В. Морозовым, другая - в с. Успенском того же уезда - была куплена С. Т. Морозовым.)

Василий Федорович

Василий Федорович (1754-1823/25), основатель династии, род. в дер. Зуево (ныне в черте г. Орехово-Зуево Московской обл.), был крепостным. В 1811 г. по ревизской сказке в Зуеве числились М.: Василий Федорович 57 лет, его сын Савва 37 (?) лет и внуки Елисей 12 лет, Захар 11 лет, Абрам 6 лет и Иван 1 года (Филаткина. 2011. С. 13).

Савва Васильевич

Савва Васильевич (1770-1860), крепостной крестьянин дер. Зуево, занимался разными промыслами, главным его делом стало кустарное ткачество, был искусным мастером по выработке тонкого ажурного товара. Работал ткачом на шелковой фабрике Ф. Кононова в Зуеве. Затем стал заниматься продажей своих изделий и продукции др. кустарей в Москве (в 1812 большинство фабрик в Москве было разрушено). В 1797 г. открыл собственное дело с капиталом 5 р.

Абрам Абрамович, Тимофей Саввич, Иван Захарович, Викула Елисеевич Морозовы. Фотография. 70-е гг. XIX в.
Абрам Абрамович, Тимофей Саввич, Иван Захарович, Викула Елисеевич Морозовы. Фотография. 70-е гг. XIX в.

Абрам Абрамович, Тимофей Саввич, Иван Захарович, Викула Елисеевич Морозовы. Фотография. 70-е гг. XIX в.
В 1821 г. М. выкупились на волю за 17 тыс. р. Выйдя из крепостного состояния, С. В. Морозов перешел на хлопчатобумажное производство как менее трудоемкое. Производство текстиля было ведущей промышленной отраслью в России, в нем было занято более 15% всех фабрично-заводских рабочих. Среди текстильных производств выделялось хлопчатобумажное, где доминировали М. Трудами С. В. Морозова было создано неск. текстильных мануфактур: в мест. Никольском Покровского у. Владимирской губ. (ныне в черте Орехово-Зуева), в Зуеве, в Твери; с 1825 г. до нач. 60-х гг. XIX в. действовала фабрика в Москве с 20 станками (150 рабочих). В сер. ХIХ в. Савва Васильевич имел 7 фабрик, на к-рых работали 2572 рабочих. Большое значение имело знакомство С. В. Морозова с Л. Кнопом (выполнил 1-й заказ для М. в 1839), снабжавшим русских предпринимателей иностранным оборудованием, доступными кредитами и пряжей. При содействии Кнопа были оборудованы механическими станками 122 фабрики, принадлежавшие рус. владельцам - М., Малютиным, Коншиным, Хлудовым, что способствовало началу промышленного переворота в России. М. связывали свои фабрики железнодорожными путями. Продукция фабрик М. неоднократно отмечалась наградами на российских и международных выставках.

В 1844 г. С. В. Морозов получил потомственное почетное гражданство. Незадолго до кончины он основал Торговый дом «Савва Морозов с сыновьями», к-рый вместе с фабриками в Никольском перешел к младшему сыну Тимофею. В 1873 г. Торговый дом был преобразован в Товарищество Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко» с основным капиталом 5 млн р. К кон. XIX в. крупнейшими принадлежавшими М. компаниями были: «Товарищество мануфактур Викулы Морозова с сыновьями» в мест. Никольском и в с. Савине Богородского у. Московской губ., «Компания Богородско-Глуховской мануфактуры», «Товарищество Тверской мануфактуры», Товарищество Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко».

У Саввы Васильевича и Ульяны Афанасьевны М. было 5 сыновей: Елисей (1798-1868), Захар (1802-1857), Абрам (1806-1856), Иван (1812-1864), Тимофей (1823-1889) и дочь Варвара (в замужестве Скороспелова). Известность как крупные предприниматели и меценаты приобрели потомки 4 сыновей С. М. Морозова: Викуловичи (по сыну Елисея Саввича Викуле (1829-1894)), Захаровичи, Абрамовичи и Тимофеевичи. Ветвь Ивана Саввича быстро угасла. По подсчетам М. С. Дроздова, Захаровичи составляли более трети всех М., Викуловичи - ок. четверти, Абрамовичи и Тимофеевичи вместе - треть большой семьи М.

