Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛИСИЦЫН
41, С. 128-130 опубликовано: 17 июля 2020г.


ЛИСИЦЫН

М. А. Лисицын. Фотография. Ок. 1900 г.
М. А. Лисицын. Фотография. Ок. 1900 г.

М. А. Лисицын. Фотография. Ок. 1900 г.
Михаил Александрович (13.12.1872, г. Духовщина Смоленской губ.- 3.06.1918, Петроград?), прот., рус. духовный писатель, муз. критик, церковный композитор. Род. в семье диакона. Рано проявил муз. способности. Окончил городское училище в Духовщине, затем ДУ в Смоленске, в это время пел в архиерейском хоре, в 4-м классе училища стал регентом ученического хора, в период обучения в Смоленской ДС был регентом семинарского хора. В 1888-1889 гг. занимался теорией музыки с помощником инспектора С. Я. Воробьёвым, ранее учившимся в Бесплатной муз. школе под рук. М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова и иногда дирижировавшим семинарским хором. Поступил в КДА (1893), где также руководил хором, одновременно занимался в муз. школе С. М. Блуменфельда, пел в хоре этого учебного заведения. В 1897 г. защитил канд. дис. «Церковный Устав в Русской Церкви с принятия христианства по XVI век включительно: Критико-библиографический очерк», написанную под рук. проф. А. А. Дмитриевского (см.: Извлеч. из ж. Совета КДА за 1896/1897 г. С. 211-216; Сове. 1968. С. 68). В Киеве преподавал теорию музыки на курсах Киевского религиозно-просветительского об-ва и на курсах для учителей и учительниц одноклассных школ (1897-1898).

С кон. 90-х гг. XIX в. Л. жил в С.-Петербурге, преподавал богословие в Военно-медицинской академии, в 1898-1902 гг. являлся священником приюта (гимназии и реального уч-ща) принца Петра Георгиевича Ольденбургского, с 1904 г. был настоятелем (с 1908 протоиерей) ц. Рождества Иоанна Предтечи при Пажеском корпусе и законоучителем в нем. В 1902 г. познакомился с С. В. Панченко, советы к-рого оказали влияние на становление Л. как композитора; в этом же году опубликовано 1-е муз. сочинение Л.- Херувимская демественная. В 1895-1915 гг. работал постоянным обозревателем ж. «Музыка и пение». Неоднократно был членом комиссий, организованных Синодом для составления программ по преподаванию пения в духовных и церковных школах. В нач. 1900-х гг. принимал участие в религиозно-философских собраниях наряду с Д. С. Мережковским, В. В. Розановым и др. В 1903 г. окончил курс наук в С.-Петербургском археологическом ин-те. В 1910-1911 гг. Императорская АН поручила Дмитриевскому и Л. подготовить критическое издание Студийско-Алексиевского Устава XII в. № 330 Синодальной б-ки (ныне в ГИМ) по рукописи с разночтениями из др. списков, к-рое, однако, не было осуществлено (см.: Карабинов. 1916. С. 331; Пентковский. Устав. С. 37).

