Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАСАДА
44, С. 272-274 опубликовано: 27 апреля 2021г.


МАСАДА

Руины укреплений и дворца на горе Масада
Руины укреплений и дворца на горе Масада

Руины укреплений и дворца на горе Масада

[Евр.   - крепость], крепость-дворец на вершине одноименной горы (ок. 450 м над уровнем моря) на границе между Иудейской пустыней и долиной Мёртвого м., в 25 км к югу от Эйн-Геди. Была построена Иродом Великим, царем Иудеи, между 37 и 31 гг. до Р. Х. Во время антирим. восстания 66-73 гг. по Р. Х. служила последним оплотом повстанцев-зилотов; в наст. время М.- символ героизма и силы духа евр. народа.

История

Подробное описание М. приводит Иосиф Флавий (ок. 37 или 39 - ок. 100 г. по Р. Х.) в «Иудейской войне». Согласно ему, 1-е укрепление на горе возвел первосвященник Ионафан Хасмоней (брат Иуды Маккавея, первосвященник с 152/3 г. до Р. Х.) или Александр (Ионафан) Яннай, царь и первосвященник Иудеи. В поддержку последнего свидетельствуют находки на территории крепости распространенных в Палестине монет времени правления Александра Янная (103-76 гг. до Р. Х.).

В период борьбы за господство в Иудее, к-рую с 63 г. до Р. Х. контролировали римляне, их ставленник Ирод, сын идумеянина Антипатра (с 41 г. до Р. Х. правил от имени Марка Антония пров. Иудея), бежавший из Иерусалима, оставил в М. семью. Он назначил своего брата Иосифа комендантом крепости. Согласно Иосифу Флавию, осажденные армией Антигона защитники испытывали недостаток воды, но спаслись благодаря проливному дождю, заполнившему водохранилища. Вернувшись из Рима уже как царь Иудеи, Ирод снял осаду с М. В самом начале правления (между 37 и 31 гг. до Р. Х.) он, перестраивая крепости Хасмонеев в долине р. Иордан, превратил М. в великолепный укрепленный дворец.

После смерти Ирода, с 6 по 66 г. по Р. Х., в крепости, видимо, стоял рим. гарнизон.

Во время 1-го антиримского восстания, в 66 г., М. захватил Менахем, сын Иуды Галилеянина, с отрядом зилотов. Во время восстания в крепости скрывались все, кто опасались преследований римлян. После гибели Менахема (ок. 67) в М. с отрядом сикариев бежал его племянник Элиезер бен Яир (возглавлял оборону с 70 до ее падения в 73/74).

С 72 г. крепость оставалась единственным не покорившимся Риму местом в стране. Подошедший 10-й рим. легион во главе с Флавием Сильвой окружил скалу стеной и построил вокруг неск. наблюдательных пунктов и лагерей (сохр. следы 8 лагерей). С запада естественное всхолмление было увеличено и превращено в осадный пандус для выдвижения тарана высотой более 70 м (сохр. до наст. времени). В 73/74 г. римляне пробили брешь в стене, после чего Элиезер призвал оставшихся защитников крепости (960 чел.) покончить с собой. Ссылаясь на рассказ 2 уцелевших женщин, спрятавшихся с детьми в пещере, Иосиф Флавий описывает события в М. накануне сдачи крепости защитники собрали и сожгли все ценное (кроме съестных припасов, чтобы враг не думал, что они испугались голода), затем убили жен и детей, после чего выбрали по жребию 10 чел., к-рым предстояло убить остальных. Один из 10 оставшихся также по жребию убил своих собратьев и поджег крепость, а затем покончил жизнь самоубийством.

После падения крепости здесь стоял рим. гарнизон (до 111). В V-VI вв. на вершине М. возник мон-рь с небольшой церковью, к-рая имела мозаичный пол, трапезную и кухню.