К нач. XX в. М. породнились со мн. рус. предпринимателями: Солдатенковыми, Миловановыми, Хлудовыми, Нырковыми, Крестовниковыми, Зимиными, Кузнецовыми, Кокоревыми, Рябушинскими, Красильщиковыми, Соловьёвыми, Расторгуевыми, Лепешкиными и др. Большинство М. к этому времени были потомственными дворянами, состояли в родстве с дворянскими семьями Кривошеиных, Лихачёвых, Ненароковых, Смольяниновых, Головниных, Кавелиных, фон Мекк, Назаровых и др.

Елисей Саввич

Елисей Саввич в 1837 г. отделился от отца и организовал в Никольском собственную мануфактуру, на к-рой вырабатывались хлопчатобумажные ткани. Его сын Викула Елисеевич, родоначальник ветви Викуловичей, построил в Никольском ткацкую (1847) и бумагопрядильную (1878) фабрики, с 1874 г. владел Сухоборской фабрикой в Никольском; в 1882 г. учредил «Товарищество мануфактур Викулы Морозова с сыновьями» (13,2 тыс. рабочих в 1914). «Товарищество мануфактур Викулы Морозова с сыновьями» принимало участие в снаряжении торгово-исследовательских экспедиций в Сев. (1900) и Юж. (1901) Персию, Монголию (1912), организованных московским купечеством (ЦГИАМ. Ф. 337. Оп. 2. Д. 158).

Потомки Елисея Саввича принадлежали к беспоповскому поморскому согласию (см. Поморцы). Елисей Саввич всю жизнь собирал и изучал писания об антихристе, был автором большого сочинения на эту тему (его воззрения были известны как «елисова вера»), намеревался объехать правосл. Восток в поисках правильного священства, не знавшего никоновских реформ. Его сын и единомышленник Викула продолжил богословские труды отца в тесном сотрудничестве с начетчиком И. И. Зыковым. Особенность воззрений Елисея и Викулы, роднящая их с семейной поповской традицией староверия, состояла в «чувственном» воззрении на приход антихриста, в то время как поморцы понимали его «духовно».

Захар Саввич

Арсений Иванович Морозов. Фотография. Нач. XX в.
Арсений Иванович Морозов. Фотография. Нач. XX в.

Арсений Иванович Морозов. Фотография. Нач. XX в.
Купил близ Богородска (ныне Ногинск) сельцо Глухово и в 1844 г. открыл там Богородско-Глуховскую механическую бумагопрядильную фабрику (450 рабочих), в 1847 г. основал Глуховскую мануфактуру, в 1856 г. образовал «Компанию Богородско-Глуховской мануфактуры» (к 1914 на фабриках, принадлежавших фирме, работало ок. 12 тыс. чел., основной капитал компании составлял 10 млн р.). Дело продолжили его сыновья Иван Захарович (1823-1888) и Василий Захарович (1829-1872). Для связи предприятий с Москвой внук Захара Саввича Давид Иванович Морозов (1849-1896) выстроил ветку Московско-Нижегородской железной дороги до Богородска, назвав станцию в честь деда - «Захарово». Захаровичи отличались твердостью в приверженности Белокриницкой иерархии. Сын Василия Захаровича Константин Васильевич (1851-1901) присоединился к РПЦ.

Особенно активной была деятельность в защиту старообрядчества сына Ивана Захаровича Арсения Ивановича Морозова (1850-1932), председателя совета Богородско-Глуховской старообрядческой общины, члена совета Рогожской общины (см. Рогожское кладбище). Он получил образование в России (Коммерческое уч-ще) и в Англии. Сотрудничал в старообрядческом ж. «Церковь», где регулярно публиковал материалы в защиту «старой веры» и освещал дела Богородско-Глуховской общины, иногда помещал свою переписку с офиц. лицами (вплоть до министров и премьер-министра П. А. Столыпина) по вопросам, затрагивающим интересы старообрядцев. А. И. Морозов внес огромный вклад в сохранение и развитие старообрядческих певческих традиций. В 1884-1885 гг. ОЛДП издало древнерусские певч. книги «Круг церковного древнего знаменного пения» (6 выпусков). Идея принадлежала А. И. Морозову, редакцию издания осуществил профессор Московской консерватории прот. Д. В. Разумовский. Содействие в подготовке издания оказал родственник М., приват-доцент Московского ун-та историк Г. Ф. Карпов - муж Анны Тимофеевны, урожденной Морозовой (1849-1924). Арсений Иванович разослал часть тиража по старообрядческим общинам. У старообрядцев эти книги именуются морозовскими.