В 1911 г. Л. защитил магист. дис. «Первоначальный славяно-русский Типикон: Историко-археологическое исследование» (опубл.: СПб., 1911), за к-рую был удостоен премии АН и премии митр. Макария (Булгакова). Рецензенты - М. Н. Скабалланович и И. А. Карабинов - опровергли 2 главных тезиса Л.: господство в первые века истории рус. богослужения Устава Великой церкви (под которым Л. понимал не устав к-польского собора Св. Софии, а «устав апостольских... и кафедральных церквей», т. е. древнейшую универсальную кафедральную традицию - Лисицын. Ответ. 1913. С. 122) и противопоставление появившегося здесь в 60-х гг. XI в. Студийско-Алексиевского устава собственно Студийскому (Л. определял первый исключительно как «ктиторский», подразумевая под этим термином авторскую компиляцию из разных источников без преобладания к.-л. из них). По мнению Карабинова, основной недостаток книги Л.- «не совсем ясное различение второстепенных и существенных сторон вообще церковного устава, а отсюда - и недостаточно твердое понимание отличий обследуемых им уставов» (Карабинов. 1916. С. 316). Также он отмечал, что особенности, к-рые Л. считал принадлежностью Устава Великой церкви, могли проникнуть на Русь уже в составе Алексиевского устава (Там же. С. 328-329). Карабинов указал на упущение Л. таких важных источников, как южнослав. и древнерус. Апостолы, Евангелия и Паремийники, древнерус. житийная и учительная лит-ра, на ошибки диссертанта при описании и анализе рукописей и исследований своих предшественников - прот. А. В. Горского и К. И. Невоструева, архиеп. Сергия (Спасского), И. Д. Мансветова (Там же. С. 320-321, 329-333). В качестве причины ошибочных выводов Скабалланович назвал недостаточное внимание к описываемому в древнерус. литургических памятниках строю суточного богослужения и избыточное - к редким обрядам и частностям; ценность работы Л. он видел в привлечении, разработке и группировке обильного материала, а также во введении в научный оборот новых источников - 2 фрагментов Устава XIII в.- ГИМ. Хлуд. № 16 и РНБ. Погод. № 48 (последний был обнаружен Л.), характер к-рых он в отличие от Л. определял как «Студийский тип богослужения в более раннюю эпоху его развития по сравнению с той, которая представлена в Алексиевском уставе...» (Скабалланович. 1912. С. 17).

Вместе с А. И. Соболевским, прот. В. М. Металловым и А. В. Преображенским Л. подготовил издание болг. сборника XIII в., известного как Зографский Трефологий, или Драганова Минея (Зографский трифологий. СПб., 1913. (ИздОЛДрП; 131)).

Л.- автор свыше 130 статей по церковной музыке в периодических изданиях («Музыка и пение», «Русская музыкальная газета», «Народное образование», «Музыкальный труженик», «Музыкальный современник», «Колокол», «Музыка и жизнь», «Санкт-Петербургский духовный вестник», «Современный театр и музыка», «Миссионерское обозрение»). В публикациях он затрагивает широкий круг вопросов: история духовной музыки, анализ и оценка новых сочинений, программ духовных концертов, положение певцов и регентов, состояние духовно-муз. цензуры. Л.- автор первого и наиболее полного систематического обзора рус. церковной музыки его времени (Краткий обзор новейшей духовно-муз. лит-ры // Нар. образование. 1898. № 1-8, 10; 1899. № 8-12; То же // Музыка и пение. 1898/1899. № 1-12; 1899/1900. № 1-3, 5, 7-9, 11-12; 1900/1901. № 1-8, 11; Обзор духовно-муз. лит-ры: 110 авторов, ок. 1500 произведений. СПб., 1901, 19022).Циклы статей «Очерки из истории русской церковной музыки» (Музыка и пение. 1899/1900. № 1-3, 5, 7, 9-12; 1900/1901. № 1-6, 11 (№ 6, 11 - изменено заглавие: «Очерк истории правосл. церковного пения в России»)), «Современная церковная музыка» (Там же. 1901/1902. № 1-9, 11-12), «Современная и новейшая церковная музыка» (Там же. 1902/1903. № 1-4, 6-8, 10, 12; 1903/1904. № 1 (изменено заглавие: «Новая и новейшая церковная музыка»), 4-10, 12; 1904/1905. № 1-5, 7, 9) охватывают историю русского церковного пения со времени его зарождения до нач. ХХ в. Л. одним из первых дал оценку духовному творчеству М. И. Глинки, прот. Петра Турчанинова, Г. Ф. Львовского, П. И. Чайковского, Римского-Корсакова, А. С. Аренского, Панченко, Н. И. Компанейского, А. Д. Кастальского, А. Т. Гречанинова, П. Г. Чеснокова. Л. стремился направлять творческие усилия молодых композиторов, прояснять эстетику Нового направления в рус. церковной музыке как целостного явления. В работе «О новом направлении в русской церковной музыке» (Муз. труженик. 1909. № 7-9, 10/11, 12/13; отд. изд.: М., 1909; переизд. в сокращении с коммент.: РДМДМ. Т. 3. С. 525-561) Л. сформулировал главные принципы этого течения и выделил главные формы синтеза в творчестве рус. композиторов того времени: свободное использование древних и совр. церковных распевов различных правосл. традиций; соединение распевов иностранного происхождения (греческого, болгарского) с попевками, свойственными рус. народной песне; слияние сложных гармонических приемов, характерных для совр. музыки («вагнеризмов»), с «русским народным стилем» или с др. традиц. распевами; создание авторских сочинений «в духе церковного обихода»; соединение архаических муз. приемов, напр., т. н. исона (см. Исократима), с совр. способами гармонизации. Главными целями новой рус. церковной музыки Л. считал единение людей, разобщенных в условиях современной ему жизни (в т. ч. культурное сближение с зап. христианами и со старообрядцами), и создание для молитвы «родного» (т. е. основанного на отечественной муз. традиции), понятного всем муз. языка.