Изучение

Широкоизвестная благодаря рассказам Иосифа Флавия, М. одной из первых в Палестине привлекла внимание ученых. В 1838 г. амер. ученые Э. Робинсон и И. Смит идентифицировали ее на местности; в 1842 г. амер. миссионер С. Вулкотт и англ. худож. У. Типпинг (иллюстратор брит. издания «Иудейской войны»), посетив М., оставили ее описания и рисунки. В 1851 г. франц. исследователь Ф. де Сольси раскрыл здесь остатки визант. церкви с мозаичным полом. Он первым снял план крепости и рим. лагеря (план издан в 1875), к-рый уточнил К. Р. Кондер. В 1867 г. англ. военный инженер Ч. Уоррен впервые поднялся в крепость с вост. стороны по упоминаемой Иосифом Флавием Змеиной тропе. В 1909 г. А. В. Домашевски и Р. Э. Брюннов вновь исследовали остатки рим. лагерей; в 1932 г. раскопки М. вел А. Шультен (Германия).

С 50-х гг. XX в. работы возглавили израильские археологи: была исследована система водоснабжения крепости и раскопан один из рим. лагерей (1953, Ш. Гуттман, А. Алон); установлены очертания крепостных сооружений и план цитадели (1955, М. Ави-Йона, Н. Авигад; 1956, Й. Ахарони, Гуттман). Основные археологические работы на М. провел И. Ядин (1963-1965) в рамках международной экспедиции, коллектив которой включал сотни добровольцев. Была расчищена почти вся застроенная часть скалы, предпринята попытка восстановления древних построек. В результате работ историка иродианской архитектуры Э. Нецера (1989, 1995-2001) и других ученых были открыты новые строительные фазы, получены эпиграфические материалы эпохи иудейской войны, подробно освещено устройство рим. лагерей.

Архитектура и археология

Крепость Ирода Великого занимала всю вершину ромбовидной (в плане) горы (650×300 м), имела двойную стену (периметр ок. 1400 м) с казематами (ок. 70), 30 башен и четверо ворот в виде квадратных помещений с 2 входами, полами и сиденьями вдоль украшенных фресками стен. Дождевая вода из 2 каньонов к западу от М. шла по открытым оштукатуренным каналам в водосборные цистерны, высеченные 2 рядами на сев.-зап. склоне горы; отсюда воду носили в подземные цистерны.

На обрывистом северном склоне Ирод поставил Царский (Северный) 3-ярусный дворец. С верхнего яруса в виде полуциркульного балкона были видны нижние ярусы, в южной его части находились 4 комнаты (вероятно, личные покои царя); их пол был выложен плетеным геометрическим узором из черно-белой мозаики (одной из первых в Израиле).

Средний ярус расположен на 20 м ниже верхнего - это терраса с 2 круглыми концентрическими стенками (диаметр 15,3 и 10 м), на каждой из которых стояли 2 ряда колонн (возможно, изначально взаимосвязанных и несущих перекрытие). Южнее шла лестница на верхнюю террасу и находился зал, украшенный искусственным мрамором. В восточной части имелись большая комната с украшенной фресками стеной и крытая колоннада. Нижний ярус (на 15 м ниже среднего) - приподнятая квадратная платформа (сторона 17,6 м), располагавшаяся на специальной подпорной стене; на платформе был оборудован расписанный геометрическими узорами зал, к которому вел портик. В вост. части террасы находилась небольшая баня в рим. стиле.

Модель укреплений и дворцов Масады
Модель укреплений и дворцов Масады

Модель укреплений и дворцов Масады

Трехуровневый Северный дворец, как бы повисший над обрывом скалы,- один из шедевров иродианской архитектуры (см. в ст. Ирод Великий); его решение уникально для Палестины и, возможно, повлияло на постройку дворца рим. имп. Тиберия на о-ве Капри.

В зап. части крепости на площади 4 тыс. кв. м была построена офиц. резиденция Ирода. Здесь находились царские покои, расположенные по периметру внутреннего двора, декорированные мозаикой бани и бассейн с холодной водой. В сев.-вост. части здания располагались мастерские, в юго-западной - склады, в северо-западной - служебные помещения. Рядом с официальной резиденцией было выстроено еще 3 небольших, но богато украшенных дворца, по-видимому принадлежавших членам семьи Ирода. Около одного из них также имелся бассейн.