А. И. Морозов среди певцов Морозовского хора. Фотография. Нач. XX в.
А. И. Морозов среди певцов Морозовского хора. Фотография. Нач. XX в.

А. И. Морозов среди певцов Морозовского хора. Фотография. Нач. XX в.
Арсений Иванович финансировал певч. коллектив, исполнявший древние церковные напевы. Хор получил название «Морозовский», Морозов лично отбирал для хора способных детей и молодежь из семей своих работников. Первым головщиком хора в 1872 г. стал знаток крюкового пения И. А. Фортов. В 1900 г. по инициативе Арсения Ивановича впервые в старообрядческой певч. практике был создан женский хор при Богородско-Глуховской мануфактуре. Ок. 1905-1906 гг. при Морозовском хоре начала работу школа крюкового пения во главе с дирижером П. В. Цветковым; в 1908-1911 гг. под рук. Цветкова при коллективе действовали летние курсы по подготовке учителей старообрядческого духовного крюкового пения. В 1907 г., после кончины Фортова, Цветков возглавлял Морозовский хор до своей кончины в 1911 г. После него муж. хором руководили Н. Ф. Маслов и Т. В. Цветков, женским управлял В. Е. Швецов. Морозовский хор пользовался большой известностью в старообрядческой среде, певцы из хора ездили в качестве преподавателей крюкового пения в общины.

Церковь во имя прор. Захарии в Богородске. 1911 г. Архит. И. Е. Бондаренко. Фотография. 10-е гг. XX в.
Церковь во имя прор. Захарии в Богородске. 1911 г. Архит. И. Е. Бондаренко. Фотография. 10-е гг. XX в.

Церковь во имя прор. Захарии в Богородске. 1911 г. Архит. И. Е. Бондаренко. Фотография. 10-е гг. XX в.
Впервые в истории старообрядчества хор вышел на концертную сцену. Концерты состоялись: 25 марта и 6 апр. 1908 г., 8 марта и 1 нояб. 1909 г., 13 марта 1911 г.- в Большом зале Московской консерватории, 16 и 18 апр. 1909 г.- в С.-Петербургской консерватории, 22 июня 1910 г.- на 3-м съезде хоровых деятелей России. В репертуар хора входили песнопения разных гласов, распевов (знаменного, демественного, путевого, большого), напевы «Рогожского кладбища», «московского Преображенского кладбища», псальмы, духовные стихи, греч. пение «с исоном», песнопения с «аненайками», «хомовым напевом» и др. В связи с расширением концертной деятельности коллектив приобрел официальное название - «Хор любителей древнего церковного знаменного крюкового пения при фабрике Богородско-Глуховской мануфактуры А. И. Морозова». Концертная деятельность коллектива встретила неоднозначную реакцию со стороны как представителей старообрядчества, так и муз. общественности. Первые стояли на страже традиций, последняя была не подготовлена для восприятия монодийной древнерус. певч. культуры. Деятельность хора, полемика вокруг нее подробно освещались на страницах старообрядческой прессы. В 1907, 1909, 1910 гг. фирмы «Beka Grand» и «Gramophone» на средства А. И. Морозова осуществили запись пения хора, граммофонные пластинки широко разошлись по всей стране. Значение этих записей стало особенно велико в наст. время, когда древние песнопения исполняют профессиональные хоры, они звучат в храмах; возникают вопросы интерпретации древних песнопений. В 1988 г. к празднованию 1000-летия Крещения Руси Старообрядческая митрополия издала часть реставрированных записей Морозовского хора.