Л. был редактором первых 6 выпусков «Исторической хрестоматии церковного пения», издававшейся книжно-муз. магазином П. К. Селиверстова в С.-Петербурге (1902-1904). В эти выпуски вошли неск. десятков концертов и других духовно-муз. произведений А. Л. Веделя, Дж. Сарти, С. А. Дегтярёва, М. С. Березовского, иером. Виктора (Высоцкого), Ф. М. Максименко, В. М. Орлова и архим. Иосифа (бóльшая их часть была напечатана впервые).

В духовно-муз. творчестве - сочинениях и переложениях древних распевов - Л. стремился к реализации своих теоретических идей, но его произведения не всегда обладали внутренней стилистической цельностью: в них сочетались черты первых образцов рус. многоголосия, итал. концертного стиля рубежа XVIII и XIX вв. и нем. хоральной музыки, а также особенности языка немецкой позднеромантической гармонии. Наиболее интересны следующие музыкальные сочинения Л.: Херувимская демественная, Пение при архиерейском служении, «Хвалите имя Господне» (№ 14), «Христос воскресе» абиссинского напева (№ 16), Задостойник Пасхи (№ 11), «Покаяния отверзи ми двери» (№ 13). Произведения Л. исполнялись в С.-Петербурге митрополичьим хором под упр. И. Я. Тёрнова, любительским хором В. В. Певцовой и др., в Москве иногда звучали в концертах Синодального хора.

В 1917 г. Л. стал членом либерального Всероссийского союза демократического духовенства и мирян. На Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. Е. М. Витошинский, возглавлявший подотдел по церковному пению отдела о богослужении, проповедничестве и храме, предложил пригласить Л. в числе музыкантов для участия в работе этого подотдела, что, по-видимому, не было осуществлено из-за нехватки средств.

изд. автора: совр. изд.:

Муз. соч.: изд. автора: Духовно-муз. произв.: Для смеш. хора. СПб., 1902–1913. № 1–54; Иоанн Дамаскин. Гимн Воскресению (слова А. К. Толстого): Для муж. хора: Op. 14. СПб., 1903; Молитва («Научи меня, Боже, любить», слова К. Р.): Для смеш. хора: Op. 14. № 2. СПб., 1904; Две песни из Апокалипсиса: Для голоса с фп.: Op. 18. СПб., б. г.; изд-во П. И. Юргенсона: Духовно-муз. соч. М., [1908]. Ор. 6: Для однородного 4-голосного хора. № 1: «Слава, и ныне: Единородный Сыне», № 2: «Милость мира», № 3: «Отче наш», № 4: «В память вечную»; Ор. 17: Для смеш. хора. № 1: «От юности моея»: Болг. расп., № 2: «Достойно есть»: Путевого расп., № 3: «Взбранной Воеводе»: Киев. расп.; совр. изд.: Пение при архиерейском служении: Демественное: Патриаршее. М., 1996; «Покаяния отверзи ми двери» // «Покаяния отверзи ми двери». «На реках Вавилонских»: Для смеш. хора / Сост. Г. Н. Лапаев. М., 2000. С. 23–26; Многолетствование (Ор. 22) // Архиерейское богослужение: Избр. песнопения / Сост. Г. Н. Лапаев. М., 2003. С. 79–80; «Дева днесь»: Греч. расп., «Чертог Твой», № 2: Киев. расп., «Вечери Твоея тайныя» (соч. 4), «Ангел вопияше» № 2 (соч. 11), «Хвалите имя Господне» (соч. 15) // У святого Престола: Литургическая музыка правосл. священнослужителей / Сост.: Г. А. Смирнов. М., 2012. С. 131–138.
Соч.: П. И. Чайковский как духовный композитор: (Крит. очерк) // РМГ. 1897. № 9. Стб. 1199-1214; А. Ф. Львов (1799-1870): По поводу 100-летия со дня рождения. СПб., 1899; Церковь и музыка: (По поводу новых течений в муз. искусстве). СПб., 1902, 19042 (добавлен подзаголовок: Панченко, Кастальский и Гречанинов); Я. С. Калишевский и его хор: По поводу статьи г. Витошинского // Музыка и пение. 1902/1903. № 3. С. 2-3; № 4. С. 3-5; № 5. С. 1-5; [Рец. на:] Обиход одноголосный церковно-богослужебного пения по напеву Валаамского мон-ря // Там же. № 4. С. 7-8; Еще о пении в Киево-Печерской лавре: Письмо в редакцию // РМГ. 1903. № 37. Стб. 831-839; Имеющему уши...: (Ответ г. В. П.) // РМГ. 1904. № 8. Стб. 208-209; № 9. Стб. 235-237; По поводу новой школы церк. музыки (в ответ на фельетон г. Иванова) // Музыка и пение. 1904/1905. № 10. С. 1-3; Москва и Синодальный хор // Там же. 1905/1906. № 11. С. 4-5; № 12. С. 1-3 (переизд.: РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 874-882); «Революционные мотивы»: [Ответ на ст. М. М. Иванова] // Там же. 1906-1907. № 1. С. 3-4; Летние впечатления // Там же. 1908/1909. № 10. С. 2-5; № 11. С. 2-4; № 12. С. 2-4; 1911/1912. № 1. С. 1-2; Эпоха Бортнянского, Турчанинова и Львова и значение названных композиторов в истории русской культуры // Памяти духовных композиторов Бортнянского, Турчанинова и Львова: [Сб. ст.]. СПб., 1908. С. 12-19; Поборник правды: [О Н. И. Компанейском] // Там же. 1909/1910. № 6. С. 2-4; О древних и новых песнотворцах: Ист. очерк. СПб., 1910; Концерт Синодального хора // Колокол. 1911. № 1488 (переизд.: РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 1042-1043); Духовный концерт дирижера Зилоти [«Литургия» С. В. Рахманинова] // Там же. № 1501; О православии и «божественном» в церк. пении // Там же. № 1505; Нравственно-воспитательное значение музыки // Музыка и пение. 1910/1911. № 1/2. С. 3-4; № 4. С. 1-3; № 5. С. 1-2; № 6. С. 1; Лекция аббата Ж. Тибо // Там же. 1911/1912. № 5. С. 5; Ответ на «Несколько поправок [...]» проф. М. Скабаллановича» // ТКДА. 1913. Т. 1. № 1. С. 103-125; М. А. Гольтисон (1872-1914) // Музыка и жизнь. 1913/1914. № 5. С. 1-3; К вопросу о демественниках, клирошанах и о первоначальном пении в Русской Церкви: (По поводу кн. о. В. М. Металлова «Богослужебное пение в Русской Церкви в период домонгольский») // Муз. современник. 1917. Тетр. 7/8. С. 77-101.
