Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛИДДОН
41, С. 45-46 опубликовано: 3 июля 2020г.


ЛИДДОН

[Англ. Liddon] Генри Парри (20.08.1829, Норт-Стонхем, графство Гэмпшир, Англия - 9.09. 1890, Уэстон-сьюпер-Мэр, графство Сомерсет, Англия), англикан. священник, богослов и проповедник. Род. в семье отставного офицера Королевского ВМФ Мэтью Лиддона, участвовавшего в годы службы в арктических экспедициях контр-адмирала У. Э. Парри. Получив начальное образование в местной школе, он продолжил обучение в г. Лайм-Риджисе (графство Дорсет), в 1844 г. поступил в школу при лондонском Кингс-колледже, а затем, в 1846 г.,- в Крайст-колледж Оксфордского ун-та. В годы учебы в ун-те у Л. возник интерес к идеологии Трактарианского движения, чему способствовало знакомство с Э. Б. Пьюзи, лидером этого движения после перехода Дж. Г. Ньюмена в католицизм в 1845 г. В 1850 г. Л. окончил курс классических наук и в следующем году получил стипендию для изучения теологии, однако степени бакалавра и д-ра богословия был удостоен только в 1870 г. по специальному постановлению конвокации. В этот период он неоднократно бывал на континенте, в т. ч. в 1852 г. посетил Рим и получил частную аудиенцию у папы Римского. Впрочем, попытки склонить его к переходу в католицизм, вероятно вызванные его репутацией сторонника Оксфордского движения и Высокой церкви, оказались тщетны.

По возвращении из этой поездки, 19 дек. 1852 г., Л. был рукоположен во диаконы и назначен в приход Уонтидж в графстве Оксфордшир. В следующем году Л. стал священником, однако вскоре оставил службу в приходе по состоянию здоровья. В 1854 г. по протекции еп. Оксфордского Сэмюэля Уилберфорса он был назначен вице-президентом нового богословского колледжа в Каддесдоне (графство Оксфордшир). Однако стремление Л. воплотить на деле принципы, провозглашавшиеся Оксфордским движением, повлекло за собой многочисленные обвинения в прокатолич. симпатиях. Из-за конфликтов Л. с президентом колледжа было проведено расследование, которое привело к отставке Л. В 1859 г. он стал вице-президентом колледжа Сент-Эдмунд-Холл в Оксфордском ун-те и до конца жизни (с перерывом в 1869-1883) еженедельно читал лекции, пользовавшиеся большой популярностью. Оставив должность в ун-те в 1862 г., Л. неск. лет занимался исключительно проповедями, талант и склонность к к-рым он проявил еще в годы службы в приходе. Знаком признания его заслуг на этом поприще стало приглашение в 1866 г. прочесть серию ежегодных Бэмтонских лекций в Оксфорде, посвященных христологии. Они были опубликованы и переиздавались 15 раз. В 1864 г. Солсберийский еп. Уолтер Хамилтон, первым из представителей Трактарианского движения ставший прелатом, назначил Л. пребендарием солсберийского собора.

В июле-авг. 1867 г. Л. вместе со своим другом Ч. Доджсоном (более известным под псевдонимом Льюис Кэрролл) посетил Россию. Эта поездка, приуроченная к торжествам в честь 50-летия архиерейского служения митр. Московского Филарета (Дроздова), должна была способствовать установлению и упрочению связей между РПЦ и Церковью Англии. Л. и его спутник побывали в С.-Петербурге, Москве, Н. Новгороде и неск. мон-рях, в частности в Троице-Сергиевой лавре и Нов. Иерусалиме. В Москве, благодаря рекомендации российского посла в Брюсселе кн. Н. А. Орлова, их принимал викарий Московской епархии еп. Дмитровский Леонид (Краснопевков), 12 авг. они получили аудиенцию у митр. Филарета, в ходе которой Л. рассказал об устройстве англикан. церкви, в частности о ее отношении к непорочному зачатию Девы Марии.

В апр. 1870 г. Л. получил должность каноника лондонского собора св. Павла, к-рую сохранял до конца жизни. С июня того же года до 1882 г. он занимал кафедру профессора экзегетики Свящ. Писания в Оксфордском ун-те и в 1864-1875 гг. входил в состав совета ун-та (Hebdomadal Council). Его выступления и проповеди, как и раньше, пользовались огромной популярностью, их многократно издавали и переиздавали. Л., пользовавшийся т. о. значительным авторитетом в Церкви Англии, вместе с деканом и др. канониками собора св. Павла пытался упрочить влияние Оксфордского движения и выступал за расширение прав англо-католич. меньшинства.