В 1908-1911 гг. число певчих хора колебалось от 200 до 300 чел. К 1911 г. в состав коллектива входили женский и мужской хоры с подготовительными отделениями и организованный по инициативе А. И. Морозова «мужской хор, состоящий из молодых певцов». В кон. 1911 г. часть Морозовского хора была прикреплена к построенному на средства А. И. Морозова старообрядческому храму во имя прор. Захарии в Богородске (архит. И. Е. Бондаренко; сохр.). При храме сформировался свой певч. коллектив с участием певчих Морозовского хора. В 1913 г. стараниями Арсения Ивановича и певцов-морозовцев начали действовать хор и певческая школа при храме во имя св. кнг. Анны Кашинской (архит. Бондаренко, ныне восстанавливается) в дер. Кузнецы Богородского у., где находилось одно из предприятий мануфактуры. После 1917 г. Морозовский хор распался. Часть певчих не прекращала богослужебную деятельность до 2-й пол. ХХ в. Так, в Павловском Посаде в храме в честь Рождества Пресв. Богородицы молитвенная жизнь продолжалась трудами старосты Е. Е. Березиной и членов церковного совета - бывш. певчих Морозовского хора. А. И. Морозов остаток дней прожил в одном из домов рядом с построенной им церковью в Богородске. Похоронен на Рогожском кладбище, могила утеряна.

Абрам Саввич

Абрам Саввич, 3-й сын С. В. Морозова, владел предприятиями в Твери. Его сыновья Абрам Абрамович (1839-1882) и Давид Абрамович (1843-1893) стали наследниками этих предприятий, позже объединенных в «Товарищество Тверской мануфактуры». В 1914 г. основной капитал Товарищества составил 9 млн р. В 1915 г. на фабриках работало 14 тыс. рабочих. Абрамовичи присоединились к единоверию, затем к правосл. Церкви. Крупнейшие меценаты Михаил (1870-1903) и Иван (1871-1921) Абрамовичи (сыновья Абрама Абрамовича) собрали значительные коллекции, в т. ч. современной живописи. Москву украшают особняки этой ветви семьи М. на Воздвиженке, Пречистенке, Смоленском бульваре.

Тимофей Саввич

Тимофей Саввич, младший сын Саввы Васильевича, в 1873 г. преобразовал Торговый дом «Саввы Морозова сын и Ко» в Товарищество Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко», ставшее крупнейшей текстильной фирмой в России (в 1914 на бумагопрядильной, 3 ткацких, отбельно-красильно-набивной и отбельно-отделочной фабриках фирмы было занято 22 тыс. рабочих). Он был крупным пайщиком Курской железной дороги. В 1885 г. на предприятиях Товарищества Никольской мануфактуры началась стачка из-за системы штрафов. Суд присяжных оправдал бунтовщиков, что стало потрясением для Т. С. Морозова, и он передал управление предприятиями старшему сыну Савве Тимофеевичу. Последний учел просчеты отца в управлении производством, сократил рабочий день, улучшил бытовые и жилищные условия рабочих. Т. С. Морозов скончался 10 окт. 1889 г., управление Товариществом перешло к его вдове Марии Федоровне (1830-1911) и сыновьям Савве и Сергею.

Благотворительность

Варвара Алексеевна Морозова. Фотография. Нач. XX в.
Варвара Алексеевна Морозова. Фотография. Нач. XX в.

Варвара Алексеевна Морозова. Фотография. Нач. XX в.
С 40-х гг. XIX в. значительную часть прибыли М. расходовали на социальные нужды. Близ Богородска на их средства были построены больница, родильный дом, клуб-театр, 4-этажные казармы с канализацией, воздушным отоплением для вновь прибывающих рабочих, мастерам и кадровым рабочим выделялись беспроцентные ссуды на строительство собственного жилья. В дер. Кузнецы Буньковской вол. была устроена больница, действующая и в наст. время. На поддержку рабочих и служащих Богородско-Глуховской мануфактуры в 1896 г. Арсений Иванович Морозов выделил более 40 тыс. р. Он приглашал в Богородск известных архитекторов - А. В. Кузнецова, Бондаренко. Благодаря усилиям А. И. Морозова в Богородске появились мужское и женское уч-ща, после 1905 г. в городе и предместьях было построено 4 старообрядческих храма, в Богородском у.- ок. 15 храмов (сохр. 2, один в полуразрушенном состоянии).