Лит.: П. [Рец. на кн.:] Лисицын М., свящ. Обзор духовно-музыкальной литературы. СПб., 1901 // Нар. образование. 1901. Май/июнь. Библиогр. отд. С. 54-57; В. П[етрушев]ский. [Библиогр. заметка:] Лисицын М. Обзор духовно-муз. лит-ры // Церковно-приходская школа. 1901. Кн. 12. С. 421-422; А. Р. [Рец. на изд.:] Лисицын М. А. Обзор духовно-муз. лит-ры // ВиЦ. 1902. Кн. 1. С. 174-177; А. [Рец. на изд.:] Свящ. М. Лисицын. Духовно-муз. соч. для смеш. хора // Музыка и пение. 1903/1904. № 2. С. 5-6; № 3. С. 6; № 5. С. 5; он же. Приятные подтверждения // Там же. 1903/1904. № 12. С. 5; Витошинский Е. М. Ответ свящ. М. А. Лисицыну // Там же. 1902/1903. № 7. С. 4-5; Леонович М. [Рец. на духовно-муз. соч. Л.] // Там же. 1903/1904. № 3. С. 5; 1904/1905. № 7/8. С. 7; 1906. № 7. С. 6; 1907/1908. № 4. С. 8; он же. [Рец. на изд.:] Свящ. М. Лисицын. Церковь и музыка // Там же. 1903/1904. № 5. С. 5-6; Компанейский Н. И. Духовно-муз. соч. свящ. М. Лисицына // РМГ. 1903. № 25/26. Стб. 614-622; он же. По поводу доклада М. А. Лисицына «О новом направлении в русской церковной музыке» // Музыка и пение. 1908/1909. № 2. С. 3-5; Петр В. И. О совр. состоянии церк. пения в Киево-Печерской лавре: [Ответ на ст. Л.] // РМГ. 1903. № 27/28. Стб. 631-642; Лебедев В., свящ. Свящ. М. А. Лисицын // Гусельки яровчаты. 1907/1908. № 5. С. 7-9; № 6. С. 5-6; Азъ [псевд., Авраамов А. М.]. Свящ. М. Лисицын. Духовно-муз. соч., ор. 6 // ХРД. 1909. № 12. С. 316; Редкий духовный концерт // Музыка и пение. 1909/1910. № 2. С. 1-2; Нефедьев Н. По поводу нового течения в правосл. церк. музыке (ответ М. А. Лисицыну) // Колокол. 1911. № 1508; Скабалланович М. Н. Неск. поправок к кн. о. прот. М. Лисицына: «Первоначальный славяно-русский Типикон. СПб., 1911 г.»: (Рец. и результаты коллоквиума). К., 1912; Карабинов И. А. Отзыв о труде прот. М. Лисицына «Первоначальный славяно-русский Типикон». СПб., 1911. Пг., 1916 (отт. из: Сб. отчетов о премиях и наградах, присуждаемых Рос. Имп. Акад. наук за 1912 г.: (Премия им. М. Н. Ахматова)); Семёнов. Словарь церк. пения. 1961; Сове Б. И. Русский Гоар и его школа // БТ. 1968. Сб. 4. С. 39-84; Пентковский. Типикон. С. 31-37; Артемова Е. Г. Прот. М. А. Лисицын - идеолог Нового направления духовной музыки // Вестн. ПСТГУ. Сер. 5. 2014. № 1(13). С. 136-148; она же. Духовно-муз. культура Петербурга рубежа XIX-XX вв. М., 2015. С. 67-81, 172-184.
Е. Г. Артёмова, С. И. Никитин
Ключевые слова:
Протоиереи Русской Православной Церкви Духовные писатели русские Лисицын Михаил Александрович (1872 - 1918), протоиерей, русский духовный писатель
См.также:
АЛЕКСЕЕВ Петр Алексеевич (1727–1801), прот., писатель, публицист, лексикограф, богослов
АЛФЕЕВ Павел Иванович (1846-1918), прот., духовный писатель
БОГОСЛОВСКИЙ-ПЛАТОНОВ Ипполит Михайлович (1820-1870), прот., дух. писатель
ДУДКО Димитрий Сергеевич (1924 - 2004), прот., духовный писатель
ДЬЯЧЕНКО Григорий Михайлович (1850 - 1903), протоиерей, духовный писатель, катехизатор, публицист
ЕГОРОВ Иоанн Федорович (1872 - кон. 1920/ кон. 1921), прот., духовный писатель, деятель либерально-обновленческого движения в РПЦ