В 70-х гг. XIX в. Л. участвовал в неск. церковных дискуссиях. Так, в 1871 г. он выступил против предложений об исключении Афанасиева Символа веры из Книги общих молитв и критиковал политику архиеп. Арчибальда Тейта по отношению к англо-католикам вплоть до того, что грозил оставить службу в Церкви Англии. В 1873 г. он стал одним из авторов подписанной несколькими священниками декларации против установления обязательной частной исповеди. В 1874 г. Л. критиковал предложенный правительством Б. Дизраэли Акт о регулировании публичных молитв (Public Worship Regulation Act), запрещавший любые изменения официально утвержденной службы, что, впрочем, не повлияло на принятие этого акта парламентом. В том же и следующем годах в Бонне он участвовал в конференции, посвященной возможностям объединения католиков и протестантов, и в обсуждении принятого I Ватиканским Собором в 1870 г. догмата о папской непогрешимости (в Англии значительный интерес к этим вопросам проявлял, в частности, известный политик У. Гладстон). Кроме того, Л. критиковал поддержку Великобританией тур. правительства, в т. ч. в проповедях и газетных публикациях 1876 г., весьма негативно воспринятых Мин-вом иностранных дел, а также неоднократно открыто выражал поддержку действиям России во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. В 1886 г. Л. вместе с сестрой совершил длительную поездку по Палестине и Египту, встречался с патриархом Иерусалимским и пытался убедить правосл. иерархов поддержать выступления против учрежденного в 1841 г. протестант. (англо-немецкого) еп-ства Иерусалимского, к-рое англо-католики считали недопустимой формой объединения 2 протестант. церквей (с 1887 англиканское Иерусалимское еп-ство).

Л. критически воспринял публикацию в 1889 г. группой богословов младшего поколения, «либеральных англо-католиков», сб. «Lux Mundi», однако подробно ответить им так и не успел.

В последние годы жизни Л. неоднократно получал предложения занять высокие церковные должности. Так, в 1885 г. премьер-министр Гладстон предлагал ему возглавить одну из 3 вакантных епископских кафедр. В следующем году его прочили на должность декана вустерского собора, во время путешествия в Палестину его заочно избрали епископом Эдинбургским. Несмотря на то что Л. неизменно отказывался от этих предложений, в 1870-1880 гг. его считали одной из наиболее влиятельных фигур в Церкви Англии, лидером (наряду с Пьюзи, учеником и последователем к-рого он считал себя всю жизнь) Оксфордского движения и идеологом англо-католицизма.

Ист.: Dr. Liddon's Tour in Egypt and Palestine in 1886: Being Letters Descriptive of the Tour written by his sister, Mrs. King. L., 1891; Кэрролл Л. Дневник путешествия в Россию в 1867. М., 2014.
Соч.: Some Words for God: Being Sermons Preached Before the Univ. of Oxford, Chiefly During the Years 1863-1865. Oxf., 1865; The Divinity of our Lord... Jesus Christ: [Being the Bampton Lectures for 1866]. L., 1867; Some Elements of Religion: Lent Lectures, 1870. L., 1872; Sermons Preached Before the University of Oxford. Second Series, 1868-1879. L., 1879; Life of E. B. Pusey / Ed. J. O. Johnston, R. J. Wilson. L.; Oxf., 1893. 2 vol.
Лит.: Canon Liddon: A Memoir. L., 1890; Johnston J. O. The Life and Letters of H. P. Liddon. L.; N. Y.; Bombay, 1904; Chandler M. The Life and Work of H. P. Liddon (1829-1890). Leominster, 2000.
В. А. Таубер
Ключевые слова:
Англиканская Церковь Проповедники протестантские Богословы англиканские Лиддон Генри Парри (1829 - 1890), англиканский священник, богослов и проповедник
См.также:
БАРНС Эрнест Уильямс (1874-1953), англикан. еп. Бирмингемский, теолог и математик
АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1) общеупотребительное название Церкви Англии, официальной протестантской Церкви Великобритании; 2) в расширительном смысле - определение, применяемое ко всем Церквам, исторически связанным с Церковью Англии и разделяющим доктрину англиканства
АНГЛИКАНСКИЕ ВЕРОИСПОВЕДАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ - см. Десять статей, Епископальная книга, Королевская книга, Сорок две статьи, Тридцать девять статей, Шесть статей
АНГЛИКАНСКОЕ СОДРУЖЕСТВО объединение церквей, исповедующих доктрину англиканства, придерживающихся практики богослужения, определяемой Книгой общих молитв, допускающих евхаристическое общение и признающих в той или иной степени историческую связь с Кентерберийской епархией и авторитет Архиепископа Кентерберийского
АНГЛОКАТОЛИЦИЗМ - см. Оксфордское движение, Англиканская Церковь, Высокая Церковь, Ритуализм, Трактарианизм
АШЕР Джеймс (1581-1656), архиеп. Арма, англиканский теолог и церк. историк
БАКСТЕР Ричард (1615-1691), пуританск. богослов
БАТЛЕР Джозеф (1692-1752), еп. Даремский, теолог и религ. философ, св. Англикан. Церкви (пам. 16 июня)