С 80-х гг. XIX в. М. уделяли много внимания благотворительности в области образования и медицины. Члены семьи М.- студенты, преподаватели, благотворители были тесно связаны с жизнью Московского ун-та. Период 80-х гг. XIX в.- 10-х гг. XX в. был отмечен поразительной по размаху и систематичности благотворительностью М. в Московском ун-те. В 1886 г. поступило 2 пожертвования (1200 и 3750 рублей) на нужды студентов от М. и их близких. В 1891 г. Варвара Алексеевна Морозова передала 5 тыс. р. на учреждение из процентов с капитала стипендии им. кн. В. А. Долгорукова для студентов без различия фак-тов. В 1906 г. Московское об-во старообрядцев, приемлющих священство (по Рогожскому кладбищу), внесло капитал в 6 тыс. р. на учреждение стипендии им. гр. С. Ю. Витте для студентов старообрядческого вероисповедания без различия фак-тов. В 1911 г. по завещанию Марии Федоровны Морозовой в ун-т поступил капитал в 30 тыс. р. для выплаты 4 стипендий бедным студентам рус. происхождения и православного исповедания. В 1914 г. Петр Арсеньевич Морозов передал 5 тыс. р. на учреждение стипендии для студентов-медиков без различия религии и национальности, избравших своей специальностью психиатрию. Почетным членом Об-ва пособия нуждающимся студентам Московского ун-та являлся Савва Тимофеевич Морозов, один из основателей Московского Художественного театра.

В 1882 г. В. А. Хлудов и его сестра В. А. Морозова на собственные средства в размере 15 тыс. р. построили на земле университетского Ботанического сада 2-этажный каменный дом для большого университетского гербария. Здание до сих пор используется на старой территории Ботанического сада МГУ. В 1887 г. В. А. Морозова пожертвовала Московскому ун-ту 2 участка земли на Девичьем поле: «один... со всеми находящимися на нем возведенными г-жою Морозовой постройками для клиники душевнобольных имени покойного мужа Абрама Абрамовича Морозова и другой пустопорожний участок земли под постройку клиники для нервных болезней». Пожертвование было оценено в 425 тыс. р. Так было положено начало комплексу клиник медицинского фак-та Московского ун-та. В 1889 г. были «приняты в его собственность сооруженные на принадлежащей университету земле здания, пожертвованные мануфактур-советником Тимофеем Саввичем Морозовым,- здание клиники женских болезней с полным обзаведением на 40 кроватей, с присвоением наименования самого жертвователя» (Отчеты. 1890. С. 60-61). Супруге Тимофея Саввича Марии Федоровне Морозовой было предоставлено звание попечительницы 5 коек клиники, на содержание к-рых Морозов внес 50 тыс. р.

Примером семейного единения стало основание в 1898 г. «лечебницы-приюта для больных раком и другими злокачественными опухолями имени Морозовых» (прообраз совр. хосписов). В этом начинании участвовали мн. М. и их родственники. В 1900 г. М. Ф. Морозова выделила Московскому ун-ту 20 тыс. р. для образования «неприкосновенного капитала им. Александра Александровича Назарова», проценты с которого употреблялись на нужды университетской фундаментальной б-ки. В 1910 г. Мария Федоровна передала ун-ту 5 тыс. р. на строительные нужды приюта при клинике нервных болезней.

С 1914 г. значительные капиталы М. направляли в помощь раненым на полях сражений первой мировой войны. Значительные пожертвования делались семьей на научные изыскания, на развитие Сельскохозяйственной академии. Варвара Алексеевна Морозова подарила Москве Тургеневскую б-ку, построенную по проекту архит. Д. Н. Чичагова.

М. вместе с широким кругом родственников играли ведущую роль в управлении Рогожским кладбищем и сохранении его святынь. Во главе совета попеременно сменялись А. И. Морозов, его племянник по жене П. П. Рябушинский и родственник Морозовых Абрамовичей М. С. Кузнецов.