К югу от Северного дворца была построена большая баня в рим. стиле с 4 комнатами и двором, напоминавшая бани во дворцах Ирода в Иерихоне и Иродионе. Как и сам дворец, баню богато украсили мозаикой и фресками. К востоку и югу от нее стояли склады - 11 помещений из крупных каменных плит. Здесь хранили обильные припасы, сделанные Иродом. По словам Иосифа Флавия, Элиезер, заняв М., нашел продукты свежими, хотя они были оставлены почти 100 лет назад; остатки этих припасов видели еще римляне. В крепости хранилось много оружия и сырье для кузнечного дела (железо, медь и олово).

Зилоты за годы управления М. (66-73/74) существенно изменили планировку дворца-крепости. Роскошные церемониальные структуры Ирода не удовлетворяли их потребностей, поэтому защитники разобрали часть зданий, построив из камня временные жилища и пустив на сооружение крыш выломанные из полов балки. Северный дворец стал командным пунктом и центром управления. Башни использовали в основном как служебные помещения и мастерские. В северной и южной частях М. были построены неск. микв (бассейнов для ритуального омовения), отвечающих требованиям галахи, а также синагога и бейт-мидраш (уч-ще).

При раскопках М. обнаружены остатки одежды и утвари, принадлежавшие осажденным - изделия из кожи, корзины, вещи из бронзы, камня и стекла, керамика, алебастровые и золотые сосуды; обильно представлены монеты (2 клада). В пещере в юж. части скалы были найдены 25 скелетов мужчин, женщин и детей. Ядин счел их останками сикариев и в 1969 г. предал земле с воинскими почестями; он полагал также, что пепел с остатками предметов подтверждает сообщение Флавия о сожжении личного имущества защитников перед смертью. Эти заключения разделяют не все ученые.

В М. найдены многие сотни остраконов с надписями на иврите и арам. языке (11 сделаны одной рукой, и на них указано только одно имя - возможно, это жребии последних защитников М.), на латыни (в одной надписи упомянут «Ирод, царь Иудеи») и 14 свитков с апокрифическими и сектантскими текстами (на арамейском и древнееврейском) - один из них содержит фрагмент Песен субботней службы, идентичных известным по свитку из Кумрана.

В XXI в. М.- известный туристический объект с канатной дорогой.

Лит.: Yadin Y. Masada: Herod's Fortress and the Zealot's Last Stand. N. Y., 1966; idem. Masada // NEAEHL. 1993. Vol. 3. P. 973-985; 2008. Vol. 5. P. 1935-1940 (Библиогр.); Masada: The Y. Yadin Excavations 1963-1965: Final Reports. Jerus., 1989-[2007]. Vol. 1-[8]; Ben-Yehuda N. The Masada Myth: Collective Memory and Mythmaking in Israel. Madison, 1995; idem. Sacrificing Truth: Archaeology and the Myth of Masada. Amherst (N. Y.), 2002; Masada: Proposed World Heritage Site by the State of Israel. Jerus., 2000; Netzer E. The Palaces of the Hasmoneans and Herod the Great. Jerus., 2001; Беляев Л. А., Мерперт Н. Я. От библейских древностей к христианским: Очерки археологии эпохи формирования иудаизма и христианства. М., 2007; Ben-Tor A. Back to Masada. Jerusalem, 2009; Herod the Great: The King's Final Journey / Ed. S. Rozenberg, D. Mevorah. Jerus., 2013.
Л. А. Беляев
Ключевые слова:
Израиль древний Страноведение. Израиль Израиль. История (см. также Израиль древний) Масада, крепость-дворец на вершине одноименной горы
См.также:
АККО морской порт и крепость севернее мыса Кармель (Израиль)
АНТОНИЕВА БАШНЯ название крепости в Иерусалиме (ок. 36 г. до Р. Х.)
АСКАЛОН г. на юге Израиля, один из 5 главных филистимских городов
БЕТ-АЛЬФА город в вост.части долины Йизреэль
ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства
ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви
ИЕРУСАЛИМ город в исторической Палестине, место проповеди, крестной смерти и воскресения Иисуса Христа
ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ 1. Одно из самонаименований древнеевр. народа; 2. Общее наименование государственно-политических образований древнеевр. народа на территории Палестины с XI в. до Р. Х. до последних попыток восстановления его политической независимости (нач. II в. по Р. Х.)