Не только Арсений Иванович, но и др. М. были выдающимися храмоздателями. Одной из крупных моленных Москвы была моленная Елисея Саввича Морозова в его доме во Введенском (ныне Подсосенский) пер., 21, с иконами ХV - 1-й пол. ХVII в. и древними книгами. В дальнейшем главой общины были Викула Елисеевич и старший внук Алексей Викулович. На средства Викулы Елисеевича в 1884 г. была построена поморская моленная в Зуеве, в 1912 г. храм был расширен по проекту Бондаренко и мог вмещать до 1 тыс. чел. В 1908 г. по проекту того же архитектора в Москве был воздвигнут поморский Воскресенско-Покровский храм в Токмаковом пер., 17, созданный на средства Алексея, Сергея, Ивана и Елисея Викуловичей, а также Екатерины Викуловны Горбуновой, Евдокии Викуловны Кокоревой, Евгении Викуловны Любушкиной и их родственников Зиминых.

Савва Тимофеевич Морозов. Фотография. 1-я пол. 90-х гг. XIX в.
Савва Тимофеевич Морозов. Фотография. 1-я пол. 90-х гг. XIX в.

Савва Тимофеевич Морозов. Фотография. 1-я пол. 90-х гг. XIX в.
В 1856-1905 гг. крупнейшей моленной белокриницкого согласия в Москве была моленная во имя свт. Николы Чудотворца в доме Т. С. Морозова в Трехсвятительском пер., 1. После смерти Тимофея Саввича его вдова Мария Федоровна пожертвовала на Рогожское кладбище 200 тыс. р. М. Ф. Морозова финансировала строительство Марфо-Мариинской московской женской обители милосердия; в жен. школе при обители получили первоначальное образование неск. внучек и правнучек Марии Федоровны. На ее средства совместно с вкладом И. А. Колесникова сооружен новый корпус для сестер милосердия этой общины.

Значительный вклад в развитие и благоукрашение старообрядческих храмов Белокриницкой иерархии (Русской православной старообрядческой церкви) внесла Феодосия Ермиловна Морозова. В 1906 г. она внесла 200 тыс. р. на строительство в Замоскворечье по проекту архит. В. П. Десятова ц. Покрова Пресв. Богородицы (Новокузнецкая, 38, ныне принадлежит Русской древлеправославной церкви (см. Беглопоповцы)). В 1911 г. она пожертвовала 10 колоколов в новопостроенный Покрово-Успенский храм в М. Гавриковом пер., 29, подарила значительное число колоколов др. храмам. В 1907 г. при теплом Христорождественском храме на Рогожском кладбище в память о ее сыне был сооружен придел во имя прп. Сергия Радонежского, украшенный старинными иконами, в т. ч. иконой прп. Сергия ХVI в. в серебряной ризе. Ф. Е. Морозова построила здание больницы в Рогожском пос. и новую Певческую палату для певцов хора Рогожского кладбища и их семей.

В Москве насчитывается более 70 зданий, принадлежавших М. Этот многочисленный род использовал лишь треть из них для своих нужд, остальные домовладения (более 40) предназначались для культурных, просветительских и благотворительных целей. Фамилия М. фигурировала в названиях 10 московских учреждений. Сегодня она сохранилась лишь в названии детской Морозовской больницы (носила имя Викулы Елисеевича Морозова, построена его сыновьями в 1901-1905).

После 1917 г. М. и их многочисленные родственники разделили судьбу России, но большинство оказались в разных странах мира. Долгое время М. упоминались на родине только с отрицательными характеристиками. В 80-90-х гг. XX в. благодаря деятельности краеведов и историков произошло возвращение М. на их малую родину. 8 дек. 1985 г. в Орехово-Зуевском краеведческом музее прошла встреча с внуком, полным тезкой мецената, фронтовиком, старейшим журналистом газ. «Известия» Саввой Тимофеевичем Морозовым. В 1985-1988 гг. вышли 2 издания кн. С. Т. Морозова «Дед умер молодым» (в 1989 экземпляр книги Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв вручил президенту Франции Ф. Миттерану в Доме приемов МИД на Спиридоновке (бывш. особняк С. Т. Морозова)). В февр. 1992 г. настоятель старообрядческого храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в Орехово-Зуеве свящ. Леонтий Пименов отслужил панихиду по Савве Тимофеевичу Морозову, на которой присутствовала правнучка мецената Ирина Саввична. 29 февр. 1992 г. во МХАТ им. А. П. Чехова состоялся вечер памяти С. Т. Морозова. Выдающимся бизнесменам - меценатам нашего времени, помогающим театру, вручается почетный «Морозовский знак».

В 1992 г. в Орехово-Зуеве был создан «Морозовский клуб», его целью является сохранение памяти о знаменитой династии. Памятная доска в честь С. Т. Морозова установлена в Орехово-Зуеве на ул. Ленина (бывш. Никольская), на здании бывш. управления мануфактур, в к-ром располагался кабинет Морозова. Имя С. Т. Морозова носит Московский гос. гуманитарно-технологический ун-т в Орехово-Зуеве (бывш. Педагогический ин-т), занимающий здание бывш. богадельни им. Т. С. Морозова (на постройку богадельни вдова последнего М. Ф. Морозова в 1892-1904 пожертвовала 800 тыс. р.). Ун-т проводит межрегиональные «Морозовские чтения». Имя С. Т. Морозова носит также Орехово-Зуевский бизнес-колледж (бывш. химико-механический техникум).

В 1995 г. в Ногинске, в 1997 г. в Орехово-Зуеве и в 1998 г. в Москве прошли научно-практические «Морозовские чтения», приуроченные к 200-летию династии. Потомок М., старший научный сотрудник Ин-та славяноведения РАН М. Г. Смольянинова, ведет работу по освещению роли М. в культурной жизни Москвы и Подмосковья.

Ист.: Отчеты о состоянии и действиях имп. Московского ун-та. М., 1887. С. 134; 1890. С. 60-61; 1891. С. 72-73; 1897. С. 99; 1901. С. 98; 1907. С. 64; 1911. С. 143; 1912. С.126; 1915. С. 319; И. А. Фортов: Некр. // Церковь. 1908. № 4. С. 129; Богатенко Я. А. П. В. Цветков: Некр. // Там же. 1911. № 12; Дер. Кузнецы Богородского у. // Старообр. мысль. 1912. № 3. С. 274; Сабашников М. В. Записки. М., 1985. С. 74, 77; Филаткина Н. А., публ. Детство (1857-1868): Восп. А. В. Морозова // Старообрядчество в России. М., 2004. Вып. 3. С. 542-553.
Лит.: Морозовы и их роль в истории России: Тр. 1-й науч.-практ. конф. «Морозовские чтения», 16-18 нояб. 1995. Ногинск (Богородск), 1996; Агеева Е. А. В. Е. Морозов и его окружение // Купцы Морозовы - российские предприниматели и меценаты: Тез. докл. науч.-практ. конф. Орехово-Зуево, 1997. С. 109-114; Морозовы и Москва: Тр. юбил. науч.-практ. конф. «Морозовские чт.». М., 1998; Дынникова И. В. Морозовский хор в контексте старообрядческой культуры нач. ХХ в. М., 2009; Филаткина Н. А. Династия Морозовых: Лица и судьбы. М., 2011; Смольянинова М. Г. Сказание о Морозовых: История моего рода (1770-2012). М., 2014.
Е. А. Агеева
Ключевые слова:
Старообрядцы Собиратели памятников искусства Благотворители и меценаты Морозовы, предприниматели (гл. обр. в сфере текстильной промышленности), благотворители, меценаты, коллекционеры; старообрядцы
См.также:
БАХРУШИНЫ семья рус. купцов и промышленников, известная своей благотворительностью
КУЗНЕЦОВЫ династия старообрядцев, предпринимателей в области фарфорового дела и благотворителей
АВВАКУМ Петров (1620 - 1682), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель
АВРААМИЙ (Афанасий; † 1672), старообрядческий писатель, юродивый, затем инок (расстрижен)
АВРААМИЙ (Венгерский Алексей Иванович; † 1702), инок, один из руководителей раннего урало-сибир. старообрядчества, писатель, владелец б-ки
АЛЕКСАНДР ДИАКОН (ок. 1674/75–1720), старообрядец-поповец, основатель диаконовского согласия
АЛЕКСЕЕВ Иван (1709-1776), старообрядец-беспоповец, писатель, иконописец
АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии